Д и кто больше назовет действий. Дидактическая игра «У кого кто

Д и кто больше назовет действий. Дидактическая игра «У кого кто

14.04.2024

УМЕНИЕ ОБОБЩАТЬ И КЛАССИФИЦИРОВАТЬ ПРЕДМЕТЫ

ПО РАЗЛИЧНЫМ ПРИЗНАКАМ

Отвечай быстро

Цель игры. Закреплять умение детей классифици­ровать предметы (по цвету, форме, качеству), приучать их быстро думать и отвечать.

Ход игры. Воспитатель, держа в руках мяч, ста­новится вместе с детьми в круг и объясняет правила иг­ры: «Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, потом он сам называет любой цвет и перебрасывает мяч следующему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, свой цвет и т. д.

«Зеленый» - говорит воспитатель (делает маленькую паузу, давая детям возможность вспомнить предметы зе­леного цвета) и бросает мяч Вале. «Лист», - отвечает Валя и, сказав «голубой», бросает мяч Вите. «Небо»,- отвечает Витя и говорит «желтый», бросая мяч следую­щему. Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов одинакового цвета много.

Основным признаком для классификации может быть не цвет, а качество предмета. Начинающий говорит, на­пример: «Деревянный», - и бросает мяч. «Стол», - отве­чает ребенок, поймавший мяч, и предлагает свое слово: «Каменный». «Дом», - отвечает следующий играющий и говорит: «Стальной». - «Ложка». И т. д.

В следующий раз за основной признак берется форма. Воспитатель говорит слово «круглый» и бросает мяч лю­бому играющему. «Солнце», - отвечает тот и называет другую форму, например «квадратный», бросая мяч сле­дующему игроку. Тот называет предмет квадратной фор­мы (окно, книга, платок) и предлагает какую-либо фор­му. Одну и ту же форму можно повторять несколько раз, поскольку многие предметы имеют одинаковую форму.

При повторении игру можно усложнить, предложив называть не один, а два или несколько предметов.

Кто больше назовет действий?

Цель игры. Учить детей соотносить действия людей с их профессией, активизировать словарь, воспитывать умение быстро думать.

Ход игры. Воспитатель перед игрой проводит корот­кую беседу, уточняя понимание детьми слов «профессия», «действия»: «Дети, я работаю в детском саду воспитате­лем. Это моя профессия. Толина мама лечит больных. Ее профессия называется «врач». Как вы думаете, ка­кая профессия у Антонины Васильевны, которая нам готовит обед? (Дети отвечают: «Повар».) Назовите, какие вы знаете профессии. (Дети называют: «Шофер, учитель, сапожник, летчик и др.».) Каждый человек, имея про­фессию, работает, выполняет какие-то действия. Что же делает повар? (Дети отвечают: «Варит, печет, жарит, пе­ремалывает мясо, чистит овощи и др.».) Вот сейчас мы и поиграем с вами в игру «Кто больше назовет действий?» Я назову профессию, а вы вспомните все действия чело­века этой профессии».

Воспитатель говорит слово «врач». Дети отвечают: «Осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекар­ство, делает уколы, операции». «Портной» - наметывает, кроит, порет, утюжит, примеряет, шьет и т. д.

Воспитатель называет знакомые детям профессии: дворник, няня, прачка, шофер и др. Дети вспоминают, что делают люди этих профессий.

Кто больше назовет действий, считается выигравшим.

Что кому нужно?

Цель игры. Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые лю­дям определенной профессии.

Ход игры. Воспитатель напоминает детям игру «Кто больше назовет действий?» Он говорит: «В этой игре вы называли, какие действия выполняет человек той или иной профессии. А сегодня мы вспомним, что же нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть человека по профессии, а вы скажете, что нужно ему для работы». «Сапожник!» - говорит воспитатель. «Гвоз­ди, молоток, кожа, сапоги, ботинки, машинка, лапа»,- отвечают дети.

Воспитатель называет профессии, знакомые детям данной группы: врач, медсестра, воспитатель, няня, двор­ник, шофер, летчик, повар и др.

Если интерес к игре у детей не пропадает, можно предложить обратный вариант. Воспитатель называет предметы для труда людей определенной профессии, а дети называют профессию.

«Читает, рассказывает, учит рисовать, лепить, танцу­ет и поет, играет», - говорит воспитатель и бросает мяч кому-либо из играющих. «Воспитательница», - отвечает тот и бросает мяч ей.

В этой игре, как и в других играх, где правилами предусматривается умение быстро отвечать, необходимо помнить об индивидуальных особенностях детей. Есть медлительные дети. Их надо приучать думать быстрее, но делать это следует осторожно. Такого ребенка лучше вызвать отвечать первым, так как в начале игры боль­шой выбор слов. Воспитатель подбадривает ребенка сло­вами: «Витя быстро нашел нужное слово. Молодец!» Подчеркивается именно быстрота ответа.

Вершки-корешки

Цель игры. Упражнять детей в классификации ово­щей (по принципу: что у них съедобно - корень или пло­ды на стебле).

Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть «вершками», а что - «корешками». «Съедобный корень овоща будем называть «корешками», а съедобный плод на стебле - «вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки». «По­мидор!» - «Вершки». «Лук!» - «Вершки и корешки». Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

Воспитатель может предложить иной вариант; он го­ворит: «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после бе­седы об овощах, об огороде.

Назови три предмета

Цель игры. Упражнять детей в классификации предметов.

Ход игры. «Дети,- говорит воспитатель,- мы уже играли в разные игры, где требовалось быстро подобрать нужное слово. Сейчас мы поиграем в похожую игру, но только будем подбирать не одно слово, а сразу три. Я на­зову одно слово, например «мебель», а тот, кому я брошу мяч, назовет три слова, которые можно назвать одним словом «мебель». Какие предметы можно назвать одним словом «мебель»?» Дети: «Стол, стул, кровать, диван». «Правильно, - говорит воспитатель, - но в игре нужно назвать только три слова». «Цветы!» - произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василек».

В этой игре дети учатся относить три видовых поня­тия к одному родовому. В другом варианте игры дети, наоборот, по нескольким видовым понятиям учатся на­ходить родовые. Например, воспитатель называет: «Малина, клубника, смородина». Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Ягоды».

Более сложным вариантом игры будет такой, когда воспитатель во время одной игры меняет задание: то называет видовые понятия, и дети находят родовые, то называет родовые понятия, а дети указывают видовые. Такой вариант предлагается в том случае, если дети час­то играли в различные игры на классификацию пред­метов.

Охотник

Цель игры. Упражнять детей в умении классифици­ровать и называть животных, рыб, птиц и т. д.

Ход игры. Где-нибудь на свободном месте в одном конце двора или площадки стоит группа играющих. Это дом. На расстоянии нескольких шагов от дома - чем дальше, тем лучше - положена какая-нибудь метка и проведена черта. Это лес, где водятся разные звери. В этот лес и отправляется охотник - один из играющих. Стоя на месте, он произносит такие слова: «Я иду в лес на охоту, буду охотиться за...» Здесь он делает шаг впе­ред и говорит: «...зайцем»; делает второй шаг: «...медве­дем»; делает третий шаг: «...волком»; четвертый шаг: «...лисицей»; пятый: «...барсуком...». При каждом шаге охотник называет какого-нибудь зверя. Нельзя два раза называть одного и того же зверя. Нельзя называть и птиц, но если играть в птичью охоту, то нужно назы­вать только птиц.

Победителем считается тот, кто дошел до леса, при каждом шаге называя нового зверя. Тот, кто не смог этого сделать, возвращается домой, а на охоту отправ­ляется следующий. Неудачливому охотнику можно раз­решить еще раз пойти на охоту. Возможно, на этот раз охота будет удачной.

Примечание. По принципу этой игры можно провести игру «Рыболов». Игра проводится так же. Рыболов го­ворит: «Пойду на рыбалку и поймаю... щуку, карася, оку­ня» и т. д.

Птицы (звери, рыбы)

Цель игры. Закреплять умение детей классифици­ровать и называть животных, птиц, рыб.

Ход игры. Все дети садятся на стулья, поставлен­ные в ряд или вокруг стола, или становятся в кружок.

Один из играющих берет в руки какой-нибудь пред­мет и передает его своему соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?» Сосед принимает предмет и бы­стро отвечает: «Орел». Затем он передает вещь своему соседу и сам говорит: «Вот птица. Что за птица?» «Воро­бей»,- отвечает тот и быстро передает предмет следу­ющему.

Предмет можно передавать по кругу несколько раз, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан. Отвечать надо не мешкая. Если ребенок медлит, это зна­чит, что он плохо знает птиц. Тогда все другие участники игры начинают помогать ему, называя птиц. Одну и ту же птицу нельзя называть дважды, каждый раз нужно называть новую. Если кто-нибудь повторит название два раза, у него берут фант, а по окончании игры заставляют выкупать его.

Так же играют, называя рыб, зверей, насекомых.

Кто больше назовет предметов?

Цель игры. Учить детей классифицировать предме­ты по месту их производства.

Ход игры. После предварительной беседы о том, что окружающие нас предметы изготовлены людьми на фаб­риках, заводах или выращены в совхозах и колхозах, воспитатель предлагает игру «Кто больше назовет пред­метов?»

«Что сделано на заводе (на фабрике)?» - спрашивает воспитатель и бросает мяч кому-либо из играющих. «Ма­шины»,- отвечает тот и бросает мяч следующему. Дети следят за правильностью ответов, за тем, чтобы не повторялось сказанное.

«Что выращено в колхозе (в совхозе)?» - спрашивает воспитатель. Дети называют: лен, картофель, рожь, пше­ница.

В такой игре уточняются знания детей. Например, де­ти узнают, что зерно выращивают колхозники, а хлеб выпекают рабочие пекарни, хлебозавода.

Постоянное напоминание детям о том, что в создание почти каждого предмета вложен труд человека, воспиты­вает у них бережное отношение ко всем вещам.

Природа и человек

Цель игры. Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа.

Ход игры. Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знания о том, что окру­жающие нас предметы или сделаны руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; напри­мер, лес, уголь, нефть, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек.

«Что сделано человеком?» - спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). После нескольких ответов детей он задает новый вопрос: «Что создано природой?»

В ходе игры воспитатель проводит с детьми неболь­шую беседу о том, что человек использует природу для того, чтобы лучше жилось людям и в то же время люди бережно относятся к природе: охраняют леса от пожаров, очищают пруды, озера и реки, охраняют животных и птиц.

А если бы...

Цель игры. Воспитывать сообразительность, наход­чивость, умение использовать знания в соответствии с об­стоятельствами.

Ход игры. Воспитатель начинает игру таким вступ­лением: «Решили как-то ребята из детского сада отпра­виться в путешествие по родной стране. Все хотели путе­шествовать, но ничего у них не вышло, оказалось, что все они хотели путешествовать по-разному. Как вы думаете, что предлагали дети того детского сада? Куда и на чем они хотели поехать? Каждый может предложить только один маршрут и один подходящий вид транспорта, по­вторяться нельзя».

Дети сидят в кругу. Воспитатель передает одному из играющих какой-нибудь предмет (камешек, желудь, ку­бик). Получивший его говорит, куда бы он отправился и иа чем, и передает предмет рядом сидящему игроку. Так предмет переходит из рук в руки, пока не будут названы все средства передвижения. Дети вспоминают все: лодки, плоты, упряжки оленей, ракеты и др.

Дидактическая игра

«Кто больше назовет блюд»

Цель: развивать быстроту реакции на вопрос, внимание; воспитывать выдержку, терпеливость.

Ход игры. Педагог называет овощ или фрукт и просит вспомнить блюдо, которое из него можно приготовить. Тот, кому брошен мяч, должен назвать блюдо, не повторяясь. Ошибившийся или ничего не сказавший ребенок пропускает кон. Педагог может задать какое - то блюдо, а дети должны вспомнить его составляющие и договориться, какой составляющей будет каждый из них. Ведущий выкрикивает, что он хочет положить в кастрюлю, а узнавший себя впрыгивает в круг. Следующий впрыгивает и берет за руку предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. Можно использовать шапочки-маски, медальоны с изображением овощей и фруктов.

Дидактическая игра

«Что едят в сыром виде, а что в вареном? »

Цель: развивать фразовую речь, произвольное внимание; формировать умение выслушивать своих товарищей, терпеливо ждать своей очереди.

Ход игры. Педагог показывает детям поочередно овощи и спрашивает, что можно есть в сыром виде, а что нельзя. Дает образец ответа: «Огурец можно есть в сыром виде», «Картофель надо варить». Затем педагог предлагает хлопать в ладоши, если овощ можно есть в сыром виде, и сидеть тихо, если нельзя.

Дидактическая игра

«Столик, накройся!».

Цель: Закрепить навыки сервировки детского стола.

Ход игры: участники вытягивают листочки с изображением блюд на разные этапы питания (завтрак, обед, полдник, ужин) и при помощи плоскостных фигур накрывают столы.

Игра «Накроем стол для кукол».

Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения .

Ход игры:

Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда).

Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы-ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.


Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.

Дидактическая игра «Чашки – ложки»

Цель: познакомить детей с предметами сервировки (ложка, чашка, тарелка)

Дидактическая игра «Научим Чебурашку накрывать на стол»

Цель: Учить детей правильно сервировать стол, узнавать и называть предметы сервировки.

Дидактическая игра «Напоим Катю чаем»

Цель: Продолжать знакомить детей с предметами сервировки, правильно сидеть за столом.

Дидактическая игра «Маша обедает»

Цель: Закрепить у детей знания о предметах сервировки.

Дидактическая игра «Будем кашу варить, будем Сашу кормить»

Цель: Обучать детей правильно пользоваться ложкой.

Дидактическая игра

«Кормление кукол»

Цель: Развивать устойчивое внимание, умение манипулировать предметами (ложкой, чашкой, тарелкой)

Дидактическая игра «Красивые салфеточки для трех поросят»

Цель: Продолжать обучать детей навыкам пользования салфеткой.

Игры с предметными картинками «Дети обедают»

Цель: Закрепить знания детей о поведении за столом, знания о столовой посуде.

Игровые образовательные ситуации, дидактические упражнения, дидактические игры, игры – занятия.

· Ситуация «Мы готовимся к обеду»

Цель: - знакомить с названиями столовой посуды, их формой, цветом;

Объяснять детям последовательность расстановки приборов для обеда

Оборудование: предметы столовой посуды: тарелки (глубокая, мелкая), кружка, ложки (маленькая, большая).

Ситуация разворачивается естественным образом. Воспитатель обращает внимание детей на няню, которая готовит посуду для сервировки стола к обеду.

Воспитатель показывает детям предметы столовой посуды попарно: глубокая и мелкая тарелка, маленькая и большая ложка, кружка. Выделяются общие и отличительные признаки. Например: «Эти тарелки круглой формы. Эта тарелка мелкая, а эта - глубокая».

Педагог объясняет детям назначение каждого предмета столовой посуды. Далее объясняет, что все эти предметы тоже называют посудой. Их ставят на стол, который нужно накрыть к обеду.

«Сначала надо поставить на середину стола хлебницу. Вокруг хлебницы надо расставить глубокие тарелки. Справа от тарелки надо положить большую ложку, которой мы будем есть суп. Рядом с ложкой надо положить вилку. Она понадобится, когда мы будем есть второе блюдо. Между глубокой тарелкой и хлебницей надо поставить кружку, из которой мы будем пить компот».

После того как накрыт стол, педагог делает обобщение: «Посмотрите, все, что стоит на столе, - это посуда. Такая посуда называется столовая».

Няня сообщает детям, что повар приготовил сегодня детям на обед.

В свободное время воспитатель организует с детьми игру «Накроем стол к обеду для наших любимых игрушек», в ходе которой закрепляются названия предметов столовой посуды, совершенствуются культурно - гигиенические навыки, культура поведения за столом, дети упражняются в правильной сервировке стола.


· Игровая образовательная ситуация «Принимайся за обед»

Цели:-закрепить знание названий и назначения мебели и посуды для столовой;

Учить правильно и красиво накрывать на стол, культуре поведения за столом;

Формировать основы внимательного и заботливого отношения к партнерам по игре.

Оборудование: кукла, мебель, посуда для столовой; обеденная скатерть, чайная скатерть, столовые и чайные салфетки; фартук, косынка, пара рукавичек - ухваток.

Дети самостоятельно играют с куклой. Воспитатель предлагает детям накормить куклу. Кукла садится за стол. Но вот незадача: есть-то не из чего. Дети обычно смеются. Кукла же огорчена. Надо вместе с детьми утешить ее: «Сейчас мы накроем на стол».

Заранее необходимо подготовить как можно больше разнообразной посуды, чтобы дети смогли сделать правильный выбор и сервировать стол к завтраку, обеду или ужину, как они пожелают.

На куклу надевают косынку и фартук, она будет помогать детям сервировать стол. Педагог задает детям вопросы от имени куклы: «Что надо прежде всего поставить на стол? А из чего мы будем есть второе блюдо, пить компот?» Иногда кукла ошибается, например, ставит чашку не на блюдце, а на тарелку. Если дети сами этого не заметят, надо привлечь их внимание.

Наконец все готово: няня подает кукле еду, а воспитатель учит ее правильно сидеть за столом, пользоваться приборами, есть, благодарить за еду.

Кукла может спросить: «Зачем нужна ложка? Ведь удобнее есть руками, правда, дети?» А воспитатель просит детей подсказать кукле, чем едят первое блюдо, второе, фрукты из компота. Затем кукла спрашивает: «А что надо сделать после еды, дети?» и т. д.

После окончания игры дети самостоятельно играют, приглашают в гости других кукол, сервируют чайный стол и т. д.

Вариант. На обед к Мальвине приглашены Буратино, Чебурашка, Хрюша, другие сказочные персонажи.

Дети учат кукол правильно накрывать на стол, умело пользоваться приборами и т. д.

· Игра - занятие «Напоим куклу Катю чаем»

Дидактическая задача:

Учить детей поить чаем куклу (позже и другие игрушки: мишку, зайку и т. д.)

Формировать умение последовательно выполнять действия, называть предметы и действия с ними;

Развивать ласковое, заботливое отношение к кукле.

Материал: куклы, чашки, блюдца, ложки, сахарница и чайник из чайного сервиза, игрушечное печенье.

Педагог - мама накрывает стол для детей, показывает и называет каждое действие. На первом занятии целесообразно накрыть общий стол по числу играющих детей. Взрослый приглашает детей за стол, еще раз уточняет, что стоит на столе, как называется каждый предмет и для чего он нужен, как им можно пользоваться. Педагог говорит детям о том, что за этим столом дети будут поить чаем своих дочек (кукол). Из-за ширмы появляются куклы, дети выбирают себе их по желанию, усаживают на левое колено и придерживают левой рукой (показ дает педагог на своей кукле, помогает каждому ребенку взять правильно куклу, если возникает такая необходимость). Взрослый говорит со своей куклой и приглашает каждого ребенка тоже поговорить со своей куклой: «Сейчас будем пить чай, Катенька.

Вот чай наливаю в чашку... положу сахар... ложкой размешаю... возьми печенье... кусай печенье... пей чай... Не торопись, чай горячий...»


На последующих занятиях дети сами будут поить кукол чаем, игровое действие постепенно усложняется за счет ввода в игру варенья и т. п. Где возможно, усложняется и речевое сопровождение, например: «Не пей чай из ложки. Держи чашку крепко. Молодец, ешь печенье аккуратно, не кроши...»

· Дидактическая игра «Напоим куклу чаем»

Дидактическая задача:

Знакомить с названием предметов из чайного сервиза;

Упражнять в правильной сервировке стола к чаепитию (последовательность расстановки приборов для чаепития).

Оборудование: чайный сервиз (блюдца, чашки, заварочный чайник, сахарница, десертные тарелки, вазочка для печенья), чайные ложки.

Воспитатель обращается к детям: «Ребята, вы любите, когда к вам приходят гости?» Сегодня к нам в гости придут наши любимые игрушки. Давайте накроем стол для гостей. Чем мы будем их угощать? (Чаем и печеньем.)

Педагог объясняет детям последовательность расстановки приборов для чаепития. Сначала надо поставить вазу с печеньем на середину стола.

Вокруг вазы надо поставить блюдца, а на каждое блюдце - чашку. Около каждого блюдца надо поставить десертную тарелку. В десертную тарелку каждый гость положит себе печенье. Справа от каждого блюдца надо положить чайную ложку. Последними ставим сахарницу и заварочный чайник. Они тоже должны стоять на середине стола, чтобы каждому гостю было удобно взять сахар и налить чай.

Затем каждому ребенку дается короткая инструкция типа: «Андрей, поставь вазу с печеньем на середину стола». Все дети выполняют поручения, расставляя чайную посуду на столе. Педагог комментирует их действия: «Андрей ставит на стол вазу с печеньем». И так далее.

Какая ваза - большая или маленькая? (Ваза большая.)

После того как накрыт стол, педагог обобщает высказывания детей.

Посмотрите, все, что стоит на столе, - посуда. Из этой посуды пьют чай. Такую посуду называют «чайной посудой».

В заключение дети рассаживают за столом свои любимые игрушки и «угощают» их чаем.

После игры педагог предлагает детям помочь вечером маме накрыть стол к вечернему чаепитию.

· Экскурсия на кухню.

Знакомство с названиями предметов кухонной посуды, уточнение и закрепление назначения предметов кухонной посуды;

Дать представление детям о профессии повара;

Развивать наблюдательность; воспитывать уважение к труду взрослых, желание называть сотрудников детского сада по имени и отчеству.

Оборудование: предметы кухонной посуды (кастрюля, сковорода, половник и т. д.)

Ход занятия

1.Организационный момент.

Ребята, кто из вас знает, где в детском саду готовят еду? (На кухне.) Сегодня мы пойдем на экскурсию на кухню.

Воспитатель напоминает детям, как нужно здороваться и знакомиться с другими людьми.

2.Экскурсия на кухню.

Педагог приводит детей на кухню и знакомит с поваром.

Какая кухня? (Большая, светлая, чистая.)

Почему такая большая кухня? (Очень много детей в детском саду, надо приготовить много еды.)

Кто же готовит нам вкусные блюда? (Повар.)

Да, это повар. Зовут ее Галя. Повар готовит еду. Посмотрите, как много на кухне разной посуды.

Обращает внимание детей на предметы кухонной посуды.

Что это? (Кастрюля.)

Ребята, а дома ваша мама готовит в каких кастрюлях? (В маленьких.)

А здесь на кухне, какие кастрюли? (Большие.)

Сравнивает несколько кастрюль, показывает детям маленькую, большую и очень большую кастрюли.

Ребята, давайте спросим повара(Галю), какие предметы помогают ему в работе.

Первый вопрос задает воспитатель, давая образец.

Ножами что надо делать? (Резать, чистить.)

Половником что делают? (Мешают, наливают.)

Сковородки для чего? (Чтобы на них жарить.)

Мясорубка для чего? (Рубить мясо, овощи.)

(Воспитатель обращается к повару.) А какой сегодня вы приготовите обед?

Повар рассказывает.

3. Итоговая беседа по теме экскурсии.

Где мы были? (На кухне.) С кем вы познакомились? (С поваром (Галей).

Что вы видели на кухне? (Дети перечисляют запомнившиеся предметы.) Эта посуда называется кухонной, потому что она используется только на кухне, для приготовления пищи.

· Игровая ситуация: «У Кати день рождения»

Обобщить знания детей о сервировке стола, о некоторых продуктах питания;

Закрепить навыки культуры еды, пользования чайной посудой;

Воспитывать умение быть гостеприимными при встрече гостей, радоваться их приходу, выражать слова благодарности, проявлять внимание во время угощения;

Воспитывать положительные эмоции. Развивать самостоятельную инициативную разговорную речь детей

Оборудование: игрушки: кукла в нарядном платье, кукла - мальчик, мишка, заяц; набор продуктов: морковь, банан, апельсин, малина, яблоко; предметы чайной посуды.

Ход: Воспитатель сообщает детям о том, что у куклы Кати сегодня день рождения и она всех нас приглашает в гости.

Обсуждение: «Что можно подарить кукле Кате?»

Дети собираются на день рождения, берут с собой приготовленные подарки.

Дети приходят в гости к Кате, приветливо здороваются, дарят Кате свои подарки. Катя благодарит детей.

Воспитатель: Посмотрите, дети, какая Катя сегодня красивая, нарядная. Во что она одета? (Дети называют цвет платья, банта, туфелек.)

Катя: Ко мне на день рождения пришли еще мои друзья. Вот они сидят на диване.

Воспитатель: Давайте посмотрим, кто пришел к Кате надень рождения.

Дети называют знакомых им персонажей: зайка - попрыгайка, Мишка - Топтыжка, мальчик Коля.

Воспитатель: Катя хочет угостить своих гостей. Давайте посадим гостей к столу.

Маша, посади за стол зайчика. (Ребенок сажает игрушку, а воспитатель активизирует речь остальных детей: «Кому помогает сесть за стол Маша? Маша сажает за стол зайку».)

Давайте поможем Кате накрыть на стол. Вот в корзиночке Катя приготовила угощение для гостей (в корзинке морковь, банан, апельсин, малина, яблоко). Давайте выложим все на блюдо.

Дети достают из корзинки знакомые продукты и отвечают на вопросы воспитателя: что это? Какого цвета? Как его можно съесть? Надо ли снимать кожуру?

Затем каждому ребенку дается короткая инструкция типа: «Максим, поставь вазу с печеньем на середину стола. Инна поставит вокруг вазы блюдца, а на каждое блюдце Женя поставит чашку». Все дети выполняют поручения, расставляя чайную посуду на столе.

Воспитатель: Стол накрыт, гости сели за стол. Теперь они выберут себе угощение.

Как вы думаете, что выберет зайка - попрыгайка?

Почему ты думаешь, что он выберет морковку?

(Зайка - попрыгайка выберет морковку, потому что любит ее.)

Так распределяются все продукты. Медвежонок любит ягоды - угостим его малиной. Мальчик Коля любит яблоки. Кате достается апельсин.

Катя: Ребята, вы тоже пришли ко мне в гости. Я хочу угостить вас чаем с печеньем.

Дети садятся за стол и угощаются.

Затем гости благодарят Катю за вкусное угощение.

Играют в хороводную игру «Каравай».

Вежливо прощаются.

· Игра - занятие « Накормим куклу Катю обедом »

Дидактическая задача:

Учить детей наливать суп поварешкой из кастрюли;

Учить кормить куклу ложкой из глубокой тарелки, в мелкую тарелку класть второе (макароны-палочки, кружки-котлеты и пр.), поить компотом;

Формировать элементарные умения передавать отношение к кукле как к ребенку: понимать состояние куклы: хочет кушать, проголодалась и т. п.

Обучать детей культурно - гигиеническим навыкам, которые нужно выполнять перед едой.

Материал: кастрюля, поварешка, сковородка, ложка, вилка, глубокая и мелкая тарелки, чашка - для каждого участника игры.

Желательно использовать крупные игровые наборы, чтобы детям было удобно пользоваться в процессе игры.

Взрослый говорит о том, что куклы хотят обедать, им надо приготовить обед и накормить их.

Уточняет с детьми, что для этого надо. Задает вопросы о том, для чего нужен каждый предмет: плита, кастрюля, поварешка; в какую посуду надо наливать суп и т. п. Далее взрослый показывает, как надо варить суп на плите: «Кастрюлю ставлю на плиту, в ней суп варится. Суп сварился. Крышку открываю, суп наливаю. Осторожно, суп горячий, проливать нельзя. Вот налила суп в тарелку».

Педагог сажает куклу на левое колено, придерживает ее левой рукой и дальше действует правой. Дети будут делать так же. Если, им трудно, то можно посадить куклу на стул, а самим, сидя или стоя, кому как удобно, расположиться рядом, действуя двумя руками. Педагог показывает речевой образец, обращенный к кукле, например: «Ешь, Катя. Ложку держи ровно... не проливай суп, хорошо! Молодец! Все съела».

После демонстрации игрового действия детям раздаются плиты, кастрюли, тарелки, ложки, поварешки; выясняется попутно название и назначение этих предметов; игровое действие производится детьми самостоятельно.

При необходимости педагог помогает детям.

Если этот этап не вызвал у детей затруднений, можно продолжить занятие, накормив куклу вторым блюдом. Или это делается на отдельном занятии, а затем объединяется в единую цепочку игровых действий.

Педагог дает образцы действий и речевого сопровождения: «Молодец, Катя, хорошо поела суп. Теперь дам тебе второе. Вот сковородка. На ней котлеты и макароны («понарошку»). Кладу котлету и макароны в мелкую тарелку. Бери вилку, ешь котлету и макароны. Бери чашку... держи крепко... пей компот!» Если дети захотят кормить своих «детей» вторым, то просят все необходимое: сковородку, мелкую тарелку, вилку, а затем чашку для компота, попутно выясняя, для чего нужен каждый предмет.

Когда дети научились кормить кукол обедом и игровые действия не вызывают затруднений, можно усложнить игру, вводя новые «продукты»: мелкие красные квадраты - мясо в суп, пластмассовые мелкие овощи для супа и фрукты для компота и т. п. в зависимости от имеющегося материала и воображения как педагога, так и детей.

Усложнение идет за счет соединения цепочек разных игровых действий: мытье рук и обед; обед и мытье посуды; поход в магазин за продуктами, приготовление обеда и кормление кукол. Первое время в «магазине» работает продавцом взрослый, он подсказывает и направляет действия детей:

«Вот купите яйца (желтые или белые шарики, овалы), пожарьте на сковородке вместе с котлетами» или «Купите картошку, вот она. Почистите и положите в кастрюлю вместе с морковкой и мясом, будет отличный суп».

Позднее вы прибавите «солонку», «терку», «ножи» и т. п. Дети сами будут предлагать все новые и новые детали игры, если играть с ними систематически и с любовью.

Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, способствующие успешному освоению навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.

· Формирование умения самостоятельно пользоваться ножом

1. «Покормим зверей салатом»

Закреплять навык правильной еды - держать правильно ложку (тремя пальцами - указательным, средним, большим);

Нарезать пластилиновые овощи пластмассовым ножом;

Перемешивать большой ложкой салат в миске; кормить кукол салатом.

Словарь: огурец, помидор, лук; салатница, ложка; держу, отрезаю, перемешиваю, кормлю.

Оснащение: игрушечные звери; пластилиновые овощи, пластмассовый нож, вилка.

Ход игры: принесите красиво украшенную коробку и предложите ребенку посмотреть, что в ней (игрушечные звери). Скажите: «Звери пришли к тебе в гости из леса.

В лесу сейчас холодно и голодно. Надо бы их чем-нибудь угостить». Предложите ребенку сделать овощной салат и угостить зверей.

Рифмовка: Я сегодня не скучаю,

Всех салатом угощаю.

Звери на пеньке сидят

И салатик мой едят.

Ребенок должен приготовить "салат":

· нарезать пластилиновые овощи;

· сложить их в салатницу;

· круговыми движениями большой ложкой перемешать салат в салатнице;

· положить салат большой ложкой каждому гостю на тарелочку;

· угостить зверей салатом.

2. «Чай для кукол»

Закреплять навыки пользования чашкой - держать чашку за ручку;

Обогащать игровые действия - научить кукол пить чай из чашки;

Закреплять знание «чайной церемонии»: вскипятить воду, заварить чай, налить в чашку кипяток и заварку.

Словарь: чай, кипяток, заварка, чашка, чайник; наливаю, завариваю, угощаю; горячий, крепкий, вкусный.

Оснащение: игрушечный чайный сервиз, кукла.

Ход игры: расставьте перед ребенком чайный сервиз.

Рассмотрите вместе предметы посуды. Попросите ребенка назвать каждый предмет. Покажите куклу, скажите, что кукла пришла к ребенку в гости, а гостей принято угощать.

Рифмовка: Таню в гости приглашаю,

Чаем с плюшкой угощаю.

Пей, Танюша, чай!

Пей и не скучай!

Предложите ребенку приготовить чай (положите перед ним мнемокарту с рисунками, изображающими последовательность действий при приготовлении чая). Когда чай будет готов, предложите ребенку напоить кукол и взрослых, играющих с ним.

Игры и упражнения, направленные на формирование навыка приема пищи

Д/и «Кормление куклы»

Научить простейшим действиям с сюжетными игрушками (кормление), прививать гигиенические навыки;

Вызывать речевую активность; воспитывать добрые чувства к кукле.

· Сюжетно - отобразительная игра «Встреча подружек куклы, угощение их чаем»

Знакомить детей с предметами посуды: учить называть их, узнавать по слову, использовать по назначению;

Учить сервировать стол к чаепитию;

Воспитывать желание заботиться о кукле.

Д/и «Накормим куклу кашей»

Цель: рассматривание тарелки, столовой ложки, салфеток. Обучение культурно - гигиеническим навыкам.

«Мы готовимся к обеду»

Знакомство с названиями предметов столовой посуды, приборов, их формой, цветом;

Учить правильно и красиво накрывать на стол;

Учить кукол культуре поведения за столом.

· «Учим куклу готовить». («Готовим обед для кукол»; «Маленькие хозяюшки»)

Цель: - закрепление названий предметов кухонной посуды, их назначения;

Учить различать продукты питания, определять, из чего приготовлены блюда, из скольких блюд состоит обед;

Закрепление навыка дифференциации по назначению кухонной и столовой посуды.

· «Угостим Катю обедом»

Сервировка стола для обеда куклы Кати;

Сравнение глубокой и мелкой тарелок; знакомство с названиями приборов и их

назначением: ложка столовая и чайная, вилка, нож.

· «У куклы Кати день рождения». (Накрываем стол для обеда и кормим кукол.)

Цель: обобщение знаний о предметах столовой посуды и продуктах питания, активизация словаря, связной речи.

· Д/и «Обед для трех медведей». («Три медведя готовят обед»)

Цель: уточнение понятий «маленький» - «большой» - «очень большой» применительно к предметам кухонной посуды.

«Четвертый лишний» (классификация посуды по назначению, использованию.)

Д/и «Катин огород»

«Подарок зайке»

«Что выросло на огороде».

Рассматривание овощей; познакомить с названиями некоторых овощей;

Учить узнавать их по названию и самостоятельно называть;

активизировать словарь, развивать связную речь (умение выражать мысль в форме 3 - 4-словного предложения).

Игры на различение предметов посуды

· Д/и «Магазин». (Покупка продуктов для приготовления обеда. Покупка посуды)

· «Навестим больную куклу. Приготовим ей угощения» (лепка предметов округлой формы - конфетки, вишенки.)

· «Печем пироги для куклы» (игры с песком)

Цель: учить действовать совком - набирать влажный песок, наполнять им формочки, утрамбовывать песок в формочки тыльной стороной совка, переворачивать формочку на стол, придерживать песок рукою4 стучать по дну формочки, снимать ее; угощать куклу.

Действия с предметами - орудиями . «Оладьи для Кати».

Цель:-развивать глазомер, координацию движений правой руки;

Упражнять в умении подхватывать круглый диск концом лопатки;

Воспитывать ловкость, сноровку, желание довести дело до конца.

Д/и «Научим куклу мыть посуду»

Цель: - воспитывать навыки пользоваться посудой, содержать ее в чистоте;

Приучать использовать посуду по назначению, бережно к

ней относиться;

Называть предметы посуды во время кормления куклы;

Называть действия (вытирать, ставить).

Каша из гречки.

Где варилась?

Сварилась, упрела,

Чтоб Катенька ела.

Ладушки, ладушки

Где были?

У бабушки

Что пили?

Каша масленька.

Бражка сладенька

Бабушка добренька

Попили по ели

Шу - полетели

На головку сели.

Каша вкусная дымится,

Лёша кашу есть садится,

Очень каша хороша,

Ели кашу неспеша.

Ложка за ложкой,

Ели по немножку.

Это - ложка,

Это - чашка.

В чашке - гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала -

Кашки гречневой не стало!

Утка утенка,

Кошка котенка,

Мышка мышонка

Зовет на обед.

Утки поели,

Кошки поели,

Мышки поели.

А ты еще нет?

Где твоя ложечка?

Скушай, хоть немножечко!

Пышка, лепёшка

В печи сидела,

На нас глядела,

В рот захотела.

Наш Сережа непосед,

Не доест никак обед.

Сели, встали, снова сели,

А потом всю кашу съели.

Ой, люли, люли, люли,

В море плыли корабли,

Насте кашку привезли.

Кашенька молочненькая

Для любимой доченьки.

Настя, ротик открывай,

Кашку сладкую глотай.

А кто кашку кушает,

Маму с папой слушает,

Вырастает сильным,

Здоровым и красивым.

Кто у нас любимый самый?

Ложку первую за маму,

А вторую за кого?

Да за папу твоего,

За кого же третью ложку?

За веселую матрешку,

Съешь за бабу,

Съешь за деду,

За мальчишку - за соседа,

За подружек и друзей,

Съешь побольше не жалей!

Съешь за праздник, шумный, яркий,

За гостей и за подарки,

За котёнка, за Тимошку

Эту маленькую ложку

И за рыжего кота,

Вот тарелка и пуста!

Кастрюля - хитруля

Славе кашку сварила

Платочком накрыла.

И ждет, пождет,

Слава первым придет?

Тили - час, тили - час

вот обед у нас сейчас

Скушаем за маму ложку,

Скушаем за папу ложку,

За собачку и за кошку,

воробей стучит в окошко,

дайте ложечку и мне...

вот и кончился обед.

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули говорить:

«Чем нам Машеньку кормить?»

Один скажет: «кашкою»,

Другой – «простоквашкою»,

Третий скажет – «молочком,

И румяным пирожком».

Ай, ту - ту, ай, ту - ту,

Вари кашку круту,

Подливай молочка,

Накорми казачка.

Ванечка, Ванюша,

Кашку всю ты скушай.

Стукни ложкой,

Топни ножкой.

Хлопни ты в ладоши,

И погладь ты кошку.

У котенка в чашке

Было много кашки.

Две тетери прилетели,

Две тетери кашку съели.

И кричат они котенку:

Ротозей ты, ротозей!

Если дали тебе кашку,

нужно съесть её скорей!

Пошёл котик по дорожке,

Купил Машеньке сапожки,

Пошёл котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошёл котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть

Или Машеньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Машеньке снесу.

Народные песенки, потешки

· «Ой, ладушки-ладушки, испечем оладушки!»;

· «Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку...»;

· «Уж я Танюшке пирог испеку...»;

· «Травка-муравка со сна поднялась...»;

· «Сорока - сорока»;

· «Дай, молочка, буренушка...» (чешская народная песенка);

· «Ты пасись, коровка, дольше...» (лит. нар. пес);

· «Отличные пшеничные» (шведская нар. пес);

· «На мельнице» (немецкая нар. пес);

· «Пирог» (венгерская)

Писатели – детям

· «Кто скорее допьет» С. Капутикян»

· «Хозяюшка» В. Донникова;

· «Медвежатки» Г. Бойко;

· «Вкусная каша» 3. Александрова;

· «Три каравая» И. Дружников;

· « Маша обедает» С. Капутикян;

· «Азбука здоровья» С. Волков;

· «Алёнушка» Е. Благинина.

· «Федорино горе»

· «Муха-Цокотуха»

· «Три медведя»

Используемая литература: Дошкольное воспитание № 5/ 1991г. и № 3 / 1991 года. Дошкольное воспитание №5/ 2004 года.

Логопед называет звук, ученики придумывают и называют слова с этим звуком. За каждое правильно названное слово ученик получает кружочек. В конце игры под-считывается количество кружочков у каждого ученика. Выигрывает тот, у кого их больше.

6. Прослушайте слова. Определите наличие и место (начало, середина, конец
слова) заданного звука в словах (см. слова ниже).

7. Назовите картинку. Определите наличие и место заданного звука в ее названии
(см. перечень картинок ниже).

(Логопед показывает картинку, не называя ее, выделенные слова объяснить.)

Приблизительный перечень слов и картинок:

на звук п

Слова: пол, путник, упал, суп, капли, пусто, платок, хлопок, полет, пыль, записка, трап, тулуп, пух, поплакать, пропустить.

Картинки: лапа, топор, поплавок, платье, т.апки, попугай, спутник, сапоги, платок, полка.

на звук т

Слова: торф, петли, кот, боты, рот, столы, пилот, топор, везет, поет, топот, табурет, автомат.

Картинки: туфли, торт, самолет, трактор, тапочки, халат, молоток, троллейбус.

на звук к

Слова: куст, сук, стакан, капкан, комок, кукушка, кнут, клюшка, скакать, скатерть, рыбак, кулак, крыша, комарик, локоть, сказка, котенок, лоскуток.

Картинки: сорока, кувшинка, фонарик, кошка, кувшин, замок, клюшка, рука, скамейка.

на звук х

Слова: храбрый, мех, хлопок, хохот, лопухи, грохот, смех, ухо, хмурый, хлястик, глухой, охрип, хвастун, лохматый, хорь, вихрастый, скоморох, хохлатка.

Картинки: халат, петух, хлеб, горох, хомяк, хлопушка, мухомор, муха, халва, хата.

на звук с

Слова: сок, нос, кусок, масло, сластена, сокол, волос, кусты, кросс, пастух, голос, свистнул, смастерил, расплакался, квас, колос, осока, класс.

Картинки: сук, весы, сумка, стакан, термос, сухарь, собака, слон, скамейка.

на звук л

Слова: ложка, план, упал, плата, колокол, пилот, плакат, хлынул, лужа, сломал, клык, ласковый, пласт, колокольчик, лыко, молоко, плыл, укол, волосы, лысый, ломать, слалом, заплатка.

Картинки: лопата, лоб, пенал, луна, полотенце, клумба, пластинка, вокзал, молния, бутылка, мел, белка, дятел, узел.

на звук р

Слова: трава, утро, рокот, тростник, завтрак, рот, ворона, дорога, родина, брусника, фарфор, разговор, провод, рыба, оркестр, разгружать, прорубь, рукав, мотор, ручей.

Картинки: рыба, муравей, барабан, боксер, пионер, роза, корова, картина, крот, крабы, ружье, радуга, баранки.

на звук ш

Слова: шум, лошадка, наш, ваш, кукушка, опушка, шалун, шалаш, игрушка, школа, школьник, камыш, подушка, шалунишка, бабушка, финиш, шиповник, кувшин, шутка, ошейник.



Картинки: шапка, кошка, подушка, душ, шишки, ватрушка, ландыш, ромашка, шайба, вишня, матрешка, пушка, букашка, карандаш, катушка.

на звук а

Слова: азбука, сад, март, малина, аптека, асфальт, заноза,
сам, сахар, аккуратный, Анна, бак, банка, аленький, Алена, плита,
Алик, автобус, ветла. ^

Картинки: аист, машина, тачка, береза, мак, ложка, мышата, арбуз, ананас, ракета, кружка, ручка.

на звук о

Слова: окунь, окно, рот, поле, окна, бревно, кольца, озеро, осень, острый, осторожно, крошки, соль, солнышко, сокол, осока, колосья, мох, Рома, точка, Оля, ясно, смешно, бедро.

Картинки: осы, кошка, ослик, соты, солнце, волк, косы, ведро, яйцо.

на звук у

Слова: улица, кукла, умный, несу, русый, пасу, услуга, руки, рисуй, рисунок, музыка, сукно, сутулый, усатый, русло, узник, узкий, пишу, клуб.

Картинки: лук, сумка, улитка, кусты, улей, утка, кружка, лужа,ручка, сук.

на звук ы

Слова: мы, мыс, кумыс, часы, сын, рыба, сыр, малыш, усы, лысый, торты, слоны, рыбаки, рыбы.

Картинки: тыква, мыло, ноты, соты, картины, столы, боты, крыса, мышка.

В таком же порядке ведется работа и с другими звуками.

Что за предмет?

Цель: учить называть предмет и его описывать.

Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч) . Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

Угадай игрушку

Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.

Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

Кто больше увидит и назовёт

Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.

Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

Сорока

Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.

Материал: иголки, очки, мыло, звонок, щётка, утюг. Кисть, веник, игрушка - птица Сорока.

Воспитатель: Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла

(Воспитатель раскладывает предметы)

Дети:

Сорока, сорока

Отдай нам мыльце

Сорока:

Не дам, не отдам

Возьму ваше мыльце

Отдам моему сорочонку умыться.

Дети:

Сорока, сорока

Отдай нам иголку!

Сорока:

Не дам, не отдам.

Возьму я иголку

Сорочку сошью своему сорочонку.

Дети:

Сорока, сорока,

Отдай нам очки

Сорока:

Не дам, не отдам.

Я сама без очков,

Прочесть не могу сорочонку стихов.

Дети:

Сорока, сорока.

Отдай нам звоночек.

Сорока:

Не дам, не отдам.

Возьму я звоночек.

Отдам сорочонку - звони мой, сыночек.

Воспитатель:

Ты, сорока, не спеши

Ты у деток попроси.

Все тебя они поймут.

Всё что надо подадут.

Воспитатель: Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить...)

Воспитатель: Дети, что для этого нужно сороке?

(Дети называют и приносят все предметы)

Сорока благодарит и улетает.

Назови как можно больше предметов

Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.

Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения)

Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

Олины помощники

Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов.

Материал: кукла Оля.

К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.

Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.

Что это? (Это ноги)

Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)

Разноцветный сундучок

Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.

Материал : шкатулка, предметные картинки по количеству детей.

Воспитатель:

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Ира, загляни-ка,

Вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

Скажи, какой?

Цель: Учить детей выделять признаки предмета.

Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.

Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

«Волшебный кубик»

Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.

Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.

Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик. На верхней грани - например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит съимитировать гул самолёта.

Аналогично разыгрываются и другие грани кубика

«Необычная песенка»

Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.

Воспитатель: Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку. Первыми выступили большие, толстые жуки. Они важно пели: О-О-О. (Дети пропевают мелодию на звук О) . Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А) . Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках - И-И-И. (Дети напевают эту же мелодию на звук И) . Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики.

«Эхо»

Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.

Воспитатель громко говорит: А-А-А. ребёнок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т.д.

«Садовник и цветы»

Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)

Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя) . Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.

«Кто больше действий назовёт»

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

Например:

Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)

«Козлята и волк»

Цель. Заканчивать сказку по её началу.

Материал. Фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик

Воспитатель рассказывает начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей.

Воспитатель: зайчик говорит....

Дети: не бойтесь меня, это я - маленький зайчик.

Воспитатель: Козлята угостили его....

Дети: морковкой, капустой...

Воспитатель: потом они стали...

«Разбуди кота»

Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.

Материал. Элементы костюма животных (шапочка)

Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит) , на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу) .

Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.) . Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.

«Ветерок»

Цель. Развитие фонематического слуха.

Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например, у, поднимите руки и медленно покружитесь.

Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения

«Буратино-путешественник»

Цель. Ориентироваться в значении глаголов.

Материал. Кукла Буратино.

Буратино - путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.

Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.

Зевают, отдыхают, спят...

Пляшут, поют, кружатся...

Был Буратино в детском саду, когда дети:

Приходят, здороваются... (Когда это бывает?)

Обедают, благодарят...

Одеваются, прощаются...

Лепят снежную бабу, катаются на санках

«Прятки»

Цель. Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)

Материал. Мелкие игрушки.

Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски) . Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»

Т.О. дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.

«Почтальон принёс открытку»

Цель. Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.)

Материал. Открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия.

Игра проводится с небольшой подгруппой.

В дверь кто-то стучит.

Воспитатель: Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован? Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто здесь изображен? А что он делает? И, ты, Петя, запомни свою открытку.

Т.О. рассматриваются 4-5 штук. И те, кому они адресованы, должны правильно назвать действия персонажа и запомнить изображение.

Воспитатель: Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки? Снеговики танцуют. Чья эта открытка? И т.д.

Цели: учить находить дерево по описанию, закрепить умение использовать в речи предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на; развивать слуховое внимание.

Ход игры : По заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто прячется за высоким деревом, низким, толстым, тонким).

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?»

Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие действия,развивать память, внимание.

Ход игры : Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

– Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)

– Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)

Дидактическая игра «Какое что бывает?»

Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение;развивать внимание.

Ход игры: Расскажите, что бывает:

зеленым - огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

широким - река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

Дидактическая игра «Что это за птица?»

Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью, учить описывать птиц по характерным признакам;развивать память; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход игры : Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой - должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»

Цели: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию,развивать внимание.

Ход игры : Дети описывают любое растение в следующем порядке: форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение.

Дидактическая игра «Бывает - не бывает» (с мячом)

Цели: развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.

Ход игры : Воспитатель произносит словосочетания и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

Снег зимой … (бывает) Мороз летом … (не бывает)

Иней летом … (не бывает) капель летом … (не бывает)

Дидактическая игра «Третий лишний» (растения)

Цели: закрепить знания детей о многообразии растений,развивать память, быстроту реакции.

Ход игры : Воспитатель называет по 3 растения (деревья и кустарники), одно из которых «лишнее». Например, клен, липа, сирень. Дети должны определить, какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши.

(Клен, липа - деревья, сирень - кустарник)

© 2024 sauna-rubikon.ru - Рубикон - строительный портал