Русским сократом называют. Дианализ

Русским сократом называют. Дианализ

15.03.2024

Как философия славянофилов, так и философия радикализма во всех его ипостасях оказались всего лишь предпосылочными линиями становления и развития собственно русской (российской) философии. Эти две линии, несмотря на богатство концепций и оригинальность их носителей, не имели перспективы, ибо в них доминировали социально-политические проблемы. Что же касается философских проблем, то они либо декларировались, либо рассматривались как нечто второстепенное. Достаточно вспомнить заявления идеологов народничества о том, что право на существование имеет только философия, ориентированная на захват власти. Народу философия не нужна, так как он должен слепо следовать за своими вождями.

Истоки собственно русской (российской) философии просматриваются в русском Просвещении, которое наиболее адекватно отражало социально-экономическую и социально-политическую реальность России, формировало ее духовную жизнь.

Оживление православного книгопечатания в конце XVI в. привело к осуществлению цели православной Академии, где религиозная мысль постепенно приобретает философичный характер. В церковное сознание все более вторгается мысль о необходимости смены приоритетов. Свет церкви должен быть ориентирован не столько на освящение жизни, сколько на ее преображение (См.: Зенъковский В В. История русской философии. Кн. 1. Ч. 1. Л., 1991. С. 55-64).

Формируется самобытная русская христианская философия. Одним из первых ее носителей является Григорий Саввич Сковорода (1722-1794). Как справедливо отмечает В. В. Зеньковский, "Сковорода был бы непонятен вне исторической перспективы, вне той философской культуры, которая слагалась на Южной Руси благодаря Киевской академии" (Там же. С. 64). Его творчество характеризует поворот глубоко верующего человека к философским исканиям. Философия Г. С. Сковороды - это своеобразное равновесие веры и разума, имеющее этическую направленность. Его называли русским Сократом. Да он и сам писал, что замыслил умом и пожелал волею быть Сократом на Руси.

Философское творчество русского Сократа диалогично и ориентировано на проникновение в сущность через познание, освоение явления. Язык мыслителя особый, он символичен. Сложность его восприятия усугубляется дефицитом русской философской терминологии. И тем не менее философия Г. С. Сковороды прозрачна. Она обращена к проблеме человека, уяснению его сущности и смысла его жизни. В человеке русский Сократ оценивает прежде всего не разум, а сердце. Сердце есть все. Оно все объемлет и все содержит. Через сердце мы обретаем чувство сродности с природой, через радость сердца мы обретаем радость бытия. В сердце своем человек носит и "царство Божие" и "царство зла", и они в каждом человеке создают вечную борьбу между сущим и должным.

Эта борьба проходит красной нитью и через творчество мыслителя, выявляя меру его религиозности. Сковорода обращается к рассмотрению философских проблем бытия природы и бытия человека, чтобы после долгих размышлений сделать вывод о том, что Бог есть "древо жизни", а все остальное - его "тень".

Понятие "сродности" (призвания) является центральной категорией этики Сковороды. Неустанно он повторяет, что нет больше мучения трудиться в несродном деле, ибо "все трудное - не нужно, а все нужное - нетрудно".

Своей философией сродности Г. С. Сковорода проложил дорогу от религии к философии, открыл процесс секуляризации мысли, ее готовности познавать, понимать и объяснять бытие природы и бытие человека, вскрывая сродность природы и рода человеческого.

Дорогу от религии к философии прошли и славянофилы, усилив процесс секуляризации и добавив к идее сродности идею соборности как олицетворение паритетных отношений мира и человека, обеспечивающих единство общего и единичного, их согласие и гармонию. Но социально-политическая доминанта философии славянофилов явно понижала эвристический потенциал идеи соборности. Не будучи достаточно разработанной на онтологическом уровне, эта идея была превращена в средство обоснования самобытности русского народа, исключительности его судьбы.

Следующий шаг в процессе секуляризации мысли сделал Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900). Он попытался создать мировоззренческую систему, которая связала бы воедино социальную и религиозную жизнь человека и одновременно обеспечила бы свободу его творческой мысли.

Уже в магистерской диссертации "Кризис западной философии" (1874 г.) В. С. Соловьев заявляет, что движение от христианства к философии не означает их разрыв. Неверие в Бога опустошает душу человека в доводит его до самоубийства, до потери человеческого в человеке. И русский мыслитель ратует за мудрое осуществление "универсального синтеза религии, науки и философии". Он полагает, что знание о реальном мире должна обеспечивать наука; об идеальном мире - философия; об Абсолюте Бога - религия.

Спустя шесть лет в Петербургском университете В. С. Соловьев защищает докторскую диссертацию "Критика отвлеченных начал". В диссертации и курсе лекций "Чтения о Богочеловечестве" он излагает свою философию, стержнем которой выступают идеи всеединства и софийности. Идею всеединства В. С. Соловьев понимает как состояние единства мира и человека, воплощающее идеал сродности и соборности на базе "универсального синтеза религии, науки и философии". Что касается идеи софийности, то русский мыслитель ее понимает как мудрое сотворчество Бога и человека.

Дорога к созданию собственной философии на базе идеи всеединства была непростой. Первоначально В. С. Соловьева интересуют проблемы религии, ее места и роли в жизни общества и человека. Позже он обращается к вопросам политики, а от них идет к проблемам науки и философии, рассматривая религию, политику и науку в качестве объектов философского анализа.

Соловьев констатирует, что в условиях, когда грядет передел мира, когда реальностью могут стать крупномасштабные коллизии XX в., религиозное мировоззрение утратило свое первоначальное влияние на жизнь общества и отдельно взятого человека. Не оправдывает своего назначения и философия как система "отвлеченных начал".

В этих условиях В. С. Соловьев видит необходимость создать "теософию" как органический синтез религии, философии и науки.

Идея триединства должна стать основанием не только возрождения религии, философии и науки, но и базой духовной оппозиции грядущей социальной революции. Соловьев не возражает, что социализм более справедливая общественная система, чем капитализм. Но он считает, что забота социализма только о материальной стороне жизни людей явно недостаточна.

Целью и смыслом исторического процесса является одухотворение человечества, единение Бога и человека, становление богочеловечества. И первым актом на этом пути является объединение всех христианских конфессий, принятие людьми христианского вероучения. По мнению мыслителя, Христос открыл человеку подлинные ценности, создал условия нравственного совершенствования. Приобщаясь к учению Христа, люди обретают подлинную одухотворенность.

Воплощенный в человеке Бог, перемещаясь из центра вечности в центр исторического процесса, становится объединяющим началом "вселенской церкви" и монархического государства, слияние которых должно привести к образованию "свободной теократии".

Пытаясь объединить христианский платонизм, немецкий идеализм и научный эмпиризм, В. С. Соловьев ставит цель создать особую философию, способную раскрыть богатство догматов христианства, которые "в умах многих людей превратились в мертвую букву, оторванную от жизни...".

Русский мыслитель полагает, что истинное знание является результатом синтеза эмпирического, рационального и мистического познания в их взаимосвязи, где рациональная форма, не теряя свои возможности, обогащается привнесением "жизненного начала". Новая философия должна соединить восточное понимание и западное знание. Она должна осуществить универсальный синтез науки, философии и религии и обеспечить смысл жизни человека.

Вопрос о смысле - это вопрос о присутствии в мире абсолютного начала, абсолютной истины. Если все в мире относительно, то теряется смысл жизни. По мнению В. С. Соловьева, триединство религии, науки и философии должно решить проблему абсолютной истины, сделать то, что не под силу одной только науке, философии или религии.

Этот "великий синтез" подвергался беспрерывной перестройке, оправдывая творческий поиск русского мыслителя.

Первоначально В. С. Соловьев полагал, что осуществление Софии, мудрости Бога, может быть достигнуто через познание отношения Бога к миру (См.: Соловьев В. С. Чтение о Богочеловечестве // Соч. В 2 т. Т. 2. М., 1989).

Позже Соловьев возлагает надежды на формирование цельной культуры, целостной политической и общественной жизни на основе начал христианства (См.: Соловьев В. С. История и будущность теократии // Соч. В 2 т. Т. 1. М., 1989).

В последний период философского творчества В. С. Соловьев выражает сомнение, что теократия в форме христианского государства приведет к царству Божиему. Это может оказаться "последним актом исторической трагедии", когда "имя Христа будет присвоено человечеству такими силами, которые по своей деятельности чужды и даже враждебны Христу и его делу", ибо истинным интересом такого правления будет не любовь к ближнему, а тщеславие (См.: Соловьев В. С. Три разговора о войне, прогрессе и всемирной истории // Соч. В 2. т. Т. 1. М., 1990). И, тем не менее, Соловьев до конца своих дней рассматривает христианство как "религию жизни и абсолютной полноты духовного бытия".

Идея соловьевского всеединства нашла свое развитие в персонализме Н. А. Бердяева и интуитивизме Н. О. Лосского.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948). Его перу принадлежат работы "Смысл творчества", "Смысл истории", "Новое средневековье", "О назначении человека", "Судьба человека в современном мире", "Дух и реальность", "Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого", "Самопознание" и др.

Находясь под влиянием творчества В. С. Соловьева и Ф. М. Достоевского, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, И. Канта, К. Маркса и Т. Карлейля, Бердяев не стал заложником чьих-либо идей. Более того, он сумел возвыситься до подлинной самобытности, а его книги открыли совершенно "новые горизонты мысли".

Творчество Н. А. Бердяева, как и других русских мыслителей, несет на себе печать публицистики, окрашено романтизмом. Он "всегда учит, обличает, зовет, всегда в нем выступает моралист".

Бердяев - верующий, но душа его жаждала знания. Он и в религиозной жизни сохраняет свободу искания и свободу творчества. Объектом пристального внимания русского мыслителя был человек. Но его волновала не столько трагедия человеческого существования, сколько свобода творчества человека, его способность к проектированию и самопроектированию.

Творчество не оправдывается религией, а само есть религия, есть подлинное основание смысла жизни. Основание первичности духа как творческой реальности и составляет задачу философии. Философия должна соединить теоретический и практический разум, обеспечить достижение целостности в познании. В этой целостности разум соединяется с волей и чувствами, избегает рационалистической рассеченности. (См.: Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989; Он же. Смысл истории. М., 1990; Самопознание. Л., 1991).

Много внимания Н. А. Бердяев уделяет России, рассматривая ее как страну "великих контрастов". Бердяев как бы перекликается с известным публицистом Гиляровским, который утверждал, что "у нас в России тьма напасти. Внизу власть тьмы, а вверху - тьма власти" (Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990).

По своим воззрениям Соловьеву и Бердяеву близок Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965). Свою концепцию он называет интуитивизмом, основания которого изложил в работе "Мир как органическое целое". Мир - это универсум, где "все существует во всем". Бытие мира самодостаточно. Оно имеет внутренний источник развития, а посему познание мира есть "уяснение глубинного соотношения мировых элементов, их гармонической связи и эволюции". И познание мира обеспечивается исключительно интуицией. Интуиция постигает саму суть мира, сущность его жизни, ибо, как целостное знание, она охватывает чувства, разум и волю человека.

Лосскому свойственно органическое миропонимание, которое включало в единый процесс и природное, и социальное. От целостности мира Н. О. Лосский идет к целостности культуры. В его философии все гармонично я целесообразно, все подчинено идее всеединства; все служит совершенному идеалу. В этом единении "царства Духа" совершается Добро и Красота, осуществляется "единодушная жизнь" (Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1991: Бог и мировое зло. М., 1994).

Своеобразным продолжением идей соборности и всеединства явилась философия русского космизма, в частности философия общего дела.

Русская философия одна из первых обратила внимание на то, что человек оказался заложником науки и цивилизации, что он потерял возможность держать собор со всем миром - космосом.

Специфика русского космизма в том, что он рассматривает космос как дом, в который еще надо вселиться, но не поодиночке (концепция восточного космизма), а всем миром, чисто по русскому обычаю.

Парадигма антропоцентризма (философия эпохи Ренессанса) разорвала естественные связи человека и природы. Человек обрел свободу от природы, еще не попав в зависимость от общества. Одиночное существование как нельзя лучше отвечало хуторной системе европейской экономической жизни: из себя, через себя и для себя.

Оставшись один на один с миром, человек ищет себе опору и находит ее в своем сознании, в своих сущностных силах, в состоянии своей воли. Формируется особая культура своеволия и субъективизма. Классической формулой антропоцентризма стало противостояние "я" и "не-я", обеспечив относительное единство людей я их абсолютную борьбу за выживаемость. Нещадная эксплуатация природы обернулась эксплуатацией людей. "Война всех против всех" становится нормой человеческого существования.

Русский космизм в качестве альтернативы "я" и "не-я" выдвигает систему "сродности - соборности - всеединства - софийности - общего дела - ноосферы", где сродность мира и человека создает условие для соборности, олицетворяющей паритетные отношения мира и человека, их согласие. В свою очередь, соборность как идеал согласия выступает началом всеединства на основе совести, сострадания и благоговения (человеческого в человеке).

Всеединство реализует сотворчество Бога и человека, осуществляет софийность как воплощение мудрости природы творимой и природы творящей, их коэволюции.

И наконец, общее дело - это высшая цель и организация человеческой деятельности, которой предшествует сродность, соборность, всеединство, софийность и которая закладывает предпосылки ноосферы как диалектического отрицания биосферы, связанной с возникновением и развитием человечества. Познавая законы природы и совершенствуя технику, человечество оказывает определяющее влияние на ход процессов, протекающих на Земле и околоземном пространстве. Антропогенная деятельность уже давно превысила уровень геологических изменений.

Зародившись на Земле, ноосфера имеет тенденцию к постоянному расширению, превращаясь в особый структурный элемент космоса.

Сродность и соборность задают общий принцип отношения к миру, всеединство формирует идеал этого отношения. Что касается обеспечения общего дела, то оно софийно организует осуществление этого идеала.

Таким общим делом для современного человечества является не только простое приумножение ноосферы, но и оптимальное решение глобальных проблем в условиях сотворчества человека, общества и природы, которое требует особой культуры.

Предложенная в философии русского космизма система отношений: сродности и соборности, всеединства и софийности, общего дела и ноосферы - закладывает основание антропокосмической парадигмы общественного развития, ноосферной по своей цели и православно-христианской по обеспечению этой цели.

В блистательном созвездии сторонников философии космизма достойное место занимает Николай Федорович Федоров (1828-1903). Идею общего дела он вынашивал более 50 лет, полагая, что этот план одновременно великий и простой. Русский мыслитель верил в силу человеческого разума и науки.

Что касается философии, то, по его мнению, она должна быть не философией объяснения, а философией превращения "знаний в проект лучшего мира".

С точки зрения русского мыслителя, идея общего дела - это идея регуляции природы, управление ее слепыми силами. В этом процессе должны найти свое место наука и техника, философия, история и искусство. Сообща они должны устранить противостояние в системе "человек - природа" и обеспечить их гармоничную взаимосвязь. Человек не должен быть ни рабом, ни господином природы. Он должен быть ее разумом, ее волей. Посему вопрос стоит не о возврате в лоно природы, а о ее разумном упорядочении.

Регуляции с помощью Разума подлежат Человек, Земля, Солнечная система и... Вселенная.

Можно управлять атмосферными процессами, регулировать сейсмические явления, радикально использовать недра Земли и энергию Солнца. Можно превратить Землю в космический корабль Вселенной. Можно преодолеть смерть и совершить патрофикацию (воскресить умерших) и решить проблему заселения космоса и освоения Вселенной. Все это можно, ибо по своему призванию человек - творец, воскреситель и регулятор, субъект общего дела. Но таковым человек может стать только в рамках соборности, где "личное совершенство обеспечивается общим совершенством". На соборность претендует и социализм. Но, по мнению Н. Ф. Федорова, "социализм - обман; родством, братством он называет товарищество людей, чуждых друг другу, связанных только внешними выгодами". (Федоров Н. Ф. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1995. Т. 1. С. 59).

Философия Н. Ф. Федорова имеет теистические мотивы. Для него религия остается высшей санкцией нравственного миропорядка, основанием его незыблемости.

Что касается Бога, то это не потусторонняя сила, творящая мир из ничего, а Верховный Разум, действующий через волю и сознание людей.

Н. Ф. Федоров полагал, что философия общего дела может внести смысл в человеческую жизнь и историю человечества. Она может внушить веру в беспредельные возможности человечества (Федоров Н. Ф. Философия общего дела // Сочинения. М., 1982).

Размышляя над становлением и развитием русской (российской) философии в конце XX в. и принимая во внимание реальность глобальных проблем, можно сказать, что если философия общего дела стремилась придать смысл жизни человека и истории человечества, внушить веру в неограниченные возможности человечества, то вся русская философия в своем развитии несет в себе возможность выработать принципиально новую парадигму антропокосмизма, ориентированную на диалог человека и мира, на оптимальное разрешение глобальных проблем современности, не решаемых в пределах парадигмы противостояния "я" и "не-я", как парадигмы монолога и силы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Определить истоки русской (российской) философии.

2. Проследить становление русского Просвещения. В чем его специфика по сравнению с немецким, французским, английским Просвещением?

3. На чем основана славянофильская концепция самобытности русского народа и его соборности?

4. В чем сущность соборности как исходной категории философии славянофилов?

5. Почему философия славянофилов прошла этап своего становления, но не обрела перспективу?

6. Определите основания философии радикализма.

7. Какие условия и факторы вызвали к жизни феномен декабризма?

8. Определите направленность философии революционных демократов и ее основания.

9. Почему революционный демократизм оказался невостребованным, а хождение в народ обернулось поражением народничества?

10. В чем специфика философии "русского марксизма" и чем она отличается от философии марксизма?

11. Имеет ли "русский марксизм" перспективу развития или его место - в архиве истории?

12. Определите понятия "сродность", "соборность", "всеединство", "софийность" и "общее дело".

13. Проследите эволюцию идей сродности, соборности, всеединства, софийности и общего дела. Есть ли между ними преемственность?

14. Имеет ли русская (российская) философия будущее?

ЛИТЕРАТУРА:

Алексеева Г. Д. Народничество в России в XIX веке. М., 1990.

Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990.

Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990.

Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Русская философия IX-XIX вв. 2-е изд. Л., 1989.

Герцен А. И. Русский народ и социализм // Соч. В 2 т. Т. 1. М., 1985.

Достоевский Ф. М. Дневник писателя за 1877 в 1880 годы // Полн. собр. соч. В 30 т. Т. 26. Л., 1984.

Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1994.

Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991.

Кувакин В. А. Религиозная философия в России: начало XX века. М., 1980.

Ленин В. И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? // Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 1.

Лосев А. Ф. Русская философия // Философия, мифология, культура. М., 1991.

Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991.

Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. М., 1988.

Толстой Л. Н. Исповедь // Сочинения. 12-е изд. Ч. 13. М., 1911.

Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М., 1990.

Хомяков А. С. О старом и новом. М., 1988.

Цимбаев Н. И. Славянофильство: из истории русской общественно-политической мысли XIX века. М., 1986.

Чаадаев П. Я. Философические письма // Сочинения. М., 1989.

Шапошников Л. Е. Русская религиозная философия XIX-XX вв. Н. Новгород, 1992.

Щипаное И. Я. Философия русского просвещения. М., 1971.

Главная > Документ

167.Представителем материализма является

Л. Фейербах

168.Разделил действительность на «мир вещей в себе» и «мир явлений»

169.Не является характерной особенностью немецкой классической философии

Отрицание трансцендентного, божественного бытия

170.Мыслитель, проживший всю жизнь в Кенигсберге, преподававший в тамошнем университете

171.Согласно Гегелю истинным двигателем мировой истории является

Мировой Дух

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19-20 вв.

172.Философское направление, отрицающее или ограничивающее роль разума в познании, выдвигая на первый план волю, созерцание, чувство, интуицию

Иррационализм

173.Философское направление, утверждающее, что разум лишь плавает по поверхности вещей, тогда как сущность мира открывается нам посредством интуиции, переживания, понимания

Философия жизни

174.К представителям «философии жизни» относится

175.Волю как главный принцип жизни и познания рассматривал

А. Шопенгауэр

176.Артур Шопенгауэр считал субстанцией, первоосновой мира

Волю к жизни

177.Центральное понятие философского учения А.Бергсона – жизненный порыв (é lan vital ). Его познание возможно с помощью:

Фридрих Ницше

179.Родоначальник позитивизма

Огюст Конт

Марксизм

Прагматизм

182.Иррационалистическое направление в философии XX века

Экзистенциализм

183.Термин «экзистенциализм» происходит от французского слова, которое в переводе на русский язык означает

Существование

184.Форма бытия, находящаяся в центре внимания экзистенциализма

Индивидуальное бытие человека

185.Положения об абсолютной свободе человека, его заброшенности и одиночестве, о пограничной ситуации, способной открыть истинную сущность человека, обосновывались в философии

Экзистенциализма

186.Направление философии, в котором человек рассматривается как самодетерминирующееся, самосозидающее существо

Экзистенциализм

187.Экзистенциалистскому взгляду на человека соответствует утверждение о том, что

Человек обречён быть свободным и нести за свои поступки абсолютную ответственность

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

188.К важнейшим особенностям русской философии нельзя отнести

До-систематический, до-логический характер

189.Одной из сквозных идей русской философии является идея апокатастазиса, суть которой в

Спасении всех людей без исключения: и праведников, и грешников

190.К характерным особенностям русской философии относится:

Эмпиризм

191.Верховный бог в славянской мифологии, творец Вселенной, распорядитель дождя и грозы, покровитель семьи и дома

192.Для древнерусской мысли характерна:

Переоценка внешнего материального бытия

193.Предфилософии Киевской Руси свойственен:

мистицизм

194.Датой принятия православия на Руси считается

195.Город, в котором согласно «Повести временных лет» принял крещение великий князь Владимир Святославич

196.Киевская Русь приняла «культурную эстафету» от:

Золотой Орды

197.Двуглавый орёл впервые был принят в качестве государственного символа России

Иваном III в 15 веке

198.К жанру социальной утопии в древнерусской литературе относится

«Слово о законе и благодати»

199.Сергий Радонежский был современником

Куликовской битвы

200.Знаменитым русским иконописцем является:

Феофан Грек

«Троица»

202.«Слово о законе и благодати» написал

203.Идеологему «Москва – Третий Рим» впервые обосновал

204.Инициатором исправления церковных книг, явившегося поводом к расколу, стал:

Патриарх Никон

205.Основателем русского книгопечатания является:

И. Федоров

206.Духовный лидер нестяжателей

Нил Сорский

207.Выступали против владения монастырями землей, считали, что накопление богатства противоречит монашеским обетам

нестяжатели

208.Кодекс феодального образа жизни, предписывавший как строить семью и вести хозяйство, созданный на Руси в 16 веке

«Домострой»

209.Протопоп Аввакум был духовным вождем

раскольников

210.В «Вертограде Многоцветном» Симеон Полоцкий уподобляет мир

211.Один из первых сторонников идеи панславизма (объединения всех славян)

Юрий Крижанич

212.Сподвижник Петра Великого, архиепископ новгородский, автор «Духовного Регламента»

Феофан Прокопович

213.Российская Академия наук была основана в

214.Сторонником деистического материализма в русской философии был

М.В. Ломоносов

215.При открытии Московского университета в числе трёх его факультетов не было:

физического

216.Масонство было привнесено в Россию из:

217.К одной из центральных идей масонства относится:

Совершенствование человека через личное и соборное самопознание

218.По мнению современников, «создал у нас любовь к наукам и охоту к чтению»

Н.И. Новиков

219.«Русским Сократом» прозвали

Г.С. Сковороду

220.По мнению Г.С. Сковороды, вся действительность распадается на три мира, к числу которых не относится:

общество

221.Работа «О человеке, о его смертности и бессмертии», являющаяся одним из первых философско-антропологических произведений в истории русской мысли, была написана

А.Н. Радищевым

222.Вопрос о роли и месте России в истории человечества был поставлен в «Философических письмах»:

П. Чаадаевым

223.Первое «Философическое письмо» было опубликовано в журнале

Телескоп

224.К основным идеям «Философических писем» нельзя отнести

Следование христианским заповедям как единственному пути к спасению, к Царствию Небесному

225.Был объявлен императором Николаем I сумасшедшим за свои философские воззрения

П.Я. Чаадаев

226.Кому принадлежат следующие пессимистические строки: «Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы ни в чём не содействовали движению вперёд человеческого разума, а всё, что досталось нам от этого движения, мы исказили. Начиная с самых первых мгновений нашего социального существования, от нас не вышло ничего пригодного для общего блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины, ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды»?

П.Я. Чаадаеву

227.Основной идеей западничества является

Россия должна развиваться по европейскому пути

228.Духовный лидер западников

А.И. Герцен

229.Наиболее близка к воззрениям «западников» идеология партии

Союз правых сил

230.Центральная идея философии И.В. Киреевского

Цельность духовной жизни

231.Идейным главой славянофилов являлся

А.С. Хомяков

232.Представителем славянофильства был

И.С. Киреевский

233.Вера в то, что спасение Запада в принятии православия, наиболее близка мировоззрению:

Славянофилов

234.Вера в нравственную чистоту русского крестьянства характерна для:

Славянофилов

Термин «соборность» в философии славянофилов обозначает

Свободное единение людей во Христе

Подлинным гимном свободе можно признать

«Легенду о Великом инквизиторе» Ф.М. Достоевского

Слова «красота спасет мир» принадлежат

Ф.М. Достоевскому

Смысл притчи Достоевского о «слезинке ребёнка» из романа «Братья Карамазовы» заключается в том, что

Мировая гармония не стоит даже одной человеческой жизни

Русский мыслитель, автор романов «Подросток», «Бедные люди», «Идиот», «Бесы»

Ф.М. Достоевский

Философское учение, основанное Львом Николаевичем Толстым

Этика ненасилия

Главное нравственное правило с точки зрения Л.Н. Толстого

Не противься злому

Страна, где Владимир Соловьев в третий раз встретился с видением Софии как образом вечной женственности и премудрости Божией

Владимир Соловьёв

244.Концепция …. характерна для Вл. С. Соловьева.

Всеединства

Одна из главных идей философии всеединства

Недопустимость любых форм насилия в общественной и государственной жизни

Высшей, наиболее совершенной формой любви, по мнению В.С. Соловьева, является

Любовь между мужчиной и женщиной

Отечественный мыслитель, впервые создавший всеобъемлющую философскую систему на началах христианского гуманизма

В.С. Соловьев

Русский мыслитель, который в работе «Имена» доказывал, что между именем и его носителем есть глубокая связь

П.А. Флоренский

Одно из главных произведений С.Н. Булгакова

«Свет невечерний»

Представитель русского марксизма

Г.В. Плеханов

В.И. Ленин разработал учение о России как

Слабом звене в цепи империализма

Основоположником русского космизма считается

Николай Фёдоров

253.Представителями «русского космизма» являются:

К. Циолковский, В. Вернадский

Согласно Н.Ф. Фёдорову, высший моральный долг землян, центральная задача всех людей заключается в

Уничтожении страданий на земле

Синтез философских и научных учений, объединённых представлением о взаимосвязи человека и природы, человечества и Вселенной

Одно из основных правил «космической этики» К.Э. Циолковского

Страдающего убей

Основное понятие гносеологии В.И. Вернадского

Эмпирическое обобщение

Ноосфера -- это

Сфера разума

Основоположник космической экологии и гелиобиологии

А.Л. Чижевский

Русский философ, в книге «Самопознание» писавший: «Своеобразие моего философского типа прежде всего в том, что я положил в основание философии не бытие, а свободу»

Николай Бердяев

Русский мыслитель … в работе «Самопознание» заявил, что положил в основание философии не бытие, а свободу.

Н.А. Бердяев

Причина, первоисточник зла в мире по Н.А. Бердяеву

Государственная власть

Дуализм духа и материи, Бога и природы характерен для философии

Н.А. Бердяева

По мнению Л. Шестова, достичь невозможного человек может лишь благодаря

Вере в Бога

Согласно Л. Шестову, главным врагами человека в «борьбе за невозможное» являются

Разум и мораль

ОНТОЛОГИЯ

266.Основа бытия, существующая сама по себе независимо ни от чего другого,

Субстанция

267.Равноправие материального и духовного первоначал бытия провозглашает

268.Существование множества исходных оснований и начал бытия утверждает

Плюрализм

269.Утверждение, соответствующее метафизическому пониманию материи

Материя вечна, несотворённа и неуничтожима

270.Атомистическую гипотезу строения материи впервые выдвинул:

Демокрит

271.Материя есть первоисточник бытия, утверждает

Материализм

273.В марксизме материя трактуется как

Вещество

274.Что из нижеперечисленного не относится к атрибутам материи?

Стабильность

275.К идеальным явлениям относится

Совесть

276.Неотъемлемое существенное свойство вещи, явления, объекта называется

Атрибутом

277.Способ существования материи

Движение

278.К атрибутам материи не относится

279.Высшая форма движения материи - это

Социальное движение

280.Суть космогонической гипотезы «Большого взрыва» состоит в предположении о том, что

Вселенная возникла в результате взрыва микроскопической частицы

281.Последовательность состояний отражает категория

282.Форма бытия материи, выражающая её протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах

Пространство

Субстанциальную концепцию пространства и времени защищал

Сущность реляционной концепции пространства и времени заключается в том, что

Пространство и время зависят от материальных процессов

Какая концепция времени не допускает возможность создания «машины времени»?

Динамическая

Важнейшее специфическое свойство биологического времени

Антропность

Важнейшее специфическое свойство биологического пространства

Однородность

Совокупность естественных условий существования человека и общества

Какая из нижеперечисленных пар прилагательных не используется при философском анализе природы?

первозданная и рукотворная

Кто из названных учёных-философов впервые установил, что солнечная активность влияет на самочувствие людей?

Чижевский

ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ

Отражение – это (выберите наиболее полное и точное определение)

Свойство материи запечатлевать характеристики воздействующих на неё объектов

Ощущения, восприятия, понятия, мышление входят в структуру:

сознания

Рефлексия – это:

размышление личности о самой себе

Наиболее сложной формой отражения является

Сознание

Способность живых организмов ориентироваться во внешнем мире, управлять своей деятельностью

Сознание

Мыслитель, с именем которого обычно связывают открытие сферы бессознательного в психике человека Разработанный З. Фрейдом метод

Психоанализ

К основным методам исследования бессознательного в психоанализе не относится

Анализ убеждений

В структуре личности З.Фрейд выделяет

Оно, Сверх- Я, Я

300.Одна из инстанций, которую Зигмунд Фрейд выделил в структуре личности

301.Зигмунд Фрейд выделил в структуре психического аппарата три инстанции. Среди нижеперечисленных инстанций укажите лишнюю, т.е. ту, которую Фрейд не выделял.

Оно в психоанализе Фрейда относится к:

сфере бессознательного

Сон по З.Фрейду является:

символическим

Мыслитель, полагавший, что человек движим, прежде всего, сексуальными инстинктами

Согласно Карлу Роджерсу, «Я-концепция» состоит из четырёх основных элементов. Что из нижеперечисленного не входит в их число?

Я-зеркальное

ГНОСЕОЛОГИЯ

306.Гносеология рассматривает

Границы и возможности человеческого познания

307.Достоверное знание о мире невозможно, утверждает

Скептицизм

308.Носитель преднамеренной, целенаправленной активности

309.Познавательное отношение состоит из трех основных сторон (элементов). Укажите, какая среди указанных сторон здесь лишняя?

Цель познания

310.Не относятся к видам средствам познания

Технические

311.Абсолютность, относительность, конкретность, объективность являются основными свойствами

Пространства

312.Непротиворечивость относится к следующему критерию научности

Логическому

313.Если предсказанные теорией эмпирические следствия не обнаруживаются на практике, то тогда говорят о

Апробации знания

314.Невозможно фальсифицировать:

существование Бога

315.Поддается фальсификации гипотеза о:

существовании жизни на Марсе

316.Когерентность – это

Самосогласованность знания

317.Эвристичность относится к

Вероятностным критериям научности

318.Знание, соответствующее реальности, адекватно отражающее действительность

319.Критерий истины в марксистской философии

Практика

320.В соответствии с прагматической концепцией истинности, истина – это

То, что полезно, что помогает нам успешно решать проблемы

321.Способность постижения истины путём непосредственного её усмотрения без обращения к логическим аргументам

Интуиция

322.В современной теории познания переосмысление познающего субъекта идет по пути

Абстрагирования от личностных качеств человека

ДИАЛЕКТИКА

323.Диалектика – это

Учение о развитии и всеобщих взаимосвязях

324.Философское учение о развитии бытия и познания, основанное на разрешении противоречий

Диалектика

325.Назовите философа, которого считают основателем античной диалектики

Гераклит

326.Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей

Диалектика

327.Диалектический материализм - учение

Марксизма

328.Диалектика отличается от метафизики

Пониманием развития

329.Метафизика – это

Взгляд, согласно которому мир или отдельная его часть рассматриваются как неизменные, качественно постоянные

330.Наиболее общие фундаментальные понятия

331.Философский принцип, утверждающий, что все явления связаны друг с другом причинными связями и обуславливают друг друга

Принцип единства и борьбы противоположностей

332.Существенная, необходимая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями называется

333.Законы диалектики впервые сформулировал

Г. В.Ф. Гегель

334.Один из основных принципов диалектики

Принцип развития

335.Не является законом диалектики

Закон о взаимопереплетении причин и следствий

336.Диалектический источник самодвижения и развития природы, общества и познания

Противоречие

337.Ключевым моментом диалектической концепции является принцип

Противоречия

338.Закон диалектики, отвечающий на вопрос об источнике развития

Закон единства и борьбы противоположностей

339.Закон диалектики, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира и познания,

Единство и борьба противоположностей

340.Закон диалектики, вскрывающий наиболее общий механизм развития

Переход количественных изменений в качественные

341.Закон диалектики, характеризующий направление, форму и результат процесса развития

Отрицания отрицания

Развитие

343.Совокупность существенных необходимых свойств вещи составляют её:

Качество

344.Внутреннее содержание предмета в единстве всех его свойств и отношений выражает категория

Сущности

345.Теория самоорганизации сложных систем

Синергетика

ПРИРОДА НАУКИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

346.Теория научного познания именуется

Эпистемологией

347.Что из нижеперечисленного не относится к основным чертам научного знания?

Неопровержимость

348.По функциональному предназначению, целям исследования знания делятся на

Фундаментальные и прикладные

349.Один из основоположников философии техники

П. Энгельмейер

350.Греческое слово «технэ» первоначально имело значение

искусство, мастерство

351.Чувственное познание отличается от рационального тем, что

Первое базируется на ощущениях, второе – на доводах разума

352.Исходная, простейшая форма чувственного познания

Ощущение

353.Форма рационального познания:

354.Мысль, выделяющая и обобщающая предметы на основе указания на их существенные и необходимые свойства

355.Высказывание, в котором нечто утверждается или отрицается

Опровержение

356.Форма мышления, в которой отражается наличие связи между предметом и его признаком, между предметами, а также факт существования предмета

Суждение

357.Форма эмпирического познания

Гипотеза

358.Утверждение, основанное на объединении множества родственных фактов

Эмпирическое обобщение

359.Научное допущение, предположение, нуждающееся в дополнительном обосновании

Гипотеза

360.Высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определённой области действительности

361.К важнейшим функциям научной теории можно отнести

Систематизирующую

362.Научная гипотеза относится к

Концептуальным средствам познания

363.Данное определение: «Исследование объекта в контролируемых или искусственно созданных условиях» относится к:

эксперименту

364.Преднамеренное, целенаправленное восприятие объекта, явления с целью изучения его свойств, особенностей протекания и поведения

Наблюдение

365.Исследование объекта в контролируемых или искусственно созданных условиях

Эксперимент

366.Произведение общего вывода на основе обобщения частных посылок

Индукция

367.Логический вывод частных следствий из общего положения

Индукция

368.Процесс перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях

Дедукция

369.Мысленное или реальное разложение объекта на составные элементы

370.Процедура мысленного расчленения целого на части

371.Соединение выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое

372.Метод, не применяющийся в научно-техническом познании

Герменевтический

373.Метод приближенных вычислений наиболее широко используется в

Математических науках

374.Выявление причинно-следственных связей, подведение единичных явлений под общий закон характерно для

Объяснения

375.Согласно Т. Куну, «признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решения»

Парадигма

377.Впервые определил человека как «общественное животное» (zoon politikon )

Аристотель

378.Мысль: «Человек есть мера всех вещей» принадлежит

Протагору

379.« Это – социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему социально значимых черт человека»

Личность

380.Личность - это

Поскольку понятие «личность» неотделимо от понятия «общество» - каждый человек потенциальная личность

381.Личность – это:

личностью не рождаются, личностью становятся

382.Личность – это:

продукт общественных отношений

383.Совокупность неповторимых черт, отличающих данного индивида от всех других

Индивидуальность

384.Высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка

385.Индивидуальное сознание – это

Отражение индивидуального бытия конкретной личности

386.Приоритет отдельных личностей над общественным целым утверждает

Индивидуализм

387.Приоритет интересов общества над интересами индивида характерен для

Коллективизма

388.Сущность проблемы биологического и социального в человеке состоит в вопросе

О взаимодействии и соотношении генов и воспитания

389.Негативное отношение к земной жизни, рассмотрение её как сплошной череды страданий характерно для

Буддизма

390.Для кого из нижеперечисленных мыслителей проблема смысла жизни не была центральной?

И. Лакатоса

391.Проблема смысла жизни была центральной для философии

В. Франкла

392.Кому принадлежат следующие высказывания: «Смысл есть для каждого и для каждого существует свой особый смысл», «Смысл не может быть создан искусственно, он может быть только найден», «В поисках смысла нас направляет наша совесть»?

В. Франклу

393.Как Вы полагаете, кому могут принадлежать следующие строки: «Любая попытка вновь поднять дух людей в концлагере предполагала, что нам удастся направить их на какую-то цель в будущем. Тот же, кто уже не мог больше верить в будущее, в своё будущее, был потерян. Вместе с будущим он утрачивал и духовный стержень, внутренне ломался и деградировал как телесно, так и душевно… Однако мужество жить или соответственно усталость от жизни оказывались всякий раз зависящими единственно лишь от того, имел ли человек веру в смысл жизни, его жизни. Девизом всей психотерапевтической работы в концлагере могли бы служить слова Ницше: « У кого есть Зачем жить, может вынести почти любое Как »?

В. Франклу

394.К какому виду любви относится данное описание: «Это нежное и мягкое чувство, бескорыстная любовь-самоотдача, находящая воплощение в любви матери к ребёнку или в христианской любви к ближнему»?

395.Как Вы думаете, кому принадлежит следующее высказывание: «Идея романтической любви, согласно которой только один человек в мире может быть предметом истинной любви и что главная задача найти именно этого человека, -- ошибочна. Неверно и то, что любовь к нему, уж если повезёт встретить такого человека, будет иметь результатом отказ от любви к другим. Любовь, которая может переживаться по отношению только к одному человеку, этим самым фактом как раз и показывает, что это не любовь, а симбиотическое отношение».

Э. Фромму

396.Гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувств и проявляющаяся в формах флирта, кокетства и пр. (в древнегреческой культуре)

397.Этический смысл проблемы эвтаназии заключается в вопросе

Имеет ли человек право на самоубийство

398.«Все в мире предопределено, человек абсолютно несвободен», считают представители:

фатализма

399.Согласно…«все в мире предопределено, человек абсолютно несвободен»

Фатализму

400.Наиболее древний предок человека (согласно данным современной науки)

Австралопитек

401.Согласно данным современной науки Homo sapiens появился на земле

100-150 тысяч лет назад

402.Согласно современной науке, австралопитеки не обладали

Членораздельной речью

403.Антропоиды -- это

Человекообразные обезьяны

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

404.Абсолютизировало законы механики применительно к социальной философии философское направление:

французского материализма XVIII века

405.Философское направление, абсолютизировавшее законы механики применительно к социальной философии

Французский материализм XVIII века

406.Основатель социологии как позитивной науки

407.Основной труд К.Маркса:

«Капитал»

408.Выделил социально-экономический класс в качестве главного элемента социальной структуры общества

К. Маркс

409.Понятие общественно-экономической формации принадлежит

Марксизму

410.Общественно-экономическая формация – это

Общество с присущим ему экономическим базисом и возвышающейся над ним политико-юридической надстройкой

411.Существует … общественно-экономических формаций

412.Согласно социологии марксизма, основной движущей силой развития общества является

Классовая борьба

413.Философ, понимавший общественный прогресс как развитие и смену общественно-экономических формаций

414.Определяющие отношения между людьми, в марксистской философии

Производственные

415.Класс, способный переустроить общество, по К.Марксу

Пролетариат

416.В марксизме главным фактором в развитии общества считается

Способ производства материальных благ

417.Не относится к основным типам общественного производства:

Производство духовных ценностей

418.Эсхатология – это:

Учение о конечных судьбах мира и человека

419.Согласно Г. Гегелю истинный двигатель истории

Мировой Дух

420.Сущность натурализма как подхода, объясняющего общественную жизнь, состоит в положении о том, что:

Общественная жизнь существенно зависит от природных факторов

421.Фактор, который, согласно социал-дарвинизму, является основной движущей силой развития общества

Классовая борьба

422.Антропосоциогенез – это

Процесс становления общепланетарной цивилизации на началах разума

423.Согласно марксизму, главным фактором антропогенеза является

424.Постепенные изменения в обществе и природе

Эволюция

425.Движение по направлению от более совершенного к менее совершенному

426.Общественный прогресс – это

Поступательное движение общества от простых форм к более сложным

427.Глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания, происходящие за относительно короткий период времени

Движение

427.Существует пять основных типов социальных общностей. Отметьте, какой из нижеперечисленных шести типов общностей, назван здесь неверно?

Государственные

428.Общественное сознание – это

Сумма множества индивидуальных сознаний

429.Что из нижеперечисленного не является формой общественного сознания?

430.Что производится в рамках духовной сферы общества? Дайте наиболее полный и точный ответ.

Информация и духовные значения

431.Идеология -- это

Совокупность индивидуальных сознаний

432.Идеология относится к

Социальной сфере

433.Совокупность общественных чувств, эмоций, настроений

Общественное сознание

434.Не относится к важнейшим измерениям духовности

Плюрализм

435.Интерес -- это

Конкретизированная, осознанная потребность

436.Интерес к живописи является конкретизацией

Эстетической потребности

437.Феномен, к которому относится данное определение: «Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, трансляции от одного поколения к другому»

культура

438.К важнейшим функциям культуры нельзя отнести

Адаптивную (защитную) функцию

439.Не является проблемой, изучаемой философией истории

Проблема устройства (структуры) общества

440.Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает, что:

Мировая история едина, каждое общество последовательно проходит в своем развитии ряд стадий, одинаковых для всех обществ

441.Формационного подхода к анализу общественного развития придерживался

А. Тойнби

442.Единой истории человечества не существует, есть только история локальных цивилизаций согласно:

цивилизационному подходу

443.Согласно … подходу, единой истории человечества не существует, есть только история локальных культур

Культурологическому

444.Согласно Шпенглеру, цивилизация -- это

Синоним духовной культуры

445.Проблемы войны и мира, демографическая и экологическая в современном мире, носят название … проблем.

Глобальных

446.Глобальные проблемы – это

Проблемы, от решения которых зависит выживаемость всего человечества

447.Какая из нижеперечисленных проблем не относится к глобальным?

Проблема борьбы с международным терроризмом

448.Растущая взаимозависимость различных регионов мира

Глобализация

449.В современной России

Смертность значительно превышает рождаемость

    Философия, круг её проблем и роль в обществе. Исторические типы мировоззрения - 28

    Философия Древнего Востока. - 10

    Античная философия. - 33

    Философия Средневековья – 20

    Философия эпохи Возрождения. - 12

    Философия Нового Времени и Просвещения. - 30

    Немецкая классическая философия. - 18

    Современная западная философия. - 16

    Этапы развития и характерные особенности русской философии. - 78

    Философское понимание мира. Онтология. - 25

    Философия сознания (психоанализ). - 15

    Познание как предмет философского анализа. - 17

    Диалектика.- 22

    Наука, методы и формы научного познания. - 30

М.В. Ломоносова

Даниила Заточника

Г.С. Сковороду

Стефана Яворского


Работа «О человеке, о его смертности и бессмертии», являющаяся одним из первых философско-антропологических произведений в истории русской мысли, была написана


А.С. Хомяковым

А.Н. Радищевым

Даниилом Заточником

М.А. Бакуниным


139.Вопрос о роли и месте России в истории человечества был поставлен в «Философических письмах»:


В. Соловьевым

П. Чаадаевым

А. Хомяковым

А. Герценом


Был объявлен императором Николаем I сумасшедшим за свои философские воззрения


П.И. Пестель

В.И. Ленин

А.И. Герцен

П.Я. Чаадаев


Основной идеей западничества является

Сила власти – царю, сила мнения – народу

Россия должна развиваться по европейскому пути

Прогресс общества связан с развитием монархической власти

Православие, самодержавие, народность

142.Духовный лидер западников


В.С. Соловьев

К.С. Аксаков

Ф.М. Достоевский

А.И. Герцен


Центральная идея философии И.В. Киреевского


Цельность духовной жизни

Равенство всех людей

Приоритет государства перед церковью

Любовь ко всему живому


Идейным главой славянофилов являлся


А.И. Герцен

А.С. Хомяков

А.Н. Радищев

Л.Н. Толстой


Представителем славянофильства был


С.Н. Булгаков

Н.Г. Чернышевский

И.С. Киреевский

Н.И. Новиков


146.Вера в то, что спасение Запада в принятии православия, наиболее близка мировоззрению:


Русских космистов

Славянофилов

Старообрядцев

Западников


147.Вера в нравственную чистоту русского крестьянства характерна для:


Русских марксистов

Экзистенциалистов

Славянофилов

Иосифлян


Термин «соборность» в философии славянофилов обозначает

Приоритет коллективного над индивидуальным

Свободное единение людей во Христе

Спасение всех верующих

Общинное устройство общества при отсутствии государственной власти

Слова «красота спасет мир» принадлежат


В.С. Соловьеву

Ф.М. Достоевскому

Л.Н. Толстому

М.В. Ломоносову


Философское учение, основанное Львом Николаевичем Толстым


Почвенничество

Философия всеединства

Народничество

Этика ненасилия


151.Главное нравственное правило с точки зрения Л.Н. Толстого


Страдающего убей

Познай самого себя

Не противься злому

Служи отечеству верой и правдой


152.Страна, где Владимир Соловьев в третий раз встретился с видением Софии как образом вечной женственности и премудрости Божией


Павел Флоренский

Владимир Соловьёв

Алексей Лосев

Николай Бердяев


154.Концепция …. характерна для Вл. С. Соловьева.


Всеединства

Интуитивизма

Имяславия


М.В. Ломоносова

Даниила Заточника

Г.С. Сковороду

Стефана Яворского


Работа «О человеке, о его смертности и бессмертии», являющаяся одним из первых философско-антропологических произведений в истории русской мысли, была написана


А.С. Хомяковым

А.Н. Радищевым

Даниилом Заточником

М.А. Бакуниным


139.Вопрос о роли и месте России в истории человечества был поставлен в «Философических письмах»:


В. Соловьевым

П. Чаадаевым

А. Хомяковым

А. Герценом


Был объявлен императором Николаем I сумасшедшим за свои философские воззрения


П.И. Пестель

В.И. Ленин

А.И. Герцен

П.Я. Чаадаев


Основной идеей западничества является

Сила власти – царю, сила мнения – народу

Россия должна развиваться по европейскому пути

Прогресс общества связан с развитием монархической власти

Православие, самодержавие, народность

142.Духовный лидер западников


В.С. Соловьев

К.С. Аксаков

Ф.М. Достоевский

А.И. Герцен


Центральная идея философии И.В. Киреевского


Цельность духовной жизни

Равенство всех людей

Приоритет государства перед церковью

Любовь ко всему живому


Идейным главой славянофилов являлся


А.И. Герцен

А.С. Хомяков

А.Н. Радищев

Л.Н. Толстой


Представителем славянофильства был


С.Н. Булгаков

Н.Г. Чернышевский

И.С. Киреевский

Н.И. Новиков


146.Вера в то, что спасение Запада в принятии православия, наиболее близка мировоззрению:


Русских космистов

Славянофилов

Старообрядцев

Западников


147.Вера в нравственную чистоту русского крестьянства характерна для:


Русских марксистов

Экзистенциалистов

Славянофилов

Иосифлян


Термин «соборность» в философии славянофилов обозначает

Приоритет коллективного над индивидуальным

Свободное единение людей во Христе

Спасение всех верующих

Общинное устройство общества при отсутствии государственной власти

Слова «красота спасет мир» принадлежат


В.С. Соловьеву

Ф.М. Достоевскому

Л.Н. Толстому

М.В. Ломоносову


Философское учение, основанное Львом Николаевичем Толстым


Почвенничество

Философия всеединства

Народничество

Этика ненасилия


151.Главное нравственное правило с точки зрения Л.Н. Толстого


Страдающего убей

Познай самого себя

Не противься злому

Служи отечеству верой и правдой


152.Страна, где Владимир Соловьев в третий раз встретился с видением Софии как образом вечной женственности и премудрости Божией


Павел Флоренский

Владимир Соловьёв

Алексей Лосев

Николай Бердяев


154.Концепция …. характерна для Вл. С. Соловьева.


Всеединства

Интуитивизма

Имяславия

15 марта - годовщина со дня смерти Ивана Петровича Рыжова. «ЛГ» публикует последнее интервью замечательного русского актера, данное им незадолго до смерти.

Вся актерская братия звала этого человека «дядя Ваня». Хотя воз-раст вполне позволял называть его дедушкой. А еще вернее – патриар-хом нашего кино. За его плечами – было более полутора сотен ролей - больших и маленьких. Но не было, наверное, ни одной, в которых он не был бы узнаваем с первого мгновения…
Иван Петрович Рыжов, Народный артист РСФСР, один из самых люби-мых и воистину - народных артистов умер в Боткинской больнице
в понедельник, 15 марта 2004 года на 92 году жизни. Последние свои годы доживал в маленькой двухкомнатной квартире у метро Аэропорт. Почти не выходил на улицу. Связью с нынешней, мало понятной ему жизнью были телефон да телевизор. Былая жизнь напоминала о себе фотографиями, старыми афишами, пожелтевшими письмах поклон-ников, тетрадками с текстами сыгранных ролей. Среди почтовых отправлений – телеграмма Президента Владимира Путина с поздравлениями по поводу девяностолетия.

Наша беседа с Иваном Петровичем продолжалась более двух лет. С почти двухлетним перерывом… Впервые попал к нему домой накануне Нового 2002 года. На маленькой кухне, в теплой компании с большим фаянсовым чайником, мы проговорили больше часа. Баранки и печенье на столе как-то незаметно скрылись под ворохом фотографий. Черно-белых, пожелтевших от времени. В большей части – с кадрами из кинофильмов, которые помнит вся страна. И та бывшая – двухсотпятидесятимиллионная, называвшаяся Советским Союзом, и нынешняя - стопятидесятимиллионная Россия… В моем кабинете на книжной полке с того дня поселилась фотография Ивана Петровича. Узнаваемый нос картошкой, смеющиеся светлые глаза в хитроватом прищуре. Белые, как нимб над головой, волосы. Взгляну - так и напрашивается сравнение с мудрецом Сократом… «Вот подожди, Володя, доживу до ста, тогда и возьмемся за мемуары,- шутил тогда, прощаясь, дядя Ваня, - а сейчас – чего бумагу зря изводить?».

Восемь лет не дожил до ста Иван Петрович... Еще одна большая, яркая и талантливая жизнь, положенная на алтарь нашей культуры и еще одно проявление нравственной амнезии, которой в тяжелой форме мы болеем сегодня. Иван Петрович, правда, просил тогда никого не упрекать. Не высказывал обид ни на государство, которому служил, ни на коллег, с которыми дружил. До боли обидно за него было мне. Даже при подготовке материала столкнулся с тем, что на кинематографическом сайте kinomag.ru день рождения Рыжова указан неправильно…
Хорошо помню, как в былые времена в гастрольное объединение «Госконцерт», из-за рубежа приходили толстые пакеты документов, предварявших выступления иностранных исполнителей. В них, зачастую, указывалось, что артист, направляющийся к нам на гастроли, имеет статус - «национальное достояние». И далеко не всегда это были мегазвезды. Но государство, которому они отдали свой талант, именно так представляло их. Списки наших «национальных достояний», прозябающих на задворках новоявленного рынка, сродни спискам репрессированных, получающих от него подаяние «по остаточному принципу»…
Шумят в Сочи ежегодные «Кинотавры», льется рекой кубанское вино в Анапе на «Киношоке», многотысячные банкеты венчают наплодившиеся в неимоверном количестве «форумы» кино… На них под телекамерами и фотовспышками обнимаясь и целуясь, вручают призы друг другу отечественные кинодивы. Правда, зачастую складывается впечатление, что им до сих пор неизвестно (то ли во ВГИКе, «Щуке» и «Щепке» по истории нашего кинематографа что-то недопреподавали?), что под звездными фестивальными дорожками – не пустое место. Под ними - многолетний культурный слой, который создавали повседневным тяжелым трудом сотни мастеров. Тех, кому доступ на эти дорожки сегодня закрыт. Не зовут. «Не формат» - так определяют их нынешние кинохозяева…
- Появился я на свет божий в аккурат - на Татьянин день, 25 января,- рассказывал Иван Петрович. - Спасибо, конечно, тем, кто «родил» меня 25 декабря, за лишний «подаренный» месяц. Но мне лишнего не надо. Своего – ого-го как хватает… Не только года, но и каждый новый прожитый день –мое богатство. И нет ни одного из них такого, который я бы согласился вычеркнуть из жизни. Даже самый страшный, самый тяжелый…
А один из таких был 25 марта 2003 года когда ушла из жизни Нина Петровна.
– С Ниночкой (так ласково звал свою покойную жену Иван Петрович) мы прожили душа в душу шестьдесят лет. Наверное, все на свете свадьбы, из тех, что бывают – от бумажной до бриллиантовой - прошли… Она ведь и вправду, для меня была дороже любого бриллианта. У меня, порой, чувство, что я душу свою вместе с ней похоронил… Тут дядя Ваня надолго замолк и устремился невидящим взглядом в заиндевшее окно. Потом, глухо кашлянув в кулак, продолжил: - Нет, конечно, есть дочка Татьянка, зять Леня и Лешка - внук. Слава Богу, не забывают, хоть и заняты, конечно. У всех свои заботы, работа… У Тани она очень интересная. Тоже пошла в кино. Звукорежиссер на «Ералаше». Работает на моей родной киностудии Горького. Когда-то называлась Союздетфильм. Там началось кино и для меня. Свою первую роль сыграл в 26 лет - есаула Сороку у режиссеров Матвея Володарского и Николая Красия. Был такой фильм «Кубанцы». Мне это далось легко, потому что сам – деревенский, но московской закваски,- хитро улыбался Иван Петрович. Была такая деревня, тут неподалеку, Зеленая Слобода называлась. Относилась к Московской губернии. До поступления в училище при Московском театре Революции (ныне Маяковского), попробовал крестьянского хлебушка. Так что, лошадь, упряжь и все прочее, мне было знакомо не по студийным этюдам. Потом война, эвакуация в Таджикистан, в Сталинабад. Так тогда Душанбе назывался… Война войной, а кино все равно снимали. Мне довелось даже в сказке тогда сыграть, в «Кощее Бессмертном», у самого Александра Роу. Вместе с Сергеем Столяровым. Во - актерище был! После войны жили на улице Чехова, рядом с Пушкинской площадью. Как раз там, где - «Известия». Комнатка в коммуналке, с нами еще восемь семей. Вобщем – не соскучишься… Тут тебе и характеры, тут тебе и трагедии и комедии… Публика после войны собралась самая разная, была даже своя пара сумасшедших. Так что, было на что посмотреть, чему поучиться. А жили все-таки, хоть бедно, но весело. В такой страшной войне победили… Все казалось впереди - сказочным и радужным, хоть и на продовольственных карточках еле перебивались. Помню – все время хотелось есть. И работать… В то время - на всю страну гремели имена ушедших уже теперь артистов, моих друзей-товарищей - Крючкова Николая, Меркурьева Василия, Чиркова Бориса, Петра Алейникова, Бориса Андреева, Михаила Жарова. Ну, и Орлова, конечно, Утесов… После «Тихого Дона» и роли Григория Мелехова прямо-таки легендой стал мой закадычный друг - Петя Глебов. Нет его уже. Вот недавно летом схоронили и мою соседку по подъезду, народную артистку Соколову Любу. Была младше меня лет на десять. Дружили мы с ней, помогали друг другу, чем могли. Иван Шутов тоже рядом жил… Болел. Зашел проведать. Посидели, поговорили. Пообещал вечером зайти. Пришел, а мне: все, нет больше Вани…Да… Повыкосило моих друзей-товарищей. Вот, только с карточек и смотрят на меня … Потом горько пошутил: - Плохо, наверно, так долго заживаться, как думаешь?…
Чтобы хоть как-то уйти к менее печальному, я, как мне казалось, незаметно (хотя – какое уж там?) сменил тему:
- Дядя Ваня, а как попали к Шукшину на «Калину красную»?
- Как, как… Я никогда по киностудиям не бегал, режиссеров за рукав не хватал… Мы с Васей, помню, как-то, встретились, маленько выпили, поговорили… Он в начале шестидесятых только начал сам снимать. Как раз готовился к картине «Живет такой парень». Была там такая роль - зав. нефтебазой. Той самой базы, на которой Пашка Колокольников, он же - Леня Куравлев, подвиг свой совершал на горевшей машине. Слышал, серьезно болел. Инсульт что ли... (И смотрел внимательно, ожидая, что все на свете знающий журналист, развеет небылицу. Я молчал. Даже, если отбросить всю «желтушную» шумиху в прессе, там, кажется, было действительно что-то серьезное. Но нес что-то дежурно-ободряющее. Мол, чепуха - выберется)…
– «Жалко, совсем еще молодой, - посмотрев внимательно мне в глаза, вздохнул Иван Петрович,- так и охотится, будь она неладна, эта зараза за вашим братом молодежью (так он привык звать всех, кто моложе его В.П.) – инсульты, инфаркты... Потом, помолчав, все же оживился: - Так вот, после этой картины, мы с Василь Макарычем, крепко задружили. Я мн-ог-ое перечитал у него, тогда еще не изданного… Его «чудики» - это ж целый клад характеров! Какой же он был наблюдательный! Прям, любая ниточка, шнурок и гвоздик у Васи на своем месте в рассказах. А язык! До сих пор перечитываю и даже в свои годы что-то новое для себя открываю. Да, худющий и росточку не ахти, а – глыба был человек. Кремень… Такие раз в сто лет появляются. И уходят так рано… Вон и Леня Филатов – молодой же еще совсем… 56 – жить да работать… А Саша Дудоладов - твой друг? Он же нас, помню, и познакомил. Для меня сценарий, знаешь, написал. Первую главную роль мне подарил на восьмидесятом году. В картине «Дедушка хороший, но… не говорит, куда спрятал деньги». Уж больно он мне Васю Шукшина напоминал. Всего-то было – сорок шесть. Никак не могу понять – ну почему этим людям такой короткий век отпущен!?... Прямо, горят один за другим, как порох… Не дай Бог хоронить друзей. А уж тех, кто вдвое моложе тебя… (В сердцах хлопнул рукой по столу, заваленному фотографиями тех самых друзей)...
- Так вот, на «Калину красную» мне не надо было попадать, - еще с горчинкой в голосе продолжил дядя Ваня. Уже знал, что для меня в картине роль отца Любы написана. Про бухгалтера и колчаковцев там все по ходу съемки добавилось… Шукшин любил в эпизодах «неожиданки», как он их называл. Да и потом уже, почти через десять лет в «Печках-лавочках», тоже много напридумывали по ходу. Жора Бурков, покойный, всех веселил. Смеялись много, помню, хоть проводник мой там по роли уж больно серьезный был, прям - до придурковатости. Попадались и такие, еще Сталиным перепуганные, сам видел…
Слушал характерный глуховатый говорок дяди Вани, смотрел на него и ловил себя на мысли, что сама по себе отпала нужда в «гениальном» журналистском вопросе-штампе: откуда, мол, такая достоверность на экране и в чем секрет потрясающей органичности даже в маленьких, эпизодических ролях, которых – десятки и десятки? Заодно сумел понять и режиссеров, которые в условиях жесткого съемочного графика, ради эпизода в своих картинах, месяцами ждали Ивана Петровича. Отчего кинокритики, не сговариваясь, в один голос называли его - «шукшинский актер». Почему сам Василий Макарович постоянно утверждал: «Рыжов, как никто другой, органичен манере своего народа». Ждали создатели картин Ивана Петровича, конечно же, не только из-за роли. Появление Рыжова в съемочной группе всегда было знаковым событием. Он становился неким природным камертоном, по которому и настраивался творческий процесс. Для коллег-артистов, особенно, для тех, кто помоложе, появлялась прекрасная возможность посмотреть и поучиться. И актерству, и мудрости, и человечности. И сопоставить свои навыки с его умением. Чтобы, что называется – «привстав на цыпочки», подтянуться и не «проиграть» в кадре. Поэтому, наверное, мало кого - так единодушно искренне любили в киношном мире, давно не страдающем избытком пиетета. Отсюда и уважительное - дядя Ваня… Актеров с именем Иван в России – десятки. Но скажешь: дядя Ваня – все знали, о ком речь. И сразу - теплели лица… Я сам слышал из уст кинозрителей, что Рыжов - не профессиональный артист, а человек из народа, которого просто часто снимают в кино. Кажется, что он попал в кадр прямо с улицы, или из соседнего двора. Это ли не высшая оценка для актера? И многие ли «великие» за всю свою бурную творческую жизнь таковой удостоены?
Если просто сказать, что Иван Петрович с младых ногтей был яростный книгочей – значит, ничего не сказать. Особых «академиев», если не считать рабфаковскую «театралку» при театре Революции, он не заканчивал. Но как уверяют те кто, знал его близко - такого ненасытного «читаку», как он, не встречали.
- Всю классику, не говоря уж о сказках, я впервые услышала из уст отца, - рассказывала, заехавшая проведать отца, Татьяна Рыжова. - У нас чтение вслух - было настоящим семейным обрядом. Я его дома, вообще, не помню без книги или газеты в руках…
Вот так я подобрался к загадке, которая для многих актеров остается пожизненно неразрешимой:
- Здесь – все секреты, - бережно гладил книжный переплет Иван Петрович. В книгах тебе - и мудрость и истинность. Та, которую и надо постигать, не лениться. День в день, как «Отче наш…» Чтоб потом - не наигрывать! Не переношу этого ни в жизни, ни в кино. Вот, бывало, разговариваешь с кем-то на съемочной площадке, как водится - про семью, про детей. Глядишь - человек, как человек. Говорит нормально, глаза живые… Команда – «мотор!» - все, понеслась… Как подменили! Начинает наигрывать… Именно – не играть, а на-иг-ры-вать! Где он таких видел? Кто в жизни так разговаривает? Бес его знает… Режиссер – бедолага, бывало бьется, бьется, потом плюнет… Простаивает вся группа, натура уходит… Много дублей не напереигрываешь…
Крепко «веселит» и телевизор, - продолжал дядя Ваня. Смотрел предвыборные дебаты – ну прямо все по Зощенко… Столько нового узнал про наших избранников народа, когда они друг друга «разоблачали». Если хоть половина – правда, из того, что они нарассказывали друг про дружку, их не то что в Думу, на порог приличного дома пускать нельзя! Закончили, помои свои стряхнули - и генералы и гражданские… Руки пожали друг другу и пошли за нас думать. А мы в их помоях снова остались на четыре года. Такой грязи наболтали, до следующих выборов не дожить, не разгрести… С души воротит. Ей, Богу, так и хочется спросить: неужели – не стыдно-то, мужики?... Неужели, оно такое уж сладкое и мягкое, это чертово кресло, чтоб - совесть из-за него терять на глазах у всей страны?
Вот и в кино сейчас свои «дебаты». Мельтешня какая-то сплошная… Десяток одних и тех же, как политиков… Только переодеваются почаще, ну, и гримируются, иногда, еще… Кто больше перестрелял, денег у других отнял – тот и победил в «дебатах», тот и молодец. Тот и - характер! Как будто один и тот же пишет это все под копирку. Что, на этом теперь вся жизнь заклинилась? Ей, Богу, не думал, что доживу до такого! Не успеешь приглядеться, что за человек, запомнить, как звали, глядишь – самого, как это сейчас говорят – «замочили»! Только и видишь - подошвы перпендикулярные асфальту… Бегают, суетятся, лупят друг дружку без разбору, по десятку машин палят-взрывают. Впечатление такое, что умом все тронулись… Первыми – те, кто снимает, на подходе уже – те, кто смотрит…
Вон у Шукшина в «Калине красной» - тоже не ангелы. И тюрьма там, и горе, и душегубство. Так картина все равно - про людей, а не про деньги. Вспомни, как Егор плакал по матери в лесу… Боялся со стриженой головой на глаза появиться. А тут - взгляд человеческий за весь фильм не увидишь. Вон, в картине у Шепитько Ларисы покойной, в «Восхождении»… По «Сотникову» Василя Быкова сняла. Там у актера Плотникова Бориса такие глаза были - начальники из ЦК, помню, вусмерть перепугались! Прямо - Христа показывают! А потом гляжу – он уже Барменталь в «Собачьем сердце» с Евстигнеевым… Вот актер! Где он? Сколько раз в день по телевизору мозолят глаза эти «свистящие», «блестящие» и прочие - «деепричастные»? (так Иван Петрович «величал» невероятно расплодившиеся за последние годы «а-ля рашен спайс-гелз» группы). А литдраму наши теленачальники за что похерили… Где спектакли, где классика, русский язык, тот что был у Андронникова, Лихачева? Ведь как разговаривают сейчас из этого чертова «ящика»? Ей Богу, отроду был русским, всю жизнь в Москве прожил, но своего русского кино теперь не понимаю. Хоть переводчика нанимай. Киллеры, биммеры, это что по-новому – шурины, девери?- смеялся дядя Ваня. Я, ей Богу, у артистов наших - мужиков в кино напильника в руках или рубанка уже лет пятнадцать не видел. Все бегают с этими «пукалками» (так Рыжов звал все эти «ПМ»ы, «ТТ» и «Беретты» с глушителем В.П.) в двух руках, какие-то страсти-мордасти, стрелки-перестрелки… Кто больше народу напугает, тот и призы получает. За лучший художественный фильм, говорят. Одно убожество там, а не художество! Где оно там, их художество - убей, никак не разгляжу. Может, ты помоложе, мне старому дураку подскажешь?- смущал меня дядя Ваня…
Ивану Петровичу мне, увы, уже подсказать нечего… Жизнь наша хоть и вправду - сплошное «криминальное чтиво», но все равно на экране – видимо, страшнее. И оттого, наверное, так мало было понятно это «рашен тарантино» даже столь мудрому человеку. А повидал в своей жизни Иван Петрович и знал про нее столько – дай Бог тем, кто сегодня других с экранов учит! После последней встречи с Рыжовым всем, стремящимся в кинопрофессию, в том числе – и «телеучителям», спешу повторить его слова: читайте! Читайте, читайте и читайте! Может быть, лишний раз подержав в руках книжку, не захочется так часто хвататься за «пукалки»?... Дядя Ваня, с горечью говоря о нынешнем кино, порадовался, правда, тому, что появились интересные молодые ребята - актеры и режиссеры. Хвалил Рогожкина, Лебедева, Сухорукова, Миронова, из тех, кто постарше – Гармаша, Чиндяйкина, Ильина. На них вся надежда. На их фильмы - про человека, а не боевики про его, разлитую по земле, кровь…
Уже собираясь уходить (помощница по дому Алла – добрая душа, не раз подавала знаки, что дядя Ваня явно подустал и ему пора бы прилечь), понял, что, видимо, не справлюсь с начальной задачей. В нашем царстве-государстве, где начальники всех калибров и мастей в поте лица день и ночь создают для самих себя свою, только им понятную, рыночную экономику, я в который раз увидел, услышал, как свой век доживают, выброшенные из нее, наши кумиры. Те, кого носили на руках и считали «лицами нации». Которых страны, считающие себя цивилизованными, зовут своим «национальным достоянием». Тех, кого среди миллионов других людей насильно посадили в начале девяностых за игорный стол и заставили играть с профессиональными «каталами», по тем правилам которые «каталы» и определяли. А крапленые карты сдавал, знавший «прикуп», первый президент независимой (от совести и разума?) России. Он же – неутомимый борец с партийными привилегиями и пожизненный обладатель личного транспорта - «авиаборта», обходившемуся нашему бюджету (нигде не обозначенной строкой) - не один десяток миллионов долларов в год. Руки чесались «расчехлить перо» и навешать по полной всем этим «каталам» с Рублевки, и «монетизаторам», самокормящимся творческим союзам, меднолобым бессовестным клеркам, что распоряжаются бюджетом и его, обглоданной депутатами, «социалкой»… Напомнить, как, буквально, по рублю когда-то собирали актеры на гроб великому национальному комику Сергею Филиппову, как по-нищенски доживал свои последние годы народный артист Георгий Вицин, как вскладчину хоронили актеры - последнего из великой гайдаевской троицы… И много такого, что человеческое сознание просто отказывается понимать. Задремавшую совесть киногенералов и наших преуспевающих сериальных «звезд» побеспокоить в конце-концов! Чтоб - про гуманизм свой и любовь к простым людям, неустанно декларируемые с экранов, вспомнили… Но злости и необходимого для этого запала, чувствовал - не было. Наверное, их погасило добро, обретенное в доме, из которого так не хотелось уходить.
Шел к метро «Аэропорт», наступая на хрусткие ледышки и все яснее понимал, что аскетичная и далеко не изобильная жизнь поистине народного актера Ивана Петровича Рыжова, к которой мне посчастливилось прикоснуться, (как же жаль, что это не случилось намного раньше!) была во сто крат богаче и достойнее «крутого бытия» и тех – с «пукалками», и тех – с «мигалками», и еще многих других, сильно повредившихся головой о наши «карусельные» годы. Действительно – прости их Господи, ибо не ведают, что творят, как сказал на прощанье дядя Ваня… Они, к их личному горю, принимаемому - за вырванное зубами счастье, так и проживут своей «успешной жизнью», даже не подозревая, что есть в мире то, что никакими золотовалютными запасами не измеряется. Такая вот, к примеру - долгая, чистая, и достойная жизнь… Когда ни за один прожитый год не стыдно и нет ни единого дня, который хочешь вымарать из судьбы. А на закате у нее было самое дорогое человеческое обретение – искреннее уважение и любовь людей за труд, доброту и талант. И награда - корона мудреца, из белых, словно январский снег, волос. Как у Сократа…

© 2024 sauna-rubikon.ru - Рубикон - строительный портал