"Летучий голландец" - корабль-призрак. Легенда о "Летучем голландце"

"Летучий голландец" - корабль-призрак. Легенда о "Летучем голландце"

28.03.2024

Фильмы от компании «Дисней», рассказывающие о приключениях пиратов, быстро стали популярными. Капитан «Черной Жемчужины» завоевал симпатию зрителей и стал одним из самых влиятельных вымышленных героев.

Но не только им может похвастаться фильм «Пираты Карибского моря». Дейви Джонс - бессменный капитан корабля-призрака появился сиквеле. Его целью стала «Черная жемчужина» и Джек Воробей.

Дейви Джонс «Пираты Карибского моря» - кто это?

Впервые персонаж был показан во втором фильме франшизы. Устрашающий, безобразный и кровожадный. Он убивал всех, кто становился на его пути. Для достижения своих целей он использовал любые методы. А возможность быстро перемещаться под водой делала его и команду неуязвимыми. В фильмах «Пираты Карибского моря» Дейви Джонс выступает в роли капитана призрачного корабля. Он бессмертен, его корабль движется с невероятной скоростью, и он охотится на Джека Воробья.

Полтора десятка лет назад Джонс заключил с Джеком Воробьем сделку: он вернул со дна легендарный корабль - «Черную жемчужину» - и подарил ее Джеку на долгие тринадцать лет. «Воробей» же согласился по истечении срока вступить на борт «Летучего голландца» и вечно служить Джонсу.

Но по исходу контракта Джек не пожелал отдавать долг. Вместо этого он украл сундук с сердцем бессмертного капитана. Джонс не потерпел такого предательства и задался одной целью: найти того, кто обманул его и украл сундук с сердцем. По следам Джека он отправил свое лучшее творение: Кракена.

Джеку же постоянно удается скрываться от Джонса. Велика вероятность того, что именно Калипсо помогла ему узнать о сундуке и хитрости с бутылкой песка. Но вечно бегать от грозы морей невозможно, пираты и Джонс вступают в схватку. После долгой борьбы капитан корабля-призрака гибнет, а его место занимает Тернер.

Легенда о корабле-призраке

Но настоящая легенда о корабле не совсем совпадает с историей, рассказанной в фильме «Пираты Карибского моря». Дейви Джонс не имел отношения к этому кораблю. Согласно легенде, на пост капитана назначили

Однажды он отправился в длительное плавание. На борту, кроме команды, были еще и пассажиры. Среди них он внимательно следил только за одной: прекрасной юной девушкой. Он захотел жениться на замужней девушке. Для достижения цели он убил мужа девушки. Но юная дева не захотела связывать себя с убийцей и утопилась.

Ярость и ненависть девушки навлекли на корабль проклятие. Вскоре «Голландец» попал в бурю. Команда судна подняла бунт, желая переждать непогоду в безопасной бухте. Но Филлип не был настроен на это. Он застрелил лидера бунта и сообщил остальным, что никто не ступит вновь на сушу, пока корабль не обогнет мыс.

Однако из-за проклятия команде корабля уже не было суждено ступить на землю. Согласно легенде, «Голландец» до сих пор бороздит океан и наводит ужас на проплывающие судна.

К другой легенде обратились создатели фильма «Пираты Карибского моря». Дейви Джонс - это злой дух океана, хранящий рундук, в который попадают все погибшие в плаваниях.

История персонажа из фильмов о пиратах

Жил Дейви Джонс задолго до событий фильма «Сундук мертвеца». Будучи молодым пиратом, он влюбился в которая полюбила его в ответ. Чтобы не разлучаться с любимым, она превратила Дейви в капитана «Летучего голландца», который должен был стать проводником для душ, затонувших в море.

Наградой за вечную жизнь стал один день в десять лет, когда Джонс мог ступить на сушу и побыть с любимой. Но у Калипсо был сложный характер, и по прошествии десяти лет она не пришла на встречу. Охваченный злостью, Дейви вырезал сердце из груди и запер его в сундуке. Вскоре он рассказал Совету братства, как пленить Калипсо.

После этого Джонс не пожелал более выполнять поручение Калипсо, и души погибших в морях так и оставались в водной глади. Некоторые же примыкали к кораблю-призраку.

Но из-за того, что Джонс нарушил данную Калипсо клятву - переправлять души погибших в морях на другой берег - капитан и его команда попали под проклятие. Внешность всех, кто находился на корабле, начала меняться. Из обычных людей они превратились в монстров. А те, кто пытался сопротивляться, стали частью самого корабля.

Внешность персонажа

Над внешностью капитана Джонса трудилась команда фильма «Пираты Карибского моря». Дейви Джонс получился устрашающим и невероятным.

Образ Джонса строился на трех составляющих: морских обитателях, Черной Бороде и Бартоломью Робертсе. Голова Джонса представляла собой тело осьминога, а его борода - переплетение щупалец. Левую руку ему заменяла клешня, правую ногу - крабья.

До проклятия Джонс выглядел как мужчина средних лет, который обладал белой бородой. Такой «человеческий» облик можно было увидеть во время разговора Дейви Джонса с богиней Калипсо.

Мрачный образ капитана дополняла музыка Дейви Джонса из «Пиратов Карибского моря», написанная Гансом Циммером. Неповторимая харизма Билла Найи заставила зрителей сопереживать даже такому, на первый взгляд, отрицательному герою.

Но если копнуть глубже, то все поступки Джонса становятся понятными. Ради любимой он отказался от возможности прожить простую человеческую жизнь. Вернуться на сушу он может только раз в десяток лет, и до скончания времен должен служить океану и Калипсо, которая предала его. Не удивительно, что капитан обозлился на весь мир и наводил страх и ужас даже на пиратов.

Великая легенда о «Летучем Голландце», как никакая другая, пронизана мистикой и похожа на фантасмагорию. Она, безусловно, имеет под собой историческую подоплёку, вобравшую в себя историю жизни и смерти Бартоломеу Диаша и его последователей. Однако реальные факты теряют свои очертания под завесой времени.

Наиболее известный вариант легенды о «Летучем Голландце» связан с неким парусником, совершавшим рейс из Ост-Индии в Европу с грузом пряностей и чая. Его капитан Ван дер Страатен (по другой версии, капитана звали Ван дер Декен или вообще некто Ван) был человеком опытным и отважным, однако нрава весьма необузданного и свирепого. Его правилом было добиваться своей цели любыми средствами, пусть даже вопреки здравому смыслу и разуму. Впрочем, говорят, что именно по этой причине его и нанимали купцы, которые всегда были уверены - груз Ван дер Страатен всегда доставит в срок, чего бы это ему ни стоило.

Голландские историки считают, что в основу знаменитой легенды, навеки прославившей упрямство голландских моряков, легла реальная история, произошедшая с одним из голландских мореплавателей в 1641 году. Тогда некое торговое судно пыталось обогнуть мыс Доброй Надежды в поисках подходящего места для небольшого поселения, которое могло бы служить перевалочным пунктом для судов Ост-Индийской компании. Разыгрался сильный шторм, но капитан решил добраться до цели, чего бы ему это ни стоило. История закончилась плачевно из-за упрямства капитана, который так хотел попасть на восточную сторону мыса, что провозгласил: «Я попаду туда, даже если у меня это займёт время до самого конца света!» По другой версии, изречение голландского капитана было богохульным «Клянусь Богом и дьяволом, мы прорвёмся через этот шторм, пусть даже мне придётся плыть до второго пришествия!» - якобы выкрикнул он. В ответ на его богохульство раздался страшный голос: «Да будет так - плыви!» И до сих пор пытается Ван дер Декен обогнуть мыс Горн, но безуспешно.

Есть и другой вариант превращения обычного парусного транспорта в зловещий «Летучий Голландец». Когда близ мыса Доброй Надежды корабль Ван дер Страатена попал в сильный шторм, штурман неосторожно посоветовал капитану укрыться в одной из бухт. Предложение вполне разумное, но вместо того чтобы прислушаться к совету, Ван дер Страатен неожиданно вытащил пистолет и пристрелил своего вполне разумного штурмана.

С каждым, кто пойдёт против меня, будет то же самое! - прорычал капитан, якобы обращаясь к перепуганным матросам.

Затем вконец распоясавшийся Ван дер Страатен пихнул ногой тело мёртвого штурмана за борт. Команда умоляла капитана одуматься, но он велел поставить все паруса и, громко распевая богохульные песни, держал курс в самый центр страшного тайфуна. Бешеные волны крушили борта судна, неистовый ветер ломал мачты и рвал в клочья паруса, но капитан стоял на своём, бросая вызов самому Богу. Доведённые до крайности матросы подняли бунт, пытаясь захватить управление кораблём, но Ван дер Страатен не растерялся. Когда ему не удалось словами образумить команду, он снова пустил в ход пистолет. Неизвестно, сколько пистолетов (а они были в ту пору однозарядные!) имел в запасе выживший из ума капитан, но он быстро и ловко перестрелял всю свою команду,

В тот момент, когда он пристрелил последнего из своих матросов, облака на небе внезапно расступились и на шканцы судна спустилась призрачная фигура. По другой версии, наоборот, из туч в судно ударила молния и пришелец материализовался непосредственно из пламени. Дальнейший ход событий в целом уже совпадает. «Ты очень упрямый человек», - сказал пришелец. Ван дер Страатен ответил ему отборной бранью. «Я никого не просил о тихой погоде, - прохрипел он. - Я никого никогда ни о чём не просил, убирайся, пока я не пристрелил тебя тоже». Но фигура не двинулась с места. Схватив пистолет, капитан попытался выстрелить, но оружие разорвалось в руке. Призрак снова заговорил. Он сказал, что капитан отныне проклят, с этого дня он будет вечно бороздить моря, не имея возможности зайти в порт. Его корабль всегда будет идти впереди бури. «Жёлчь, - говорила тень, - будет тебе вином, а раскалённое докрасна железо - мясом! На лбу богохульника вырастут рога, а лицо превратится в морду тигра», - объявил призрак опешившему Ван дер Страатену. Но и это не образумило зарвавшегося капитана. В порыве безрассудства он прокричал таинственному незнакомцу: «Мне плевать на тебя! Пусть так и будет! Мне всё равно!» После чего превратился в призрак с мордой тигра и рогами.

В этой версии есть одно уязвимое место. С садистом-капитаном всё понятно, поделом ему, негодяю! Но за что же должен был страдать убитый им бедолага-штурман, да и другие члены команды? Впрочем, и на это есть объяснение. Оно таково. Души невинно убитых капитаном-маньяком, как и должно, улетели в свой моряцкий рай, а новую команду «Летучего Голландца» проклятый Богом капитан якобы рекрутирует из утопленников, причём чем поганее и мерзостнее были их деяния при жизни, тем для него только лучше.

Как бы то ни было, но с тех пор ни капитана, ни его судна никто никогда больше не видел. Если всё обстояло действительно так и все бывшие на борту судна исчезли, то совершенно непонятно, кто же принёс мировому морскому сообществу известие о последней публичной речи капитана, как и о том, что судно исчезло именно у мыса Доброй Надежды? Впрочем, всё это сущие мелочи, когда речь идёт о самой великой легенде океана.

Вскоре после таинственного исчезновения Ван дер Страатена в портовых тавернах матросы рассказывали друг другу леденящие душу истории о корабле-призраке под парусами цвета крови, возникающем из ниоткуда в окружении синеватого сияния и так же пропадающем неизвестно куда. Любая встреча с ним грозит несчастьями, а если увидишь его в шторм, то кораблекрушение обеспечено и только самые безгрешные могут спастись. Увы, после встречи с «Летучим Голландцем» спасшихся почти никогда не бывало. В эпоху парусного флота, когда в море шли самые неприкаянные и отчаянные, безгрешные на кораблях отсутствовали. Легенда гласит, что за своё невероятное богохульство и дерзкий вызов дьяволу ни Бог, ни дьявол не приняли к себе душу упрямого капитана, и Ван Страатен обречён вечно странствовать по океанам и морям. Поначалу корабль-призрак обитал именно в том месте, где некогда богохульствовал его неосторожный капитан, - у мыса Доброй Надежды; затем он стал являться мореплавателям уже во всех морях Южного полушария. Но и этого проклятому голландцу показалось мало, и, воздев свои истлевшие паруса, он устремился в северные широты, пугая моряков по всем океанам и морям.

Как правило, «Летучий Голландец» внезапно появляется около выбранной им жертвы в шторм и ненастье. Некоторое время он находится совсем близко от несчастного судна. Оттуда хорошо виден изношенный и дырявый корпус корабля-призрака, его полуистлевшие паруса, матросы-скелеты и мумия капитана около штурвала. Те, кому довелось видеть самого капитана, утверждают, что он стоит на шканцах, вцепившись в штурвал, наконец-то раскаявшись и умоляя небо о прощении. Некоторые рассказывают, что видели его команду - это скелеты, которые, оскаливаясь в улыбке, поднимают всё новые и новые паруса.

Что и говорить, зрелище не для слабонервных. Иногда призрачная команда недвижима, иногда матросы-скелеты, наоборот, весьма активны, они что-то кричат и машут руками. Капитан Страатен, как правило, более сдержан, чем его подчинённые, но порой подаёт свой громоподобный голос и он. Речь капитана при этом разнообразием не отличается, как правило, он богохульствует, сыплет ругательствами (наказание свыше его так ничему и не научило!), а затем обещает своим перепуганным слушателям скорую смерть. После этого корабль-призрак внезапно отворачивает и с парусами, полными ветра, мчится к ближайшим скалам. Обречённое судно тут же устремляется за ним, что бы ни предпринимала команда. Спущенные паруса, положенный на борт руль не в силах остановить эту роковую гонку со смертью. Наконец, когда впереди появляются в пене волн губительные скалы, «Летучий Голландец» с лёгкостью проходит сквозь них и растворяется. Вслед за этим несчастное судно налетает на камни, где и находит свой конец вместе с командой. Однако думается, что иногда кому-то всё же спастись удавалось, иначе откуда все детали этой страшной гонки стали бы достоянием морского сообщества?

Иногда «Летучий Голландец» внезапно появляется в полный штиль. Однако и в этом случае его появление ничего хорошего не сулит. Несмотря на штиль, паруса «Летучего Голландца» полны ветра, и капитан его громоподобным голосом вопрошает моряков, кто они, откуда и с чем идут. И не дай Бог ответить «Голландцу»! Тогда неизвестная сила подхватит несчастное судно и понесёт за призраком, пока судно не разобьётся на подводных скалах или на рифах, которых никогда раньше в этом месте и не было.

Существует мнение, что маршруты «Летучего Голландца» отличаются завидным постоянством. Чаще всего он любит подстерегать зазевавшихся моряков у мыса Доброй Надежды, там, где и было воплощено в жизнь древнее проклятье. Помимо этого весьма посещаем неутомимым «Голландцем» район мыса Горн - тоже далеко не лучшее место на планете. Нередко «Летучий Голландец» патрулирует районы Северной Атлантики, реже - Тихий и Индийский океаны. При этом он явно недолюбливает закрытые моря, хотя имеются свидетельства о визитах вездесущего корабля-призрака и туда.

Впрочем, иногда корабли-призраки, появляясь перед онемевшими от ужаса моряками, их не уничтожают. Они разыгрывают перед мореплавателями настоящие представления, изображая сцены своего давнего крушения, причём одна и та же сцена крушения может повторяться десятки раз. Имеются свидетельства об этих сценах, с кричащими и тонущими людьми, с рушащимся такелажем и разламывающимся корпусом. Знатоки советуют: если уж вам привелось встретить «Летучий Голландец», когда он настроен благодушно, надо набраться терпения и смотреть многократно повторяющийся сюжет до тех пор, пока это не надоест самому призраку-капитану.

Но и это не всё! Дело в том, что, согласно знаменитой легенде, раз в семь лет в порты всего мира с «Летучего Голландца» приходит странная почта. На письмах стоят имена и адреса людей, которые давным-давно умерли. Каким образом призраки передают на берег свою корреспонденцию, никто в точности не знает. Считается, что когда настаёт время передачи корреспонденции, то «Летучий Голландец» подходит к первому встречному судну, и скелеты лихо перекидывают на него парусиновый мешок-кису с письмами. Этому судну гарантировано счастливое плавание, так как дух «Летучего Голландца» отныне сам охраняет его от всех напастей. При этом никто никогда не видел и писем из небытия, впрочем, может, просто молчал, боясь связываться с мстительными призраками. Морякам всего мира было доподлинно известно, что если кто вскроет и прочтёт такое письмо, то его ждёт неминуемая скорая смерть. Моряки, боясь призрака, суеверно прибивали к мачтам лошадиные подковы.

Имеется в легенде о «Летучем Голландце» и ещё один любопытный аспект. Считается, что раз в 10 лет каждому члену экипажа возвращается на день человеческий облик, и он может провести этот день на берегу в обществе людей. Говорят, что первое время «страатенцы» пользовались этой льготой небес, чтобы навещать свои семьи.

Говорят, что автором идеи об отпусках для призраков был великий немецкий поэт Генрих Гейне, который придал романтическую окраску истории о «Летучем Голландце» и привнёс новый элемент в существовавший сюжет: раз в семь лет капитану дозволялось сойти на берег, чтобы попытаться освободиться от заклятья, добившись любви непорочной девушки. Этот вариант использовал в своей опере «Летучий Голландец» Рихард Вагнер. В немецкой опере капитан, разумеется, больше смахивает на немецкого бюргера, чем на голландского морского бродягу: капитан этот носит имя ван Дердекен, а девушка, которой он делал предложение, - Сента.

Именно гейне-вагнеровская версия счастливого (хоть и не частого) возвращения к любимой семье героя-призрака, как мы помним, стала заключительным эпизодом известного голливудского блокбастера «Пираты Карибского моря». Но там герой - американец, а потому весьма положительный и романтичный. Да и стал он призраком потому, что отдал свою жизнь во имя спасения человечества. Таким образом, перед нами ещё один вариант старинной легенды, на сей раз американский, со всеми положенными голливудскими «прибамбасами» об американской избранности и жертвенности во имя человечества.

В сусальной истории с отпусками для призраков есть, впрочем, нюанс. Дело в том, что люди, в отличие от призраков, смертны, а потому, когда все родственники матросов «Летучего Голландца» отправились в мир иной, те во время своих нечастых посещений реального мира кутят в кабаках, а заодно вербуют новых членов экипажа, готовых за выпивку продать душу дьяволу. Именно поэтому от отпускников с «Летучего Голландца» лучше держаться подальше. Однако отличить хитрого призрака от человека непросто. Надёжное средство только одно - призрак (как и классический вампир) не имеет отражения в зеркале. Поэтому во многих портовых кабаках вплоть до XX века обязательно вешали хоть маленькое, но зеркало, а посетители время от времени поглядывали в него есть ли там отражение их очередного нового собутыльника?

Согласно одному из вариантов легенды, Ван дер Страатен теоретически всё же может получить прощение свыше. Капитана может спасти только любовь женщины, горячо верующей в Бога. Да вот только откуда ей взяться посреди океана? Вся надежда разве что на те редкие (раз в десять лет) суточные отгулы капитана на берегу, но что-то с дамами проклятому голландцу явно не везёт. Может быть, ему просто надо подсказать, что верящих в Бога женщин следует искать вовсе не в портовых кабаках? Нам же с вами остаётся только надеяться, что рано или поздно какая-нибудь из порядочных дам всё же отдаст своё сердце подуставшему от многовековых скитаний Ван дер Страатену, и все мы сразу вздохнём спокойней - капитан будет прощён, и «Летучий Голландец» навсегда исчезнет!

Помимо всего прочего, мореплаватели порой обвиняют «Летучий Голландец» и во внезапной порче находящихся на борту продуктов и особенно воды. Мол, ночью мимо проскочил проклятый «Голландец» и всё сразу протухло. Разумеется, на Ван дер Страатена можно навесить всех собак, в там числе сделать его ответственным за погрузку подпорченных продуктов и их плохое хранение. Возможно, злобный «Голландец» действительно так пакостит людям. Однако, зная бешеный и неукротимый характер Ван дер Страатена, мне кажется, что он не опустился бы до столь мелкой пакости, а вместо этого попросту отправил бы выбранное им судно на дно!

Если речь идёт действительно о голландском капитане, то время рождения легенды, скорее всего, можно отнести к XVII веку, когда голландский торговый флот являлся самым многочисленным в мире, голландские суда бороздили все океаны, вытесняя с мировых рынков как своих предшественников-португальцев с испанцами, так и их конкурентов-англичан. Вполне правдоподобно выглядит и богохульство Ван дер Страатена. Голландцы, в отличие от ревностных католиков-португальцев и испанцев, никогда особым благочестием не отличались и именно в XVII веке поголовно приняли протестантизм, что в глазах католиков было величайшим прегрешением против Бога и отъявленным еретичеством. Поэтому в сознании моряков того времени отпетым богохульником мог быть только еретик-голландец.

В германском варианте капитан фон Фалькенберг плавал в Северном море. Периодически его посещал дьявол, и капитан играл с ним в кости, ставя на кон свою душу. Капитан проиграл, и душа его превратилась в призрак, которому был вынесен суровый приговор.

В варианте, опубликованном в 1821 году в одном английском журнале, корабль (разумеется, английский) плыл вдоль мыса Доброй Надежды, когда начался шторм. Далее всё произошло почти как и в истории с голландцем Страатеном. Команда умоляла своего капитана Джона изменить курс, чтобы укрыться в безопасной бухте, но тот отказался и высмеял матросов за проявленную трусость. Шторм между тем всё усиливался, и капитан, грозя кулаком, проклял Бога за ниспосланное испытание. Тут же на палубе появился призрак, но воинственный капитан Джон приказал ему убираться прочь, грозя пристрелить. Видя, что гость не подчиняется, капитан выхватил револьвер и выстрелил в него, но револьвер взорвался у капитана в руке. После этого призрак ниспослал бестолковому Джону проклятие вечно носиться по волнам, беспрестанно мучая своих бедолаг-матросов. Того, кто видел обречённый корабль богохульника Джона, разумеется, ничего хорошего не ожидает.

Пираты, бороздившие моря в XVII и XVIII веках, также тесно связаны с легендами о кораблях-призраках. В американских преданиях корабль-призрак капитана Кидда бороздит море вдоль побережья Новой Англии, поскольку Ким ищет зарытые им сокровища. Корабль-призрак пирата Жана Лафитта (тоже, разумеется, американца) появляется в районе Гэлвестона; в этом месте, как полагают, в 1820-х годах и затонул его корабль.

Имелись и другие варианты легенды. Согласно одной из них, корабль был приговорён к вечному скитанию потому, что капитан отличался крайней жестокостью и обижал своих матросов. Обозлённые матросы просто нажаловались высшим силам, и те наказали матросского обидчика. Мораль тут понятна: не обижай своих матросов - и всё у тебя будет хорошо.

Разумеется, что в легендах о «Летучем Голландце» не обошлось без присутствия женщины. В одном из вариантов история появления «Летучего Голландца» приобретает явный сексуальный характер. Согласно этому варианту, на палубе штормующего корабля появился не некий бесполый призрак, а весьма симпатичная богиня с хорошими формами. Прилетевшая помочь бедным морякам красавица тут же становится жертвой самых непристойных приставаний со стороны негодяя-капитана. Чем именно закончились эти приставания, легенда умалчивает, зато утверждает, что любовью на капитанские домогательства богиня не ответила. Может быть, капитану в данном случае просто не хватило галантности или он слишком уж торопил события. Как бы то ни было, но в отместку оскорблённая в лучших чувствах богиня приговорила корабль плавать вплоть до дня Страшного суда. И правильно, нечего хватать за бока девушку, которая прилетела чёрт знает куда, чтобы выручить тебя из беды!


| |

Грозный "Летучий голландец" уже больше 400 лет наводит ужас на суеверных моряков всего мира. Даже простое упоминание об этом корабле во время плавания считалось плохим знаком, не говоря уже о непосредственной встрече с ним в открытом океане. Это самый известный корабль-призрак из всех, которые были когда-либо описаны в истории человечества.

"Летучий голландец"

Под черными парусами, поднятыми даже в самую страшную бурю, корабль с полусгнившим корпусом уверенно держится на воде. На мостике возле штурвала стоит капитан. Он обреченно смотрит только вперед, не замечая окружающих его матросов - весьма колоритных персонажей в виде скелетов в старых лохмотьях. Команда уверенно управляется с парусами, не обращая внимания на шторм. Так описывают встречу с "Летучим голландцем" выжившие очевидцы.

Пополняет ряды этой команды обычно капитан какого-либо погибшего корабля. Причем более высокая степень мерзости покойного при жизни дает ему больше шансов оказаться на "Летучем голландце".

Суть проклятия "Летучего голландца"

Согласно проклятию, весь экипаж судна во главе с капитаном не может пристать к берегу. Эти люди обречены на вечное скитание по морям. Проклиная свою несчастную долю, члены экипажа парусника мстят всем встречным кораблям. Они сеют смерть и разрушения на протяжении многих столетий.

Чаще всего "Летучий голландец" встречают как раз в месте зарождения легенды - возле мыса Доброй Надежды. Это морское приведение создавало непреодолимые трудности всем, кто пытался мыс обогнуть.

Шанс покончить с проклятием

Это проклятие можно снять. Для этого капитану корабля позволено один раз в десять лет сойти на берег. Он волен выбрать любой порт мира или приглянувшуюся ему бухту. В течение ночи он должен найти глубоко верующую женщину, которая даст согласие на брак с ним. Только выполнение этого условия разрушит проклятие. В противном случае корабль-призрак снова уйдет в бесконечное плавание.

С чего все началось?

История "Летучего голландца" началась в далеком XVII веке. Толчком для создания мифа о необычном корабле послужил рассказ о голландском капитане Филиппе Ван дер Деккене. Разные источники предлагают несколько вариантов имени капитана.

Легенда о "Летучем голландце" гласит: на корабле, плывшем от берегов Ост-Индии под управлением капитана Филиппа Ван дер Деккена, находилась молодая пара. На их беду кэп решил, что девушка должна стать его женой. Он убил молодого человека и предложил себя в качестве будущего мужа. Несчастная предпочла смерть в волнах бушующего моря.

Это ничуть не повлияло на планы капитана, и он продолжил путь к мысу Доброй Надежды. Сильный шторм и бурное течение не позволяли кораблю обогнуть мыс. Все попытки команды убедить капитана переждать бурю не увенчались успехом. Более того, штурман и один из матросов поплатились жизнью за предложение зайти в безопасную для корабля бухту.

Капитан имел неосторожность произнести роковые слова о готовности бороться с морем хоть целую вечность, но обогнуть злополучный мыс. Именно они и стали проклятием, под которое попал не только капитан, но и вся команда "Летучего голландца". Получается, Филипп Ван дер Деккен сам стал причиной своих несчастий.

Другие версии появления "Летучего голландца"

Это был базовый миф. "Летучий голландец", со всеми вытекающими последствиями, мог появиться и по другим причинам:

  • Капитан выкрикнул, что будет пробовать обойти мыс Доброй Надежды хоть до второго пришествия. На богохульное заявление небеса дали ответ: «Да будет так - плыви».
  • Торопясь домой, команда нарушила неписаное правило всех мореходов - прийти на помощь погибающему судну.
  • Капитан неудачно сыграл на собственную душу с дьяволом в кости.
  • Из-за страшной болезни, поразившей команду, корабль не пустили ни в один порт, и все погибли.
  • "Летучий голландец" встретился с пиратским кораблем-призраком «Кенару» и одолел его, но вместе с победой получил и проклятие.
  • Капитан обещал дьяволу душу за возможность обогнуть злополучный мыс, платой за выполненное желание стало вечное скитание по морям-океанам.

Причины рождения легенды

Море всегда манило людей, обещая приключения и неизведанные земли. Тысячи кораблей отправлялись в плавание. Особенно бурным мореплавание было в 16-17 веках. Не всем суждено было вернуться в родной порт.

Не видя тел погибших моряков, их родные отказывались верить в самое страшное. Для оправдания «невозвращенцев» придумывались самые фантастические истории. Легче было считать, что в силу каких-то невероятных обстоятельств (корабль-призрак не отпускает) они просто не могут вернуться домой.

Логические объяснения

Не все верили, что "Летучий голландец" - корабль-призрак - появился из-за безумства одного человека или проклятий.

Есть несколько логичных, с точки зрения ученых мужей, пояснений появления кораблей-призраков.

Во-первых, это может быть явлением фата-моргана. Появление миражей на водной глади - не такая уж и редкость. А святящийся ореол вокруг корабля не что иное, как огни святого Эльма.

Во-вторых, имеет право на существование и версия о болезнях на кораблях. Желтая лихорадка, переносимая комарами, могла легко уничтожить команду в открытом море. Неуправляемый корабль с телами погибших моряков на борту, конечно, представлял собой неприятное зрелище и был угрозой для безопасности судов.

Действительно, такой случай имел место в 1770 году. Началась эпидемия неизвестной смертельной болезни на одном из кораблей. Попытки команды пристать к берегу не увенчались успехом. Ни один порт Мальты, Англии, Испании не дал судну разрешения пришвартоваться у своих берегов. Команда была обречена на медленную смерть.

Встреча с "зараженным" кораблем могла стать роковой для любого судна. Ведь болезнь могла перейти, через предметы или через тех же комаров, и на членов другого экипажа. Таким образом, сбывалось страшное проклятие о неминуемой гибели после встречи с "Летучим голландцем".

В-третьих, все большую популярность приобретает теория относительности Эйнштейна, согласно которой у нашей реальности есть масса параллельных миров. Через временные или пространственные порты у нас появляются странные корабли и бесследно пропадают современные суда.

Подтверждением этой теории может служить случай с угольным королем Дональдом Дьюксом из Нью-Мексико. В 1997 году, в августе, путешествуя на своей яхте (возле архипелага Богемских островов), он встретил парусное судно.

По внешнему виду корабль относился к временам 17 века, на его борту ясно различались люди в странных одеждах. Они тоже видели яхту и были удивлены не меньше. За какие-то мгновения до неминуемого столкновение парусное судно просто растворилось в воздухе. Было выдвинуто предположение, что корабль «заблудился» в параллельных мирах.

В 1850 году на побережье американского штата Рой-Айленд, на глазах у собравшихся на берегу жителей, корабль «Морская птица» под всеми парусами шел прямо на береговые рифы. Мощная волна в последний момент перенесла судно через камни и опустила на берег. При обследовании корабля не было обнаружено ни одного человека. Следы недавнего их присутствия наблюдались повсюду: кипел чайник на плите, в каютах ещё ощущался запах табака, на столе были расставлены тарелки, все документы и приборы были на месте.

В-четвертых, академиком В. Шулейкиным, ещё в тридцатых годах прошлого столетия, была выдвинута версия о возникновении во время штормов с сильным ветром низкочастотных ультразвуковых колебаний. Человеческому уху они не слышны, но при длительном воздействии могут спровоцировать смерть. При частоте в 7 Гц человеческое сердце не в состоянии выдержать такую нагрузку.

Вызванная колебаниями беспричинная тревога, вплоть до безумия, может привести к паническому бегству людей с корабля. Это и является объяснением тому, почему находят абсолютно неповрежденные судна без единого человека на борту.

Но некоторые ученые видели другую причину гибели моряков. Это уже пятая версия развития событий. Вполне возможно, что члены экипажа банально отравились мясом сонной рыбы. В нем содержатся галлюциногены. В большинстве случаев они вызывают кошмарные галлюцинации. Под действием страха и безумного желания покинуть страшное место моряки спускают шлюпки и бегут с корабля.

В Карибском море в 1840 году было найдено брошенным небольшое судно «Розали». Полные трюмы груза сразу отбросили версию о нападении пиратов. Беспорядок на палубе был подтверждением тому, что люди в панике покидали судно. Об экипаже никаких сведений получить не удалось.

В-шестых, по мнению английского поэта и ученого Фредерика Уильяма Генри Майерса, явление феномена «Летучий голландец» может быть объяснено переживаниями некоторых форм сознания своей смерти и способностью телепатически проецировать образы для живых людей. В свою очередь, материальный мир воспринимает это как призраки, будь то образы отдельных людей или громадных парусников.

Версий много, а тайна "Летучего голландца" до сих пор не имеет четкого объяснения. Дрейфующие корабли, от маленьких частных яхт до огромных лайнеров, брошенные своими командами, и в наше время встречаются на водных просторах океанов. Их всех объединяют под одним общим названием: корабль "Летучий голландец".

Только факты

Любой корабль, оставленный без надлежащего ухода, начинает разрушаться. В условиях крайне неблагоприятных - морская вода, штормы, подводные рифы - разрушение происходит намного быстрее. Но парадокс в том, что оставленные корабли находили через много лет, и они были на плаву.

Недалеко от берегов Гренландии (в 1775 году) обнаружили английское судно «Октавиус». В судовом журнале последняя запись свидетельствовала о том, что команда судна попытается пройти через Северо-Западный проход. Вроде ничего сверхъестественного в этой записи нет, кроме одного: она была сделана тринадцатью годами ранее - в 1762 году.

В 1890 году январским утром судно «Малборо» с грузом мороженой баранины и шерстью на борту вышло из порта Новой Зеландии. Корабль был замечен 1 апреля того же года около берегов Огненной Земли. Следующая встреча «Малборо» состоялась через 23 года. Английская спасательная команда парохода «Джонсонс» смогла подняться на борт полусгнившего корабля. Были обнаружены останки членов экипажа и судовые документы. К сожалению, прочитать их не удалось из-за плохого состояния.

В 1933 году нашли небольшую пустую спасательную шлюпку пассажирского корабля «SS Вленсия», затонувшего ещё в 1906 году.

Все найденные суда не могли так долго находиться на плаву. Это необъяснимо, здравый смысл говорит о невозможности существования таких фактов. Данная загадка ещё ждет своего решения.

Последствия встречи с кораблем-призраком

Парусник "Летучий голландец" несет только беды. В этом убеждены абсолютно все моряки. И неважно, в какой момент произойдет это рандеву - в ужасный шторм или под безоблачным ясным небом. После этой роковой встречи любой корабль обречен.

Даже если команда и добирается до порта, она сразу списывается на берег, и набрать на «меченый» корабль новых людей становится практически невозможно. Не помогают и меры предосторожности в виде прибитой на мачту конской подковы.

Только при одном условии судно может благополучно дойти до берега: когда корабль "Летучий голландец" использует встречный борт в качестве почтальона. В момент прохождения судов борт о борт с "Летучего голландца" перекидывают бочку с написанными ещё в первый год плавания письмами. Почту, ни в коем случае не вскрывая, нужно доставить на берег. Это своеобразная гарантия сохранности и судна, и его команды.

Тема "Летучего голландца" в кино

Конечно, такую яркую легенду не могли обойти стороной кинематографисты. Фильмы, снятые на основе сюжета о "Летучем голландце", обрели своих поклонников во всех странах мира.

Самый знаменитый - «Пираты Карибского моря». О популярности американской картины говорят несколько (с 2003 по 2011 года было снято 4 полнометражных серии) фильмов с великолепной компьютерной графикой, красочно рассказывающих о приключениях пиратов.

Тут есть все: мистика, любовь, предательство, прекрасная игра актеров, искрометный юмор, захватывающий сюжет. В планах кинокомпании выпустить в 2017 году пятый фильм «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки».

Обыгрывалась тема призрачного корабля и в анимационных фильмах.

"Летучий голландец" и музыка

Рихард Вагнер написал одну из своих первых опер «Летучий голландец» под впечатлением своей поездки в Англию. Пережив на корабле шторм, композитор очень быстро написал музыку. Опера была представлена публике в 1843 году в Дрездене.

Не один раз тему корабля-призрака использовали в своих композициях рок-группы в разное время и в разных странах.

Компьютерные игры

Было бы странно не разработать столь благодатную тему в современных компьютерных играх. Их довольно много с разными сюжетами. Игрокам предлагается пройти несколько уровней испытаний и помочь экипажу избавиться от проклятия.

Писатели и поэты

О легендарном паруснике написаны книги и поэмы, баллады и стихи. В разное время эта тема вдохновляла Э. Маккормака, С. Сахарнова, А. Грина, А. Кудрявцева, Л. Платова.

Разгадка феномена "Летучего голландца" ещё ждет своего часа. Возможно, она уже близко, а может быть, тайну эту не удастся раскрыть еще несколько веков.

С какой стороны ни посмотреть, Уильям Тернер кажется человеком сложным . Его поступки обусловлены простым и естественным желанием помогать людям. Однако его действия достойны скорее пирата, чем порядочного человека. О детстве мистера Тернера до того момента, как его в десятилетнем возрасте выловили среди обломков корабля, ничего не известно. На благо или нет, юный Уильям — единственный кто остался в живых после нападения пиратов — был спасен из воды Джеймсом Норрингтоном, имевшим тогда чин лейтенанта. Однако мистер Тернер не отплатил своему спасителю добром. Спустя много лет Тернер завладел сердцем невесты Норрингтона — мисс Элизабет Свон.

Тернер выковал роскошную шпагу, которую губернатор вручил в дар Норрингтону, когда того возвели в ранг командора. Будучи подмастерьем у кузнеца, Тернер создал немало добрых и красивых шпаг. Ежедневно тренируясь, он достиг высокого мастерства в обращении с оружием. Служащие компании, не поворачивайтесь спиной к этому пройдохе!

Этот ацтекский медальон обнаружила на шее у мистера Тернера юная Элизабет Свон. Она сняла его, чтобы сохранить в ценности и сохранности. Медальон указывал на связь юного Тернера с пиратами. Позже было установлено, что этот медальон несет на себе проклятие, коему была подвержена вся команда «Черной Жемчужины».

Лорд Катлер Беккет (мы скорбим о его безвременной кончине) заключил с Уильямом Тернером договор о каперстве . Компания гарантировала Тернеру неприкосновенность при условии, что Тернер раздобудет у компас.

Кстати, стоит заметить, что Джек Воробей не единственный кому удалось сбежать с ужасного острова Пелегостов. Мистер Тернер тоже спасся от страшных обитателей ужасного основа, но прежде провел немало времени в клетке, сплетенной из человеческих костей.

Бытует пока что неподтвержденный служащими Компании слух, будто мистер Тернер после событий в ужасном водовороте Мальстрём стал капитаном «Летучего Голландца» .

Прихлоп Билл

Уильям Терне-старший, известный среди собратьев-пиратов под прозвищем «Прихлоп Билл», как утверждают, убил добродетельного адмирала Норрингтона. В настоящее время его местонахождение неизвестно, однако, если он остался в живых после пребывания на борту «Летучего Голландца», его надо считать весьма опасным преступником.

Среди всех морских мифов и легенд, пожалуй, одна из наиболее известных - легенда о Летучем Голландце. Многие люди сообщали о том, что видели судно капитана Ван дер Деккена с тех пор, как оно затонуло в 1641 году. За свою дерзость и богохульство капитан по прозвищу Летучий Голландец и его команда обречены бороздить морские просторы до самого Судного дня.

«Летучий Голландец» работы Говарда Пайла

Корабль Ван дер Деккена совершал торговый рейс из Голландии в восточную Индию. После того, как трюмы были доверху набиты шёлком, специями и другими дорогими товарами, корабль отправился обратно в Амстердам. Огибая южный берег Африки, капитан размышлял, что не мешало бы неподалёку от Мыса Доброй Надежды устроить место отдыха, где можно причалить и передохнуть перед тем, как штурмовать бушующие волны.


Мыс Доброй Надежды

Роковой рейс и проклятие

Когда корабль начал огибать мыс, капитан был глубоко погружён в свои мысли. Внезапно налетел ужасный порыв ветра, угрожающий опрокинуть судно. Моряки призывали капитана повернуть назад, но Ван дер Деккен наотрез отказался. Некоторые считают, что он впал в безумие, другие - что он был пьян, но в любом случае капитан приказал команде двигаться вперёд. Он зажёг свою трубку и курил, наблюдая, как бьются о борт огромные волны. Вертер порвал паруса, и вода проникла в трюм, но капитан упорно следовал своим курсом, изрыгая кощунственные ругательства.


Портрет капитана Ван дер Деккена

Доведённая до предела команда взбунтовалась. Без малейших сомнений капитан застрелил зачинщика бунта и бросил его тело в бушующие воды. В тот момент, когда труп коснулся воды, послышался голос, спрашивающий, не желает ли Ван дер Деккен переждать эту ночь в бухте. Но дерзкий моряк ответил: «Будь я проклят, если сверну с пути, пусть даже мне придётся болтаться здесь до судного дня! »


«Летучий Голландец» кисти Альберта Пинкхема Райдера

И тогда голос вновь заговорил: «Да суждено тебе вечно плавать по океану с командой мертвецов, неся смерть каждому, увидевшему твой призрачный корабль, и никогда не пристанешь ты ни к какому порту, и не будешь знать ни секунды покоя. Желчь будет твоим вином и раскалённое железо твоим мясом!» Услыхав этот приговор, капитан, не моргнув глазом, воскликнул: «Да будет так!»

Корабль-призрак

С тех самых пор капитан Ван дер Деккен по прозвищу Летучий Голландец так и плавает на своём корабле. Бывалые моряки говорят, что встретившие его судна сбиваются с пути, напарываясь на рифы и скрытые под водой камни. Есть поверье, что если всмотреться в волны, бушующие у Мыса Доброй Надежды, то можно увидеть капитана во главе его команды скелетов. Но будьте осторожны, согласно легенде каждый, кто заметит Голландца, обязательно умрёт ужасной смертью.

Легенда о Летучем Голландце обрела известность в 1843 году благодаря одноимённой опере Вагнера. Но причина, по которой эта легенда жива и по сей день, вдохновляя многих авторов (от Вагнера и Кольриджа до создателей мультфильма «Губка-Боб») кроется в том, что многие убеждены, что видели призрачный корабль.


Последняя сцена из оперы Вагнера «Летучий Голландец» (1843)

Одна из наиболее известных встреч произошла 11 июля 1881 года. С Летучим Голландцем столкнулся принц Уэльский Джордж (будущий король Георг V) и его брат принц Альберт Виктор, плывшие недалеко от берегов Австралии. После принц Джордж написал в своём дневнике:

«11 Июля. В 4 утра мы повстречали Летучего Голландца. Странный красный свет окружал призрачный корабль с его мачтами, рангоутом и парусами. Шхуна находилась в двухстах ярдах сзади и слева по борту, где её видел вахтенный офицер. Кормовой мичман был немедленно направлен на бак, но прибыв туда, он не увидел ни малейшего следа какого-либо корабля, лишь чистое спокойное море до самого горизонта. В общей сложности шхуну видели тринадцать человек, и в 10:45 утра матрос, первым сообщивший о появлении Летучего Голландца, упал с грот-мачты на полубак и расшибся насмерть».

Современные учёные придерживаются мнения, что корабль Голландца - не более, чем мираж, отражение лучей света от океанской воды.

© 2024 sauna-rubikon.ru - Рубикон - строительный портал