Риторика: учебники для ВУЗов, подборка самых лучших учебных пособий. Программы Пособия по риторике

Риторика: учебники для ВУЗов, подборка самых лучших учебных пособий. Программы Пособия по риторике

26.02.2024

Но ещё и залог достижения успеха в жизни. Ведь человек, владеющий навыками ораторского мастерства, уже априори имеет гораздо больше шансов на то чтобы стать выдающейся личностью, известным деятелем, влиятельным человеком, знаменитостью и т.п. А если это вас не интересует, то, в любом случае, умение красноречиво и убедительно изъясняться всегда сослужит вам хорошую службу и пригодится в любой жизненной ситуации.

Конечно же, на тему ораторского искусства сегодня существует очень большое количество всевозможных материалов, таких как видео- и аудиоуроки, лекции и курсы, интернет-порталы (например, сайт) и т.д., а риторика вообще является одним из обязательных предметов в образовательных программах некоторых учебных заведений. Но, как бы то ни было, самым распространённым способом получения любой информации являются книги, пусть даже и в электронном варианте. И представляемая вашему вниманию статья посвящена именно книгам по изучаемому нами в этом курсе предмету. Ниже мы рассмотрим несколько самых интересных, самых популярных и эффективных книг по ораторскому искусству, которые, несомненно, придутся по вкусу любому, кто заинтересован в развитии своих ораторских навыков.

Эта книга по риторике написана немецким профессором Бременского Университета X. Леммерманом почти в середине прошлого века. Книга задумана как систематическое введение в современную риторику для непросвещённого читателя без специального филологического и лингвистического образования. Хайнц Леммерман пытается популярно раскрыть ключевые понятия и принципы риторики, которые необходимы каждому из нас. Учебник подходит как взрослым, так и школьникам, и в нем каждый может освоить предлагаемый автором курс риторики и научиться ярко и убедительно публично говорить.

Как мы можем увидеть, теме ораторского искусства, риторики и другим связанным с ними вопросам сегодня посвящено довольно большое количество книг, каждая из которых по-своему интересна и уникальна, и в каждой из которых приводится полезнейшая информация, необходимая к изучению. Это говорит о важности того, как важно иметь хорошую теоретическую базу и владеть знаниями. И это действительно важно. Но, наряду с этим, нельзя забывать и о том, что, помимо теории, существует и практика, которая также играет важнейшую роль.

Поэтому, изучайте книги по ораторскому мастерству и впитываете новые знания, но помните, что все эти знания нужно непременно подтверждать опытным путём. Так что, используйте всё, что вы узнаёте, в своей повседневной жизни.

Мы желаем вам успехов в освоении навыков ораторского искусства!

Риторика – филологическая наука об искусстве речи. Многие думают, что ораторское искусство связано только с выступлениями влиятельных личностей, политиков и т. д. Но это не так. Общая тренировка и обучение этикету, речевой коммуникации с помощью теоретических занятий и упражнений будет полезна для любого.

Дополнительно развивать этикет и красноречие следует в том случае, если вы часто выступаете перед группами людей по работе или учебе. Речь оратора подразумевает под собой монолог, направленный на внушение информации слушателю. Чем точнее отработан процесс воздействия на аудиторию, тем лучше человек соблюдает нормы ораторского искусства и оптимизирует общение с публикой.

Изучая красноречие, мы учимся речевым нормам, секретам убеждения людей, правильной организации информации.

Рассмотрим навыки, которыми должен обладать оратор:

  • Начитанность – незаменимое качество оратора, который обладает грамотной речью и ясно выражает свои мысли.
  • Четкое проговаривание слов, владение дикцией при общении с аудиторией.
  • Оратор должен иметь громкий, правильно поставленный голос.
  • Знать, как справиться с волнением. Оратор умеет контролировать страх перед публичными выступлениями.
  • Речевая импровизация. Оратор знает, как ответить на каверзные вопросы, где сделать акцент в речи для лучшего восприятия информации и т. д.

Как и где обучают риторике

Составляющим ораторского искусства можно научиться самостоятельно. Для этого важно регулярно отрабатывать полученные знания на практике, критично оценивать себя и других, когда дело касается публичных выступлений. Вы можете начать обучение культуре речи следующим образом:

  • Записаться на специальные курсы ораторского мастерства. Для организации обучения детей и развития их речевой коммуникации подойдет школа риторики.
  • Найти в интернете видео-лекции или онлайн уроки риторики. Так вы потратите на обучение меньше всего затрат как материальных, так и временных.
  • С помощью специальной литературы.

Основы красноречия часто преподают в вузах на филологических специальностях, так что если есть возможность, и вы намереваетесь прослушать курс по этому предмету обязательно сделайте это.

Риторика: учебное пособие для самостоятельного обучения

Самостоятельное обучение предполагает приобретение специализированной литературы. Поскольку ораторское искусство состоит из множества аспектов, учитывайте тот факт, что при выборе книги один учебник риторики может содержать язык делового общения, этикет, а в другом будет тренировка практических навыков. Предлагаем вам список удачных пособий для изучения ораторского мастерства в домашних условиях:

«Общая риторика», Кошанский Н.Ф. 1829 г.

«Общая риторика» - один из самых первых трудов по данной науке, который написал профессор Царскосельского лицея Н.Ф. Кошанский. В своей книге он развивает предмет общей и частной риторики, систему правил образования речи, описывает различные стилистические композиционные формы. К частной риторике относят виды словесности и их взаимодействие. Общая риторика – основные правила словесности. Кошанский поделил книгу на три раздела:

  • Изобретение – раздел, где Кошанский объясняет, как понять предмет, который таит в себе источник информации, мысли. Чтобы донести это до читателя, он рассказывает про «источники изобретения», которые описывают мыслительный процесс мозга.
  • Расположение – часть книги, которая учит правильно формировать структуру сочинения или речи оратора. Главная идея раздела – обучение кратко и естественно излагать свои мысли.
  • Выражение мыслей – раздел направленный на отработку умений, связанных с правильным изложением идей на бумаге и вслух.

Кошанский использовал простой язык, с минимальным содержанием воды для того, чтобы создать общение с читателем «на равных».

«Теория риторики», Рождественский Ю.В. 1997 г.

В своей книге автор призывает читателя к осмыслению современных проблем риторики, затрагивает аспекты развития средств передачи информации, акцентирует внимание на теории языка делового общения. Этикет и культура поведения делового человека – основополагающая теория книги. Рождественский исследует общение при помощи устной и письменной речи, электронных коммуникаций, преподносит материал в развернутой форме. Читатель знакомится с традицией российской и европейской риторики, их особенностями и отличиями. Пристальное внимание автор уделяет теории развития изучения русского языка.

Кохтев Н.Н. «Риторика» – 1994 г.

Информативное учебное пособие, в котором описываются приемы успешного публичного выступления, применение других составляющих ораторского искусства на практике. Лаконично описанная история риторики, на основе высказываний и опыте публичных деятелей, поможет читателю глубже проникнуться речевой культурой, а специальные упражнения закрепят полученные в теоретической части навыки.

«Педагогическая риторика в вопросах и ответах», Ипполитова Н.А. 2011 г.

Педагогическая риторика – ораторское искусство и культура речи, применяемые в педагогике. Она включает в себя особенности педагогического общения, коммуникационных связей. Ипполитова в данном учебнике рассказывает о практическом применении речевой культуры, акцентирует внимание на основных понятиях профессиональной педагогической риторики, выделяет специфику профессионального красноречия.

«Риторика», Кузнецов И.Н. 2013 г.

В своей книге Кузнецов подробно останавливается на проблемах ораторского искусства и красноречия. Содержательны разделы по подготовке к публичным выступлениям, по ведению полемики. Учебник вобрал традиции западной школы риторики, современные аспекты развития ораторского искусства. Пособие содержит общие практические советы по разрешению речевых проблем. Подойдет для студентов, преподавателей вузов и для самостоятельного изучения ораторского искусства.

Пособия по риторике для учащихся

Если вы студент образовательного учреждения вне зависимости от вашей специальности, и хотите изучить этикет, основы культуры речи, то предлагаем вам список специальной учебной литературы для студентов:

«Риторика и культура речи», Павлова Л.Г., Введенская Л.А. 2012 г.

Учебник по изучению ораторского искусства и основ полемики для студентов вузов, учащихся школ. В наибольшей степени Павлова и Веденская акцентируют внимание на культуре речи, подготовке оратора к выступлениям на публике, умении поддержания диалога. Пособие может применяться при обучении на курсах повышении квалификации. Предназначено для тех, кто хочет самостоятельно разобраться в тонкостях ораторского мастерства, быть убедительным и уверенным в себе выступающим.

«Риторика. Тренировка речи с упражнениями», Леммерман Хайнц 1986 г.

Учебник профессора Бременского университета, который дважды издавался в Германии. В этой книге помимо теоретических навыков, развернуто представлена и практическая сторона ораторского искусства. Особенность пособия – изложение трудного для восприятия материала простым языком без лишней воды. После прочтения вы узнаете, как правильно дискутировать, освоите основные правила и особенности ораторского искусства. Хайнц Леммерман ориентировал авторский курс на учащихся, стремящихся улучшить свои речевые навыки.

«Практическая риторика», Стернин И.А. 2008 г.

В своей книге Стернин собрал объяснения правил, понятий, приемов риторики, практических упражнений для отработки усвоенного материала. Основное внимание в этом учебнике уделено публичным выступлениям, от аспекта в какую позу встать до поэтапного разбора структуры выступления, и детальной проработкой каждой части. Учебное пособие подойдет для учащихся вузов и колледжей, а также специалистов, который хотят освежить знания по навыкам публичной речи.

«Искусство риторики. Пособие по красноречию», Голуб И.Б. 2005 г.

Эта книга предназначена для тех, кто хочет повысить уровень культурной речи. Доступным языком Ирина Голуб рассказывает читателю о тонкостях красноречия, даёт советы по развитию точной и выразительной речи, предупреждает возникновение распространенных логических и стилистических ошибок. Пособие рассчитано для учеников старших классов, студентов гуманитарных специальностей.

«Риторика: Теория и практика речевой коммуникации», Зарецкая Е.Н. 2002 г.

Доктор филологических наук Зарецкая Е.Н. разработала данный учебник для ведения авторского курса в МГУ. В нем рассматривается процесс речевой коммуникации, важность ораторского искусства, как основы человеческого общения.

Схема коммуникации Зарецкой – важная составляющая учебника. Её применение определяет успешное построение каналов коммуникации в организации, вследствие чего схема получила большое распространение в корпоративном этикете. Она включает в себя следующие основные элементы: сообщение, отправитель, адресат. Помимо филологических специальностей, учебник рассчитан также на юристов и преподавателей.

«Язык и деловое общение: нормы, риторика, этикет», Колтунова М.В. 2000 г.

Первое систематизированное пособие по риторике. Колтунова сделала акцент на применении культуры ораторского искусства, а также на раздел риторики «деловое общение». Обучение основывается на ряде вопросов: как писать деловые письма, как составлять резюме, доклады, приказы; как вести себя на переговорах и других публичных встречах. В книге на каждый теоретический блок много жизненных примеров и упражнений для самоконтроля. Целевая аудитория пособия – учащиеся на управленческих специальностях.

При выборе книги обратите внимание на язык написания, и если в ней много непонятных научных определений, то не тратьте своего времени зря и поищите другое пособие. Приложив в процесс изучения материала усилие, через некоторое время вы улучшите навыки речевой коммуникации и ораторского мастерства.

  • Психология

Предисловие к первому изданию (1962) В музыкальной среде ходит по кругу веселая шутка; играть на рояле совсем не трудно: нажимайте только нуж­ным пальцем в нужное время на нужную клавишу. Эта шутка применима и к риторике; речь произнести совсем не трудно: говорите только нужные слова в нуж­ное время по нужному адресу. Но легче сказать, чем сде­лать. Пианистом или оратором не станешь за один день. Пианист бесконечно тренирует пальцы, пока не овладе­ет беглой игрой на клавиатуре; овладеть ораторским ис­кусством позволит только длительная и упорная трени­ровка речи и мышления. Возможно, вы слышали о ком-либо из знакомых: он знает, но плохо выражает свои мысли. Многие люди искренне убеждены, что не могут про­износить речи. «Мне это не дано. Это дар, которого я ли­шен». И при этом произнесут небольшую речь о том, что не могут произносить речи. Какой парадокс! Кто может говорить, тот сможет овладеть искусством речи: важно знать основные правила и, конечно, потренироваться. Каждый вопрос, каждое предложение и каждая беседа -это речь в миниатюре. Почему же нельзя произнести бо­лее длинную речь, а также в присутствии слушателей? Предлагаемый учебник задуман как систематическое вве­дение в современную риторику. Его назначение - помочь формированию навыков речи и ведению дискуссии; крат­ко, связно и в доступной форме раскрыть «железные» правила, доказавшие свою действенность в ораторской практике. Речь идет о наставлении не по художественно­му чтению, а по речевой практике, безразлично в какой жизненной сфере. Эта книга - в основном результат опы­та и размышлений из педагогической, а также полити­ческой и повседневной жизни. Я также опрашивал все­возможные малые, средние и большие «умы» и был удив­лен, что все они знали, что говорить на такую тему, как риторика. Задача обучающегося ораторскому искусству - не в том, чтобы бегло пролистать эту книгу и ухватить не­сколько забавных примеров, а в ежедневных (!) по не­скольку минут речевых упражнениях. Кто не готов тща­тельно и не торопясь прорабатывать важнейшие положе­ния, предложенные в учебнике, не стоит и начинать. Жаждущим обучения новичкам эту нелегкую пищу ре­комендую принимать в гомеопатических дозах, чтобы не страдать от духовного «нарушения пищеварения». Выпол­нять упражнения лучше всего вместе с друзьями. Тогда каждый контролирует другого и, кроме того, представ­ляет публику. Всегда что-нибудь получится, если добавить настой­чивость и терпение. Я благодарен за критические замечания и дополнения. Однако подумаем о следующем: умение говорить не предполагает говорить без умолку. Именно сегодня, благодаря газетам и радио, а также эпидемии различных мероприятий в современной индус­трии всевозможных контактов, мы переживаем инфляцию слова. Со словом надо обращаться осторожно и с чувст­вом ответственности. Хороший оратор говорит меньше, зато лучше. Слово не является ни добром, ни злом; оно может по­мочь, но может навредить или уничтожить. «Слово должно быть мостом. Но может быть и сте­ной» - говорил Альбрехт Геэс. При работе над этой книгой я соблюдал три принци­па, на которые обращали внимание еще античные знато­ки риторики: «docere, delectare, movere» - учить, радо­вать, побуждать. Не каждый, кто проработает эту книгу, станет хоро­шим оратором, но надеюсь, будет в риторике сильнее, чем прежде. Лилиенталь-Трупе близ Бремена май 1962 Хайнц Леммерман Предисловие к переработанному изданию (1986) Этот учебник написан для школьников, для обучаю­щихся самостоятельно и просто для заинтересованных лиц, то есть для представителей различных профессий и заня­тий, желающих освоить риторику. Предложенный учебник не научный трактат, не книга рецептов на все случаи рито­рики, - а своего рода полезный справочник, обеспечиваю­щий «страховку» в практической риторике. Эта книга хорошо принимается читателем уже около 24 лет и выдержала много изданий. Меня радует, что некото­рые ее идеи и новые понятия вошли в специальную лите­ратуру. Структура книги в значительной мере сохранена. В со­держание внесены изменения и дополнения, продиктован­ные временем. При этом учтены итоги опыта, выводов на­уки и размышлений последних лет. Сегодня важная сторона любой деятельности - дискус­сии, дебаты и переговоры. Этот круг тем охвачен мной в книге «Школа дебатов. Статьи по диалогической ритори­ке». Книга вышла в 1986 г. в издательстве «Олцог», задума­на как дополнение к настоящей, как» Учебник, часть 2". Что относится к речи, справедливо и для написанного: ни одна книга не является настолько хорошей, чтобы ее не­льзя было улучшить. Поэтому я надеюсь и в дальнейшем на конструктивную критику. От всего сердца благодарю мою жену Руфь, которая от­печатала текст и критически его просмотрела. Лилиенталь-Трупе близ Бремена май 1986 г. Хайнц Леммерман

Эта книга - учебник, но для тех, кто хочет чего-то добиться в жизни, она - увлекательный самоучитель. С ее помощью, без лишних усилий каждый может овладеть искусством говорить просто, ясно и убедительно.

Назначение книги - научить осознанно использовать риторические приемы в различных ситуациях. Здесь рассмотрены все традиционные разделы ораторского искусства и все аспекты подготовки к выступлению. Части курса риторики изложены в доступной форме и иллюстрированы примерами. Каждый параграф учебника завершает резюме. Тут же даны практические задания, позволяющие творчески усваивать материал.

Для студентов юридических учебных заведений, юристов-практиков, а также желающих научиться говорить просто и убедительно.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Риторика. Учебник" Петров Олег Витальевич бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

© 2024 sauna-rubikon.ru - Рубикон - строительный портал