Республика Мордовия (монастыри). Монастыри мордовии Монастыри мордовии

Республика Мордовия (монастыри). Монастыри мордовии Монастыри мордовии

20.01.2024

В Мордовии 13 монастырей. Я была во всех и хочу рассказать о своих впечатлениях от их посещения. А подробно об истории наших монастырей можно узнать, прочитав книгу С.Б. Бахмустова «Монастыри Мордовии».

Мое советское детство не прошло бесследно – я человек верующий, но без фанатизма. И мои поездки в монастыри не паломнические туры, а любопытство и интерес ко всему новому, незнакомому и не до конца понятному.


В далеком 1998 году со школьниками мы были на экскурсии в Пайгармском Параскево-Вознесенском женском монастыре. Его только-только вернули верующим. Память цепко хранит ощущения той поездки – разруха, бедность и холод. Но нас очень тепло встретили, все показали, рассказали историю монастыря, накормили и даже дали с собой в дорогу яблок. А экскурсовод у нас тогда был замечательный – Сергей Борисович Бахмустов.


Пораженная увиденным, я тогда подумала: как же сильно надо верить в Бога и любить его, чтобы жить в таких суровых условиях и по крупицам, медленно вдыхать жизнь в эти стены. Игуменья Серафима и ее верные соратницы сделали очень много для возрождения монастыря.


Прошло время и сейчас монастырь в Пайгарме место очень уютное и ухоженное.


Много паломников приезжает туда ежедневно. И я бываю там несколько раз в году – ведь там находится частичка нашей семьи, с которой связано очень много теплых воспоминаний. Это икона Божией Матери «Скоропослушница».

Икону эту, написанную на Афоне в 1901 году, вынесла из горящей сельской церкви и спрятала у себя дома моя прабабушка Нюрочка. А было это в 30-х годах прошлого века в селе Саитовка Нижегородской области. С этой иконой родился в 1934 году мой папа, с ней родились мы с братом. И долгие 70 лет матушка «Скоропослушница» всегда была рядом с нами, оберегала и защищала от бед. И уже больше десяти лет икона находится в Пайгармском монастыре.

Мы скучаем по ней, как по близкому, родному человеку и приезжаем повидаться, побыть рядом с ней, поблагодарить за все.

**********

Двенадцать лет назад, возвращаясь с учениками из экологической экспедиции из Мордовского государственного заповедника им П. Г. Смидовича, по пути заехали в Санаксарский Рождество-Богородичный мужской монастырь.

А 6 июня в монастыре умер схиигумен Иероним и мы были в числе первых, посетивших могилу старца.

Детство мое прошло на Химмаше, и практически каждый день я видела, как Верендяйкины возвращались со службы из Никольской церкви. Батюшка всегда в строгом черном костюме, с бородой и мы, играя на улице, показывали на него пальцем: «Поп идет».

А теперь сотни паломников ежедневно приезжают, чтобы поклониться праху этого удивительного человека.

Неподалеку от монастыря, в деревне Алексеевка установлен памятный знак на месте, где была усадьба Ф. Ушакова. А на окраине деревни обустроен Святой источник – Монахов родник. За водой сюда приезжают не только со всего района, но, как рассказывают местные жители, даже из Сарова.

**********

Третьим моим монастырем была мужская Казанская Ключевская пустынь в селе Тургенево.

И снова оказалась я там случайно – заехали с учениками по пути из села Баево, родины С.Д.Эрьзи. Шла Троицкая неделя, в храме пахло свежескошенной травой, было тепло и уютно. Поклонились чудотворной иконе Казанской Божией Матери, попили водички из святого родника, полюбовались открывающимися от монастыря бескрайними просторами. Поистине, благодатное место.





В Чуфарово и Курилово мы поехали специально. Просто потому, что мне интересно было увидеть все своими глазами, познакомиться с историей этих мест.

После этой поездки все монастыри для меня разделились на две группы. К первой относятся монастыри, в которых активно идут строительные или восстановительные работы, территории которых огорожены высокими кирпичными заборами, где убранство храмов все больше блещет позолотой, где много паломников и туристов.

Вторая группа – монастыри, которые живут очень скромно, аскетично, даже бедно. Туда не ведут асфальтированные дороги, очень редки туристы, нет высоких кирпичных заборов. Там нет денег не только на новое строительство, но даже на то, чтобы заменить облупившуюся от времени краску на новую.

В Чуфаровском Свято-Троицком монастыре одновременно идет строительство колокольни и новых зданий, благоустройство территории. Высокий кирпичный забор отделяет монастырь от внешнего мира.


Посетили восстановленный храм Новомученников Российских и могилу основателя монастыря Игнатия Вершина. В то время она еще находилась за монастырскими стенами. В настоящее время останки перезахоронены на монастырском кладбище.


От могилы открывается необыкновенно-красивый вид.



Надо обязательно съездить туда еще раз, побывать на месте захоронения жертв политических репрессий и набрать водички из монастырского родника.


**********

Куриловский Свято-Тихвинский женский монастырь хоть и находится недалеко от Чуфарова, сильно от него отличается. Все скромно и по-женски уютно. Все строения выкрашены в радостный голубой цвет, словно поле незабудок раскинулось по округе.


Травяные дорожки, кусты роз, вязаные коврики на крылечках и кошки, уютно свернувшиеся клубочком на них.

Там нет туристов, там протекает спокойная, именно монастырская жизнь. Там хочется остаться пожить, побыть наедине с собой.

**********


К первой группе монастырей я бы отнесла еще два – Макаровский Иоанно-Богословский мужской монастырь и Покрово-Селищенский Свято-Варсонофиевский женский.

Построено большое количество новых симпатичных церквушек, новые кельи с кондиционерами, огромная гостиница для паломников, детский православный лагерь – целый городок на большой площади. Но, на мой взгляд, чем больше строится и хорошеет монастырь внешне, тем меньше духовности остается в его стенах. Коммерция вытеснила все.


В Макаровский монастырь всегда приезжало огромное число паломников из всех уголков страны. И практически все они приезжали к батюшке Феофану. Как все эти люди на фотографии.


Я была в монастыре уже после его кончины – нет паломников.


**********





Восхищает своей красотой собор Воскресения Христова.

Необыкновенно-красивы Святые Врата – Семисвечник.



Угловая башня ограды с ангелом.

Квадратная башня.

На территории монастыря много цветов, яблоневый сад, прудик с кувшинками. Еще много строений, назначения которых я не знаю.

В этом корпусе живут дети, оставшиеся без попечения родителей.

Было видно, что в монастыре им хорошо – весело щебеча, прошли они мимо меня. Старшие занялись делами на кухне, а младшенькая скакала рядом на швабре. Прискакала ко мне и радостно сообщила: «Я - Женя. Мне пять лет. А тебе сколько?» И, получив ответ, поскакала дальше.


Вечерняя служба проходила в церкви Святителя Варсонофия. Было много монахинь разного возраста и много прихожан.


Недалеко от монастыря есть Святой источник Донской иконы Божией Матери. Более благоустроенного источника на территории Мордовии я не встречала.




**********


Спасо-Преображенский мужской монастырь в Учхозе находится в фазе активного строительства, но там еще столько работы впереди – край непочатый. Но и то, что уже сделано радует и впечатляет.










**********


Если в другие монастыри можно зайти в любое время дня, то в Инсарский Свято-Ольгинский женский монастырь попасть непросто. Хоть и расположен он в самом центре города, монастырские ворота закрыты наглухо. Жизнь там уединенная, закрытая. Видимо, надо заранее договариваться о посещении. Мне посчастливилось побывать в нем, посетить монастырскую церковь.



Маленький монастырский дворик ухожен, как это всегда бывает в женских монастырях.



**********


О Свято-Троицком женском монастыре в Старом Ковыляе могу только сказать – возрождается. Медленно, не так активно, как в других местах, но заметны изменения в лучшую сторону. Жизнь налаживается.


Санаксарский монастырь в Мордовии существует более 350 лет. На протяжении многих веков он является важным центром православия в регионе. Несмотря на долгие десятилетия запустения и осквернения, сегодня обитель принимает десятки тысяч паломников, которые приезжают туда, чтобы поклониться многочисленным святыням монастыря.

Основание

Санаксарский монастырь в Мордовии основан в 1659 году, когда на российском престоле находился царь Алексей Михайлович. Место для пустыни на левом берегу реки Мокши, в трех верстах от города Темникова, было отдано ей в дар писцом, происходящим из местных дворян, — Лукой Евсюковым. Он же пригласил из Старо-Кадомского монастыря ее первого настоятеля — игумена Феодосия. В 1676 году был построен первый храм обители, освященный в честь иконы Божией Матери Владимирской.

При игумене Феодоре

К 1750 годам Санаксарский Богородицкий монастырь, тогда еще имеющий статус пустыни, пришел в запустение. Причиной стало отсутствие благотворителей, а также замены почившим членам братии. В связи с этим было решено приписать обитель к которая находилась в расцвете.

Возродилась Санаксарская святыня только при настоятеле Феодоре (в миру Иван Ушаков). За этот период, продлившийся более 10 лет (1764—1774), она стал духовным центром России наряду с Саровым. 7 марта 1765 года был издан высочайший указ, согласно которому Санаксары стали официально именоваться монастырем.

Настоятель Феодор происходил из небогатого дворянского рода и был младшим братом отца знаменитого русского флотоводца Ф. Ф. Ушакова. Он принял постриг в присутствии императрицы Елизаветы в 1748 году в Александро-Невской обители. С 1754 года монах Феодор жил в Санаксарах. Всего он провел в служении Господу 45 лет своей жизни и был похоронен в построенном им же самим храме. В 2004 году Феодор был представлен к почитанию преподобным Архиерейским собором РПЦ.

Игумен Иоил

Во второй половине 18 века обитель имела много сановитых почитателей в обеих столицах, поэтому получала от них щедрые пожертвования. В 1774 году настоятелем стал иеромонах Иоиль. Он был одним из 11 отставных гвардейцев-учеников преподобного Феодора и управлял монастырем четыре года.

Масштабное строительство

При Иоиле были освящены соборная теплая церковь и храм Преображения Господня, расположенный под колокольнею. Спустя 2 года монастырь был обнесен стеной. Она имела 33 сажени в длину и восемь аршин в вышину. В ней были сделаны проездные ворота, на углах 2 башни. В одной из них, расположенной на берегу реки Мокша, была устроена часовня, в другой — 2 кельи.

В конце 18-го века

Санаксарский монастырь в Мордовии продолжал обустраиваться и при настоятелях Венедикте и Вениамине. При них был построен 2-этажный каменный корпус, где размещались кельи. В одной из них по возвращении из Соловков поселился первый настоятель обители преподобный Феодор Ушаков.

В 1784-1785 годах вокруг монастыря, для укрепления стен, построили внешнюю каменную ограду, защитившую обитель со стороны реки, озера Санаксар и лугов.

В конце 18-го столетия там постоянно проживало до 100 человек монахов и послушников. Кроме того, в обители принимали богомольцев любого звания и на время пребывания обеспечивали кровом и пищей.

В 19-м веке

В официальном документе, датируемом 1802 годом, содержится характеристика Санаксарской обители, согласно которой она «не уступает самым лучшим монастырям Российским». В другой записке того же периода упоминается, что большинство членов братии являются бывшими военными, принадлежащими к дворянскому сословию.

В 1810 году недалеко от Санаксарского монастыря, в приобретенной на собственные деньги деревне Алексеевка поселился Федор Ушаков. Он стал его главным благотворителем и тратил большие суммы для помощи братии и обустройства обители. Очень часто, особенно в период Великого поста, известный великий русский флотоводец селился в одной из келий и дни напролет молился вместе с братией, разделяя с ней скудную трапезу. Еще при жизни он завещал похоронить себя в Санаксарском монастыре. Когда 2 октября 1817 года адмирал Федор Ушаков скончался, его тело жители Темникова отнесли на руках в обитель и захоронили на его территории.

В начале прошлого столетия

(где находится - см. ниже) с 1895-го управлялся настоятелем Августином, который принял постриг после отставки из армии, где служил каптенармусом в гвардейском Волынском полку. Он сделал немало для благоустройства обители, а после его кончины в 1915 году руководство братией было возложено на Александра Уродова.

В 1918 году революционные настроения проникли через монастырские стены, и взбунтовавшаяся часть монахов сместила настоятеля, и он был взят под стражу. Позже игумен стал настоятелем Свияжской Макарьевской, а затем наместником Седмиезерной пустыни.

В 1920 годы в монастыре действовала коммуна «Новая жизнь». В течение нескольких лет обитель разоряли и грабили все, кто только мог. В итоге в 1929 году он был закрыт.

Период с 1930 по 1991 год

После закрытия Санаксары (монастырь в Мордовии) начал разрушаться как в результате набегов мародеров, так и под воздействием природных факторов. Первой «жертвой» мародеров стала часовня над могилой адмирала Ф. Ушакова. Кроме того, было разрушено и перекопано монастырское кладбище. Вандалы сбили главы с храмов, изуродовали росписи, устроили конюшню в притворе соборного храма.

Позже постройки обители передали в ведение школы сельских механизаторов и в некоторых из них организовали гаражи. Такая ситуация продолжалась до 70-х годов, когда советские власти решили восстановить Санасары как памятник, имеющий ценность с точки зрения архитектуры.

Восстановление

Горбачевская перестройка положила начало радикальным изменениям в сознании жителей бывшего Советского Союза в отношении религии и веры в бога. Не осталась в стороне и Мордовия. Санаксарский мужской монастырь был передан верующим постановлением Совета министров республики от 7 мая 1991 года. Через 2 недели, на Святую Троицу, наместник обители совершил там первую литургию.

Монастырь сегодня

В обители сегодня действует несколько храмов. В их числе:

  • собор Рождества пресвятой Богородицы;
  • церковь Преображения господня;
  • храм Владимирской иконы Божьей матери;
  • церковь Воскресенья Христова;
  • усыпальница-часовня схииигумена Иеронима.

В обители хранятся почитаемые иконы преподобных Александра Исповедника и Феодора Санаксарского, а также Пресвятой Богородицы.

Монастырь известен и своими святыми источниками. Главный из них находится в лесу, у дороги, которая ведет в обитель. Из него паломники могут испить или набрать в дальний путь прохладной святой водицы. Кроме того, там есть две купели для омовений, заключенные в терема. В купальнях есть поручни со ступенями, что позволяет пользоваться ими немощным и пожилым людям.

В монастыре действует церковная лавка. В ней представлен большой ассортимент включая иконы, крестики, лампады, свечи, а также книги, сувениры, аудио- и видеокассеты православной тематики.

Как добраться

Адрес обители: г. Темников (431220), Россия, Мордовия, Санаксарский монастырь. Добраться туда можно:

  • Из Нижнего Новгорода или Арзамаса проехать автобусом до Дивеево. Далее автобусным маршрутом Вознесенск — Теньгушево — Темников.
  • По железной дороге до станций Потьма или Зубова Поляна. Далее примерно 100 км на автобусе до Темникова. Затем пройти пешком.
  • Из Темникова проехать на автобусе до деревни Алексеевка. Пройти 2 км пешком.
  • Из Темникова пройти пешком пройти через город до реки Мокшу. Переправиться на другой берег по мосту. Пройти 4 км пешком.
  • Выехать из Москвы или Саранска на автобусе, следующем до города Темникова.

Теперь вы знаете, чем примечателен Санаксарский монастырь в Мордовии, где захоронен Ушаков.

Интерес к духовной жизни и православной христианской вере имеет в обществе возрастающую тенденцию. Для некоторых он обусловлен любовью к истории, а для многих является насущной необходимостью и единственным способом понять мир, обрести внутренний стержень. Предтечей многих храмов были прозрения святых людей, насыщенное историческое наследие, не стал исключением и Свято-Варсонофиевский (Мордовия).

История

На первый взгляд Свято-Варсонофиевский имеет очень непродолжительную биографию, всего двадцать лет. Но предыстория обители началась гораздо раньше, с повеления Анны Иоанновны о крещении народности мокшей. Произошло это в 1740 году. Жители Селища проявили не только послушание, но рвение к религиозной жизни. В 1756 году община построила сразу два деревянных храма: Покровский и Никольский. Покровский храм был летним, и село получило свое церковное название от него - Покровские Селищи, а в Никольском службы правились в холодное время года.

К началу 19 века Покрово-Селищанский приход насчитывал 5500 человек. С течением времени поселение разрасталось и разделилось на две приходские деревни. Покровские Селищи остались при Никольском храме, а прихожане деревни Новые Выселки или Борзуновка (3900 прихожан) посещали Покровскую церковь, в которой был Никольский придел.

К середине 19 века, в 1854 году, в селе Новые Выселки был построен большой каменный храм, где разместились три престола: Покрова Пресвятой Богородицы и приделы, освященные в честь Великого равноапостольного князя Владимира и великомученицы Ирины. Храм повторял архитектуру Серафимо-Дивеевского монастыря.

После революции 17-го

После революции началась борьба с религией, но прихожанам какое-то время удавалось сохранять храмы. В 1934 году в Новых Выселках церковь была полностью разрушена. В Покровском Селище храмы стояли целым, но не действующим, в них разместились складские помещения местной коммуны. Кресты с куполов были сбиты, а колокольню и вовсе разрушили.

В 1975 году местные власти отнесли оба храма, Никольский и Покровский, к памятникам архитектуры, они стали охраняемыми государством ценными объектами. Но, невзирая на такие тонкости истории, летний храм был разрушен. Но у прихожан была вера и надежда, что на месте разрушенных храмов вознесутся ввысь купола новой обители, и вера эта связана с местной легендой.

На послереволюционные годы приходится местная история о блаженной старице Дарии. Старожилы рассказывают, что Дария родилась в деревне Покровские Селищи, повзрослев, уверовала в Бога и стала прозорливицей. Около восьмидесяти лет назад она сделала пророчество, гласившее, что на месте местной Покровской церкви «воссияет Божья благодать, и будет здесь гореть огромная свеча от земли до самого неба!»

Возвращение прихода

В 1991-м году началось возрождение духовной жизни в селе Новые Селищи. Первым знаковым событием было образование Саранской епархии, куда жители обратились с просьбой вернуть церковь и образовать приход. Просьбы адресовались к и в 1992 году Никольская церковь была возвращена общине. Она требовала ремонта, восстановления и нового освящения. Обряд состоялся 7 февраля того же года, церковь освятили в честь святителя Варсонофия, Тверского епископа и Казанского чудотворца.

Торжественную литургию совершил настоятель храма Алексий. Активными участниками восстановления храмов и самыми ревностными прихожанами часто становятся женщины. Так было и в приходской церкви, где довольно быстро организовалась небольшая сестринская община. Руками сестер была проделана большая работа, а количество приверженцев постепенно росло.

Зарождение монастыря

Коллектив сестер, объединенных верой и желанием посвятить свою жизнь монашескому служению, увеличивался. Их трудами облагораживалась территория, где вскоре будет образован Свято-Варсонофиевский женский монастырь (Мордовия). Игумен Алексий был первым в трудах, в молитве и наставлении.

Обитель обнесли высокой (2,5 метра) стеной, для входа на территорию были сделаны арочные железные ворота. Обустройство монастыря сразу имело большой размах: построен настоятельский корпус, помещение для изготовления просфор. Для сестер предназначались келии в отремонтированном здании библиотеки. Сделали закладку пекарни, дома для послушниц, пекарни, бани и коровника. Для обеспечения собственных нужд при подворье разбили сад с фруктовыми деревьями и ягодными кустарниками, разметили и посадили огород.

В 1996 году при храме подвизалось в монашеской жизни уже двадцать сестер, что, согласно правилам церковной жизни, позволило переименовать общину в монастырь после соответствующего ходатайства. Указ о переименовании вышел 22 февраля 1996 года.

Монастырская жизнь

Свято-Варсонофиевский женский монастырь (Мордовия) с момента своего основания живет по монашеским законам. Устроитель обители игумен Алексий и настоятельница игумения Варсонофия прилагают максимум усилий для развития обители. В монастыре общежительным уставом пребывает уже более ста сестер. Значимые вопросы монастырской и монашеской жизни решаются Духовным собором.

Свято-Варсонофиевский женский монастырь взял за правило строгий устав монашества. Здесь каждый день в течение суток совершается большой круг богослужений, постоянно читается Псалтырь, совершаются молебны святым по дням недели. Традицией стали ежедневные панихиды, совершаются молебны в честь Божией Матери.

Сестры стремятся принять ревностное участие во всех церковных обрядах и молитвах. Кроме общей церковной службы, есть иноческие утренние и вечерние правила. Одно из важных ежедневных событий состоит в ежевечернем крестном ходе вокруг обители с иконой праздника дня или святого Варсонофия.

Белый храм и его чудеса

Свято-Варсонофиевский женский монастырь к настоящему моменту располагает восемью храмами, один из которых находится возле живоносного источника. Обитель по праву гордится собором Воскресения Христова. Крестово-купольный храм с десятью главами и колокольней. Белоснежная величественная церковь была заложена в 2002 году, автор проекта - Курбатов В. В. Колокольня имеет 39 метров в высоту, а ее «голос» состоит из восьми колоколов. Праздничный, самый мощный стопудовый колокол украшен памятной надписью.

У этого храма есть интересная история. Когда выбирали место для его постройки, то долго не могли принять какое-либо решение. О Божией помощи в этом вопросе просили игумен и сестры - насельницы монастыря. Однажды на выкупленном подворье, состоявшем из каменного дома и деревянных хозяйственных построек, вспыхнул пожар. Этот участок ранее монастырь выкупил у ярого противника религии. В результате пожара уцелел только дом, а деревянные строения полностью сгорели. Как выяснилось позднее, они были сложены из бревен старого деревенского храма. Так Господь указал пастве, где стоять новому собору.

Также в нижнем храме собора еще при постройке в 2003 году перед Рождественским постом было удивительное событие. На потолке строящегося храма проступил сияющий инеем крест правильной формы, он освящал Свято-Варсонофиевский женский монастырь и строительство храма до начала Великого поста.

Иконостас в соборе Воскресения Христова уникален - он создан специально для этой церкви мастерами керамики Екатеринбурга и имеет четыре яруса. Собор был освящен в торжественной обстановке в начале июня 2012 года (в дни празднования Недели всех Святых).

Храмы монастыря и святой источник

Кроме собора Воскресения Христова на территории обители и за ее пределами расположены следующие храмы: Святителя Варсонофия (бывшая Никольская церковь), Николая Чудотворца, Покрова Пресвятой Богородицы, Архистратига Михаила, мученика Пантелеймона Целителя, часовня и церковь иконы Донской Божией Матери или Живоносный источник.

К особо почитаемым в монастыре святыням относится родник, имеющий целительную силу, которая подтверждена многими фактами выздоровления от недугов. Источник известен с незапамятных времен. Согласно преданию, его нашла маленькая слепая девочка, которой накануне приснился сон, рассказавший о месте, где ей следует умыться. В результате девочка прозрела и увидела С тех пор источник является местом паломничества многочисленных Селищанских прихожан и людей из разных концов страны.

Источник почитался всегда, там испокон веков стояла часовня. Ее разрушили сразу после революции, и святое место долго пребывало без особых примет, но поток страждущих к нему не иссякал. Ситуация изменилась в 2000 году, когда силами сестер и средствами меценатов возле родника был воздвигнут храм в честь иконы Донской Божией Матери. С 2007 года действует закрытая купальня.

Заботы об источнике и храме взял на себя Свято-Варсонофиевский женский монастырь (Мордовия). Фото крестных ходов с многочисленной паствой в сопровождении священников, сестер монастыря, свидетельствуют о почтительном и христианском отношении к знаковому месту. Крестный ход совершается на праздник Преполовение Пятидесятницы, принять участие может каждый желающий.

В теплое время года каждую среду проводятся молебны ради иконы «Неупиваемая Чаша». Особым праздником является день чествования иконы Донской Божией Матери (1 сентября). В этот день служится торжественный молебен, возносятся благодарственные слова Царице Небесной.

Мирские заботы

Основная забота монашествующих - молитва, но в любой обители много времени посвящают мирским делам. Монастырскую жизнь можно считать попыткой создать идеальное сообщество, где царят взаимопонимание, молитва, любовь к любому ближнему и непрестанный труд на общее благосостояние. Свято-Варсонофиевский женский монастырь за свою короткую историю демонстрирует следование основополагающим принципам Православия, где социальная сфера так же важна, как и молитвенное правило.

При обители действует детский дом для девочек, для которых жизнь при монастыре означает нормальную социализацию, обучение и, прежде всего, любовь. Многие из них за короткую жизнь видели много горя, травмированы родительским отказом, жестокостью. Есть несколько воспитанниц с инвалидностью. Девочки проживают при обители, получают полное школьное образование. Для раскрытия их талантов сестры обучают их всем видам рукоделия, рисованию, пению. Воспитанницы являются полноправными участницами монастырской жизни.

Уделяется должное внимание и престарелым членам сообщества. Для них обустроена богадельня, где проживают пожилые монахини и благочестивые женщины-мирянки, у которых нет родственников. Они получают медицинскую помощь, уход. Для духовных нужд в корпусе есть Целителя, лежачие больные причащаются в своих кельях. Медицинский центр при монастыре оказывает профессиональную помощь не только своим насельницам, но и местным жителям. Прием ведут сестры с медицинским образованием.

Праведные труды

Жизнь сестер наполнена трудами и молитвами до краев. Для собственного обеспечения на монастырских землях разбиты сады, огороды, выращивается пшеница, рожь и другие сельскохозяйственные культуры. Скотный двор наполнен живностью, есть коровы, козы, овцы. В монастыре разводят кур, уток, индюков, гусей. В прудах плещется рыба.

Аптекарский огород обители - одно из мест, где приятно бывать и узнавать новое об окружающих растениях, понимать их лечебные свойства. Традиции народной медицины поддерживает Свято-Варсонофиевский женский монастырь. Мази, изготавливаемые сестрами, пользуются большой популярностью, излечивают от многих болезней. В основе препарата лежит натуральное сырье - пчелиный воск, сборы лекарственных трав и Божие благословение.

В 2004 году монастырь завоевал главный приз тематической выставки «Рождественский дар» за лекарственные сборы и купаж трав. Препараты, травяные и лечебные чаи можно приобрести на выставках, непосредственно в обители или обратиться с просьбой в монастырь любым удобным способом.

У сестер много забот, и все нужно успеть сделать. Здесь ухаживают за больными, учат и пекутся о детях, сестры и сами много читают духовной литературы, продолжают собственное обучение. Много времени уделяется краеведческим исследованиям. Укладом жизни твердой рукой управляет игуменья Варсонофия, ее трудами и молитвами процветает Свято-Варсонофиевский женский монастырь. Матушка Иеремия исполняет обязанности бухгалтера обители, она энергична, полна сил и энергии, готова сделать больше, чем положено по ее долженствованию.

Ревностно насельницы соблюдают устав монастыря, требующий смирения, отказа от собственной воли и множества молитв, служб. Хлопоты о разнообразном хозяйстве также лежат на их плечах. При монастыре работают мастерские по пошиву облачения для священников, иконописная, мастерская по переплету книг, совершенствуется искусство вышивки, вяжутся теплые вещи.

В живописнейшем уголке Мордовии хранится подлинная жемчужина – православная обитель с удивительным именем "Санаксарский монастырь". Возможно, это название происходит от слова «синаксарь» – так называли на Руси краткие жития святых, или от мордовского «санав сара», что означает болотистую местность, или от лежащего в низине у его стен озера Санаксар.
Монастырь был основан в 1659 году и к началу XIX века превратился в крупную, хорошо обустроенную обитель. Сегодня от города Темникова открывается изумительная панорама с рекой Мокшей, на берегу которой среди векового соснового бора и изумрудных лугов располагается великолепный монастырский ансамбль. Существующие ныне здания и сооружения построены в несколько этапов с 1765 по 1820-е годы. Строительство шло сначала под руководством старца Феодора (Ушакова), затем старца Филарета (Былинина). Замкнутое пространство в форме трапеции образовано поставленными по периметру корпусами келий, связанными стеной с тремя угловыми башенками. Главный вход – 52-х метровая надвратная церковь (1776). В юго-восточной части – одноглавая Владимирская церковь (1781) и больничные кельи. Западнее монастыря расположены гостиничные корпуса, далее, на расстоянии 260 м у соснового бора – кладбищенская Владимирская церковь (1806). Пространственная композиция представляет сложно скомпонованные здания с прихотливым силуэтом и центром – монументальным пятиглавым собором.


Соборная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы имеет престол в честь Усекновения Главы Иоанна Крестителя в нижнем теплом этаже (1774). Она выстроена на пожертвования Екатерины II и столичных сановников. Ее композиция пирамидальна: высокий трехъярусный храм увенчан вычурным пятиглавием. Фасады церкви украшены многоцветной росписью, что является редкостью для русской архитектуры Нового времени. Экстерьер и интерьер расписаны старцем Филаретом в стиле рококо: их отличает легкость, декоративная прихотливость и грациозная игра форм. Сочетание архитектуры барокко и интерьеров в стиле рококо типично для русского дворцового и церковного зодчества середины XVIII века.
Ансамбль Санаксарского монастыря – один из немногих крупных хорошо сохранившихся градостроительных памятников второй половины XVIII – начала XIX века, барочная архитектура которого отличается значительной художественной ценностью. Важнейшую роль в формировании выразительного образа играет окружающая природа. Ансамбль властно входит в природный ландшафт и своими динамичными формами создает впечатление неисчерпаемой энергии человека.
Главные святыни монастыря – мощи святых преп. Феодора, праведного воина Феодора (Ушакова), преп. Александра исповедника. Среди святынь также почитаются иконы Божьей Матери. Вблизи находится источник преп. Феодора. При монастыре имеется гостиница.

Многочисленные паломники из разных городов и весей России устремляются в эту тихую обитель. Душа, исполненная сомнений и многих вопросов, жаждет христианского участия, умного, сердечного совета, а более всего желает прикоснуться к простоте и смирению, мудрости и живой вере старцев.

Санаксарский мужской монастырь расположен в Республике Мордовия, Темниковский район. Относится к Краснослободской епархии Русской православной церкви. Стены обители одной стороной стоят прямо над водой реки Мокши, с другой их окаймляет лес.

Как добраться до монастыря

Ближайшие к обители населенные пункты - город Темников и деревня Алексеевка. Путь от Темникова до Санаксарского монастыря составляет 4 км. Необходимо пересечь пешеходный мост через Мокшу и следовать пешком. Возможна поездка на такси, ее стоимость примерно равна 250 RUR.

Добраться до Темникова можно:

  • На автомобиле . Расстояние от Москвы составляет 540 км на восток по трассе М-5 «Урал» через Рязань. Вдоль дороги часто встречаются кафе, гостевые дома и заправочные станции. Дорожное покрытие асфальтобетонное.
  • На автобусе . В Темников из Москвы курсирует ежедневный автобусный рейс. Стоимость билета для одного пассажира составляет 1000 RUR, время в пути 9 часов.
  • Паломнические туры. Санаксарский монастырь включен в программы экскурсий, выезжающих из различных городов России. Трехдневный тур из Москвы с заездом в Дивеево и Муром обойдется в 5200 RUR - 7500 RUR. Двухдневный тур из Саратова с маршрутом Дивеево-Санаксары стоит от 2600 RUR для одного человека.

  1. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  2. Церковь Владимирской иконы Божией Матери
  3. Колокольня монастыря
  4. Церковь Воскресения Христова
  5. Часовня-усыпальница схиигумена Иеронима
  6. Монастырская постройка
  7. Келейный корпус (XVIII в.)
  8. Келейный корпус (XVIII в.)
  9. Больничный корпус
  10. Келейный корпус (XVIII в.)
  11. Трапезный корпус (XVIII в.)
  12. Настоятельский корпус (XVIII в.)
  13. Казначейский корпус
  14. Гостиничный корпус
  15. Башни и стены ограды
  16. Внешняя каменная ограда (XVIII в.)
  17. Памятник адмиралу Федору Ушакову

История возникновения

Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь был основан в 1659 году дворянином Лукой Есюковым. Первые постройки были выполнены из дерева, братия малочисленна. Отец Феодосий, первый игумен обители, затем его последователи в течение века прикладывали усилия для развития монастыря. Однако известностью, богатством монастырь не обладал и пришел в упадок.

Интересный факт: Свое название обитель получила от одноименного озера, расположенного неподалеку. В переводе с местного наречия «санаксар» означает «лежащий в болотистой местности».

В конце XVIII века с приходом преподобного отца Феодора начался расцвет обители. За период 1776-1810 гг. были возведены каменные постройки:

  • Главная церковь Рождества Богородицы;
  • Надвратная церковь с колокольней;
  • Больничная Владимирская церковь;
  • Кладбищенская церковь Воскресения Христова;
  • Двухэтажные корпуса для братии, мастерских, трапезной;
  • Внешние стены с двумя башнями.

Крупным благодетелем Санаксар стал бывший адмирал флота Российской Империи Федор Федорович Ушаков. Он купил деревню Алексеевку неподалеку от монастыря и поселился там. Во время постов жил в одной из келий, соблюдал устав наравне с братией. При жизни жертвовал крупные суммы на монастырские нужды, а после смерти завещал похоронить себя в его стенах.

Интересный факт: В середине XIX века братия Санаксарского монастыря пополнялась из дворян, бывших военных.

Благополучие пошло на спад к началу XX века. Среди монахов бродили большевистские идеи, нравы пришли в упадок.

В 1920 г. в результате бунта был свергнут настоятель, святыни осквернили, а имущество перешло к мародерам. Были разрушены главы храмов, разорено кладбище, испорчены художественные росписи. Монастырские помещения использовались в качестве конюшен, гаражей сельской школы механизаторов, складов.

Возрождение и реставрация обители начались в 70-е годы решением Советских властей о сохранении памятника архитектуры. В разряд действующих монастырь перешел в 1991 г.

Погода и климат

Климат местности, на которой расположен Санаксарский монастырь, относится к умеренно-континентальному. Погодные условия примерно одинаковы с центральным регионом России. Температуры воздуха варьируются от -10 в январе до +30 в июле.

Паломничество к Санаксарской святыне доступно круглый год.

Мощи и святыни монастыря

На территории Санаксарского мужского монастыря действуют 4 церкви и часовня-усыпальница схиигумена Иеронима. Имеется церковная лавка, торгующая сувенирами, иконами, книгами, церковной утварью. Да и весь архитектурный ансамбль в стиле барокко не оставляет равнодушными посетителей.

Паломники из разных городов России едут в Санаксары, чтобы поклонится святыням:

  • Чудотворной иконе Казанской Божией матери;
  • Иконе Пресвятой Богородицы;
  • Мощам преподобного Феодора;
  • Мощам праведного воина Феодора Ушакова и памятнику в его честь;
  • Мощам преподобного Александра-исповедника.

В обители находится один святой источник, за её пределами второй - имени святого Феодосия. На территории устроены две закрытые купели, оборудованные перилами и ступенями.

Полезная информация

В Санаксарском монастыре для паломников обустроены гостиные дома. Мужчины размещаются внутри обители, женщины - за её пределами. Максимальный срок пребывания - 3 суток. Если планируют ночевать в монастыре, заранее узнают у гостинника наличие свободных мест. Проживание и питание в монастырской трапезной для гостей бесплатны.

Интересный факт: Возле ворот обители имеется лавка, торгующая вкусной выпечкой монастырского приготовления.

Посещение святой обители требует соблюдения правил поведения и внешнего вида:

  • Перед воротами монастыря совершают поясной поклон и троекратное крестное знамение;
  • На территории обители, в храмах, в гостином помещении не допускаются громкие разговоры, суета, шум;
  • Паломники, оставшиеся на ночлег, строго соблюдают внутренний распорядок, присутствуют на всех службах;
  • Одежду выбирают с длинным рукавом, чистую и опрятную. На женщинах обязательно должны быть юбки и платки;
  • Не допускается применение косметики, оставляющей следы при лобзании;
  • При обращении к духовному лицу сначала испрашивают благословение, только после этого переходят к сути вопроса.

В Санаксарском монастыре принимают верующих, желающих потрудиться во славу Божию. Оплатой за работу служит кров и еда.

Санаксарский мужской монастырь насчитывает 359 лет своей истории, в течение которой происходили взлеты и падения. Паломничество в святое место, молитва на церковной службе, омовение в купели святого источника подарят умиротворение и покой, а икона Казанской Божией Матери обладает способностью исцеления болезней.

© 2024 sauna-rubikon.ru - Рубикон - строительный портал