Нефтебаза и АЗС: оперативный учет. Как ведётся учет нефтепродуктов на АЗС? Оперативный учет нефтепродуктов

Нефтебаза и АЗС: оперативный учет. Как ведётся учет нефтепродуктов на АЗС? Оперативный учет нефтепродуктов

Владимир Хомутко

Время на чтение: 7 минут

А А

Как ведётся учет нефтепродуктов на АЗС?

На современных автозаправочных станциях (далее – АЗС), как правило, применяются автоматизированные системы, обеспечивающие учет нефтепродуктов на АЗС и измерение их количественных характеристик через узел учета (УУН). Однако, если таких систем на АЗС нет, есть способы неавтоматизированного учета нефтепродуктов.

Автоматизированные системы решают проблему учета в автоматическом режиме, поэтому останавливаться на принципе их работы нет никакого смысла. А вот методы правильного ручного учета мы рассмотрим в данной статье.

Неавтоматизированные методы учета нефтепродуктов на автозаправочных станциях

Количественный учет нефтепродуктов на АЗС регламентирован действующей нормативной документацией. Основной такой нормативный документ – это Инструкция о порядке поступления, хранения, учета и отпуска нефтепродуктов на автозаправочных станциях (далее – Инструкция).

Она предполагает, что выполнение учетно-расчетных операций происходит в соответствии со всеми действующими ГОСТ-ами, методическими указаниями, правилами и прочими нормативами.

Согласно пункту 1.1 этой Инструкции, учет количества нефтепродуктов на АЗС производится в литрах.

Это количество может меняться в зависимости от температурных колебаний атмосферного воздуха, и связано с физико-химическими свойствами нефтепродуктов. Помимо этого, нередко в одну и ту же емкость сливаются продукты хоть и одной марки, но изготовленные разными производителями, различающиеся своей сортностью и некоторыми связанными с ней особенностями технико-экономического характера.

Чтобы организовать оптимальную систему учета количества нефтепродуктов на АЗС, необходимо определить:

  • порядок учета и его организации, включая как саму систему, так и документооборот, а также периодичность инвентаризации;
  • материально-ответственных лиц из числа работников АЗС;
  • лиц, чей обязанностью будет осуществление контроля порядка и достоверности учета;
  • состав инвентаризационной комиссии.

Организация грамотного количественного учета на АЗС подразумевает определение следующих показателей:

  • количество нефтепродуктов в резервуарах (по каждому резервуару – в отдельности и по маркам нефтепродуктов в сумме);
  • наличие нефтепродуктов в трубопроводах технологического назначения;
  • количество отпущенных через топливо- и маслораздаточные колонки продуктов.

Для оперативности такой учет на АЗС ведут в литрах, однако в контрольных целях не помешает ведение учета и в единицах веса (тоннах и килограммах). Это связано с тем, что весовые показатели (в отличие от объема и плотности) по своему количественному значению постоянны, и не зависят от изменений внешних условий или параметров.

Согласно вышеназванной Инструкции, вес нефтепродукта (далее НП) рассчитывается так:

Полезная информация
1 при использовании объемно-массового метода измерений – путем перемножения плотности продукта и его объема, измеренных при одинаковых показателях температуры и давления, либо их приведенных к одинаковым значениях
2 при использовании массового метода измерений (как для тарных нефтепродуктов, так и для автоцистерн) – взвешиванием на весах
3 если используется объемный метод – замеряют только объем продукта
4 если берется гидростатический способ, то масса нефтепродукта рассчитывается умножением разности начального и конечного значения давления столба продукта (до и после товарной операции) на среднюю площадь сечения той части резервуара, откуда была произведена отгрузка продукта. Затем это произведение делят ускорение силы тяжести, которое установлено формулой, описанной в пункте 2.42 вышеназванной Инструкции

Самым универсальным, а потому наиболее популярным из перечисленных является объемно-массовый способ.

Организация аналитического учета нефтепродуктов на АЗС подразумевает разделение их по следующим критериям:

  • марка;
  • собственные нефтепродукты и продуктов, которые находятся на ответственном хранении (продукты поклажедателей).

Организация учета при приемке нефтепродуктов

Нефтепродукты на АЗС могут поставляться следующими путями:

  • железнодорожными цистернами;
  • автомобильными цистернами;
  • посредством трубопроводов;
  • в таре.

Самый распространенный способ доставки продуктов до резервуара автозаправочной станции – автоцистерна.

В товарно-транспортной накладной формы номер 1-Т поставщики (или поклажедатели) указывают следующие параметры товара:

  • точное название марки нефтепродукта;
  • значение его температуры, объема и плотности, измеренные при отгрузке;
  • вес нефтепродукта.

Объемно-массовый метод определения веса подразумевает измерение показателей плотности и объема в момент приемки товара при условии одинаковых (или приведенных к одинаковым) значений давления и температуры.

Объем полученного нефтепродукта определяют с помощью специальных градуировочных таблиц либо через измерение уровня нефтепродукта в емкостях (резервуарах, ж/д цистернах, танках нефтеналивных судов), либо – по вместимости любой из перечисленных ёмкостей. Кроме того, объем можно измерить с помощью счетчика жидкости.

Плотность в транспортных средствах и резервуарах определяют путем отбора проб (в соответствии с Государственным стандартом номер 2517-85) с проведением их последующих лабораторных измерений. Определить плотность пробы можно как на месте, так и в лабораторных условиях (в зависимости от имеющегося на АЗС оборудования).

Данные о фактически поступившем количестве нефтепродукта заносятся в процессе и по окончании слива получаемого товара в резервуары заправочной станции в специальный журнал поступлений, а также в отчет по смене и в накладную.

Если фактическое количество принятого товара (в тоннах) совпадает с указанным поставщиком в прилагаемой накладной, работник АЗС ставит в ней свою роспись, один экземпляр оставляет на АЗС, а три остальных передает доставившему товар водителю.

Если эти значения различаются, необходимо составить акт недостачи. Он составляется в трех экземплярах, первый из которых прикладывают к отчету по смене, второй – передают водителю, который привез спорный груз, а третий – хранят на самой заправочной станции. Соответствующую отметку о такой недостаче необходимо сделать на всех экземплярах товарно-транспортной накладной, сопровождающей груз.

Возможность приемки нефтепродукта при выявлении количественной недостачи, которая может быть следствием нарушения времени доставки товара автоцистерной до АЗС, недоливом на предприятии поставщика или каких-либо других причин, определяет либо руководство АЗС, либо его владелец, руководствуясь принятым в организации порядком ведения количественного учета.

Порядок отпуска нефтепродуктов на автозаправочных станциях

Отпуск нефтепродуктов на АЗС можно осуществлять только посредством топливораздаточных (ТРК) или маслораздаточных (МРК) колонок, и только в бак транспортного средства.

Общая масса всех отпущенных за одну смену на АЗС нефтепродуктов рассчитывается по формуле:

где М – общая масса отпущенных за смену нефтепродуктов;

V – объем отпущенных за смену НП, согласно данным счетных механизмов на узлах учета;

Р – плотность НП, измеренная при температуре на момент передачи смены.

Порядок передачи смены и составления отчетов по смене

В момент приема/передачи смены оба оператора АЗС (и передающий смену, и принимающий её) вместе выполняют следующие действия:

  • снимают суммарные показания со всех счетчиков узла учета и всех счетчиков ТРК и МРК;
  • совместно замеряют объем реализованных в течение смены нефтепродуктов (показатель объема определяется с помощью градуировочных таблиц после измерения уровня остатков НП);
  • используя полученные значения объема и плотности, а также после измерения температуры, производят расчет количественного значения массы остатков в каждом резервуаре АЗС;
  • производится передача остатков денег и талонов, а также прочих материальных ценностей;
  • производят контроль погрешностей на каждой ТРК /МРК.

В момент передачи смены операторы составляют отчет по смене. Форма отчета – либо номер 25-НП, описанная в Инструкции, либо внутренняя форма, которая разработана в конкретной организации на базе этого документа.

Кроме основных, предусмотренных формой 25-НП, показателей, желательно внести в сменный отчет данные результатов замеров температуры и плотности, сделанных в течение смены.

Также в этом отчете фиксируется недостача или, наоборот, излишек нефтепродуктов за смену, которые определяются в виде разницы между показаниями, которые дали счетчики ТРК (узла учета) и данных, полученных путем проведения замеров остатка НП в резервуарах АЗС на момент передачи смены.

Излишек/недостача НП указывается в весовых единицах, с учетом погрешностей измерительных приборов ТРК/МРК, и принимается бухгалтерией предприятия к учету по каждой отдельной смене. Этот учет ведется в контрольно-накопительной ведомости в течение всего интервала между инвентаризациями. На момент инвентаризации все такие отклонения подсчитываются в итоговом количестве за весь межинвентаризационный период.

Каждый месяц бухгалтерия предприятия формирует оборотно-сальдовую ведомость, отражающую движение НП в единицах массы, разделенную по следующим критериям:

  • марки нефтепродуктов;
  • право собственности на них (собственные или предоставленные на хранение поклажедателями).

Инвентаризация на автозаправочной станции должна проводиться ежемесячно.

В её процессе производят снятие фактических остатков в объемных единицах на первое число месяца. После измерения плотности хранящихся остатков, на основании данных об их объемах проводят расчет фактического количества оставшихся продуктов (по каждой марке) в весовых единицах. После этого производится сверка полученных данных с данными бухгалтерских документов. После этого определяют либо недостачу, либо излишек НП.

Результаты проведенной инвентаризации фиксируются в так называемой сличительной ведомости, учитывая при этом погрешности, которыми обладают измерительные приборы.

Регулирование выявленной недостачи может происходить в таком разрезе:

  • убыль материальных ценностей, не превышающая установленные нормы и недостача нефтепродуктов в рамках норм погрешностей измерений приборов ТРК, распределяют между собственниками пропорционально долям реализованных организацией нефтепродуктов и отданных поклажедателям за отчетный период;
  • недостача НП сверх перечисленных выше норм и недостача, которая выходит за рамки погрешностей измерительных средств АЗС, покрывается за счет материально-ответственных лиц предприятия – владельца станции.

Выявленные излишки распределяются по тому же принципу, что и недостача в пределах допустимых норм (см. выше).

Распределение убыли в пределах нормы производится в весовых единицах.

На сегодняшний момент некоторые АЗС практикуют использование такого показателя, как средняя .

Это позволяет значительно в целях упростить расчетные процедуры учета, если на предприятии используются их ручные варианты.

Средняя плотность вычисляется либо за минувший отчетный период, либо её устанавливают внутренними документами на будущий отчетный период (к примеру, на весь сезон). По результатам проведенной в конце такого периода инвентаризации бухгалтерские остатки нефтепродуктов, рассчитанные по показателю средней плотности, сравнивают с фактическими, которые рассчитываются по плотности, замеряемой в процессе инвентаризации.

При этом среднюю плотность рассчитывают как среднеарифметичкую.

Как было сказано выше, на АЗС объем и плотность с последующим расчетом веса нефтепродуктов производят:

  • в момент приема;
  • при сдаче смены;
  • во время инвентаризации.

При этом значение плотности получают расчетным путем, и оно зависит от конкретного момента измерения. Это значения отличается при разных температурах, а конечный результат получают с помощью таблиц перевода плотности, которые приводят измеренное значение к температуре +20 градусов Цельсия.

В связи с этим плотность, как постоянно меняющаяся величина, не может быть корректно использоваться в целях учета в своем среднем значении, так как это приводит к искажению результатов количественного учета нефтепродуктов в период между инвентаризациями.

Эти искажения появляются из-за того, что при инвентаризации получаются результаты, учитывающие не только фактические излишки/недостачи, но также отклонения расчетных плотностных значений от средних установленных.

Среднюю плотность можно использовать в управленческом учете, когда необходимо получить быстрый результат для принятия решения.

Стоит сказать, что искусственное повышение значения излишков за счет отклонения расчетных значений от среднеустановленных, невыгодно с экономической точки зрения для плательщиков акцизов, так как излишки включаются в налоговую базу при их исчислении.

С другой стороны, никаких налоговых вычетов в части акцизов при выявлении недостачи НП Налоговый кодекс не предусматривает.

Поэтому применение средней плотности в количественном учете невыгодно также с точки зрения акцизных выплат.

Особенности акцизного налогообложения

Плательщиками акцизов на нефтепродукты являются организации, у которых есть свидетельство о регистрации организации (или частного предпринимателя), которая совершает операции с НП. Кроме того, платить акциз обязаны и лица, не имеющие такого свидетельства, в случае, если их деятельность заключается в производстве нефтепродуктов из давальческого сырья.

Стоит сказать, что переработчик платит акциз только тогда, когда собственника давальческого сырья нет вышеуказанного свидетельства.

С другой стороны, такие свидетельства являются основанием, позволяющим применять налоговые вычеты в части акцизных выплат. Поскольку получение свидетельства на проведение операций с НП является не обязанностью, а правом организации, стоит рассмотреть целесообразность его получения в зависимости от круга партнеров предприятия.

Даже имея такое свидетельство, право на вычет можно и не получить, если продавать товар не имеющим свидетельств покупателям. Принимать решение необходимо после анализа сложившихся на предприятии договорных отношений.

Как получить налоговый вычет?

Для получения вычета по уже заплаченным акцизам налогоплательщик обязан предоставить в налоговый орган такие документы:

  • договора с имеющим свидетельство покупателем;
  • всю товаросопроводительную документацию;
  • счета-фактуры, на которых есть отметка налогового органа, на учете в котором состоит покупатель НП.

Эта отметка ставится налоговым органом после проверки соответствия данных, указанных покупателем в его налоговой декларации и данных, отраженных в счетах-фактурах.

Налог могут зачесть всем, кроме последнего продавца, в качестве которого чаще всего и выступают АЗС, поэтому многие такие станции свидетельства не имеют, чтобы акциз платили нефтеперерабатывающие предприятия.

Особенности продажи нефтепродуктов покупателям, не имеющим свидетельств

Акциз, уплаченный в момент получения нефтепродуктов, в случае их продажи лицам без свидетельств (в том числе – при розничной продаже на автозаправочных станциях) включают в цену НП. При этом ни на ценниках, ни на ярлыках реализуемых товаров, а также ни в чеках, ни в других выдаваемых конечному покупателю документах сумма акциза отдельно не фигурирует.

В этом случае акциз плати производитель, так как свидетельств и остальных участников товарной цепочки нет, и они покупают НП по ценам, в которых акцизы уже учтены, и поэтому сами этот налог не начисляют и в бюджет – не платят.

Вариант второй – у производителя есть свидетельство, а у оптовика и розничного продавца нет.

Как и в первом варианте, опят акции платит производитель. Несмотря на наличие у него свидетельства, налоговый вычет он получить не сможет, поскольку он предоставляется только при совершении сделок с нефтепродуктами, при которых свидетельство имеют обе стороны договора. Это требование закреплено пунктом 8 статьи 200 Налогового кодекса РФ. Оптовик и розничный продавец свидетельств не имеет, и вычет производителю не положен. Акциз включается в стоимость НП производителем, а остальные участники сделки акциз не начисляют и не уплачивают.

Третий вариант – свидетельства есть и у производителя, и у оптовика, нет его только у розничного торговца.

В этом случае акцизное бремя ложится на оптовика, так как производитель акциз подает к вычету. Предприятие оптовой торговли нефтепродуктами работает с покупателем без свидетельства, и право на вычет теряет, вынужденный включать сумму налога в стоимость реализуемой продукции. Розничный продавец этот налог не уплачивает.

И, наконец, четвертый вариант – свидетельство есть у производителя и у розничного торговца, но его нет у оптовика.

Как и во втором варианте. производитель обязан начислить акциз и заплатить его в бюджет, так как право на вычет он теряет. Сумма акциза включается в стоимость реализуемого товара.

Оптовик, покупая товар по цене с учтенным в ней акцизом, этот налог не начисляет и не платит. так как не имеет свидетельства и не занимается переработкой.

В этом случае имеет место двойное налогообложение, поскольку акциз за один и тот же товар платится дважды – производителем и розничным торговцем.

Бухгалтерия нефтебазы и АЗС, ред.3 (для системы 1С:Предприятие 8.3)

1С-совместимо!
Программа "Бухгалтерия нефтебазы и АЗС" ред.3 служит для автоматизации оперативного и бухгалтерского учета в компаниях, которые занимаются оптово-розничной торговлей нефтепродуктами через нефтебазы и АЗС. Программа является дополнением стандартной конфигурации "1С:Бухгалтерия 8, ред.3" в части операций для отражения в учете движения нефтепродуктов. Программа обеспечивает поддержку большинства бизнес-процессов торговли нефтепродуктами и ГСМ и основных задач учета торговли нефтепродуктами и позволяет оперативно получать и использовать данные о различных сторонах деятельности компании.
Программа не управляет торговым или технологическим оборудованием (кассами, фискальными регистраторами, весами, ТРК, уровнемерами и т.п.). Однако в программе есть средства для обмена информацией с АСУ ТП АЗС различных типов на уровне загрузки данных через внешние файлы обмена. Основные отрасли, в которых может применяться программа:
- учет на нефтебазе;
- учет на АЗС;
- торговля ГСМ;
- торговля нефтепродуктами;
- торговля нефтью;
- перевалка нефти и нефтепродуктов;
- ответственное хранение нефти и нефтепродуктов;

При помощи программы можно решать следующие учетные задачи:
Документарное отражение всех этапов движения нефтепродуктов;
Оперативный складской учет нефтепродуктов по массе и объему;
Учет нефтепродуктов, принятых на хранение;
Учет производственных операций;

В программе реализован двойной количественный учет нефтепродуктов по массе и объему: во всех документах, связанных с оборотом нефтепродуктов всегда указываются как масса, так и объем. Также документы, связанные с оборотом нефтепродуктов имеют следующие особенности:
Возможность указания цен как по массе (за 1 т.), так и по объему (за 1 л.);
Возможность выбора основного режима списания для расходных документов (по массе или по объему);
Возможность автоматической загрузки сменных отчетов АЗС;
Возможность расчета суммы оказанных услуг по хранению нефтепродуктов;

Цена программы (НДС не обл.) (платформа "1С:Предприятие 8" в цену не входит) :
Дистрибутив + лицензия на 1 рабочее место: 80 000 руб.;
Дополнительная лицензия на 1 рабочее место: 35 000 руб.;

Продукт "Бухгалтерия нефтебазы и АЗС, ред. 3" предназначен для автоматизации оперативного и бухгалтерского учета на нефтебазах и АЗС (в сетях АЗС). Пользователями программы могут быть операторы нефтебазы, менеджеры по продажам и закупкам, бухгалтеры, экономисты и руководители компании.

Программа является дополнением к типовой конфигурации "Бухгалтерия предприятия", ред. 3.0 системы "1С:Предприятие 8 " и расширяет ее возможности в части учета оборота нефтепродуктов. Конфигурация "Бухгалтерия нефтебазы и АЗС", ред. 3 не имеет средств управления торговым или технологическим оборудованием (в т. ч. кассами, ФР, ТРК, уровнемерами и т.п.).

Особенности и возможности программы:

  • Возможность автоматического формирования бухгалтерских документов, соответствующих оперативным документам движения нефтепродуктов;
  • ИНВ-32, ИНВ-33, ИНВ-34;
  • Набор оперативных отчетов по движению нефтепродуктов.

Конфигурация "Бухгалтерия нефтебазы и АЗС", ред. 3 не является самостоятельной, для ее работы необходимо наличие установленной типовой конфигурации "Бухгалтерия предприятия", ред. 3.0 на платформе "1С:Предприятие 8.3 ".

Конфигурация "Бухгалтерия нефтебазы и АЗС", ред. 3 полностью открыта для изменения.

Нефтебаза и АЗС: оперативный учет, ред. 5

Программа "Нефтебаза и АЗС: оперативный учет, ред. 5" предназначена для автоматизации оперативного учета на нефтебазах и АЗС (сетях АЗС). Пользователями программы могут быть операторы нефтебазы, менеджеры по продажам и закупкам, бухгалтеры, экономисты и руководители компании.

Особенности и возможности программы:

  • Полный набор электронных документов для отражения операций движения нефтепродуктов в оперативном учете на нефтебазах и АЗС;
  • Возможность автоматического формирования оперативных документов розничной реализации нефтепродуктов;
  • Набор печатных форм, используемых в обороте нефтепродуктов:
  • Акт слива цистерн, акт приемки нефтепродуктов по трубопроводу;
  • ТТН и транспортные накладные для нефтепродуктов;
  • Акты МХ1, МХ3 для нефтепродуктов;
  • Дополнительные соглашения к договорам закупки и продажи;
  • ИНВ-32, ИНВ-33, ИНВ-34;
  • Складкой учет нефтепродуктов по массе и объему;
  • Складской учет нефтепродуктов на хранении;
  • Учет нефтепродуктов в резервуарах нефтебазы;
  • Операции для оформления процессинга и смешения (компаундирования) нефти и нефтепродуктов;
  • Набор оперативных отчетов по движению нефтепродуктов;
  • Обмен информацией с типовой конфигурацией "Бухгалтерия предприятия".

Конфигурация не имеет в своем составе средств управления торговым или технологическим оборудованием (кассами, ФР, ТРК, уровнемерами и т. п.). В конфигурации предусмотрены средства для обмена информацией с программой "1С:Бухгалтерия 8" через внешний файл обмена.

Конфигурация "Нефтебаза и АЗС: оперативный учет, ред. 5" не является самостоятельной, для ее работы необходимо наличие установленной платформы "1С:Предприятие 8.3".

Предприятие имеет АЗС для заправки собственного транспорта. Закупаем оптом дизельное топливо и через топливо-раздаточные колонки заправляем автомобили. При закупке топлива нефтебаза выставляет счет-фактуру и накладную, в которых количество диз. топлива указывается в тоннах и литрах. Так как отпуск производится в литрах, то и поступление мы проводим в литрах в количестве, указанном в документах. Топливо отпускается температурой +20 градусов. При сливе в нашу емкость топливо смешивается и температура топлива получается +10 градусов. В результате этого смешивания при замере получается что в нашей емкости топлива в литрах меньше чем указано в документах от нефтебазы. Соответственно если мы оприходуем топливо по документам нефтебазы фактически выйдет недостача. Как в данном случае учитывать топливо на АЗС?

Учет количества нефтепродуктов на АЗС осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами по учету нефтепродуктов на АЗС. Основным является Инструкция о порядке поступления, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на нефтебазах, наливных пунктах и автозаправочных станциях , утвержденная Госкомнефтепродуктом СССР 15.08.85 № 06/21-8-446.

Согласно п. 1.1 Инструкции бухгалтерский учет нефтепродуктов на нефтебазах, наливных пунктах ведется в единицах массы (тонны), а на автозаправочных станциях количественный учет нефтепродуктов ведется в единицах объема (литрах), количественно изменяющихся вследствие специфики физических свойств нефтепродуктов одновременно с изменением температуры окружающей среды.

Как отмечается в п. 6.3 Инструкции выявленные при приемке нефтепродуктов расхождения между данными, указанными в товарно-транспортной накладной поставщика и полученными при измерении, не должны превышать коэффициента, учитывающего объемное расширение (сжатие) продукта от изменения температуры. При этом полученные результаты измерения температуры нефтепродуктов должны быть отмечены в товарно-транспортной накладной.

Достоверность измерений при приемке нефтепродуктов может быть достигнута только при одинаковых условиях: температуре окружающей среды и зависящей от температуры плотности продукта (постановление АС Северо-Кавказского округа от 06.11.2014 № Ф08-8254/14 по делу № А53-25239/2012).

На практике топливо приобретается в тоннах (масса), а списывается в расходы в литрах (объем). В этом случае в контрольных целях количественный учет топлива на АЗС целесообразно вести также и в единицах массы (тонны), поскольку показатели массы в отличие от показателей плотности и объема нефтепродуктов являются постоянными по своему количественному значению, не зависящими от изменений каких-либо условий и параметров. В такой ситуации следует учитывать положения пункта 50 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н .

Так, в случае, когда материал поступает в одной единице измерения, а отпускается в другой, то его оприходование и отпуск отражаются в первичных документах, на складских карточках и соответствующих регистрах бухгалтерского учета одновременно в двух единицах измерения . При этом вначале записывается количество в единице измерения, указанной в документах поставщика, затем в скобках - количество в единице измерения, по которой материал будет отпускаться со склада.
Можно поступить и по-другому. Достаточно оформить акт перевода в другую единицу измерения. Тогда приходовать и отпускать материалы вы будете по той единице измерения, которую обычно используете. Специальной формы акта не утверждено, поэтому вы вправе разработать и утвердить ее самостоятельно. Например, по такому шаблону ().

Обоснование

1. Инструкция Госкомнефтепродукта СССР ОТ 15.08.1985 № 06/21-8-446 «Инструкция о порядке поступления, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на нефтебазах, наливных пунктах и автозаправочных станциях системы Госкомнефтепродукта СССР»

1. Общие положения

1.1. Бухгалтерский учет нефтепродуктов на нефтебазах, наливных пунктах ведется в единицах массы. На автозаправочных станциях определение количества при приеме, отпуске, хранении и инвентаризации нефтепродуктов осуществляется в единицах объема. Для обеспечения достоверности и единства измерений массы нефтепродуктов, а также контроля их качества нефтебазы и АЗС должны иметь необходимое оборудование и средства измерений, допущенные к применению Госстандартом и имеющие клеймо Государственной метрологической службы или соответствующую отметку в паспорте.

Количество нефтепродуктов определяется одним из методов, установленных ГОСТ 26976-86. Значение массы нефти и нефтепродуктов, полученные при измерении, принимается за действительное.

6. Приемка и отпуск нефтепродуктов на автозаправочных станциях (АЗС)

Приемка и отпуск нефтепродуктов на АЗС

6.1. Приемка всех нефтепродуктов, поступающих на АЗС в автоцистернах, а также нефтепродуктов, расфасованных в мелкую тару, производится по товарно-транспортной накладной.

6.2. Перед сливом нефтепродуктов оператор автозаправочной станции обязан:

убедиться в исправности резервуара и его оборудования, технологических трубопроводов и правильности функционирования запорной арматуры при ее переключении;

измерить уровень нефтепродукта в резервуаре, отобрать пробу и измерить ее температуру;

убедиться в наличии и исправности средств пожаротушения, правильности заземления автоцистерны и исправности ее сливного устройства;

принять меры по предотвращению разлива нефтепродукта;

убедиться, что двигатель автоцистерны выключен (при сливе самотеком или насосом АЗС);прекратить заправку машин из резервуара до окончания слива в него нефтепродукта из цистерны;

проконтролировать уровень наполнения автоцистерны, при этом автоцистерна должна быть заполнена по планку;

отобрать пробу и измерить температуру нефтепродукта в цистерне;

проконтролировать с помощью водочувствительной ленты (или пасты) наличие в автоцистерне подтоварной воды.

Примечание. В случае пломбирования автоцистерны проверка подтоварной воды не производится, а проверяется сохранность пломб.

6.3. Полученные результаты измерения температуры продукта в автоцистерне должны быть отмечены в товарно-транспортной накладной и сменном отчете (графа 9 на обороте отчета). Выявленные при этом расхождения между данными, указанными в товарно-транспортной накладной и полученными при измерении, не должны превышать коэффициента, учитывающего объемное расширение (сжатие) продукта от изменения температуры.

6.4. Объем и масса нефтепродуктов, принятых на АЗС из железнодорожных цистерн, определяются путем измерения уровня, плотности и температуры нефтепродуктов в цистернах, а также установления наличия подтоварной воды. Отсчет уровня должен проводиться с точностью 1 мм, плотности - 0,5 кг/куб.м (0,0005 г/куб.см), температуры - 0,5° С.

6.5. Нефтепродукты сливаются из цистерн через сливной фильтр самотеком или под напором. Слив нефтепродукта должен контролироваться оператором от начала и до конца слива.

6.6. Запрещается принимать нефтепродукты на АЗС в случае: неисправности сливного устройства автомобильной или железнодорожной цистерны; отсутствия или нарушения пломбировки железнодорожной цистерны; неправильного оформления товарно-транспортной документации.

6.7. Нефтепродукты, доставленные на АЗС в автомобильных и железнодорожных цистернах, должны быть слиты полностью. Оператор, принимающий нефтепродукты, должен лично убедиться в этом, осмотрев цистерны после слива.

6.8. В процессе приема нефтепродуктов оператор обязан следить за уровнем продукта в резервуаре, не допуская переполнения резервуара и разлива нефтепродуктов.

6.9. При отсутствии расхождения между фактически принятым количеством нефтепродукта с количеством, указанным в товарно-транспортной накладной, оператор расписывается в приеме в накладной, один экземпляр которой оставляет на АЗС, а три экземпляра возвращает водителю, поставившему нефтепродукты.

6.10. При выявлении несоответствия поступивших нефтепродуктов товарно-транспортной накладной составляется в трех экземплярах акт на недостачу по форме № 12-НП (приложение 4), из которых один экземпляр прилагается к сменному отчету, второй - вручается водителю, доставившему нефтепродукты, а третий - остается на АЗС. О недостаче нефтепродукта делается соответствующая отметка на всех экземплярах товарно-транспортной накладной.

6.11. Объем нефтепродуктов, принятых по трубопроводу, товарный оператор нефтебазы* и оператор АЗС в присутствии представителя администрации нефтебазы определяют (до и после перекачки) уровень, температуру нефтепродукта и плотность нефтепродукта и уровень подтоварной воды в резервуаре АЗС.

* В дальнейшем следует иметь в виду и других работников нефтебазы, на которых возложены обязанности по получению, хранению и отпуску нефтепродуктов и с которыми в установленном порядке заключены договоры о полной материальной ответственности.

По окончании перекачки нефтепродукта задвижка на трубопроводе от нефтебазы до АЗС пломбируется представителем администрации нефтебазы, пломбир хранится у руководителя нефтебазы.

6.12. На сданный по трубопроводу нефтепродукт составляется акт по форме № 15-НП (приложение 14) в двух экземплярах, который подписывают товарный оператор, оператор АЗС и представитель администрации нефтебазы. Первый экземпляр акта представляется в бухгалтерию нефтебазы и является основанием для списания нефтепродукта с подотчета материально ответственных лиц нефтебазы, а второй - остается у оператора и прилагается к сменному отчету.

6.13. При приеме нефтепродуктов, расфасованных в мелкую тару, оператор АЗС пересчитывает количество поступивших мест и проверяет соответствие трафаретов данным, указанным в товарно-транспортной накладной.

6.15. При отпуске нефтепродуктов с АЗС операторы АЗС должны руководствоваться инструкциями о порядке учета талонов на нефтепродукты и отпуска нефтепродуктов по талонам, о порядке отпуска и оплаты нефтепродуктов по кредитным картам, о порядке отпуска нефтепродуктов за наличные деньги индивидуальным владельцам транспортных средств, утвержденными Госкомнефтепродуктом СССР.

Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как оформить и отразить в бухучете поступление материалов

Наименование и единицы измерения

Приходовать материалы под тем же наименованием, которое указывает поставщик, не обязательно. Достаточно указать в учетной политике, что планируете вести учет по специально разработанной номенклатуре. Отметьте, что наименования товаров в приходных документах и учетных регистрах могут не совпадать. Опишите технологию обработки учетной информации, которая поступает от поставщиков материалов. Правомерность такого подхода подтверждается письмом Минфина России от 28 октября 2010 г. № 03-03-06/1/670 .

Приходовать материалы надо в определенном количестве в соответствующих единицах измерения. Обычно используют данные, предоставленные поставщиком. На это же указывают и специалисты Минфина России в письме от 24 января 2006 г. № 07-05-06/09 .

Однако есть два особых случая, когда применяется другой порядок. Первый: когда материалы поступают по одной единице измерения, а отпускаете вы их в производство по другой. Например, поступили материалы в тоннах, а отпускаете в штуках. В этом случае приходуйте материалы и указывайте их в карточках складского учета сразу в двух единицах измерения. Отпускную единицу записывайте в скобках. Правда, можно поступить и по-другому. Достаточно оформить акт перевода в другую единицу измерения. Тогда приходовать и отпускать материалы вы будете по той единице измерения, которую обычно используете. Специальной формы акта не утверждено, поэтому вы вправе разработать и утвердить ее самостоятельно. Например, по такому шаблону (ч. 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

И второй случай, когда полученные материалы можно отразить совсем не в тех единицах измерения, в которых их учитывал поставщик. Это если в сопроводительных документах продавца фигурируют более крупные или, наоборот, более мелкие единицы измерения материалов, чем приняты у вас. В этой ситуации приходовать материалы можно по принятой в вашем учете единице измерения. Например, поступайте так, когда поставщик отгружает вам килограммы, а вы учитываете материалы тоннами.

Самые частые ошибки в учете материальных ценностей

Бухгалтер использует разные единицы измерения

Рекомендую внимательно относиться к единице измерения горюче-смазочных материалов, указанной в документах поставщиков. На практике бывает, что в товарных накладных проставлены одни единицы измерения ГСМ, а в приходных ордерах (форма М-4) – другие. Соответственно, не совпадает и стоимость единицы ценностей. А это уже может привести к неправильному списанию расходов при налогообложении.

Рассмотрим данное нарушение на примере.

ПРИМЕР 1

Хозяйство приобрело масло М-10 и масло гидравлическое. При этом количество топлива в товарной накладной не совпадает с тем количеством, которое зафиксировано в приходном ордере склада (см. табл. 1).

Таблица 1

Вид ТМЦ Приходный ордер (М-4) Товарная накладная (ТОРГ-12) Первичный документ
кол-во цена сумма кол-во цена сумма
Масло М-10-Г2(К) 216,5 л 51,55 руб. 11 161,5 руб. 1,18 шт. 9458,9 руб. 11 161,5 руб. Товарная накладная № НН-1851 от 10.07.14
Масло гидравлическое AGRIXYD (Бельгия) 20 л 176,91 руб. 3538,17 руб. 1,18 шт. 2998,45 руб. 3538,17 руб. Товарная накладная № Е-0478-Р01 от 12.07.14

Такая же ситуация складывается, когда компания покупает дизельное топливо в тоннах, а принимает к учету в литрах.

Данную ошибку легко исправить. Нужно к товарной накладной приложить документы от поставщика, подтверждающие другое количественное измерение товара. Есть иной вариант. Надо пересчитать единицы измерения. То есть те, которые указаны в документах поставщика, нужно перевести в единицы, принятые на вашем предприятии. Такой пересчет необходимо оформить актом.

объемно - массовым статическим методом

в резервуарах, железнодорожных

и автомобильных цистернах

4.2.1. Определение вместимости и градуировка

резервуаров, железнодорожных и автомобильных цистерн

4.2.1.1. Определение вместимости и градуировку стальных вертикальных цилиндрических резервуаров проводят в соответствии с МИ 1823-87.

4.2.1.2. Определение вместимости и градуировку железобетонных цилиндрических резервуаров проводят по РД 50-156-79.

4.2.1.3. Определение вместимости и градуировку горизонтальных цилиндрических резервуаров объемом от 3 до 200 куб. м проводят по ГОСТ 8.346-79.

4.2.1.4. Железнодорожные и автомобильные цистерны, применяемые в качестве мер вместимости при учетно - расчетных операциях, должны быть отградуированы в соответствии с требованиями Инструкции 36-55.

4.2.1.5. Градуировочные таблицы пересматривают в установленные сроки в соответствии с действующими стандартами. После каждого ремонта, связанного с изменением вместимости, резервуар должен быть переградуирован, а после изменения оснащенности его внутренним оборудованием градуировочная таблица должна быть пересмотрена и утверждена в установленном порядке.

Ежегодно проводить коррекцию днищ резервуаров с составлением соответствующих актов по каждому резервуару.

4.2.1.6. Работы по градуировке резервуаров выполняют специализированные метрологические организации (группы) или лица, прошедшие обучение по выполнению измерений вместимости резервуаров в порядке, установленном Госстандартом РФ, получившие право на проведение указанных работ и зарегистрированные в установленном порядке.

Градуировочные таблицы на резервуары, предназначенные для оперативного контроля, утверждает руководитель (главный инженер) АО; на резервуары, предназначенные для учетно - расчетных операций, утверждает руководитель территориального органа Госстандарта РФ.

4.2.2. Определение уровня нефтепродуктов

и подтоварной воды в резервуарах

и транспортных средствах

4.2.2.1. Уровень нефтепродукта в резервуарах измеряют стационарными уровнемерами, обеспечивающими точность определения массы в соответствии с ГОСТ 26976-86, а также вручную измерительной рулеткой с грузом (лотом) по ГОСТ 7502-89. Уровень нефтепродукта в железнодорожных цистернах измеряют вручную метроштоком по ТУ 112-РСФСР-029-90.

4.2.2.2. Объем нефтепродуктов в автомобильных цистернах определяется по указателю уровня налива, установленному в горловине котла автоцистерны на уровне, соответствующем ее действительной вместимости, или по заданной дозе согласно показаниям объемного счетчика.

Действительную вместимость автомобильных цистерн по указателю уровня налива устанавливает завод - изготовитель. Вместимость автомобильных цистерн поверяется территориальными органами Госстандарта согласно ГОСТ 27352-87 и Инструкции 36-55. Периодичность поверки вместимости автомобильных цистерн - не реже 1 раза в 2 года.

При использовании для измерений объема (дозы) нефтепродукта объемного счетчика погрешность измерений не должна превышать +/- 0,5% в рабочих условиях.

4.2.2.3. Измерение уровня нефтепродукта рулеткой с грузом (лотом) осуществляют в следующей последовательности.

4.2.2.3.1. Проверяют базовую высоту (высотный трафарет) как расстояние по вертикали между днищем резервуара в точке касания лота рулетки и риской планки замерного люка. Полученный результат сравнивают с известной (паспортной) величиной базовой высоты, нанесенной на резервуаре.

Если базовая (паспортная) высота (НБ) отличается от полученного результата более чем на 0,1% НБ, необходимо выявить причину изменения базовой высоты и устранить ее.

4.2.2.3.2. Измерительную ленту рулетки с лотом следует опускать медленно до касания лотом днища, не допуская отклонения лота от вертикального положения и ударов о днище резервуара, не задевая за внутреннее оборудование и сохраняя спокойное состояние поверхности нефтепродукта, не допуская волн. Лента рулетки должна находиться все время в натянутом состоянии, а место касания лота на днище резервуара должно быть горизонтальным и жестким.

4.2.2.3.3. Поднимают ленту рулетки вверх строго вертикально, не допуская смещения в сторону, чтобы избежать искажения линии смачивания на измерительной ленте.

4.2.2.3.4. Отсчет по ленте рулетки производят до 1 мм сразу после появления смоченной части ленты рулетки над измерительным люком.

4.2.2.3.5. Ленту рулетки до и после измерений необходимо протереть мягкой тряпкой насухо.

4.2.2.4. Измерение уровня нефтепродукта в каждом резервуаре или железнодорожной цистерне производят дважды. Если результаты измерений отличаются на 1 мм, то в качестве результата измерения уровня принимается их среднее значение, если полученное расхождение измерений более 1 мм, то измерения повторяют еще дважды и берут среднее по трем наиболее близким измерениям.

4.2.2.5. Измерение уровня нефтепродукта метроштоком осуществляют аналогично требованиям п. п. 4.2.2.3 и 4.2.2.4.

4.2.2.6. Определение уровня подтоварной воды в резервуарах и транспортных емкостях.

Определение уровня подтоварной воды в резервуарах и транспортных емкостях производят при помощи водочувствительной ленты или пасты.

Для определения уровня подтоварной воды водочувствительную ленту в натянутом виде прикрепляют к поверхности лота или к нижнему концу метроштока с двух противоположных сторон.

Водочувствительную пасту наносят тонким слоем (0,2 - 0,3 мм) на поверхность лота или нижний конец метроштока полосками с двух противоположных сторон.

Рулетка с лотом или метрошток с водочувствительной пастой или с прикрепленной водочувствительной лентой при определении уровня подтоварной воды должны выдерживаться в резервуаре или емкости неподвижно в течение 2 - 3 минут, когда водочувствительный слой полностью растворится и грань между слоями воды и нефтепродукта будет резко выделена.

Определение уровня подтоварной воды в резервуарах и транспортных средствах следует производить согласно п.п. 4.2.2.4 и 4.2.2.5.

Измерение уровня подтоварной воды должно быть повторено, если на ленте или пасте уровень обозначается нечетко, косой линией или на неодинаковой высоте с обеих сторон, что указывает на наклонное положение лота при выполнении измерений.

Размытая грань является следствием отсутствия резкой границы раздела между водой и нефтепродуктом и свидетельствует о наличии водоэмульсионного слоя. В этом случае необходимо измерение повторить после отстоя и расслоения эмульсии.

Определив уровень подтоварной воды с помощью водочувствительной ленты или пасты, по градуировочной таблице резервуара или транспортной емкости находят объем подтоварной воды.

Для определения фактического объема нефтепродукта нужно из объема, отвечающего уровню наполнения емкости, вычесть объем подтоварной воды.

4.2.2.7. Уровни нефтепродукта в железнодорожных цистернах при отсутствии счетчиков или узлов учета измеряют метроштоком через горловину котла цистерны в 2-х противоположных точках горловины по оси цистерны, следя за тем, чтобы метрошток опускался вертикально на нижнюю образующую котла цистерны и не попадал в углубление для нижних сливных приборов.

Расхождения в измерениях не должны превышать 1 мм, в противном случае измерения необходимо повторить.

Если объем отпущенных нефтепродуктов определяют по коммерческим счетчикам, то их уровень в цистернах не измеряют.

При приеме нефтепродуктов из морских и речных танкеров и нефтеналивных барж требовать отделения подтоварной воды на судне.

© 2024 sauna-rubikon.ru - Рубикон - строительный портал