Макиавеллизм и современность (проблемы мотивации лидеров). Идеи макиавелли и современная политика Хотя теория «государство превыше всего» берет свое начало от Макиавелли, от Италии, в действительности же широкого развития в Европе она не получила

Макиавеллизм и современность (проблемы мотивации лидеров). Идеи макиавелли и современная политика Хотя теория «государство превыше всего» берет свое начало от Макиавелли, от Италии, в действительности же широкого развития в Европе она не получила

Личность Макиавелли

Современное понимание политики, а именно как борьбы за власть и влияние, опирается во многом на идеи Макиавелли – философа, жившего в XV-XVI веках. Никколо Макиавелли прожил яркую жизнь, но в преклонном возрасте он оказался в опале у новых властей. Несмотря на трудности Никколо продолжал трудиться над своим главным трудом – трактатом «Государь». Спустя столетия после кончины великого мыслителя его труды повторили жизнь своего автора. Так же, как и сам философ, макиавеллизм пережил периоды подъёма, в которые он имел статус доминирующей политической теории, и периоды гонений, когда этим термином пользовались как ярлыком для показательного остракизма политиков.

Но, как и любая правдивая работа, его главный программный труд не мог не вызвать столкновений разных взглядов. Это не просто книга, отрицающая моральную сторону политики, это прежде всего практическое руководство, с эффективностью которого бесполезно спорить. Основы геополитики, умелая классификация государств и правителей, анализ исторического опыта, с которым Макиавелли был хорошо знаком. Все эти теоретические вещи не вызывают споров, пока Никколо не касается вопроса политического имиджа, как сказали бы современные политтехнологи.

«О чём и как врать» – именно эти советы, неприкрытая правда о политике, вызывают резонанс в политической среде. Как ни парадоксально, но политики остервенело клеймящие труд Макиавелли оказываются прилежными учениками великого мыслителя. Они поступают именно так, как им приписывает поступать книга. Хороший правитель должен говорить правильные вещи, о правде речь не идёт.

Да, правы те, кто утверждают, что воззрения Макиавелли, в частности его рекомендации в «Государе» – это результат влияния тогдашней политической ситуации в Италии. Раздробленность, всеобщий кризис требовали жёстких действий. Диктатура нужна была, чтобы создать комфортные условия для республики. Но Макиавелли не только представил свой вариант правильного поведения правителя, он своими трудами (не менее замечательными «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и другими) одним из первых дал начало светской науке, поставившей политику как искусство и науку вне религии и морали.

Его логика реалистична и потому кажется многим чересчур мрачной. Макиавелли утверждал, что в определённые исторические моменты, нужно во имя общего блага не пренебрегать даже аморальными и противоправными средствами. То есть выбирать меньшее зло.

Никколо отвергнул традиционалистский подход, воспринимающий человека целостным, и выделил те качества личности, которые способствуют тому, чтобы эта личность добилась успеха на политическом поприще. Да и само отделение политики от религии, и даже подчинение религии целям государства, было для XVI века более чем новаторским. Разрушался канон, который предписывал ставить религию всегда выше государства, науки, отдельного правителя. Но средневековую догму, которая определяла примат религии над всей остальной жизнью давно выкорчевало итальянское Возрождение, пришедшее на Апеннинский полуостров ещё в XV веке. В XVI веке назревал кризис Ренессанса, и это заметно проявляется в трудах Макиавелли. Принцип единого, синкретичного человека эпохи Возрождения сменяется изображением личности, принципом личности. На смену неизменности приходят в его трудах Фортуна (удача) и «вирту» – доблесть, то есть таланты человека, его качества, умения.

Особенно обогатил Н. Макиавелли политическую мысль того времени чётким и развёрнутым определением государства. Государство у Макиавелли – это политическое состояние общества. И оно должно меняться в зависимости от целей, которые стоят перед обществом. В период кризиса монархия – это наиболее подходящая форма правления, но после его преодоления (например, после объединения Италии) лучшей формой станет республика. Макиавелли был можно сказать первым «бизнес-тренером» – он впервые дал чёткие, без пространных рассуждений, указания для развития в человеке качеств лидера.

Макиавеллизм как модное слово современности

В лингвистике есть понятие модных слов – употребляют их все, но часто не к месту и обычно не зная до конца их значения. Так и макиавеллизм стал одним из стигмат политической риторики XX века, да и XXI тоже.

Макиавеллизм предполагает схему «цель оправдывает средства», то есть для достижения цели необходимо пренебречь моралью. Власть и хитрость – вот два главных кита умелого политического лидера. Можно спорить с принципом макиавеллизма, но невозможно отрицать, что вся политическая жизнь проникнута борьбой за власть.

Проявляется макиавеллизм в ситуациях, когда политик обладает свободой действий, когда у него хотя бы немного развязаны руки (то есть степень автономности высока). В таком положении оказался, например, американский политик Г. Киссинджер.

Макиавеллизм чаше всего расцветает в условиях абсолютистских, тоталитарных режимов, а также в период кризисов и революций, за которыми неизменно и следуют вышеперечисленные режимы.

Яркими примерами лидеров таких режимов являются советские политики Сталин, Берия, Андропов. Жёсткие условия борьбы революционеров (в числе которых и был молодой Джугашвили) с царизмом, междоусобная борьба за власть – все это явилось предпосылками к появлению мощного лидера. Более него принципами Макиавелли, наверное, не руководствовался никто.

Вообще многие лидеры XX века пользовались принципами Макиавелли, даже иногда не будучи с ними знакомыми. Что ещё раз доказывает их практичность, приближенность к жизни.

Макиавеллизм как деградация общественной морали

Сторонники морального подхода к политике считают, что лишь потребность выживания в опасных условиях приводит политика к формуле «цель оправдывает средства». Мораль сопровождает реализацию политических целей, этика же обслуживает эти цели лишь в условиях кризиса. Распространение этой формулы на мирное стабильное время, по мнению этих философов, свидетельствует о деградации общественной морали.

Макиавеллизму ставится в вину, что век технологий и всеобщности образования, век прогресса науки стал так же веком войны, ядерного оружия, геноцида.

И это естественно, ведь если смотреть с точки зрения морали, оружие, не будучи изначально и навсегда аморальным изобретением, зачастую вызывает смерть людей. Так и макиавеллизм, он негативен, но всё же существует и является частью нашей жизни.

Макиавеллизм как манипулирование

Макиавеллизм, как и многие политические явления, объясняется психологией. В научных трудах макиавеллизм всегда присутствует в контексте манипуляции массовым сознанием.

Доктор психологических наук В. В. Знакова (основоположник изучения проблемы макиавеллизма в отечественной психологической науке) считала, что макиавеллист - это «субъект, который манипулирует другими на основе кредо, определённых жизненных принципов, которые служат ему оправданием манипулятивного поведения».

В трудах Знакова выявлена связь макиавеллизма личности с подозрительностью, враждебностью, негативизмом, ориентацией на «Я» в общении, низкой степенью альтруистичности.

Макиавеллизм как миф

Как и любое яркое явление макиавеллизм «оброс» деталями и подробностями, которые развели концепцию Никколо и само явление макиавеллизма, сделали их не тождественными. Здесь надо согласится с многочисленными экспертами, настаивающими на необходимости осторожности в проецировании макиавеллизма на плоскость межличностных отношений. Подкрепляется миф конечно же средствами массовой информации, которые сводят весь макиавеллизм к знаменитой фразе «Цель оправдывает средства».

Усложняет анализ современной политики на предмет следования принципам Макиавелли большая разница между декларируемым и фактическим. Естественно подробный и правильный анализ можно будет провести спустя десятилетия.

Основываясь на версиях некоторых экспертов, что взрывы домов в начале Второй чеченской могли быть организованы ФСБ, можно сказать, что макиавеллизм до сих пор жив. И если даже не в реальности, то в головах экспертов-политологов уж точно. Они, умные, образованные люди, готовы поверить, что политик может последовать принципу «цель оправдывает средства».

Макиавеллизм в политике присутствует скорее «Летучим голландцем». Зато процветает в менеджменте и маркетинге, где требуется нестандартная логика. В управлении издавна ощущается потребность в новой концепции. Менеджеры перепробовали уже все науки: увлечение методами психологии породило поведенческую (бихевиористскую школу), интерес к точным наукам сделал доминирующим методом последних лет количественный подход. И несмотря на все эти научные изыскания простые тезисы Макиавелли действуют и поныне. Логика макиавеллизма парадоксальна, но она-то и оказывается ближе всего к жизни.

образ, схема политического поведения, пренебрегающая нормами морали для до­стижения политических целей. Термин связан с именем итальянского политического деятеля и пи­сателя И. Макиавелли (1469-1527), приверженца сильной государственной власти. Отличительной особенностью макиавеллизма, его основанием явля­ется тезис «цель оправдывает средства», когда ради достижения поставленных целей считаются оправ­данными и приемлемыми любые средства, включая вероломство, коварство, жестокость, обман политического противника.

Главным механизмом борьбы за власть и ее осу­ществлением является сила. Именно сила позволя­ет гарантировать стабильность власти, а при ее утрате трудно возвратить власть. Основа власти государя - хорошие законы и хорошее войско. Страсть к завоеваниям - дело естественное и обыч­ное, а «крепкая и решительная власть никогда не допустит раскола». Макиавелли выделяет четыре способа приобретения власти государем: милостью судьбы, личной доблестью, путем преступления и в силу благоволения к нему сограждан. Судьба играет большую роль в жизни людей, но огромна в ней роль самих действий людей, поэтому, «в действительности, кто меньше полагался на милость судьбы, тот дольше удерживался у власти». В первом случае власть легко приобрести, но удержать ее трудно, ибо правители удерживаться у власти не могут и не умеют

Приобретение власти государем в силу благоволения к нему сограждан возможно по требованию знати или народа. Столкновение этих начал разрешается трояко: либо единовластием, либо безначалием, либо свободой. При единовластии, учреждаемом знатью или народом, государю в первом случае труднее удержать власть, чем во втором, поскольку он не волен выбирать народ, но волен выбирать знать, и к тому же у народа более честная жизнь, чем у знати. Знать желает угнетать народ, а народ не желает быть угнетенным. Отсюда главное для государя - не угнетать народ, если он пришел к власти с его помощью, искать в нем опоры, быть с ним в дружбе. Государю надлежит выказывать почтение к знати, но не вызывать ненависти в народе.

Шпак В.Ю.


Политология. Словарь. - М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Макиавеллизм" в других словарях:

    Коварство, вероломность, вероломство, злокозненность, коварность, иезуитизм, иезуитство Словарь русских синонимов. макиавеллизм см. коварство Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З … Словарь синонимов

    Политика, основанная на культе грубой силы, коварстве, пренебрежении нормами морали во имя достижения и сохранения власти. По английски: Machiawellianism См. также: Государственная политика Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Макиавеллизм - Макиавеллизм ♦ Machiavelisme Форма цинизма, предающего мораль в угоду политике. Противоположна (или симметрична) кинизму Диогена. Под макиавеллизмом, чаще всего в негативном смысле, обычно подразумевают действительно присущую Макиавелли… … Философский словарь Спонвиля

    МАКИАВЕЛЛИЗМ, макиавеллизма, мн. нет, муж. (полит.). Политика, направленная на создание диктаторской власти единоличного правителя в централизованном буржуазном государстве, беспринципно и цинично использующая все средства для достижения своей… … Толковый словарь Ушакова

    Термин, используемый для обозначения беззастенчивой политики, добивающейся своих целей, пренебрегая нормами морали. Н. Макиавелли действительно говорил, что каждое действие гос ва (или его правителя) допустимо, особенно во внешних,… … Философская энциклопедия

    - (от имени итал. госуд. деятеля, писателя, историка Н. Макиавелли) англ. machiawelli anism; нем. Machiavellismus. 1. Политика правителя, пользующегося любыми средствами для упрочения госуд. власти. 2. Политика, основанная на культе грубой силы,… … Энциклопедия социологии

    Макиавеллизм - ■ Слово, которое надо произносить с трепетом … Лексикон прописных истин

    макиавеллизм - а, м. МАХИАВЕЛИЗМ а, м. machiavélisme m. От имени ит. политического деятеля Никколо Макиавели (macchiavelli 1469 1527). Политика государства, использующая любые средства (обман, предательство, убийство). БАС 1. || Коварство, вероломство. БАС 1.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Термин в политологии, обозначающий государственную политику, основанную на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали и тому подобном.; «для упрочнения государства допустимы любые средства насилие, убийство, обман, предательство».… … Википедия

    Политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали в т. п.; названа по имени Никколо Макиавелли (14g9 1527) политического деятеля и мыслителя Флоренции; перен. коварство, вероломство. Новый словарь иностранных слов. by… … Словарь иностранных слов русского языка

Книги

  • Малое собрание сочинений , Макиавелли Н. , Никколо Макиавелли - один из самых известных итальянских политических мыслителей эпохи Возрождения, писатель, историк, драматург, военный теоретик. Его политический трактат «Государь» - самая… Категория: Собрания сочинений зарубежных авторов Серия: Малое собрание сочинений Издатель: Азбука ,
  • Государь , Никколо Макиавелли , Самым известным произведением Никколо Макиавелли стал трактат "Государь", первоначально издававшийся в России под названиями "Князь" и "Правитель" . Макиавелли создал учение о последовательно… Категория:

Доклад с конференции, только я опустил теорию Макиавелли, написал непосредственно основную часть выступления.
Доклад будет опубликован в университетском журнале.

По прошествии 6 веков, макиавеллизм претерпел существенные изменения. Мне хотелось бы разграничить макиавеллизм на истинный (тот которому непосредственно учил Макиавелли), и на неомакиавеллизм. К сожалению, истинный макиавеллизм сложно найти в современном обществе. Многие забывают, что Макиавелли был демократом, приписывая ему тиранию, диктаторство.

События на Африканском континенте 2011года, показывают нам макиавеллистов XIX века. Взять, к примеру, Ливию, где лидер страны Муамар Каддафи жестко подавляет мятежников, которые захотели свергнуть его. Цель Каддафи – сохранить свою власть, или как он говорит не отдать власть преступникам, он не раз упоминал об Аль-Каиде. Средства Каддафи – наемники, которые за неделю получают по 2000, а то и по 3000 долларов. Наемники ни с кем не церемонятся, открывая огонь на поражение. Разве это не неомакиавеллизм?

Хотелось бы привести пример истинного макиавеллизма, но не в политике, а в спорте. Во время игры на чемпионате мира по футболу 1986г. в Мексике Марадона забил гол рукой. Но судья этого не заметил, и гол был засчитан, несмотря на нарушение игрока, поскольку ошибка судьи не являлась поводом для изменения результата. Постулат Макиавелли содержит следующее: твоя сила состоит в том, что ты можешь обойти правила. Если ты втихаря забил мяч рукой, это не заметили, а ты тем самым принес победу - это здорово, это правильно, ведь сделал это ты во благо своего государства, в данном случае Аргентины.

Теперь о макиавеллистах в России за последние несколько десятков лет. На первом месте стояли вовсе не заботы о реформах, не интересы народа и даже государства, а вопросы личной власти. Говорим ли мы о Хрущеве, Горбачеве или, тем более, о Ельцине, мы, в первую очередь, видим это. И наш сегодняшний день может быть достаточно четко оценен с макиавеллистических позиций. Идет ли речь о президенте, премьер министре, правительстве, о губернаторах или о депутатах - на первом месте у них стоят интересы накопления личной собственности, а власть является лишь источником этих накоплений.

Теперь о современных российских макиавеллистах. О Путине. Почему Путин макиавеллист? Путин – создает впечатление жесткого политика, в приоритет, ставящего национальную безопасность и силу своей власти, которая имеет большее влияние, чем президентская. Путин – сторонник так называемой суверенной демократии. Суверенная демократия - это разновидность имитационной демократии, образ политической жизни общества, при котором власти, их органы и действия выбираются, формируются и направляются исключительно российской нацией во всем ее многообразии и целостности ради достижения материального благосостояния, свободы и справедливости всеми гражданами, социальными группами и народами, ее образующими.

Ситуация на Северном Кавказе – яркий пример политики Путина по поддержанию национальной безопасности. Введение войск в Чечню было еще при Ельцине, Путин продолжил там военные действия во благо народов Северного Кавказа и для поддержания национальной безопасности. На самом деле война была не для стабильности и не ради сохранения целостности России, а из-за нефти. Кавказ – это миллионы тонн нефти, которая является главным источником доходов в бюджет и в карманы чиновников. Продолжая тему нефти, хотелось бы обратить внимание еще на один факт, подтверждающий, что Путин макиавеллист. Это история с главой нефтяной компании ЮКОС Михаилом Ходорковским. Уже ни для кого не секрет, что предвыборные кампании Ельцина на второй срок и Путина на первый финансировались из карманов олигархов Березовского и Ходорковского. Кстати, макиавеллизм нередко сравнивают с манипулированием. В психологии есть даже отдельные разделы по изучению макиавеллизма. Эти предвыборные кампании – были одни из самых совершенных моделей манипулирования электоратом, ведь за небольшой промежуток времени Ельцину подняли рейтинг с 6% почти до 45%. А про Путина Александр Проханов говорил, что - это большой водянистый огурец, выращенный методом гидропоники.

Макиавеллизму склонно предательство и обман. В преддверии думских выборов 2003г., Путин боялся за свою власть, потому что КПРФ, СПС и Яблоко хотели объединиться, что стало бы реальной угрозой для Единой России и власти Владимира Владимировича. А Ходорковский в то время финансировал оппозицию (СПС и Яблоко) и незадолго до выборов встречался с Путиным. Разговор их прошел спокойно, президент разрешил Ходорковскому финансировать оппозиционные партии, так как он выделял собственные средства, а не деньи ЮКОСа. Это и подтверждает Касьянов (премьер министр 2000-2004гг.), что Путин боялся за свою власть, но, а потом уже речь пошла о захвате активов ЮКОСа Сибнефтью, которую возглавлял Абрамович. Разве это не предательство? Путин не использовал все возможные средства для сохранения своей власти, приписав преступления, убийства и воровство Михаилу Ходорковскому? Это не макиавеллизм? Также Путин обещал уменьшить число и давление чиновников, картина выглядит иначе – это не обман? Обещал свободу слова, свободу во всем – каждый митинг оппозиции разгоняется милицией.

Многие миллиардеры с Wall Street – так же последователи учения и концепций Макиавелли. Иначе не было бы у них сейчас миллиардов. Пример: в 2009г. Уоррен Баффет сократил тысячи работников, не задумавшись, как они будут жить, в кризис не так легко найти работу, а на пособия с ипотечным домом, машиной в кредит – долго не протянешь, он плевал на это. В приоритет он ставил – сохранение предприятия.

Макиавеллизм – может быть во всех сферах нашей жизни. В каждом из нас живет Макиавелли. Во благо себе или на пользу другим, мы порой обходим правила, ведем себя подло и коварно. Каждый оценит макиавеллизм по-своему, но в основном он у всех ассоциируется с чем-то мерзким, гадким и подлым, но, сколько людей – столько и мнений.

образ, схема политического поведения, пренебрегающая нормами морали для до­стижения политических целей. Термин связан с именем итальянского политического деятеля и пи­сателя И. Макиавелли (1469-1527), приверженца сильной государственной власти. Отличительной особенностью макиавеллизма, его основанием явля­ется тезис «цель оправдывает средства», когда ради достижения поставленных целей считаются оправ­данными и приемлемыми любые средства, включая вероломство, коварство, жестокость, обман политического противника.

Главным механизмом борьбы за власть и ее осу­ществлением является сила. Именно сила позволя­ет гарантировать стабильность власти, а при ее утрате трудно возвратить власть. Основа власти государя - хорошие законы и хорошее войско. Страсть к завоеваниям - дело естес...

Описательное определение моделей поведения, включающих манипуляцию другими посредством коварства, хитрости, обмана и оппортунизма, центральным мотивом которых является усиление власти и контроля. Этот термин образован в честь судебного советника Италии XVI века Николо Макиавелли.

макиавеллизм

, м.

Политика, использующая любые средства - насилие, обман, убийства и т. п. - для достижения цели.

|| перен.

Коварство, вероломство.

Иезуитство и макиавеллизм --- возмутительны для честного человека. Добролюбов, Новый кодекс русской практической мудрости.

[По имени политического деятеля и писателя Флорентийской республики Макиавелли (1469-1527), оправдывавшего в своих сочинениях любые методы борьбы за установление сильной власти]

Малый академический словарь. - М.: Институт русского языка Академии наук СССР Евгеньева А. П. ...

МАКИАВЕЛЛИЗМ

(от имени итал. госуд. деятеля, писателя, историка Н. Макиавелли) - англ. machiawelli-anism; нем. Machiavellismus. 1. Политика правителя, пользующегося любыми средствами для упрочения госуд. власти. 2. Политика, основанная на культе грубой силы, коварстве, пренебрежении нормами морали во имя достижения и сохранения власти. 3. Всоц. психологии - установка индивида манипулировать другими людьми, использовать их как средство для достижения определенных целей.

Antinazi. Энциклопедия социологии , 2009

макиавеллизма, мн. нет, м. (полит.). политика, направленная на создание диктаторской власти единоличного правителя в централизованном буржуазном государстве, беспринципно и цинично использующая все средства для достижения своей цели и подавляющая интересы широких общественных групп. (От имени Macchiavelli (1469 - 1527), итальянского политика эпохи Возрождения.)

МАКИАВЕЛЛИЗМ

МАКИАВЕЛЛИЗМ

Термин, используемый для обозначения беззастенчивой политики, добивающейся своих целей, пренебрегая нормами морали. Н. Макиавелли действительно говорил, что каждое действие гос-ва (или его правителя) допустимо, особенно во внешних, межгосударственных отношениях, если оно способно обеспечить преимущества для своей собственной страны. Отрыв политики от моральной оценки не был, однако, изобретением Макиавелли: такова была и во многом такой остается реальная политическая практика. В частности, гораздо позднее Г.В.Ф. Гегель отстаивал и...

(от имени итал. госуд. деятеля, писателя, историка Н. Макиавелли) - англ. machiawelli-anism; нем. Machiavellismus. 1. Политика правителя, пользующегося любыми средствами для упрочения госуд. власти. 2. Политика, основанная на культе грубой силы, коварстве, пренебрежении нормами морали во имя достижения и сохранения власти. 3. В соц. психологии - установка индивида манипулировать другими людьми, использовать их как средство для достижения определенных целей.

Макиавеллизм

МАКИАВЕЛЛИЗМ а, м. МАХИАВЕЛИЗМ а, м. machiavélisme m . От имени ит. политического деятеля Никколо Макиавели (macchiavelli 1469 - 1527). Политика государства, использующая любые средства (обман, предательство, убийство) . БАС-1. || Коварство, вероломство . БАС-1. Возстающие против твоего приятеля прирастают на подобие катящейся снежной кучи; .. теперь вошли в этот сонм две головы, набитыя машиавелизмом. АВ 12 288. В прорывах моего авторского махиавелизма я и не думал замечать, как проголодавшийся темперамент моего ближняго страдал и от скуки и от голода. 1836. Ю. Н. Бартенев Зап. // РА 1886 1...

м. 1) Политика, использующая для достижения цели любые средства (обман, предательство, убийство). 2) перен. Коварство, вероломство.

макиавеллизм

МАКИАВЕЛЛИ́ЗМ -а; м.

1. Политика, использующая любые средства борьбы (насилие, обман, вероломство, убийство и т.п.) для достижения цели.

2. О коварном, вероломном поведении кого-л. Для него характерны макиавеллизм и иезуитство. По имени политического деятеля и писателя Флорентийской республики Н. Макиавелли (1469 - 1527), оправдывавшего в своих сочинениях любые методы борьбы за установление сильной власти.

Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ

На тему: «Макиавеллизм в политике»

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

Макиавелли Никколо ди Бернардо - итальянский политический мыслитель, общественный деятель и писатель, родился во Флоренции 3 мая 1465 года. Происходил из обедневшей дворянской семьи нотариуса. Фамилия Макиавелли образовалась из прозвища, которое переводится как «вредный гвоздь». Это прозвище означало, что все носители могут постоять за себя.
Родители Макиавелли были образованными людьми. Его отец - Бернардо Макиавелли поддерживал дружеские связи с известными книгопродавцами. Семья была большая. Заработка Бернардо едва хватало на покрытие самых непосредственных нужд семьи. Это дало повод Ник-коло писать. Самое его знаменитое произведение - «Государь». Это произведение создано в самом начале восьмилетней ссылки Макиавелли, в июне-декабре 1513 года.

У Макиавелли зарождаются мысли: осмыслить как можно более глубоко и всесторонне человеческую историю, историю человеческого общества в его деяниях и свершениях и учрежденных правах, свободах и обязанностях, словом осмыслить историю, как осуществление и осознание становления и прогресса свободы. Для реализации своего замысла Макиавелли почти одновременно пишет такие произведения как «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». (1513-1515гг.)

В «Государе» Макиавелли рисует модель абсолютного монарха, который с помощью всех средств - жестокости и обмана, демагогии и справедливости, хитрости и прямодушия - обеспечивает сохранение, укрепление и расширение своей власти.

Проблеме взаимоотношения нового государя с народом и знатью Макиавелли уделяет много внимания, поскольку считает достижение определенного равновесия классовых сил одной из важнейших задач. Макиавелли справедливо полагает, что государи становятся великими, когда преодолевают трудности и оказанное им сопротивление. Он выстраивает внушительную программу, выполняя которую государь может добиться того, чтобы его почитали.

1. Представления о праве и государстве Н. Макиавелли, изложенные в «Государе»

Главный объект изучения Макиавелли - государство. Это он впервые ввел термин «государство». До него мыслители опирались на такие термины, как: город, империя, королевство, республика, княжество… Наилучшая форма правления - республика, но государству, «где государь правит в окружении слуг, которые милостью и соизволением его поставлены на высшие должности, помогают ему управлять государством» также отданы симпатии автора. Макиавелли разбирает, какими способами государи могут управлять государствами и удерживать над ними власть. Государства, управляемые единолично у него делятся на унаследованные и новые. Наследному государю гораздо легче удержать власть, чем новому, потому как для этого достаточно не преступать обычаев предков и без поспешности приспосабливаться к новым обстоятельствам.

Макиавелли сравнивает «недуг» в государстве с чахоткой: «если своевременно обнаружить зарождающийся недуг, что дано лишь мудрым правителям, то избавиться от него нетрудно, но если он запущен так, что всякому виден, то никакое снадобье уже не поможет».

Макиавелли отмечает, что жестокость в политике -- вещь неоднозначная. «Жестокость жестокости рознь. Жестокость применена хорошо в тех случаях -- если позволительно дурное назвать хорошим, -- когда её проявляют сразу и по соображениям безопасности, не упорствуют в ней и по возможности обращают на благо подданных; и плохо применена в тех случаях, когда поначалу расправы совершаются редко, но со временем учащаются, а не становятся реже. Действуя первым способом, можно удержать власть; действуя вторым - невозможно. Обиды нужно наносить разом: чем меньше их распробуют, тем меньше от них вреда; благодеяния же полезно оказывать мало -- помалу, что бы их распробывали как можно лучше».

Что Макиавелли говорит о войске: Основой власти во всех государствах служат хорошие законы и хорошее войско. Но тут же он делает оговорку о том, что хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и где есть хорошее войско, там хороши и законы. Военное дело -- единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого. «Военное искусство наделено такой силой, что позволяет не только удержать власть тому, кто рождён государём, но и достичь власти тому, кто родился простым смертным». Если государь не будет разбираться в военном деле, то он будет терпеть много бед (не будет пользоваться уважением войска, не сможет на него положиться и т.п.). «Поэтому государь должен даже в мыслях не оставлять военных упражнений и в мирное время придаваться им ещё больше, чем в военное».

Каким же должен быть сам государь? Главное моральное качество, которое объединяет у Макиавелли все прочие -- это честь. Этический смысл чести вытекает из того, что она мыслима только у человека, только в обществе, и проявляется преимущественно в государственных делах. Как известно у всех людей есть свои пороки, и государи здесь не исключение. Основная же мысль Макиавелли состоит в том, что благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства.

Должен ли государь быть жестоким или милосердным? Здесь однозначным может быть лишь то, что следует остерегаться злоупотребить милосердием. Жестокостью можно навести порядок в стране. Этим самым государь может проявить ни что иное, как милосердие. Государю не следует считаться с обвинениями в жестокости, если он хочет удержать своих подданных в повиновении. Макиавелли пишет, что может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Вообще говоря, было бы хорошо, если бы его и любили, и боялись, но любовь не уживается со страхом. Поэтому когда стоит выбор, нужно выбирать страх. Ведь люди лицемерны и склонны к обману. «Пока ты делаешь им добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить: ни крови, ни жизни, ни детей, ни имущесва, но когда у тебя явится в них нужда, они тот час то тебя отвернутся». Государю нужно внушать страх, но делать это надо так, чтобы избежать ненависти. Любят государей по собственному усмотрению, а боятся -- по усмотрению государей. Мудрому правителю лучше расчитывать на то, что зависит от него самого. Здесь надо сделать оговорку. Со страхом, так же как и с жестокостью, нужно “не перегнуть палку”, так как государь может превратиться в глазах подданных (и стать таковым на самом деле) в тирана. Макиавелли пишет, что многие правители начинают ценить власть как таковую и превращаются в тиранов. А тиранам оправданья нет. Макиавелли противник тирании. Тираническая власть действует развращающим образом на самих правителей и на народ.

Должен ли государь быть щедрым или бережливым? Макиавелли отвечает на этот вопрос так: «Хорошо иметь славу щедрого государя. Тем не менее тот, кто проявляет щедрость, чтобы слыть щедрым, вредит самому себе», т.е. если проявлять щедрость благоразумно, её никто не заметит, а чтобы распространить среди людей славу о щедрости, нужно будет просто разорить казну. Будет благоразумнее смириться со славой скупого правителя, и тогда со временем люди увидят, что благодаря бережливости государь удовлетворяется своими доходами. За государём в этом случае может закрепиться слава действительно щедрого правителя. Если государь ведёт войско, которое кормится добычей и грабежом, то ему необходимо быть щедрым, так как иначе за ним не пойдут солдаты.

Должен ли государь твёрдо держать своё слово? Макиавелли пишет следующее: «Мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца…». Вообще с врагом можно бороться законами, а можно силой. Законами обычно борется человек, а силой -- зверь, но первого зачастую не достаточно, чтобы победить врага, поэтому нужно прибегнуть к силе. «Разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание».

Государь может и даже должен обладать хитрой натурой, но он должен уметь её прикрывать. Лицемерие -- отнюдь не порок для государя. «Обманывающий всегда найдёт того, кто даст себя одурачить». В глазах людей надо являться сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым -- и быть таковым, в самом деле, но внутренне надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо.

Государь должен следить за тем, чтобы не совершить ничего, что могло бы вызвать ненависть или презрение подданных. «Ненависть государи возбуждают хищничеством и посягательством на добро и женщин своих подданных». Презрение государи могут вызвать: непостоянством, легкомыслием, изнеженностью, малодушием и нерешительностью. Макиавелли пишет, что этих качеств надо остерегаться как огня, стараясь, наоборот, в каждом действии проявлять противоположные этим качества (великодушие, бесстрашие, основательность и твёрдость).

Достаточно важную роль играет для государя выбор помощников. Судя по тому, хороших или плохих государь выбрал себе помощников, можно говорить и о его собственной мудрости. Здесь важно не только выбрать преданного и умного помощника, но и стараться удержать его, «воздавая ему за заслуги, умножая его состояние, привязывая его к себе узами благодарности, разделяя с ним обязанности и почести…». Правда существует одна опасность -- льстецы. Так что государь должен избегать лести, но только делать он это должен так, чтобы не навлечь на себя презрения (когда каждый сможет говорить правителю правду, ему могут перестать оказывать должное почтение). Так что благоразумному государю, согласно Макиавелли, нужно отобрать несколько мудрых людей и предоставить им право высказывать всё, что они думают, но только о том, о чём их сам государь спрашивает.

Среди людей, занимавшихся политическими концепциями, найдётся немного таких, которые бы вызывали столь бурные споры. Действительно наследие великого флорентийца весьма противоречиво. Может быть объяснение этому можно найти в самой личности писателя, во влиянии на него сложной эпохи.

В работах Макиавелли мы можно найти основную тенденцию общеевропейского политического развития, которая заключалась в образовании единых государств, построенных на национальном признаке. Эти государства зачастую создавались властной рукой одного единственного суверена и именно «макиавелльевскими методами», то есть хитростью и силой.

2. Представления о праве и государстве Н. Макиавелли, изложенные в «Рассуждениях»

Самое знаменитое произведение Макиавелли «Государь» было написано в 1513 году и посвящено Лоренцо Великолепному, ибо Макиавелли надеялся (как выяснилось, тщетно) добиться благоволения Медичи. Этой практической цели, возможно, обязан тон книги; более крупное сочинение Макиавелли «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», писавшееся одновременно с «Государем», носит заметно более республиканский и либеральный характер.

В «Рассуждениях» есть целые главы, которые кажутся написанными чуть ли не Монтескье; под большей частью книги мог бы подписаться либерал XVIII века. Четко сформулирована теория контроля и равновесия. Конституция должна предоставлять часть в управлении и государям, и знати, и народу. Лучшая конституция та, что была установлена Ликургом в Спарте, ибо она воплощала наиболее совершенное равновесие; конституция Солона была слишком демократической и потому привела к тирании Писистрата. Хорошей была и республиканская конституция Рима, ибо она сталкивала сенат и народ. Макиавелли повсюду употребляет слово «свобода» как обозначение чего-то сокровенного, хотя само понятие, обозначаемое им, довольно расплывчато. Это, конечно, унаследовано от античности и в дальнейшем было перенято XVIII и XIX столетиями. Тоскана обязана сохранению своей свободы тому, что в ней нет владельцев замков или дворян. На наш взгляд, Макиавелли считал, что политическая свобода предполагает наличие в гражданах известного рода личной добродетели. Единственная страна, говорит он, в которой честность и религиозность еще велики в народе, -- это Германия, и потому там существует много республик. Вообще говоря, народ умнее и постоянных государей, вопреки мнению Ливия и большинства других авторов. «Не без причин голос народа сравнивается с гласом Божьим: в своих предсказаниях общественное мнение достигает таких поразительных результатов, что кажется, будто благодаря какой-то тайной способности народ ясно предвидит, что окажется для него добром, а, что -- злом. Лишь в самых редких случаях, выслушав речи двух ораторов, равно убедительные, но тянущие в разные стороны, народ не выносит наилучшего суждения и не способен понять того, о чем ему говорят».

Макиавелли служит интересной иллюстрацией того, как политическая мысль греков и римлян (республиканского периода) вновь приобрела в XV веке действенность, которую она утратила в Греции со времени Александра, а в Риме -- со времени Августа. Неоплатоники, арабы и схоласты были страстными поклонниками метафизики Платона и Аристотеля, но совершенно не интересовались их политическими сочинениями, ибо политические системы века городов-государств бесследно исчезли. В Италии рост городов-государств совпал по времени с возрождением знания, и это сделало возможным использование гуманистами политических теорий греков и римлян республиканского периода. Любовь к «свободе» и теория контроля и равновесия были заимствованы Возрождением от античности, а новым временем -- в основном от Возрождения, хотя частично и непосредственно от античности. Эта сторона воззрений Макиавелли имеет, по меньшей мере, такое же значение, как и более знаменитые «аморальные» доктрины «Государя».

Примечательно, что Макиавелли никогда не обосновывает политические аргументы христианскими или библейскими доводами. Средневековые авторы придерживались концепции «законной власти», под которой они подразумевали власть папы и императора или власть, берущую в них свое начало. Авторы северных стран, даже столь поздние, как Локк, аргументируют ссылкой на события в Эдемском саду, полагая, что таким образом они могут доказать «законность» некоторых родов власти. В Макиавелли нет и следа подобных концепций. Власть должна принадлежать тем, кому удастся захватить ее в свободном соревновании. Предпочтение, оказываемое Макиавелли народному правительству, выводится не из идеи «прав», а из наблюдения, что народные правительства менее жестоки, беспринципны и непостоянны, чем тирании.

Вопрос о папской власти в «Рассуждениях» Макиавелли начинает с того, что располагает знаменитых людей в этической иерархии. Всего знаменитее, заявляет он, основатели религий; затем идут основатели монархии или республик; затем -- ученые. Это все доблестные люди, но есть и гнусные люди -- разрушители религий, ниспровергатели республик или королевств и враги добродетели или знания. Гнусны основатели тираний, включая Юлия Цезаря; напротив, Брут был доблестным человеком. Религия, по мнению Макиавелли, должна играть выдающуюся роль в жизни государства не потому, что она истинна, а потому, что служит общественной связью: римляне были правы, делая вид, что верят в предсказания, и карая тех, кто пренебрегал ими. Церкви своего времени Макиавелли предъявляет два обвинения: в том, что дурным поведением она совершенно уничтожила всякую религиозность и что светская власть пап, с той политикой, которую она порождает, является препятствием на пути объединения Италии. Эти обвинения высказаны в выражениях весьма энергичных: «Народы, наиболее близкие к римской церкви, главе нашей религии, оказываются наименее религиозными… Мы близки или к погибели, или к наказанию… Итак, мы, итальянцы, обязаны нашей церкви и нашему духовенству прежде всего тем, что потеряли религию и развратились; но мы обязаны им еще и худшим -- тем, что сделалось причиной нашей погибели. Именно церковь держала и держит нашу страну раздробленной».

Кроме того, по мнению Макиавелли, у властителя существует ещё один вполне реальный враг, способный расшатать государство изнутри; он указывает на дворянство, на тех, кто «праздно живёт на доходы со своих поместий, нимало не заботясь ни об обработке земли, ни о том, чтобы необходимым трудом заработать себе на жизнь », -- как на главного врага любой -- и республиканской, и монархической центральной власти. Согласно Макиавелли, именно дворянское сословие является основной причиной гибели государств и уничтожения всякой нравственности и гражданственности. «Подобная порода людей решительный враг всякой гражданственности », -- пишет Макиавелли. Поэтому он советует просто искоренить дворян: «Желающий создать республику там, где имеется большое количество дворян, не сумеет осуществить свой замысел, не уничтожив предварительно всех их до единого ». Однако, дворянское сословие для создания монархического государства просто необходимо: «желающий же создать монархию или самодержавное княжество там, где существует большое равенство, не сможет этого сделать, пока не выведет из сказанного равенства значительное количество людей честолюбивых и беспокойных и не сделает их дворянами по существу, то есть пока он не наделит их замками и имениями, не даст им много денег и крепостных, с тем чтобы, окружив себя дворянами, он мог бы, опираясь на них, сохранить свою власть, а они, с его помощью, могли бы удовлетворять свою жадность и свое честолюбие, в этом случае все прочие граждане оказались бы вынуждены безропотно нести то самое иго, заставить переносить которое способно одно лишь насилие».

Для Николо Макиавелли важной общественной ценностью являлась свобода в широком понимании этого слова. Свобода важна и для государства в целом -- страна должна уметь сохранять свою независимость; свобода необходима для любого общественного слоя -- так, по мнению Макиавелли, беднейшие слои населения имеют неотъемлемое право защищаться от посягательств со стороны привилегированных классов на свои права, свободы и имущество; свобода важна и для отдельного гражданина -- свобода совести, свобода выбора своей судьбы, свобода от страха за свою жизнь, честь и состояние. Но сами по себе эти два понятия -- свобода и абсолютная монархия -- сочетаются довольно плохо. Не находя выхода из этого противоречия, Макиавелли заключает, что лучшей из теоретически возможных форм правления является «смешанная», то есть та, где различные слои и классы населения «следят» друг за другом, за соблюдением законов и сохранением свобод. Так, не в «Государе», но в близком ему произведении -- «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» -- Макиавелли говорит, что именно смешение правления царей, оптиматов и народа сделало совершенным государственное устройство Римской республики до времён Гракхов. Совершенным идеалом, по мнению Макиавелли, является та форма правления, при которой один человек может получить неограниченную власть только тогда, когда остро требуются решительные и незамедлительные действия, в случае войны, например. В остальное же время решения об управлении государством должны приниматься коллегиально, с участием как можно большего числа заинтересованных сторон. И именно ясно осознавая всю утопичность этой идеи, Макиавелли, сознательно выбрал оптимальный из возможных в то время способов управления государством.

Говоря об основах построения и управления государством, необходимо упомянуть, что Макиавелли выделял следующие наиболее значимые политические блага: национальная независимость, безопасность и благоустроенная конституция. Лучшей конституцией является та, которая распределяет юридические права между государем, знатью и народом пропорционально их реальной власти, ибо при такой конституции трудно осуществить успешные революции, и потому возможен устойчивый порядок; если бы не соображения устойчивого порядка, было бы благоразумно дать больше власти народу.

До сих пор речь шла о целях. Однако политика включает в себя также вопрос о средствах. Бесполезно преследовать политическую цель при помощи методов, заведомо обреченных на неудачу; если цель признается хорошей, то мы должны избирать такие средства, которые обеспечивают ее достижение. Вопрос о средствах можно рассматривать в чисто научном плане, безотносительно к тому, являются ли цели хорошими или дурными. «Успех» означает достижение намеченной вами цели, какой бы она ни была. Если существует наука успеха, то ее можно изучать на примере успехов порочных людей не хуже, чем на примере успехов людей добродетельных, -- даже лучше, ибо примеры добивающихся успехов грешников более многочисленны, чем примеры добивающихся успехов святых. Однако такая наука, будучи раз установлена, пойдет на пользу святому точно так же, как и грешнику, ибо святой, если он вступает на поприще политики, точно так же как и грешник, должен жаждать достижения успеха.

Вопрос, в конечном счете, сводится к вопросу о силе. Для достижения политической цели необходима сила того или иного рода. Этот очевидный факт прикрывается лозунгами, вроде «право восторжествует» или «торжество зла недолговечно». Если торжествует сторона, которую вы считаете правой, то происходит это потому, что на ее стороне находится перевес в силе. Правда, часто сила зависит от общественного мнения, а общественное мнение в свою очередь -- от пропаганды; правда также и то, что в пропаганде выгодно казаться добродетельнее своего противника, а один из способов казаться добродетельным заключается в том, чтобы действительно быть добродетельным. Вот почему иногда может случиться, что побеждает именно та сторона, которая обладает большей частью того, что широкие массы считают добродетелью. Мы должны согласиться с Макиавелли, что это было важным элементом роста власти церкви в XI, XII и XIII веках, равно как и успеха Реформации в XVI веке. Однако сказанное требует существенных оговорок. Во-первых, те, кто захватил власть, могут, держа в своих руках пропаганду, представить свою партию воплощением добродетели; никто, например, не смел бы заикнуться о преступлениях Александра VI в нью-йоркской или бостонской государственной школе. Во-вторых, бывают такие периоды хаоса, когда успех нередко сопутствует отпетым негодяям; к числу таких периодов относился и период Макиавелли.

Такие времена характеризуются быстрым ростом цинизма, побуждающим людей прощать любую мерзость, лишь бы она была выгодна. Но даже в такие времена, как заявляет сам Макиавелли, желательно представлять в личине добродетели перед невежественным народом.

Вопрос может быть поставлен несколько шире. По мнению Макиавелли, цивилизованные люди почти наверняка являются беспринципными эгоистами. Если бы кто захотел ныне основать республику, говорит Макиавелли, то он обнаружил бы, что легче добиться успеха среди горцев, чем среди жителей больших городов, ибо последние уже развращены. Но если люди являются беспринципными эгоистами, то правильная линия его поведения зависит от населения, среди которого ему предстоит действовать. Церковь периода Возрождения стяжала всеобщую ненависть, но только к северу от Альп эта достигла достаточных размеров, чтобы вызвать Реформацию. В то время, когда Лютер поднял знамя своего бунта, доходы папства были, вероятно, больше, чем они были бы, если бы Александр VI и Юлий II вели себя более добродетельно, и если это верно, то причиной тому был цинизм Италии Возрождения. Из этого следует, что политики добьются большего успеха, когда они будут зависеть от добродетельного населения, чем когда они будут зависеть от населения, равнодушного к моральным соображениям; они добьются также большего успеха в обществе, где их преступления (если они их, конечно, совершают) могут быть преданы широкой огласке, чем в обществе, где царит строгая цензура, контролируемая ими самими. Конечно, известных результатов всегда можно добиться при помощи лицемерия, но количество их может быть значительно уменьшено соответствующими учреждениями.

Хотя теория «государство превыше всего» берет свое начало от Макиавелли, от Италии, в действительности же широкого развития в Европе она не получила. Наблюдать ее мы можем разве что в некотором переделанном варианте в России после Петра I, а усиление - в советское время. Также эта теория нашла применение в Китае и некоторых других азиатских странах. В одном отношении политическая мысль Макиавелли, подобно политической мысли древних, несколько примитивна. Примеры свои он черпает из деятельности великих законодателей, таких, как Ликург и Солон, приписывая им создание единого общества; то, что предшествовало этому, почти выпадает из поля зрения Макиавелли. Представление о том, что общество является результатом естественного роста и что государственные деятели могут воздействовать на него только в определенных границах, принадлежит в целом новому времени и получило могущественную опору в теории эволюции. Макиавелли подобное представление было совершенно неведомо, и в этом отношении он не подвинулся нисколько вперед по сравнению с Платоном. Однако можно утверждать, что эволюционная точка зрения на общество, хотя она и была верна в прошлом, более неприменима и должна быть для современной эпохи и будущего заменена более механическим воззрением. Политическая концепция Макиавелли была полной противоположностью религиозно-христианскому учению о праве и государстве. Он основывал политику на воле, силе, хитрости и опыте, а не из теологических постулатов. При этом флорентийский философ опирался на историческую необходимость, исторические закономерности общественного развития.

Однако ошибочно думать, что макиавеллизм порывает с моралью. На самом деле Макиавелли считал, что мораль частного человека не подходит государству. В политике есть своя особенная, политическая мораль, суть которой сводится к тому, что все, что полезно государству, укрепляет его, морально оправдано. А полезна государству рациональная, эффективная, оптимальная политика. Не могут разум и мораль противоречить друг другу.

макиавелли государь монарх власть

Заключение

Основная мысль произведения «Государь в том, что государство выше личности, что для достижения общих интересов можно пренебрегать интересами отдельных людей. Так, Макиавелли практически узаконивает массовые расправы, наделяет государя безграничной властью, оправдывает государя в случаях, когда тот действует на благо государству. Макиавелли считает позволительным государю уклоняться от выполнения своих обещаний, этому даже посвящена целая глава его произведения. Макиавелли полностью деморализирует политику, делает ее «грязным» делом, таким, какой мы видим ее сейчас.

Макиавелли утверждает, что власть, какой бы она не была, должна быть твердой, непоколебимой. Власть не должна находиться в подвешенном состоянии.

Политическая концепция Макиавелли была полной противоположностью религиозно-христианскому учению о праве и государстве. Он основывал политику не воле, силе, хитрости и опыте, а не из теологических постулатов. При этом флорентийский философ опирался на историческую необходимость, исторические закономерности общественного развития.

Политика для Макиавелли - это результат борьбы социальных сил, групп, личностей. Активную роль в ней играет человеческая заинтересованность. Следует отметить, что Макиавелли видел базу своего политического учения во внутренней природе человека, ее основных свойствах. А к таковым Макиавелли относит эгоизм, стремление к власти, стремление к приобретению собственности. Отсюда и содержание макиавеллизма - в политике следует опираться не на мораль, а на силу. Ради благородной цели моралью можно жертвовать, цель оправдывает средства. Учение Макиавелли утверждает неизменность стремлений человека.

Хотя теория «государство превыше всего» берет свое начало от Макиавелли, от Италии, в действительности же широкого развития в Европе она не получила. Наблюдать ее можно разве что в некотором переделанном варианте в России после Петра I, а усиление - в советское время. Также эта теория нашла применение в Китае и некоторых других азиатских странах.

Список литературы

1. Никколо Макиавелли. «Государь». М., «Фолио», 1998.

2. Никколо Макиавелли. «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». М., «Наука», 1996.

3. Никколо Макиавелли. «История Флоренции». М., «Наука», 1987. (Перевод Н.Я. Рыковой).

4. Юсим М.А. Этика Макиавелли. М., «Наука», 1990.

5. История политических и правовых учений: учебник для ВУЗов / ред. Нерсеянца В.С. Москва, 2008.

6. История политических и правовых учений: учебник / под ред. Лейста О.Э. Москва, 1997.

7. История западной философии. Рассел Б.: «Феникс», 2002.

8. История политических учений /под ред. Проф. О.М. Мартышина. М. Юрист, 1994.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие морали. Соотношение политики и морали. Исторические предпосылки учения o соотношении политики и морали Никколо Макиавелли. Связь учений Макиавелли и Макиавелизма с современностью. Макиавеллизм как явление современного общества. Мораль в политике.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2015

    Понятие государства как политической организации общества в научных работах Н. Макиавелли, его антиморальная политическая концепция. Идеи Н. Макиавелли о природе государственной власти и качествах правителя, их дальнейшее использование в политике.

    контрольная работа , добавлен 07.02.2011

    Политическая философия Никколо Макиавелли. Удержание власти, подлинное соотношение целей и средств по Макиавелли. Кодекс поведения и действий нового государя, руководство по созданию сильного централизованного государства в работе Макиавелли "Государь".

    реферат , добавлен 03.09.2010

    Судьба Макиавелли оказалась тесно связана внешней политикой его родины. Макиавелли понимал необходимость создания устойчивых политических структур. Автор "Государя" не ставит перед собой задачи создания определенной целостной модели.

    реферат , добавлен 26.05.2007

    Мораль и политика в творчестве Н. Макиавелли. Новые воззрения на развитие общества и государства. Развернутая концепция человека и государственной организации в произведениях Макиавелли. Проблема соразмерности целей и средств, норм морали и политики.

    реферат , добавлен 09.10.2012

    Исследование историко-политических условий написания трудов Никколо Макиавелли, его политической деятельности. Анализ характеристик идеального правителя в трактате "Государь". Изучение принципов политической жизни государства и деятельности государя.

    реферат , добавлен 10.03.2015

    Происхождение и природа политики, её роль в формировании и развитии общества. Взаимосвязь политической, экономической, социальной и духовной сфер общественной жизни. Противоречивые взаимоотношения политики и морали. Соотношение целей и средств в политике.

    контрольная работа , добавлен 25.09.2011

    Роль преобразования представлений о государственной власти, предпосылки и основы эпохи Нового времени. Особенности политической теории Николо Макиавелли, утопического социализма Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. Развитие идей либерализма в обществе.

    презентация , добавлен 19.03.2013

    Краткая биография Н. Макиавелли и общие идеи. Его вклад в историю социальной мысли. Никколо Макиавелли как один из выдающихся итальянских философов. Сущность принципа относительности управления. Особенности учения Макиавелли о государственной власти.

    реферат , добавлен 16.10.2013

    Особенности элитарных групп интересов в российской политике. Противоположность интересов элит в сфере политике как субъективная основа властного конфликта. Технологии разрешения внутриэлитарного и конфликта между элитами и массами в российской политике.

© 2024 sauna-rubikon.ru - Рубикон - строительный портал