Формирование налогового бюджета. Налоговый бюджет организации теоретические основы составления налогового бюджета организации

Формирование налогового бюджета. Налоговый бюджет организации теоретические основы составления налогового бюджета организации

23.01.2024

Сумму налога рассчитывайте отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки (п. 2 ст. 210 НК РФ). Чтобы рассчитать эту сумму, нужно определить налоговую базу, которая облагается НДФЛ по той или иной ставке.

Налоговая база

Налоговая база представляет собой денежное выражение доходов. Для доходов, облагаемых по ставке 13 процентов (кроме дивидендов), - денежное выражение доходов, уменьшенных на налоговые вычеты (п. 3, 4 ст. 210 НК РФ). Доходы в виде дивидендов, хотя они с 2015 года облагаются по ставке 13 процентов, уменьшать на налоговые вычеты нельзя (п. 3 ст. 210 НК РФ).

Если доходы, которые можно уменьшить на налоговые вычеты , будут меньше, чем общая сумма вычетов, налоговая база признается равной нулю. Сумма превышения вычетов на следующий налоговый период не переносится. Это следует из положений абзаца 2 пункта 3 статьи 210 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 16 февраля 2011 г. № 03-04-05/8-91 .

Порядок расчета

При расчете налога придерживайтесь следующего алгоритма:

1) определите доходы, которые признаются полученными в истекшем налоговом периоде и которые облагаются НДФЛ (п. 3 ст. 225, ст. 208, 209, 217, 223 НК РФ);

2) сгруппируйте доходы, облагаемые НДФЛ, по разным ставкам: 13 процентов, 9 процентов и 35 процентов (ст. 224 НК РФ);

3) определите налоговую базу, к которой применяется та или иная налоговая ставка (п. 2 ст. 210 НК РФ);

4) рассчитайте сумму налога по каждой налоговой базе по формуле (п. 1 ст. 225 НК РФ):

округлите полученные суммы налога до полных рублей. При этом сумма до 50 коп. отбрасывается, а сумма 50 коп. и более округляется до целого рубля (п. 4 ст. 225 НК РФ);

5) сложите суммы НДФЛ, рассчитанные по каждой ставке в отдельности, и определите общую сумму НДФЛ, подлежащую уплате в бюджет (п. 2 ст. 225 НК РФ):

Пример расчета НДФЛ по итогам налогового периода. Предприниматель применяет общую систему налогообложения

В текущем году предприниматель А.А. Иванов получил:
- доходы от предпринимательской деятельности - 500 000 руб.;
- зарплату по месту работы в ЗАО «Альфа» - 100 000 руб.;
- доход от продажи квартиры, находившейся в собственности более трех лет, - 4 000 000 руб.;
- дивиденды от участия в ООО «Торговая фирма Гермес» - 150 000 руб.

Иванов имеет право на профессиональный налоговый вычет в размере 300 000 руб. Кроме того, предприниматель израсходовал на собственное лечение (социальный вычет) 30 000 руб.

Поскольку квартира находилась в собственности Иванова более трех лет, доход от ее продажи в полной сумме освобожден от налогообложения (п. 17.1 ст. 217 НК РФ). При определении налоговой базы, облагаемой НДФЛ по ставке 13 процентов, эти доходы не учитываются.

Дивиденды от участия в ООО «Торговая фирма "Гермес"» облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов. По ним налоговую базу и сумму налога Иванов рассчитал отдельно, так как к этим доходам нельзя применять налоговые вычеты.

Размер налоговой базы по дивидендам равен 150 000 руб.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет с дивидендов, составила 19 500 руб. (150 000 руб. × 13%).

По остальным доходам налоговую базу Иванов рассчитал так:
500 000 руб. + 100 000 руб. - 300 000 руб. - 30 000 руб. = 270 000 руб.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет с этих доходов, составила 35 100 руб. (270 000 руб. × 13%).

Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, равна 54 600 руб. (35 100 руб. + 19 500 руб.).

При этом часть налога (с зарплаты, начисленной ЗАО «Альфа», и с дивидендов, начисленных ООО «Торговая фирма "Гермес"») должна быть удержана и перечислена в бюджет налоговыми агентами, в качестве которых выступают названные организации .

Уплата в бюджет

Предприниматели перечисляют НДФЛ в бюджет в два этапа:

  • в течение налогового периода в виде авансовых платежей;
  • по итогам налогового периода в виде окончательной суммы налога за вычетом авансовых платежей.

Такой порядок следует из положений пунктов 3 и 9 статьи 227 Налогового кодекса РФ.

Авансовые платежи по НДФЛ перечисляйте на основании уведомлений, полученных из налоговой инспекции:

  • за январь-июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
  • за июль-сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
  • за октябрь-декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

Такой порядок предусмотрен пунктом 9 статьи 227 Налогового кодекса РФ.

Налоговое уведомление на авансовые платежи

Налоговое уведомление должно быть направлено предпринимателю не позднее чем за 30 рабочих дней до срока платежа, установленного пунктом 9 статьи 227 Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 2 ст. 52, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Это правило действует и в том случае, когда инспекция пересчитывает сумму авансовых платежей на основании скорректированной декларации . Форма уведомления утверждена приказом МНС России от 27 июля 2004 г. № САЭ-3-04/440.

К уведомлению в обязательном порядке должен быть приложен образец платежного документа на перечисление авансового платежа - извещение по форме № ПД (налог) (п. 3 приказа МНС России от 27 июля 2004 г. № САЭ-3-04/440). Форма извещения введена в действие письмом от 18 февраля 2005 г. ФНС России № ММ-6-10/143, Сбербанка России № 07-125В.

Налоговое уведомление может быть передано:

  • лично предпринимателю или его представителю;
  • по почте заказным письмом. В этом случае уведомление считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты его направления (п. 4 ст. 52 НК РФ);
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Ситуация: должен ли предприниматель перечислять авансовые платежи по НДФЛ, если он не получил налоговое уведомление ?

Нет, не должен.

Перечисление авансовых платежей по НДФЛ производится исключительно на основании налоговых уведомлений (п. 9 ст. 227 НК РФ). До тех пор пока из инспекции не получено налоговое уведомление, обязанность по уплате налога (авансовых платежей) не возникает (п. 4 ст. 57 НК РФ). Поэтому если предприниматель не получил уведомление об уплате авансовых платежей по НДФЛ, он может не перечислять эти суммы в бюджет.

Правомерность такого вывода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 3 июля 2006 г. № А-62-834/2005).

Порядок уплаты НДФЛ по итогам налогового периода

По итогам налогового периода перечислите в бюджет разницу между суммой налога по доходам, полученным за год, суммой перечисленных в течение года авансовых платежей и суммой налога, удержанного по доходам от деятельности, не относящейся к предпринимательской (п. 3 ст. 227 НК РФ). Эту разницу определите по формуле:

Основанием для расчета налога служит декларация по форме 3-НДФЛ , которую предприниматели обязаны составить и сдать в налоговую инспекцию не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным (п. 1 ст. 229 НК РФ).

НДФЛ нужно перечислить в бюджет по месту налогового учета предпринимателя не позднее 15 июля года, следующего за отчетным (п. 6 ст. 227 НК РФ).

Внимание: если налог (включая авансовые платежи) был перечислен позже установленных сроков, налоговая инспекция может начислить предпринимателю пени (ст. 75 НК РФ).

Пени рассчитают так:


Пени начислят за каждый день просрочки платежа, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни. Количество дней просрочки посчитают со следующего дня после установленного срока перечисления налога до дня его уплаты (проведения зачета и т. д.). За день, когда обязательство по уплате налога было исполнено, пени не начисляются. Это связано с тем, что они взимаются с суммы задолженности перед бюджетом, образовавшейся в результате просрочки платежа. В день предъявления в банк платежного документа (проведения зачета и т. д.) задолженность по налогу считается погашенной (п. 3 ст. 45 НК РФ). То есть база для начисления пеней в этот день равна нулю. Следовательно, основания для начисления пеней за этот день отсутствуют.

Такой порядок следует из положений пунктов 3 и 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ и раздела VII Требований, утвержденных приказом ФНС России от 18 января 2012 г. № ЯК-7-1/9.

Пени не начисляются, если причиной возникновения недоимки стало:

  • решение инспекции о наложении ареста на имущество предпринимателя;
  • решение суда о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам предпринимателя, наложения ареста на денежные средства или имущество предпринимателя.

В этих случаях пени не начисляются за весь период действия указанных решений.

Об этом сказано в абзаце 2 пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, пени не начисляются, если недоимка по налогам возникла из-за того, что, рассчитывая налоги, предприниматель руководствовался письменными разъяснениями контролирующих ведомств (п. 8 ст. 75 НК РФ).

Зачет или возврат переплаты

Сумма фактически перечисленных авансовых платежей может быть больше суммы НДФЛ, начисленной по итогам года. В этом случае у предпринимателя образуется переплата, которую можно зачесть или вернуть из бюджета в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса РФ.

Пример расчета НДФЛ, подлежащего уплате по итогам налогового периода

По итогам 2015 года предприниматель А.А. Иванов рассчитал сумму НДФЛ, подлежащую уплате в бюджет, которая составила 70 000 руб.

В счет уплаты НДФЛ за 2015 год на основании налогового уведомления Иванов перечислял авансовые платежи по НДФЛ в следующих размерах:

  • 13 июля 2015 года - 20 000 руб.;
  • 12 октября 2015 года - 10 000 руб.;
  • 14 января 2015 года - 10 000 руб.

Общая сумма перечисленных авансовых платежей составила 40 000 руб. Таким образом, по итогам 2015 года Иванов должен уплатить в бюджет разницу между суммой налога, рассчитанной за год, и общей суммой перечисленных авансовых платежей:
70 000 руб. - 40 000 руб. = 30 000 руб.

10 июля 2016 года Иванов составил платежное поручение на перечисление этой суммы в бюджет.

Оформление платежных поручений

Ответственность за неуплату НДФЛ

Если в результате проверки налоговая инспекция выявит неуплату (неполную уплату) годовой суммы НДФЛ, предприниматель может быть привлечен к налоговой, административной, а в некоторых случаях - к уголовной ответственности (ст. 122 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ, ст. 199 УК РФ).

Татарстан свой результат по сбору денег в федеральный бюджет превысил на целых 43%

Аналитическая служба «Реального времени», изучив данные о собираемости налогов в федеральный бюджет и объемах дотаций из него, выяснила, что «кризис пройден» - во всяком случае в этом разрезе: после стагнации 2016 года регионы собрали в прошлом году на 32% налогов больше (Татарстан позапрошлогодний результат превысил на целых 43,2%, вернув себе место в топ-5). Однако все по-прежнему зависит от нефтегазового сектора: по этой причине почти половина всех собираемых налогов приходится всего на три региона РФ. При этом с должниками и дотационными регионами начинает воевать федеральный Минфин.

Кризис пройден?

«Кризис пройден»: во всяком случае кризис в плане собираемости налогов. Напомним, аналитическая служба «Реального времени» в прошлом году писала о темпов роста налоговых поступлений в федеральный бюджет во многих регионах РФ по итогам 2016 года. Так, по итогам 2013 года общий объем федеральных налогов и сборов составил 5,3 трлн рублей, в 2014-м в казну собрали на 14% больше - 6,1 трлн рублей, в кризисном 2015-м цифра выросла всего на 10% до 6,7 трлн рублей. В 2016 же году общий объем сборов вырос лишь на полпроцента - до 6,8 трлн рублей. Дефицит бюджета в 2017 году составил 3,16% ВВП, или 2,745 трлн рублей. Впрочем, летом 2017 года было объявлено, что правительство РФ предполагает снижение дефицита бюджета 2018 года до 1,6% ВВП (1,5 трлн рублей).

Судя по объему собранных в 2017 году налогов, опасения, что бюджет 2018 года придется верстать с сильным дефицитом, а денег на отдельные программы может не хватить, не оправдались. Помогли и общие успехи нефтегазовых компаний РФ, главных налогоплательщиков страны. В итоге в 2017 году собрали почти 9 трлн рублей, что на 32% больше, чем годом ранее.

Федеральные налоги и дотации регионам РФ

Д отации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ на 2018 г., тыс. руб.
Бюджет на 01.01.2018, тыс. руб.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ на 2017 г., тыс. руб. ПОСТУПЛЕНИЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ И ИНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в фед.
Бюджет на 01.01.2017, тыс. руб.
дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ на 2016 г., тыс. руб.
Ханты-Мансийский АО - Югра - 1.985.463.484 - 1.445.284.210 1.713.062
город Москва - 1.265.525.556 - 1.068.046.841 8.420.896
Ямало-Hенецкий АО - 943.921.479 - 652.906.765 4.226.544
город Санкт-Петербург - 621.529.636 - 492.233.608 4.646.852
Республика Татарстан - 328.566.826 - 229.473.867 7.027.360
Московская область - 325.487.387 - 282.024.467 -
Красноярский край 3.194.526 267.655.450 3.418.177 177.338.713 2.564.693
Самарская область - 224.876.734 - 160.124.206 2.243.143
Ленинградская область - 198.642.140 - 130.892.565 1.018.835

Татарстан вернул себе место в топ-5

Причем особенно впечатляющий рывок продемонстрировал Татарстан, который, напомним, находится в топ-10 регионов по объему собираемых налогов в федеральный бюджет. Собираемость в РТ в последние годы шла в русле общефедеральных тенденций. Так, в 2013 году регион отправил в Москву 192 млрд рублей, в 2014 году на 11,7% больше - 214,7 млрд рублей, в 2015 году динамика упала до 8,8% - в казну направили 233,7 млрд рублей. А в 2016 году впервые за много лет Татарстан снизил сборы налогов в федеральный бюджет РФ: лишь 229,4 млрд рублей - на 2% меньше, чем в 2015 году. В 2013-2014 годах РТ занимала шестое место по объему собираемых налогов. По итогам 2015 года Татарстан смог опередить Московскую область, переместившись на пятую строчку, но в 2016-м вновь сделал шаг назад. По итогам же 2017 года РТ вновь вернула себе пятое место, собрав 328,5 млрд рублей (+43,2%).

Долговременный лидер по собираемости налогов - небольшой Ханты-Мансийский автономный округ (Югра), на территории которого работают такие гиганты, как «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «ЛУКОЙЛ», НГК «Славнефть», ПАО «Газпром нефть». Фото pravdaurfo.ru

На три региона РФ приходится почти половина всех собираемых налогов

В 2016 году отрицательную динамику показали 32 региона, в 2017-м «неудачников» стало всего 15. И если по итогам 2016 года среди них были и регионы-доноры (из-за ситуации с ценами на нефть на мировом рынке), то по итогам 2017-го таковых нет. Так, среди богатейших регионов - занимающая вторую строчку по собираемости налогов и сборов Москва, сборы которой в 2016 году упали почти на 1% - с 1 076 млрд до 1 068 млрд рублей. В 2017 году столица РФ увеличила собираемость на 18,5%, до 1,26 трлн рублей.

Долговременный лидер по собираемости налогов, небольшой Ханты-Мансийский автономный округ (Югра), на территории которого работают такие гиганты, как «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «ЛУКОЙЛ», НГК «Славнефть», ПАО «Газпром нефть» и др., в 2016 году собрал на 15% меньше, чем по итогам 2015-го: 1,445 трлн рублей против 1,7 трлн. В 2017 году нефть позволила Югре перечислить в федеральный бюджет на 37,4% больше - почти 2 трлн рублей. Это, между прочим, 22,1% всех налогов и сборов, собранных регионами страны. Всего на три региона - ХМАО, Москву и Ямало-Ненецкий АО - приходится 46,7% всех налогов и сборов, или 4,2 трлн рублей. На пять регионов-доноров, включая еще Питер и Татарстан, приходится 57,3% всех налогов и сборов РФ, более 5 трлн рублей.

Как Минфин воюет с задолжавшими регионами

Напомним, годом ранее сильнее прочих рухнули показатели в Сахалинской (-33,2%), Кемеровской областях (-40%), Тыве (-42%), Архангельской области (-65%), а в Забайкальском крае налоговый ручеек обмелел на 96%: с 3,7 млрд до 137,5 млн рублей. Край считается проблемным, по итогам 2015 года регион предупреждали о сильном наращивании долговой нагрузки: «по ее уровню (82,7% к собственным доходам) Забайкалье занимает 15-е место в стране, сам уровень является критическим». Председатель контрольно-счетной палаты края еще в 2014 году предупреждал , что через 2 года регион может оказаться банкротом в прямом смысле слова. В 2016 году бюджет Забайкальского края достиг предельного уровня государственного долга. По итогам 2017 года ситуация в крае не улучшилась, он занимает третье место по отрицательной динамике. В начале 2018 года стало известно, что долг бюджета Забайкальского края перед федеральным бюджетом будет реструктурирован с рассрочкой платежа до 2024 года: на 1 января 2018 года сумма задолженности региона составляла уже 14,6 млрд рублей.

Реструктуризация позволит достичь экономии почти в 400 млн рублей только в 2018 году, что связано с уменьшением затрат на обслуживание бюджетных кредитов. Тем не менее Забайкальский край может перейти под внешнее управление «из-за проблем в бюджетной сфере и отсутствия возможности повысить минимальный размер оплаты труда до прожиточного минимума», заявил в феврале этого года депутат Госдумы от региона Юрий Волков. После этого край перестанет самостоятельно распоряжаться своим бюджетом и все траты должны будут согласовываться с Федеральным казначейством.

Забайкальский край может перейти под внешнее управление и после этого перестанет самостоятельно распоряжаться своим бюджетом: все траты должны будут согласовываться с Федеральным казначейством. Фото audit.gov.ru

Прецеденты уже были, и начались они в 2018 году: в январе впервые в России было введено внешнее финансовое управление в Республике Хакасия - хотя здесь и собрали налогов в 2017 году на 66,7% больше, чем в 2016-м, это составило всего 2,5 млрд рублей. Впрочем, федеральную казну регион почти «не кормит»: в консолидированный бюджет субъекта направлено гораздо больше - 15,4 млрд рублей. Размер дотаций региону в 3,6 раза превышает размер собранных налогов, в 2017 году объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности Хакасии составил почти 9 млрд рублей. Затем решение о внешнем финансовом управлении приняли и в отношении Костромской области, где в 2017 году собрали 7,2 млрд рублей, что на 12,5% больше (но в консолидированный бюджет субъекта направлено еще больше - 13 млрд рублей). Объем дотаций в 2017 году здесь тоже превысил объем собранных налогов и составил 9,2 млрд рублей.

Новый глава Кировской области закручивает «налоговые гайки»

Если говорить о регионах ПФО, то самое тяжелое положение у Кировской области, которая единственная среди поволжских субъектов РФ снизила в 2017 году поступление налогов и сборов в бюджет, перечислив в федеральную казну 13 млрд рублей, тогда как годом ранее объем сборов составлял 13,6 млрд рублей. Судя по всему, власти перестраховались: регион долгие годы остается дотационным, но до сих пор размер дотаций в разы уступал объему собранных налогов. На 2018 год, однако, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности Кировской области выделят в объеме 10 млрд рублей, причем надо иметь в виду, что это лишь плановая цифра, обычно в течение года она вырастает.

Основная часть всех сборов области идет в консолидированный бюджет субъекта РФ: в 2017 году он забрал 64,5% налогов, лишь 35,5% ушло в федеральный бюджет. Долговая нагрузка региона тоже очень высокая - по итогам первого полугодия 2017 года она составляла 94,7% от предельного объема, установленного местным законодательством. Это 28 млрд рублей. Как и в случае с Забайкальским краем, в начале 2018 года было принято решение о программе реструктуризации долга области: с ее помощью Кировская область погасит около 15,6 млрд рублей задолженности в течение 7 лет.

Любопытно, что огромный долг региона сформировался при экс-губернаторе Никите Белых: в октябре 2016 года стало известно, что Кировская область - единственный регион, не вернувший Минфину РФ кредиты. Врио губернатора, назначенный президентом РФ Игорь Васильев, напротив, поставил перед собой задачу сократить долги и нарастить собственные доходы. Последнее означало увеличение налоговых сборов, что на собственной шкуре почувствовал мелкий и средний бизнес области, отмечавший, что власти вынуждают его поменять налоговую прописку.

Игорь Васильев поставил перед собой задачу сократить долги и нарастить собственные доходы. Фото rosreestr.ru

Главный драйвер - нефтегазовый сектор

Второе место по собираемости налогов в федеральный бюджет в ПФО удерживает Самарская область. Здесь она выросла за год на 40,4%, ее объем составил 224,8 млрд рублей. Из регионов, входящих в российский топ-10 по объему налоговых платежей в федеральный бюджет, плюсовую динамику в прошлом году продемонстрировала, кстати, только Самара. Самую высокую динамику в этом году в ПФО показала Башкирия, собравшая налогов в федеральный бюджет на 48,65% больше, чем в 2016-м: 170,3 млрд рублей. Больше 100 млрд рублей собрали также Удмуртия (111,2 млрд рублей), Оренбургская область (194,4 млрд рублей) и Пермский край (187,7 млрд рублей).

Отметим, что регионы ПФО, собирающие больше всех налогов, сидят на «нефтяной игле». Пермский край хотя и удержался по итогам 2016 года на уровне года 2015-го, собрав 131,2 млрд рублей и закрепив за собой 10-е место, но из-за низких цен на нефть стагнировал. Помимо Татарстана, в 2016 году отрицательную динамику из-за нефтяного рынка демонстрировали Удмуртия (было собрано на 5,1% меньше налогов), Оренбург (-11%) и Башкирия (-4%). Таким образом, главным драйвером сбора налогов, а значит, и экономики в ПФО, как и в целом по РФ, продолжает оставаться нефтегазовый сектор. На шесть нефтегазовых регионов и субъектов ПФО, экономика которых завязана на добычу полезных ископаемых (включая Татарстан), приходится 82% всех собранных в 2017 году налогов.

Если говорить о топ-10 регионов с самой высокой собираемостью налогов и сборов в федеральный бюджет, то от ПФО там присутствуют три региона: Татарстан (5-е место), Самарская область (8-е) и Оренбургская область (10-е). По итогам 2016 года в топ-10 входил и Пермский край, в 2017-м, несмотря на рост налогов, потерявший свое 10-е место (стал 11-м). Произошло это из-за резкого роста сборов в Ленинградской области в 1,5 раза, она с объемом 198,6 млрд рублей поднялась на 9-е место.

С высокими результатами Москвы, Московской области, Питера и Ленинградской области все понятно - здесь самая высокая концентрация бизнеса. А высокие налоговые платежи в федеральный бюджет Красноярского края (7-е место - сборы выросли в 1,5 раза и составили по итогам 2017 года 267,7 млрд рублей) объясняются присутствием в нем металлургического бизнеса (активы «Норникеля» Владимира Потанина, «Русала» Олега Дерипаски и др.), крупнейшей энергетики (Саяно-Шушенская, Красноярская ГЭС и др.), машиностроения и деревообрабатывающей/лесной промышленности.

Высокие налоговые платежи в федеральный бюджет Красноярского края объясняются присутствием металлургического бизнеса (активы «Норникеля» Владимира Потанина, «Русала» Олега Дерипаски и др.). Фото kremlin.ru

Как центр ужесточает условия выдачи денег дотационным регионам

По итогам 2017 года в России всего 13 недотационных регионов. Среди не получали ни копейки на выравнивание бюджетной обеспеченности Калужская, Свердловская, Московская, Ленинградская, Самарская, Тюменская, Сахалинская области, Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Ненецкий АО, Ямало-Ненецкий АО и Ханты-Мансийский АО. Судя по предварительным цифрам дотаций на 2018 год, из этого списка выпала Калужская область, которой должны перечислить 272,6 млн рублей (собрала в 2017 году 33,6 млрд рублей налогов в федеральный бюджет). Регион считается развитым, но и здесь 35,2% ВРП приходится на добычу полезных ископаемых - угля, глины, минерального сырья, нерудных полезных ископаемых и проч. Отсутствие дотаций у Свердловской области может объясняться высокоразвитой черной и цветной металлургией (от активов «Евраза» Александра Абрамова до активов олигарха Искандара Махмудова и группы ЧТПЗ). В ПФО, кроме Татарстана, лишь Самарская область не получала дотаций с 2011 года (за исключением 2013 года, когда региону было перечислено 182,7 млн рублей).

При этом общий объем дотаций регионам с 2011 года вырос на 62,5% - с 396,9 млрд рублей до 645 млрд рублей. Особенно существенный рост пришелся на 2017 год, тогда он составил почти 20% или 100 млрд рублей. Напомним, 100 млрд рублей взяли вовсе не из федерального бюджета, а изъяв у регионов (в том числе у Татарстана) часть налога на прибыль: федеральная его доля выросла с 2 до 3% (из 20%). В начале 2018 года стало известно, что условия выделения дотаций регионам будут ужесточены. На дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2018-2020 годах придется более 40% трансферта из федерального бюджета (порядка 2 трлн руб). Половину помощи получат 13 регионов, больше всего - Дагестан (поздравляем Артема Здунова!). Минфин РФ предлагает, собственно, то же, что глава Кировской области, - снижать налоговые льготы и увеличивать налоговые доходы, что, разумеется, не замедлит ударить по бизнесу в дотационных регионах.

Теперь, чтобы получить дотацию, регионам нужно будет до августа 2018 года «оценить эффективность налоговых льгот, отчитаться о них перед Минфином и до сентября включить неэффективные в план отмены». Власти РФ будут обращать внимание и на увеличение налоговых и неналоговых доходов за год, инвестиций, числа работников в малом и среднем бизнесе. Безработица в регионах, претендующих на помощь, должна будет сокращаться. Регионам, в доходах которых доля дотаций последние 3 года превышала 40%, придется отчитываться перед командой Антона Силуанова и об исполнении бюджета, иначе помощь снизят на 5%. Если регион не подпишет соглашение, дотации на следующий год сократят на 10%.

Команде Артема Здунова в какой-то степени повезло - его регион вновь возглавил в 2018 году список самых дотационных, получив 59 млрд рублей. Фото e-dag.ru

Артему Здунову придется менять курс

Список самых дотационных регионов не меняется который год. Только Крым осел бременем на федеральном бюджете с 2015 года, но в в этом регионе объем дотаций ежегодно снижается: к 2018 году он снизился почти на 30%, составив 17,7 млрд рублей. Для сравнения, объем собранных Крымом налогов в федеральный бюджет в 2017 году вырос до 18,7 млрд рублей - в 2015-м он составлял всего 6,7 млрд рублей. Крым не входит и в топ-5 регионов по объему получаемых из федерального бюджета дотаций.

На пятерку таких регионов приходится более трети всех выделяемых дотаций. Но им уже посланы два сигнала: во-первых, см. выше, им придется сокращать налоговые льготы и изыскивать налоговые доходы по договору с Минфином, во-вторых, громким посланием стала и отставка дагестанского правительства, повлекшая за собой уголовные дела. Таким образом, хотя команде Артема Здунова в какой-то степени повезло - его регион вновь возглавил в 2018 году список самых дотационных, получив 59 млрд рублей (дотаций стало больше на 12,7%), - продолжать «дотационную политику» своего предшественника он все-таки уже не может. На Дагестан пришлось более 9% всех дотаций. На втором месте - Якутия, получившая в 2018 году 44 млрд рублей, на 20% больше, чем в 2017-м. В число регионов, получивших красивую (и самую высокую) цифру надбавки в 20%, вошли также Орловская, Ярославская, Брянская, Ивановская области, Алтайский край, Кабардино-Балкария и Севастополь.

Главе «дотационной» Якутии прочат отставку

На Якутию приходится почти 7% дотаций, выделяемых всем регионам РФ. На самом деле этот объем вызван в том числе поправками на северные условия - в итоге, по расчетам экспертам, треть доходов бюджета региона обеспечивается федеральными дотациями. Хотя по размеру налогов Республика Саха не самый слабый регион (в 2017 году собрали 67,7 млрд рублей, что в 1,5 раза больше, чем в 2016-м), сам 2017 год для Якутии был непростым с точки зрения наполнения республиканского бюджета, писали СМИ: еще по итогам первого квартала казна недополучила 8,7 млрд рублей доходов, в связи с чем экстренно пришлось корректировать бюджет.

У республики растет госдолг, который превысил отметку в 50,7 млрд рублей - это первое место среди регионов Дальнего Востока. Такое положение дел тоже грозит Якутии потерей финансовой самостоятельности, то есть введением внешнего финансового управления (см. выше). Поводом для отставки губернатора Якутии уже в этом году может стать и один из самых низких результатов Путина на мартовских президентских выборах - здесь за него проголосовали 64,4% избирателей (по РФ - 76,7%).

Владимир Илюхин «смог добиться высоких показателей региона в области прироста инвестиций, реализации федеральных программ по Дальнему Востоку». Фото kremlin.ru

Третий по величине объем дотаций в этом году получит Камчатский край - 39,3 млрд рублей, на 6%, больше, чем в 2017 году. На Камчатку приходится 6% всех дотаций регионам. Налоги в федеральный бюджет в регионе собираются плохо: в 2017 году их объем снизился здесь на 15%, составив всего 3,7 млрд рублей. Несмотря на такие показатели, наблюдатели находят маловероятными возможные проблемы у властей края. Почему? Если вкратце - у остальных регионов ДФО дела еще хуже. Считается, что глава Камчатского края Владимир Илюхин «смог добиться высоких показателей региона в области прироста инвестиций, реализации федеральных программ по Дальнему Востоку», а в 2018 году Камчатка возглавила рейтинг развития потенциала регионов Дальневосточного федерального округа. По данным ВЦИОМ, Камчатка «выглядит лучше, чем значительная часть регионов ДФО, чему способствует и масштабный проект по строительству крупнейшего порта в рамках реализации Севморпути и проекта по транспортировке СПГ».

На четвертом месте Алтайский край, дотации которому, как и Якутии, выросли на 20%, составив в 2018 году 27 млрд рублей. С другой стороны, на 20% выросли и налоги в 2017 году, составив 23,6 млрд рублей (вполне сравнимые с прошлогодними дотациями на 24 млрд рублей). Хотя губернатор края Александр Карлин по итогам 2017 года считает , что с экономикой здесь все в порядке, ряд наблюдателей полагают, что он, как и глава Якутии, может войти в «расстрельный список губернаторов» в 2018 году. Во-первых, «благодаря» уголовному делу, заведенному в отношении управляющего делами губернатора Алексея Белоборода, который «в нарушение всех норм купил для губернаторского автопарка страшно дорогие (за 18 млн рублей) автомобили, оформив сделку без тендера». Во-вторых, из-за «высокого градуса протеста» среди избирателей на последних президентских выборах, где за Путина проголосовало всего 64,7% алтайцев при явке в 65%, а кандидат от КПРФ Павел Грудинин набрал 23,6% голосов.

Рамзан Кадыров пытается возместить будущую потерю дотаций исламскими инвестициями

Пятерку дотационных регионов замыкает вотчина Рамзана Кадырова, которой в 2018 году выделят 27 млрд рублей, на 12,8% больше, чем в 2017-м. Это в два раза больше объема дотаций, выделенного Чечне в 2011 году. В то же время с налогами тут все по-прежнему плохо. В федеральный бюджет они в 2016-2017 годах вообще не поступали! Любопытно, но в бюджете на 2017 год дотации Чечне, Крыму и Севастополю выделялись по «особой статье», именной. В 2018 году «именных» статей нет, то есть в этом году отдельная от других регионов дотация на сбалансированность названным субъектам не предоставляется. Кроме того, правительство РФ отказалось от прошлогодних планов увеличить в 2018 году бюджетные расходы на развитие Северного Кавказа: согласно проекту федерального бюджета, в 2018-2019 годах расходы на госпрограмму уменьшатся примерно на 111 млн рублей по сравнению с текущим годом.

Пятерку дотационных регионов замыкает вотчина Рамзана Кадырова. Фото kremlin.ru

В 2017 году бюджет Чечни состоял из дотаций на 80%; безвозмездные поступления из центра составляли 48,5 млрд рублей. В сентябре 2017 года Рамзан Кадыров заявил , что цифры Минфина для Чечни неприемлемы, и сослался на высокую рождаемость в республике. Наблюдатели полагают, что если планы Минфина РФ по снижению дотаций Чечне будут реализованы, команде Кадырова придется искать иностранных инвесторов, что он, как считается, уже делает, ориентируясь на привлечение денег от инвесторов на Ближнем Востоке.

…а Башкирия берет в «ежовые рукавицы» муниципалитеты и готова секвестировать бюджет

Из регионов ПФО сильнее всего на «дотационной игле» сидит Башкортостан, дотации которому в 2018 году выросли на 4%, составив 16,4 млрд рублей. Но это, конечно, несравнимо с размером собранных налогов: напомним, в РБ в 2017 году собрали 170,3 млрд рублей налогов в федеральный бюджет (на 48,65% больше, чем в 2016 году). Однако власти РБ планируют к 2020 году отказаться от дотаций. В феврале 2018 года премьер-министр Башкортостана Рустэм Марданов заявил, что перед республикой стоит «задача-максимум к 2020 году обеспечить финансовые потребности без привлечения федеральных дотаций»: «Это серьезная задача, нам придется пересмотреть план доходного потенциала, по-новому взглянуть на программу сокращения бюджетных расходов».

Какие строки бюджета в итоге подпадут под секвестр, можно только гадать. Зато власти РБ уже всерьез взялись за муниципалитеты, поставив им шесть условий получения субсидий: в частности, «администрации должны будут сократить непрофильные расходы, увеличить доходы и ввести мораторий на рост численности госаппарата». В случае невыполнения требований им будут сокращать субсидии. Иными словами, РБ идет по пути российского Минфина, ужесточающего порядок получения дотаций.

Сергей Афанасьев

Аналитика

В период с 2015-​2016 годов ФНС не ввела в эксплуатацию около 50% объектов капитального строительства, включенных в Федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП). Это является основанием для заключения дополнительных соглашений к госконтрактам на продление сроков строительства, отмечает Счетная палата. Также были выявлены нарушения в региональных управлениях ФНС.

Несмотря на данные нарушения, в 2016 году в федеральный бюджет поступило 6,9 трлн руб. доходов, администрируемых ФНС. Это половина всех доходов федерального бюджета, пишет Счетная палата.

В пресс-службе ФНС пояснили РБК, что рост задолженности по итогам 2016 года обусловлен ростом налоговой базы по имущественным налогам в связи с переходом на кадастровую стоимость вместо инвентаризационной. Новые правила были введены, чтобы значительно увеличить поступления от налога в бюджеты регионов. По данным ФНС, в 2016 году сумма налога на имущество физлиц от 28 пилотных регионов составила 27,9 млрд руб. В ведомстве сообщили, что срок уплаты по имущественным налогам был сдвинут на 1 декабря 2016 года, «в связи с чем процедуры взыскания образовавшейся задолженности перенесены на начало 2017 года».

Еще одной причиной, по данным ФНС, является ликвидация теневых схем уклонений от уплаты налогов в алкогольной отрасли. С этой целью ведомством были проведены ряд налоговых проверок, в ходе которых крупнейшим производителям алкогольной отрасли были начислены налоги сверх уплаченных. Видимо, отсутствие их погашения и привело к росту задолженности всего ведомства, говорит эксперт Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Олег Филиппов. По его мнению, при поступлении налогов всегда есть побочный эффект в виде их задержек. «Любое действие равно противодействию. Чем больше ты давишь, тем больше будет расти задолженность», — говорит он.

В Федеральной налоговой службе отметили, что в 2016 году в результате принудительных мер в бюджет Российской Федерации поступило 769 млрд руб., что на 14% больше уровня 2015 года. Взаимодействие с Федеральной службой судебных приставов позволило ФНС увеличить суммы взысканной задолженности на 34%, до 82 млрд руб. «ФНС в первую очередь работает с юридическими лицами, а физиков как заставишь заплатить — последнюю квартиру отобрать? Если юрлицу ты можешь расчетный счет перекрыть, то с физлицами рычагов давления меньше, тут скорее социальная работа должна проводиться», — отмечает Филиппов.

С 1 января 2017 года налоговым органам были переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен главой 34 «Страховые взносы», устанавливающей функции по администрированию налоговыми органами этих платежей. Ранее эти функции выполнялись ПФР и ФСС.

Согласно отчетности, размещенной на сайте ФНС, всего с января по май в федеральный бюджет было перечислено 3,1 трлн руб. доходов, администрируемых ФНС. Задолженность перед бюджетом на 1 июня составляла 1,1 трлн руб.

Налоговый бюджет организации - бюджет государственной организации, расходы на который полностью или частично покрываются налоговыми сборами.

Налоговый бюджет организации представляет собой оптимизированный результирующий свод налоговых доходов (экономии на налогах) и налоговых расходов организации (затрат, связанных с организацией налогового менеджмента, налоговым планированием, оптимизацией и самоконтролем), нацеленный на получение налоговой прибыли и эффективное ее использование. В налоговом бюджете организации фиксируются результаты налоговой оптимизации.

В налоговом бюджете отражаются все возможные налоговые доходы и налоговые расходы организации, определяется общий налоговый результат управления налоговыми потоками, и намечаются решения о продолжении мер налоговой оптимизации или о рассмотрении ее вариантов. Налоговый бюджет необходим организации для: оптимизации налогов и формирования платежного налогового календаря, дальнейшей оптимизации финансовых параметров компании и эффективного управления. Аналитический налоговый бюджет не менее важен чем плановый (оптимизированный) бюджет. Он необходим для анализа и контроля соблюдения запланированных параметров планового налогового бюджета, выявления ошибок, просчетов, узких мест и их устранения.

Корпоративный налоговый бюджет должен составляться, по мере необходимости, раз в месяц, квартал, год и анализироваться налоговыми менеджерами. Данный документ не является отчетным и предназначен для внутреннего пользования и внутрифирменного управления, поскольку несет в себе коммерческую тайну организации.

В процессе налогового бюджетирования предприятия могут составлять отдельные бюджеты в разрезе каждого из уплачиваемых налогов, или бюджеты по группам налогов (например отдельно бюджет налогов, относимых на затраты, отдельно бюджет косвенных налогов). Для крупных компаний холдингового типа целесообразно составлять налоговые бюджеты каждой структуры и общий налоговый бюджет всей консолидированной группы в целом.

Корпоративное налоговое бюджетирование тесно связано с бюджетированием, которое включает в себя бюджетирование начисления налогов, бюджетирование налоговых платежей и бюджетирование налоговой задолженности.

1. Бюджетирование начисления налогов. Для расчета суммы начисления налогов используют следующие исходные данные:

*планируемые показатели для расчета налогооблагаемой базы (площадь, количество сотрудников, расходы на персонал, добавленная стоимость, налогооблагаемая прибыль);

*налоговое законодательство (изменения налогового законодательства, касающиеся объектов налогообложения, порядка расчета налоговой базы, налоговых ставок, порядка и сроков уплаты налогов, налоговых льгот);

*прочие данные (соглашения о реструктуризации, графики погашения реструктуризированной задолженности, графики реструктуризации, графики погашения пеней и штрафов).

Расчет начисляемых налогов в общем виде производится по формуле:

Нн = (НБр - НБн) х Сн - Лн

где: Нн - начисленный налог; НБр - налогооблагаемая база рассчитанная; НБн - налогооблагаемая база, необлагаемая налогом; Сн - ставка налога; Лн - льготы по налогу.

2. Бюджетирование налоговых платежей. После определения начислений по налогам производится расчет налоговых выплат для составления графиков расчетов с бюджетом и формирования бюджета движения денежных средств организация.

Налоговые платежи рассчитываются по формуле:

Нв = Нн - Ан + Вр + Аб

где: Нв - выплаты по налогам; Нн - начисленные налоги; Ан - авансы по налогам, ранее уплаченные; Вр - выплаты в соответствии с графиками погашения реструктуризированной задолженности, пеней и штрафов; Аб - авансы по налогам в счет будущих периодов.

3. Бюджетирование налоговой задолженности осуществляется для составления прогнозного баланса движения денежных средств, используя следующую формулу:

З = Зн + Нн - Зр - Нв

где: З - задолженность по налогам на конец периода; Зн - задолженность по налогам на начало периода; Нн - налоги начисленные; Зр - реструктуризированная задолженность; Нв - выплаты по налогам.

Полученные в результате расчетов параметры бюджетирования налоговых обязательств используются для планирования налоговых доходов (экономии на налогах) организации в составе ее налогового бюджета.

Формирование корпоративного налогового бюджета трудоемкий процесс, зависящий от многих экономических, финансовых и налоговых параметров, и от характера налоговой политики организации. Необходима информация о всей хозяйственно-финансовой деятельности, заключаемых договорах, объеме налоговых начислений и платежей. Грамотное налоговое бюджетирование принесет организации существенный финансовый эффект.

Формирование налогового бюджета организации

При финансовом планировании или же бюджетировании необходимо уделять внимание совокупности бюджетов, форматы которых утверждены внутренними нормативными документами.

Процесс планирования и исполнения налоговых обязательств юридического лица является бизнес-процессом, формирующим его налоговую нагрузку. Организация может включать информацию о размере и сроках уплаты налога в различные операционные бюджеты или же формировать налоговый бюджет.

Цель формирования налогового бюджета:

Эффективное управление затратами по налоговым платежам;

Консолидация информации о структуре налоговой нагрузки организации (перечня исчисляемых и уплачиваемых налогов);

Определение совокупной налоговой нагрузки;

Получение информации о периодах и сроках осуществления налоговых платежей;

Проведение предварительного анализа и получение управленческой информации, связанной с влиянием налогового бремени на финансовые показатели хозяйственной деятельности.

Остановимся подробнее на источниках информации и формате налогового бюджета.

К источникам информации относятся:

Выбранная организацией система налогообложения (общая, упрощенная, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности);

Учетная политика организации для целей финансового (бухгалтерского) и налогового учета;

Плановые показатели деятельности, зафиксированные в операционных (вспомогательных) бюджетах, планируемые виды деятельности;

Приказ о датах выплаты заработной платы сотрудникам, утвержденное штатное расписание организации, согласованный график отпусков, положение о премировании;

Статистические данные прошлых отчетных периодов.

Формат налогового бюджета включает (планируемые налоги):

Входящие и исходящие сальдо расчетов с бюджетом (состояние расчетов);

Начисление налогов (в бюджет доходов и расходов (за исключением НДС);

Перечисление налогов (в бюджет движения денежных средств);

Справочную информацию, для проверки правильности исчисления налогов и сопоставления основных показателей деятельности организации с размерами совокупной налоговой нагрузки.

Алгоритм формирования налогового бюджета:

1. Определение совокупности исчисляемых организацией налогов.

2. Определение комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию налоговой нагрузки.

3. Определение налоговой базы по каждому из планируемых налогов.

4. Расчет суммы налогов, подлежащих перечислению в бюджет.

5. Определение сроков перечисления налогов, формирование платежного налогового календаря.

6. Консолидация плановых показателей в бюджетную таблицу.

7. Анализ показателей бюджета.

Указанный алгоритм является составной частью последовательности мероприятий, связанных с формированием общего бюджета организации.

Определение совокупности исчисляемых организацией налогов

Совокупность исчисляемых организацией налогов определяется выбранной системой налогообложения и характером совершаемых операций. Наиболее распространенной является совокупность, соответствующая стандартному режиму налогообложения, которая и будет рассмотриваться при формировании бюджета: НДС, НДФЛ, ЕСН, налог на имущество и налог на прибыль организации.

Кроме указанного перечня организация может являться плательщиком налога на рекламу, земельного и транспортного налогов.

Определение комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию налоговой нагрузки:

Формирование учетной политики для финансового и налогового учета;

Определение допустимого размера дебиторской задолженности;

Оптимизация денежных потоков в рамках холдинговых структур;

Проведение зачетов встречных однородных требований;

Использование лизинговых операций.

Определение налоговой базы по планируемым налогам, расчет налогов, определение срока их перечисления в бюджет

НДС. При планировании исчисления НДС организацией должно быть проведено планирование каждого из компонентов, составляющих итоговую сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет или возмещению из него. Необходимо рассчитывать НДС, планируемый к поступлению от контрагентов или к уплате в их адрес.

НДФЛ и единый социальный налог. В соответствии со ст. 210 НК РФ объектом налогообложения НДФЛ являются все доходы налогоплательщика, полученные им в денежной и натуральной форме. Распространенным видом дохода является з/п.

В соответствии со ст. 236 НК РФ объектом налогообложения единым социальным налогом признаются выплаты и иные вознаграждения, которые начисляются налогоплательщиками в пользу физических лиц, не являющихся ИП, по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг.

Выплаты и вознаграждения не являются объектом налогообложения в случае, если у организации они не относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Общая ставка ЕСН составляет 26%. Для данного налога налоговое бремя снижается с ростом налоговой базы, которая исчисляется нарастающим итогом с начала календарного года по каждому сотруднику.

Налог на имущество. В соответствии со ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период, которая определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и 1-е число следующего за налоговым периодом месяца, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу. Налоговым периодом является календарный год, отчетным периодом -- календарный квартал.

Налог на прибыль организации. В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, представляющая собой полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль организаций».

Консолидация плановых показателей

На данном этапе собираются исходные данные, и используются для формирования бюджета налогов. Предварительно рассчитывается НДС и налог на имущество организации. Затем формируется налоговый бюджет организации.

Налоговые платежи отражаются в качестве исходящих денежных потоков, которые относятся к операционной деятельности организации. Могут быть исключения, если налог на прибыль организации возникает в результате совершения операций в рамках инвестиционной или финансовой деятельности, то отражение налоговых выплат должно производиться по инвестиционной или финансовой деятельности.

Источником выплат НДФЛ являются денежные средства, начисленные работодателем работнику за выполнение своих трудовых обязанностей. Бремя расходов несут на себе сотрудники, а организация является налоговым агентом, в обязанности которого входит исчисление, удержание и перечисление в бюджет НДФЛ. Оптимальным решением является включение налога в рассматриваемый бюджет, так как его перечисление влияет на ликвидность организации.

Анализ показателей бюджета

Налоговая нагрузка организации является функцией перечня налогов, которые начисляет и уплачивает организация. З/п сотрудников составляет часть полной себестоимости выпускаемой продукции, следовательно присутствует влияние НДФЛ и ЕСН на размер налоговой нагрузки. Так же имеет вес НДС и налог на прибыль организации. Общий размер совокупной нагрузки может составляться за счет:

Оптимальной товарной политики, которая влияет на размер НДС;

Оптимальной учетной политики для целей ведения налогового учета, которая позволяет минимизировать платежи по налогу на прибыль;

Высокой рентабельности осуществляемой деятельности;

Производство не является фондоемким, поэтому размер налога на имущество не отвечает принципу существенности.

Таким образом, налоговое бюджетирование представляет собой результирующую часть корпоративного налогового планирования, регулирования и контроля, комбинированный способ оптимизации налоговых потоков хозяйствующим субъектом. Налоговое бюджетирование основано на выборе оптимальных решений в области налоговых доходов и расходов с целью получения максимума налоговой прибыли с последующим принятием решений по её эффективному вложению (использованию). Конечной целью налогового бюджетирования является обеспечение долгосрочной финансовой стабильности организации. Результаты корпоративного налогового бюджетирования должны отражаться в разрабатываемом организацией налоговом бюджете.

  • 9. Нужно ли исполнить обязанности налогового агента по налогу на прибыль. Российская организация, применяющая общую систему налогообложения, выплачивает дивиденды российской организации на упрощенке
  • 10. Для перечисления авансовых платежей по налогу на прибыль в течение календарного года предусмотрены три способа:
  • 11. Порядок расчета ндпи зависит от вида полезного ископаемого. Налоговое законодательство предусматривает расчет ндпи:
  • 12. Организация должна рассчитывать ндпи при добыче (сборе, извлечении):
  • 13. Стандартные вычеты на детей предоставляются в следующих размерах:
  • 1400 Руб. В месяц – на первого ребенка;
  • 1400 Руб. В месяц – на второго ребенка;
  • 3000 Руб. В месяц – на третьего и каждого последующего ребенка.
  • 16. Организация применяет усн – кассовый метод признания затрат. В какой момент организация, применяющая упрощенку, и какие условия должны выполняться для списания расходов на приобретение товаров:
  • 17. Укажите верный порядок признания расходов на приобретение ос при усн:
  • 18. В случае, если налогоплательщик не ведет раздельного учета налоговой базы в отношении подакцизных товаров, каким образом определяется сумма акциза по подакцизным товарам?
  • 30. Можно ли учесть расходы на приобретение земельного участка.
  • 32. Услуги по проведению техосмотров операторами технического осмотра, соответствующими определенным требованиям и получившими аккредитацию в Российском союзе автостраховщиков, освобождаются от ндс
  • 33. Льгота по ндс в отношении работ по обслуживанию судов в период стоянки в портах
  • 34. Для применения нулевой ставки ндс при реализации построенных судов, подлежащих регистрации в рмрс, не действует условие об обязательном сроке нахождения судна в реестре
  • 35. Для подтверждения нулевой ставки ндс при реализации построенных судов, подлежащих регистрации в рмрс,
  • 38. Суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение или строительство жилья
  • 70. Какие методы применяются при разработке договорной политики организации:
  • 105. Установлена ли ответственность за разглашение тайны налогового учета:
  • 111. Какая ставка ндс применяется к имуществу, реализация которого подлежит обложению данным налогом, передаваемому в составе предприятия как имущественного комплекса?
  • 115. Имеет ли право налогоплательщик, осуществляющий реализацию только подакцизных товаров, воспользоваться освобождением от обязанностей плательщика ндс на основании ст. 145нк рф?
  • 125. Отдел, в функциональные обязанности которого входит проведение предпроверочного анализа:
  • 129. При непредставлении документов по требованию двухмесячный срок в целях применения пп.7 п.1 ст.31 нк рф исчисляется со дня:
  • 143. В первом разделе книги учета доходов и расходов при применении упрощенной системы налогообложения отражаются доходы:
  • 149. Организация осуществляет услуги по доставке товара заказчика по договору транспортной экспедиции. Обязана ли компания применять енвд
  • Согласно ст. 173 сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов.
  • Согласно ст. 173 сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов.
  • Согласно ст. 247 объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
  • Согласно ст. 253 к расходам относятся расходы, связанные с производством и реализацией, а так же внереализационные расходы согласно ст. 265. Согласно ст. 284 налоговая ставка составляет:
  • Согласно ст. 247 объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
  • Согласно ст. 247 объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
  • Согласно ст. 284 налоговая ставка составляет:
  • Консультационные вопросы
  • Согласно ст. 173 сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов.

    В 1 квартале ООО «Ост» приобрело оборудование, входящий НДС согласно счет фактуре от 23 марта составил 180000 руб.

    Получается, за 1 квартал организация может предъявить НДС к возмещению в сумме 180000 руб.

    Общая сумма налога, предъявленная покупателям за 2 квартал: 900000 руб.

    Во втором квартале налоговых вычетов по НДС не было, соответственно к уплате будет сумма 900000 руб.

    В 3 квартале ООО «Ост» сумма НДС предъявленная покупателю составляет 540000 руб.

    В 3 квартале ООО «Ост» безвозмездно передало автотранспортное средство.

    Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ в целях исчисления налога на добавленную стоимость передача права собственности на товары (работы, услуги) на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг) и является объектом налогообложения.

    Формулировка п. 2 ст. 154 НК РФ означает, что для целей исчисления НДС стоимость безвозмездно переданных товаров (работ, услуг) должна определяться исходя из их рыночных цен на дату передачи.

    НДС, предъявленный покупателю по безвозмездно переданному имуществу, составит 18000 руб. (100000*18%).

    В 3 квартале налоговых вычетов по НДС не было, тогда сумма НДС к уплате равна 540000+18000=558000 руб. я бы сделал так же….Ведь в условии ничего не сказано о том, что средство был оприобретено с НДС, тогда бы считали (100 – 80) * 18 / 118

      Задача

    В третьем квартале текущего года организация произвела следующие операции, являющиеся объектом обложения НДС:

      реализовала сельскохозяйственную продукцию на сумму 5 800 000 рублей (без НДС);

      оказала услуги сторонним организациям на сумму 200 500 рублей (без НДС);

      оприходовала строительно-монтажные работы для собственного потребления на сумму 500 400 рублей (без НДС);

      получила аванс под предстоящую отгрузку сельскохозяйственной продукции в сумме 330 000 рублей и предъявила покупателю счет-фактуру на сумму 330 000 рублей, в том числе НДС в сумме 30 000 рублей.

    В этом же квартале приобрела и оприходовала товарно-материальные ценности и строительные материалы на сумму 1 200 000 рублей.

    Определить сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет.

    Решение:

    НДС предъявленный покупателям составляет:

    За реализованную сельхоз.продукцию:5800000*18%=104000 руб. проверьте сельхозпродукция по какой ставке облагается….18 но проверрьте

    За оказанные услуги сторонним организациям:20500*18%=3690 руб.

    Выставлена счет фактура на аванс:30000 руб.

    Оприходованы строительно-монтажные работы:500400*18%=90072 руб.

    НДС, который можно принять к вычету:

    Приобретение товарно-материальных ценностей и строительных материалов: 1200000*18/118=183050,85 руб.

    Согласно ст. 173 сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов.

    Сумма налога исчисленная к уплате в бюджет равна:

    104000+3690+30000+90072-183050,85=44711,15 руб.

      Задача

    Организация выпускает подакцизный товар. Себестоимость про­изводства - 680 руб. Организация рассчитывает получить прибыль в объеме не менее 15% от себестоимости. Условная ставка акциза - 5%.

    Определите сумму акциза и минимальную отпускную цену товара при отсутствии установленных государством минимальных цен на под­акцизный товар.

    Решение.

    Сумма акциза, приходящаяся на подакцизный товар (ст.194 п.1 НК РФ):

    680*5% = 34 руб.

    Себестоимость товара с учетом акциза:

    680 руб. + 34 руб. = 714 руб.

    Сумма НДС, приходящаяся на товар:

    714x18% = 128,52

    Минимальная отпускная оптовая цена:

    (714+ 128,52)*1,15 = 968,90 руб.

      Задача

    Ежемесячная заработная плата Петрова И.С. составляет 25 000 рублей. Он имеет двоих детей в возрасте до 18 лет.

    В связи с приобретением квартиры организация выдала Петрову И.С. в феврале текущего года ссуду в сумме 100 000 рублей на 11 месяцев по 5 процентов годовых. В соответствии с договором займа ссуда погашается ежемесячно в сумме 10 000 рублей, начиная со второго месяца срока, на который предоставлена ссуда. Ставка рефинансирования ЦБ России на дату выдачи ссуды составляла 12 процентов годовых.

    Определить сумму НДФЛ за январь, февраль и март по основному доходу и сумму ежемесячного налога за период погашения долга по ссуде.

    Решение:

    Согласно п.2 ст.212 при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, налоговая база определяется как:

      превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.

    Рассчитаем материальную выгоду за февраль.

    Ставка по кредиту за февраль равна 5%/365дн*28дн=0,38%,

    Минимальная ставка (2/3 ставки рефинансирования) 12%*2/3/365*28=0,61%

    Минимальная ставка больше ставки по кредиту. Поэтому возникает материальная выгода с суммы 100000 руб. и ставкой 0,23%(0,61%-0,38%). Сумма материальной выгоды за февраль составит 230 руб. (100000 руб. *0,23%).

    Рассчитаем материальную выгоду за март, с учетом того, что сумма кредита уменьшилась на 10000 руб.

    Ставка по кредиту за март равна 5%/365дн*31дн=0,42%,

    Минимальная ставка (2/3 ставки рефинансирования) 12%*2/3/365*31=0,68%

    Минимальная ставка больше ставки по кредиту. Поэтому возникает материальная выгода с суммы 90000 руб. и ставкой 0,26%(0,68%-0,42%). Сумма материальной выгоды за март составит 234 руб. (90000 руб. *0,26%).

    Согласно ст. 224 п.2. налоговая ставка устанавливается в размере 35 процентов в отношении следующих доходов:

    суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 настоящего Кодекса.

    НДФЛ с материальной выгоды за февраль равен: 230 руб.*35%=80,5 руб.

    НДФЛ с материальной выгоды за март равен: 234руб.*35%=81,9 руб.

    Согласно п. 4 ст. 218 налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах:

    1 400 рублей - на первого ребенка;

    1 400 рублей - на второго ребенка.

    У сотрудника двое детей, налоговый вычет предоставляется в сумме 2800 руб.

    Сумма НДФЛ за январь составит:

    (25000-2800)*13%=2886 руб.

    Сумма НДФЛ за февраль составит:

    (25000-2800)*13%=2886 руб.

    Сумма НДФЛ за март составит:

    (25000-2800)*13%=2886 руб.

    Общая сумма НДФЛ подлежащая удержанию и перечислению в бюджет будет равна:

    За январь – 2886 руб.

    За февраль- 2886+80,5=2966,5 руб.

    За март – 2886+81,9=2967,9 руб.

      Задача

    Заработная плата Мальцева Е.И. в январе текущего года составила 23 000 руб., в феврале – 26 200 руб., в марте – 26 800 руб., в апреле – 27 500 руб., в мае – 28 000 руб. Как лицо, перенесшее лучевую болезнь в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Мальцев Е.И. имеет право на вычет в сумме 3 000 рублей. В апреле Мальцеву Е.И. оказана материальная помощь в сумме 7 000 рублей.

    Исчислить сумму налога за период с января по май включительно.

    Решение:

    Согласно ст. 217 п. 28 доходы, не превышающие 4000 рублей, полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период не облагаются НДФЛ:

    материальная помощь.

    Рассчитаем НДФЛ:

    Январь – (23000-3000)*13%=2600 руб.

    Февраль – (26200-3000)*13%=3016 руб.

    Март- (26800-3000)*13%=3094 руб.

    Апрель – (27500-3000)*13%=3185 руб.

    С материальной выгоды – (7000-4000)*13%=390 руб.

    Май – (28000-3000)*13%=3250 руб.

    Общая сумма удержанного НДФЛ с января по май включительно составит 15535 руб.

      Задача

    Сумма авансового платежа по налогу определена налоговым органом на основании доходов, полученных индивидуальным предпринимателем за прошлый налоговый период в сумме 520 000 рублей. По результатам налогового периода предпринимателем получен фактический налогооблагаемый доход в сумме 550 000 рублей.

    Распределить авансовый платеж текущего налогового периода по установленным срокам и определить сумму фактического налога на доходы, подлежащего уплате в бюджет по результатам истекшего налогового периода.

    Решение:

    Согласно п.9 ст. 227 авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:

    1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

    2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

    3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

    Составим таблицу для расчета авансовых платежей.

    По итогам налогового периода определяется окончательная сумма налога.

    С учётом уплаченных авансовых платежей, предприниматель либо доплачивает разницу, либо переносит или возвращает излишне уплаченную сумму налога

    К доплате получится сумма 30000 руб. (550000-260000-130000-130000).

    Уплата налога, доначисленного по налоговым декларациям, порядок представления которых определен настоящим пунктом, производится не позднее чем через 15 календарных дней с момента подачи такой декларации (ст.229 НК РФ).

      Задача

    Сумма доходов организации от реализации товаров (работ, услуг) за 9 месяцев отчетного периода составила 23 500 800 рублей, внереализационные доходы – 360 700 рублей. Расходы на производство и реализацию товаров (работ и услуг) за этот же период равны 22 600 200 рублей, внереализационные расходы – 270 500 рублей. За отчетный период организация внесла в федеральный бюджет 18 578 рублей авансовых платежей, в региональный бюджет – 130 042 рублей.

    Определить сумму авансового платежа в федеральный и региональный бюджеты по результатам девяти месяцев текущего года.

    Решение:

    © 2024 sauna-rubikon.ru - Рубикон - строительный портал