Эрик Клэптон: сын своей сестры. Eric Clapton

Эрик Клэптон: сын своей сестры. Eric Clapton

Эрик Клэптон – Биография

1 Считал свою мать сестрой

Эрика Клэптона воспитывала бабушка Роза Клэпп. Патрисия Молли Клэптон родила Эрика будучи 16-летней школьницей. Его отец – канадский солдат Эдвард Уолтер Фрайер – уехал из Англии до рождения Эрика.

Позже мать будущей звезды блюза снова вышла замуж и уехала в Германию. Именно бабушка Роза привила Эрику любовь к музыке, она сама играла на пианино и подарила ему гитару.

Клэптон в 1961 году

2 Плохо учился в школе

Сначала успеваемость Эрика была подорвана известием, кто его настоящая мать. Эрику было 9 лет когда Патрисия вернулась в Англию со своим вторым ребенком от второго брака.

Эрик закрылся в себе, перестал учиться. После провала экзаменов пришлось перевести его в менее престижную школу, а затем в художественную. В 16 лет учебу (уже в Кингстонском художественном колледже) снова пришлось задвинуть на задний план, потому что в его жизни случился рок-н-ролл. Гитара отнимала все время молодого человека.

Клэптон и Бадди Гай

3 Работал на стройке

В начале музыкальной карьеры Эрик Клэптон работал на стройке вместе с дедом каменщиком-штукатурщиком. Как музыкант Клэптон начал свой путь с улиц родного Суррея, где и познакомился в 1962 году с гитаристом Дэвидом Броком.

Эрик Клэптон (с гитарой справа) в 1963 году

4 Покинул группу после первого успеха

Успешный сингл For Your Love вышел в 1965 у группы Yardbirds, где тогда играл Клэптон. После того как молодые музыканты вкусили успех, они решили поменять ориентированность своего творчества, нацелившись на популярную музыку. Клэптон, как истинный приверженец блюза, покинул команду.

Так же он прятался от славы после основания «супер группы» Blind Faith. Клэптон разогнал команду после одного альбома и успешного турне, будучи недовольным качеством материала и излишним вниманием прессы к себе.

Клэптон в Blind Faith

5 Получил прозвище slowhand («медленная рука»)

Клэптон получил прозвище из-за того, что во время концертов, когда на его гитаре рвалась струна, он оставался на сцене и спокойно менял ее. Публика в ожидании «медленно аплодировала» (slow handclap). Каламбур состоит в том, что Клэптон такой быстрый игрок, что вызывает медленные аплодисменты.

Клэптон и Патти Бойд

6 Отбил жену у своего друга

В 1970 году Эрик Клэптон с группой Derek and the Dominos записал альбом Layla and Other Assorted Love Songs. Объединяющая тема песен – внезапная любовь Клэптона к супруге его друга Джорджа Харрисона (одного из легендарной ливерпульской четверки).

Патти Бойд почти 4 года не отвечала Клэптону взаимностью, но потом ушла от Харрисона. В 1979 году Клэптон наконец женился на Патти. На отношения Клэптона с Харрисоном это никак не повлияло, они остались хорошими друзьями, а вот с Патти брак продлился не долго. В 1984 году Бойд ушла от музыканта, обвиняя его в алкоголизме и многочисленных изменах.

Layla считается одной из самых значительных рок-песен о любви.

Эрик Клэптон, Пит Таунсенд, Элтон Джон

7 Поборол героиновую зависимость

Сначала публика и критики не оценили альбом Layla and Other Assorted Love Songs, что повергло музыканта в депрессию и героиновую зависимость. Радиостанции отказывались брать 7-ми минутную песню Layla. На обложке альбома имя Эрика Клэптона не значилось, только название самой группы, поэтому он не имел продаж.

После 3 лет затишья поворотным стал концерт в лондонском театре Rainbow, организованным другом Эрика Клэптона Питом Таунсендом (The Who). После этого Клэптон вернулся на сцену с новым звуком и новым материалом.

Наверняка любовный треугольник Клэптон-Бойд-Харрисон не казался друзьям и знакомым его участников особо романтичным. Девушка изменяет мужу с его другом… Согласитесь, не самая красивая ситуация. Но благодаря таланту Эрика, посвятившего Патти бесподобную песню “Layla”, их отношения запомнились как трогательная история страстной любви - пусть даже с печальным концом.

Эрик Клэптон и Патти Бойд

Возможно, не все знают, что тогда произошло, поэтому вкратце напомню. Патти Бойд была женой Джорджа Харрисона из The Beatles. Клэптон близко общался с Харрисоном и даже помогал ему записывать “While My Guitar Gently Weeps”. Но это не помешало Эрику завести роман с Патти и через некоторое время жениться на ней.

Отношения Клэптона и Бойд развивались на глазах Бобби Уитлока, одного из участников группы Derek and the Dominos, который был приятелем как Эрика, так и Джорджа. Вот что он рассказал об этом:

Я был там, когда они предположительно тайком встречались. Но хорошо скрываться не получится, если ты всемирно известная личность. Он с ума сходил по Патти, а я встречался с ее сестрой. Все это у них происходило, скорее всего, за спиной Джорджа. Хотя Джорджу было плевать. Он сказал: «Можешь взять ее». Это типа разряжает обстановку, когда Эрик говорит: “Я забираю твою жену”. А в ответ ему: “Бери”.

Но песню “Layla” Клэптон сочинил еще в то время, когда Патти была супругой Харрисона. В книге “Wonderful Tonight: George Harrison, Eric Clapton, and Me” Бойд вспомнила о том, как она впервые услышала песню “Layla”:

  • Мы тайком встретились в квартире в южной части Кенсингтона. Эрик Клэптон попросил меня прийти, так как он хотел, чтобы я послушала новую песню, которую он написал. Он включил магнитофон, добавил звук и проиграл мне самую убедительную и трогательную песню, которую мне доводилось слышать. Это была “Layla” - о человеке, безнадежно влюбленном в женщину, которая тоже его любит, но остается недоступной. Он проиграл мне запись два-три раза и все время пристально смотрел на мое лицо, желая увидеть, как я буду реагировать. Первое, о чем я подумала, было: «О, Боже, все поймут, что она обо мне.
  • Я не особо-то обрадовалась, когда Эрик написал «Лейлу», пока я все еще была замужем за Джорджем. Мне казалось, чтом меня выставили напоказ. Песня поразила и взволновала меня, ведь она была такой страстной и невероятно драматичной, но я хотела сохранить свой брак. Эрик открыто объяснился в любви. Я долгое время отвергала его ухаживания. Я не хотела бросать мужа. Но, очевидно, когда у нас с Джорджем все пошло мучительно плохо, это стало концом наших отношений. Мы оба вынуждены были двигаться дальше.

Дальнейшая история Клэптона и Бойд хорошо всем известна. Они поженились, но через некоторое время их отношения испортились, Эрик ушел к актрисе Лори Дель Санто, и после десяти лет брака они с Пати развелись.

Харрисон, который присутствовал на их свадьбе, кажется, даже был благодарен Клэптону:

  • Если бы не Эрик, мы бы вынуждены были пройти через массу неприятных вещей, без которых обычно не обходится развод: склоки, ругань, битье тарелок и раздел имущества. А так она попала в надежные руки и, что наиболее важно, ей не нужно было менять привычный образ жизни: виски, светские рауты, новые авто и платья, не самое здоровое веселье и музыка — все то же, но в других местах и с другим музыкантом.

В общем, Эрик и Джордж остались друзьями.

Происхождение названия

Название “Layla” Эрик Клэптон взял из старинной восточной легенды «Лейли и Меджнун», якобы основанной на реальных событиях. В ней рассказывается о поэте-бедуине Каисе, который влюбился в красавицу Лейли. Но она вышла замуж за другого. Обезумевший от горя Каис ушел в пустыню и скитался там, посвящая Лейли песни. Когда его возлюбленная умерла, он также не смог жить.

Запись песни “Layla”

Эрик Клэптон записывал “Layla” с группой Derek and the Dominos. В первоначальном варианте она была спокойной балладой, но затем Клэптон и Дуэйн Олмэн сочинили знаменитый гитарный рифф, который заметно «утяжелил» песню. Когда композиция была уже почти готова, Эрик услышал, как Джим Гордон играл на фортепьяно мелодию собственного сочинения, и убедил его использовать эту партию в “Layla”.

Не всем эта идея пришлась по душе. Вот что говорил о ней Уитлок:

  • «Я ее терпеть не мог. В оригинале “Layla” не было фортепьяно. Когда мы записывали песню, мы даже не думали о фортепьяно. Джим играл ее, и Эрик сказал: “А как насчет этого - ведь неплохо”. Джим не пианист. Он играет так прямо - все очень аккуратно. Они хотели, чтобы я добавил в нее чувств, поэтому Джим записал ее, я записал ее, а Том Дауд их смикшировал. Это две разных записи».

Как бы то ни было, теперь уже никто себе не представляет песню “Layla” без партии фортепьяно.

Релизы “Layla”

Песня “Layla” была издана синглом из альбома “Layla and Other Assorted Love Songs” (1970). Публика встретила и этот трек, и всю пластинку прохладно. Длительность песни сделала ее непривлекательной для радиостанций, а поклонники Клэптона не покупали альбом, потому что его имя было указано лишь на обороте.

Зато в 1972 году, когда “Layla” вышла синглом из сборника “The History of Eric Clapton”, песня поднялась на седьмую строчку UK Singles Chart и на десятую позицию Billboard Hot 100.

Акустическая версия в блюзовой аранжировке, которую Клэптон исполнил на концерте MTV Unplugged, также выходила в виде сингла, попала в чарты и была удостоена «Грэмми» как лучшая рок-песня.

“Layla” входит в списки 500 величайших песен всех времен (“Rolling Stone”) и 100 величайших песен рок-н-ролла (VH1).


  • В конце песни Дуэйн Олмэн исполнил на гитаре звук, напоминающий крик птицы. Это трибьют легендарному джазмену Чарли «Птице» Паркеру.
  • Кавер-версии “Layla” исполняли Лондонский симфонический оркестр и Королевский филармонический оркестр.
  • Фортепьянная кода из “Layla” звучит в фильме «Славные парни» (“GoodFellas”) Мартина Скорсезе.
  • Энди Саммерс, гитарист The Police и The Animals, назвал дочь Лэйлой в честь песни.
    Текст песни “Layla” Перевод песни “Layla”
    What’ll you do when you get lonely
    And nobody’s waiting by your side?
    You’ve been running and hiding much too long.
    You know it’s just your foolish pride.
    Что ты будешь делать, когда останешься одна,
    И никто не будет ждать тебя рядом?
    Слишком долго ты бегала и пряталась
    Знаешь, все дело в твоей глупой гордости
    Chorus:
    Layla, you’ve got me on my knees.
    Layla, I’m begging, darling please.
    Layla, darling won’t you ease my worried mind.
    Припев:
    Лэйла, из-за тебя я на коленях
    Лэйла, я молю, дорогая, пожалуйста
    Лэйла, дорогая, избавь меня от тревожных мыслей
    I tried to give you consolation
    When your old man had let you down.
    Like a fool, I fell in love with you,
    Turned my whole world upside down.
    Я старался тебя утешить,
    Когда твой муж тебя подвел
    Как дурак, я влюбился в тебя,
    И вся моя жизнь перевернулась
    Let’s make the best of the situation
    Before I finally go insane.
    Please don’t say I’ll never find a way
    And tell me all my love’s in vain.
    Давай сделаем все возможное в этой ситуации,
    Пока я окончательно не сошел с ума
    Пожалуйста, не говори, что я никогда не найду выход,
    И не утверждай, что вся моя любовь напрасна
  • Цитата о песне

    • Я люблю ее слушать. Она звучит, как будто не моя. Как будто я слушаю кого-то, кто мне по-настоящему нравится.

    Эрик Патрик Клэптон родился 30 марта 1945 года. Его имя по-английски звучит следующим образом - Eric Patrick Clapton. Эрик Клэптон известен миру как гениальный композитор, вокалист и даже гитарист. Когда-то его прозвали «Медленная рука» (Slowhand). На сегодняшний день – это один из самых влиятельных и уважаемых музыкантов эры рока. Несмотря на то, что в течение всей его музыкальной карьеры стиль исполнения менялся, однако главным направлением все же оставался блюз. С ним играли такие блюзовые группы, как The Yardbirds, John Mayall"s Bluesbreakers. Так же известны дуэты с рок-группой Cream, которые оставили значительный след в его карьере.

    Детство Эрика Клэптона

    Эрик Клэптон родился в деревушке Рипли, которая расположена в графстве Суррей. Родителями стали Патрисия Молли Клэптон (на тот момент ей было всего 16 лет) и двадцати четырехлетний солдат Эдвард Фрайер (1920-1985). Фраер ушел на войну еще до рождения Эрика, более того, впоследствии он вернулся в Монреаль.

    Сам Эрик воспитывался своей бабушкой, Розой Клэптон и неродным дедом, который был отчимом для Патриции и ее родного брата Адриана Клэптона. То, что ребенок родился вне брака, долго скрывали, поэтому Эрик рос, думая, что Патриция – его старшая сестра, а реальные бабушка с дедушкой – мать и отец. Хотя, по сути, так оно и было – спустя определенное время, его легкомысленная мать вышла замуж за очередного канадского солдата и уехала в Германию, оставив сына бабушке и дедушке.

    На свой день рождения (Эрику Клэптону исполнялось 13 лет), бабушка и дедушка подарили ему гитару фирмы Hoyer. Однако дешевый инструмент со стальными струнами быстро наскучил мальчику, и Эрик надолго забросил эту игрушку. Однако спустя два года Эрик нашел ее и уже не расставался. Часы игр на гитаре, исполнение различных блюзовых композиций – молодой Клэптон тратил все свое время на музыку. Когда у него появился магнитофон Grundig, будущий музыкант слушал часами игру профессионалов, затем пытался воспроизвести все на своей гитаре.

    Юношество Эрика Клэптона

    В 1961 году молодой Эрик Клэптон стал учиться в колледже Kingston College of Art, однако его учебе постоянно мешала музыка – юноша настолько отдавал все свое внимание любимому занятию, что в определенный момент полностью упустил основную учебу. В конце 1961 года Эрика исключают из колледжа.

    Однако Клэптон не переживает, а продолжает играть на ставшем любимым инструменте. Игра молодого человека стала просто виртуозной, что не осталось незамеченным – его отметили, как молодого талантливого музыканта.

    Где-то в этот период Эрик стал выступать на улицах, его игру услышали Кингстон, Ричмонд и Вест-Энд.

    В 1962 году Эрик Клэптон выступал уже не один, а с Дэвидом Броком, их дуэт не раз играл в местных пабах. В семнадцать лет Клэптон стал участником такой группы, как «The Roosters». Их творчество продолжалось до августа 1963 года. А уже в октябре этого же года Эрик Клэптон отыграл около семи концертов с Casey Jones & The Engineers как сессионный музыкант.

    Эпоха The Bluesbreakers и The Yardbirds

    Октябрь 1963 года ознаменовался для Клэптона участием в группе The Yardbirds, где несмотря на основное рок-направление, прослеживалось влияние блюза. Участником этого состава Эрик Клэптон оставался до весны следующего года. Как отмечали критики, Эрик Клэптон соединил в себе игру таких гитаристов, как Фредди Кинг, Бадди Гай и Би Би Кинг, однако при этом оставался уникальным исполнителем, который имеет свой собственный стиль. Группа стала привлекать особое внимание общественности с того момента, когда заменила легендарные Rolling Stones в известном клубе Crawdaddy, расположенном в Ричмонде.

    Начались гастроли по всей Англии, где The Yardbirds выступали вместе со знаменитым блюзменом Америки, Сони Бой Уильямсоном. Результатом их выступлений стал совместный альбом, который издался в 1965 году.

    История прозвища

    Ритм-гитарист Крис Дрей постоянно вспоминает, как на гитаре Клэптона рвались струны во время выступлений. Однако, вопреки логике, Эрик Клэптон менял струны, оставаясь на сцене. Английская публика, ценя Клэптона как исполнителя, терпеливо пережидала такие короткие паузы, заполняя перерыв так называемыми медленными овациями. По-английски, это звучит как slow handclap.

    Как сообщает сам Клэптон, его знакомый, Джорджио Гомельский создал из этого целый каламбур, который впоследствии и стал прозвищем музыканта – slowhand.

    Весной 1965 года The Yardbirds, наконец, выпустили свою первую хитовую композицию «For Your Love», где Эрик Клэптон исполнял свою партию на гитаре. Из-за успеха этого хита, группа стала ориентироваться больше на поп-звучание. Эрик Клэптон не поддержал этого направления, так как его сердце с самого начала принадлежало исключительно блюзу. Именно поэтому он перестал быть участником этой группы. На замену самого себя Клэптон порекомендовал Джимми Пейджа, который был его приятелем. Однако Пэйдж был в то время довольно успешным студийным музыкантом, поэтому не смену Клэптону пришел Джефф Бек.

    На несколько месяцев Клэптон стал участником группы John Mayall & Bluesbreakers, однако это был довольно непродолжительный период. Уже летом 1965 года он поехал на гастроли с The Glands в Грецию, вместе со своим другом Беном Палмером, игравшем на клавишных.

    Осень этого же года ознаменовалась для Эрика Клэптона участием в группе Bluesbreakers, где его игра создала ему репутацию лучшего блюзового гитариста.

    Ключевые факты из жизни исполнителя

    Клэптон – единственный исполнитель, который три раза был включен в Зал славы Рок-н-ролла, как сольный музыкант, а так же член таких групп, как «Yardbirds», «Cream».

    Журнал Rolling Stone поставил Эрика Клептона в список самых великих гитаристов за все время, Клэптон занял почетное четвертое место.

    Одной из самых успешных композиций артиста считается кавер-версия под названием «I Shot the Sheriff» , которая стояла на верхушке чартов осенью 1974 года.

    Коронное соло Эрика Клэптона – соло в композиции The Beatles под названием «While My Guitar Gently Weeps», именно его и пригласил Джордж Харрисон. Точно неизвестно, почему Харрисон выбрал Клэптона. Может, недовольство собственной игрой, может, для того, чтобы немного разрядить обстановку в The Beatles, так как запись «Белого альбома» была для легендарной группы немного проблематичной. Но одно сказать можно однозначно – Клэптон и Джордж Харрисон были большими друзьями. Кроме того, в свою очередь, Клэптон пригласил Харрисона для участия в записи Badge (альбом «Cream - Goodbye»).

    Кроме того, Эрик Клэптон принимал участие в записях таких «гостевых» композиций, как «The Pros and Cons of Hitch Hiking» Роджера Уотерса, «Runaway Train» Элтона Джона, «It’s Probably Me» Стинга и композиции «Love Can Build a Bridge» Шер.

    Одна из баллад Клэптона, «Layla» , до сих пор является прообразом для романтических гитарных композиций. Одна из версии этого музыкального произведения даже была удостоена «Грэмми» в 1992 году. Известный журнал «Rolling Stone» поставил ее в ряд лучших композиций современной музыки. Интересно, что в основу композиции легла древняя арабская легенда. Гаис, позже получивший прозвище Меджнун (в переводе одначает»безумец»), был несчастливо влюблен в Лэйлу. Биографы сходятся на том, что Эрик Клэптон в то время был безнадежно влюблен в Патрисию Бойд, жену Джорджа Харрисона. Впоследствии, Бойд и Харрисон развелись, и между нею и Эриком Клэптоном начался роман, закончившийся свадьбой. Примечательно то, что, несмотря на происшедшее, Джордж Харрисон и Эрик Клэптон остались друзьями.

    1993 год ознаменовался для Клэптона тем, что он получил премии «Грэмми» буквально во всех главных номинациях – запись года (композиция «Tears In Heaven»), песня года (та же песня) и альбом года («Tears In Heaven»). Это произведение буквально впитало в себя горе безутешного отца – в 1991 году, его единственный четырехлетний сын погиб в результате ужасного несчастного случая. Он выпал из окна квартиры на 53 этаже небоскреба. Более года Эрик Клэптон был в ужасном состоянии, близкие ему люди даже потеряли надежду на то, что он когда-нибудь оклемается.

    В 2002 году Эрик Клэптон второй раз женился на Мели Макенери, у них родились три дочери – погодки, Элла Мэй, Джулия Роуз и София. Первый брак, с Патрисией Бойд был, к сожалению супругов, бездетным. Кроме того, у Эрика Клэптона есть и внебрачный ребенок – дочь Рут (роман с Ивонной Хан Келли).

    В 2004 году впервые прошел фестиваль Crossroads Guitar Festival, организованный самим Эриком Клэптоном. Этот фестиваль радовал поклонников и в 2007 году, и в 2010 году.

    В 2010 году были проданы семьдесят гитар Эрика Клэптона.

    Эрик Клэптон – сильная личность, которая сумела побороть алкогольную зависимость и встать на ноги после всех трудностей, которые были на его пути.

    В прошлом Эрик запойный алкоголик, но в настоящее время не пьет.

    Согласно проведенному опросу PRS for Music, одна из самых чувствительных композиций Клэптона - «Everybody Hurts». Второе место отдано «Tears in Heaven» , а третье – композиция Леонарда Коэна - «Hallelujah».

    История жизни
    Эрик Патрик Клэп, известный как Клэптон, родился 30 марта 1945 года в Рипли, графство Суррей. Эрик учился в Кингстонском художественном колледже, но был исключен за неуспеваемость. Виной тому были пластинки с записями Чака Берри, Мадди Уотерса, Роберта Джонсона, Билла Брунзи, Скипа Джеймса, которые Эрик слушал все свободное время, осваивая технику игры выдающихся американских блюзовых гитаристов.
    Гитару взял в руки впервые в 14 лет, то был подарок бабушки и дедушки. Благодаря изучению классиков блюза, а также в результате усиленной работы над собой и над гитарой Клэптон всего за два года сумел достичь значительного мастерства без посторонней помощи и стал играть в местной группе.
    В марте 1962 года в лондонском районе Илинг открылся клуб любителей ритм-энд-блюза. Клэптон становится одним из его завсегдатаев. Как вокалист он нередко подменял Мика Джеггера в ансамбле «Alexis Korner`s Blues In corporated».
    Карьеру профессионального гитариста начал в 1963 году в группе «The Roosters», куда его пригласил Торн Макгиннес. Через полгода оба перешли в «Casey Jones and The Engineers». Однако спустя всего две недели, в октябре 1963 года Клэптон сменил в ансамбле «The Yardbirds» соло-гитариста Тони Топэма. «The Yardbirds» выступали в ричмондском клубе «Crawdaddy», где до них основной группой был «Rolling Stones».
    То была пора признания. «The Yardbirds» вскоре начал составлять конкуренцию самим «Битлз». Гитарные соло Эрика уже в то время приводили всех в восторг, но в 1965 году он покинул группу.
    Расставшись с ансамблем, в котором играл 14 месяцев, Клэптон на время покинул сцену и поступил рабочим на стройку. Однако вскоре ему позвонил Джон Мэйелл и пригласил в свою группу «The Bluesbreakers». В биографии Эрика Клэптона это был переломный момент. С «The Bluesbreakers» он выступал с апреля по август 1965 года и, после поездки на три месяца в Грецию, с ноября по июль следующего года.
    С Клэптоном в качестве гитариста и вокалиста группа приобрела невероятную популярность. Его мелодичные, плавные и душевные импровизации оказывали колоссальное эмоциональное воздействие.
    Блестящие сольные партии в инструментальных композициях «Steppin Out» и «Hideaway», в песнях Джона Мэйелла принесли ему славу лучшего блюзового гитариста страны. На концертах публика не уставала кричать «Пусть Бог сыграет соло!»
    Шестой состав «The Bluesbreakers», куда входил Клэптон, выпустил только один альбом - «Blues Breakers John Mayall with Eric Clapton» (1966), но он сразу попал в первую десятку национального хит-парада и навсегда останется в числе красивейших блюзовых дисков, когда-либо записанных белыми исполнителями. Играя в «The Bluesbreakers», Клэптон находил время и для сотрудничества с другими музыкантами. С Джимми Пейджем он сделал серию записей, позднее включенных в антологии британского блюза, а с Джеком Брюсом и Стивом Уинвудом записал демонстрационный диск.
    В ходе этой работы у Клэптона родилась идея попробовать себя в синтезе блюза и рока. В июле 1966 года Клэптон создает группу «Cream», куда вошли Джек Брюс и Джинджер Бейкер.
    Музыканты намеревались играть в небольших клубах и кафе, но дебютное выступление на Виндзорском фестивале джаза и блюза в 1966 году вызвало у публики такой восторг, что каждый невольно начал импровизировать, демонстрируя максимум своих возможностей. Этот стиль и стал традиционным для группы.
    Участники группы и не предполагали, что их творчество произведет настоящую революцию в музыке, дав жизнь тысячам новых музыкальных течений. Характерный «кримовский» саунд прослушивался уже с первого альбома группы - стандартный блюз с элементами джаза и психоделики был сыгран с такой мощью и эмоциональным накалом, что сравниться мог разве что только с творчеством Джимми Хендрикса. Все трое участников группы создавали песни прямо во время исполнения.
    Во время концертов партнеры Клэптона намеренно на ходу изменяли ритмическую структуру песен, вынуждая его отчаянно импровизировать. Музыканты, предпочитая студийной работе живые концерты, тем не менее в 1968 году выпустили двойной альбом «Wheels Of Fire», который стал самым первым альбомом в истории музыки, по уровню продаж получившим «платиновый статус».
    В целом же к концу 1968 года общий тираж пластинок ансамбля составил 15 миллионов экземпляров. Трио прекратило карьеру по инициативе Эрика Клэптона, уставшего от бесконечных гастролей, от исполнения изо дня в день одних и тех же композиций. Искусство в таких условиях грозило превратиться в ремесло, в механически выполняемую работу. На одном из концертов он намеренно отключил свою гитару посреди песни, чтобы проверить, заметят ли это Бейкер и Брюс. Они не заметили и как ни в чем не бывало доиграли композицию вдвоем. Терпение Клэптона лопнуло, когда в журнале «Rolling Stone» его назвали «мастером клише».
    Еще работая в «Cream» Клэптон начал участвовать в творчестве других рок-звезд. Особенно тесные контакты установились у него с Джорджем Харрисоном и Джоном Ленноном из «Битлз». Он исполнил сложнейшую партию соло в песне Харрисона «While My Guitar Gently Weeps», после чего подарил свою новую гитару автору.
    В начале 1969 года Эрик Клэптон основал новую супергруппу «Blind Faith». В июне состоялся дебют в лондонском Гайд-парке, где присутствовало более ста тысяч человек. Единственный альбом, «Blind Faith» (1969), возглавил таблицы популярности по обе стороны Атлантики. Самой удачной критики признали композицию Клэптона «Presence Of The Lord». Осенью квартет отправился в продолжительную гастрольную поездку по США. Вскоре после начала турне суперквартет «Blind Faith» распался, и Эрик Клэптон решил выступать с «Delany and Bonny». «Они играли музыку для души», - позднее объяснил он свой шаг. Проехав с концертами по гастрольному маршруту, намеченному для «Blind Faith», коллектив после небольшого перерыва совершил европейское турне.
    Затем Клэптон решил заняться сольным творчеством. Он записал первую сольную пластинку, назвав ее «Eric Clapton», песни на ней звучали вяло и неуверенно.
    Однако Клэптон не сдавался, ему удалось записать в 1970 году великолепный альбом «Layla And Other Assorted Love Songs». Заглавная композиция этого альбома - «Layla» - посвящена жене Джорджа Харрисона - Пэтти Бойд. Эрик был влюблен в нее на протяжении многих лет, и в 1979 году она все-таки вышла за него замуж. Песня завоевала огромную популярность. Она и по сей день фигурирует в списке лучших произведений рок-музыки всех времен. Тираж альбома в США составил 1 миллион 265 тысяч экземпляров, хотя критика признала его в целом неудачным, высоко оценив только песню «Layla».
    В 1971-1972 годах Клэптон жил в полном уединении у себя дома в Рипли. За этот период он только трижды выходил на сцену. Альбом с записью его выступления в зале «Rainbow» (1973) свидетельствовал о том, что Клэптон отнюдь не в лучшей форме. Так оно и было - Клэптон проходил курс лечения от наркомании. Лишь в конце 1973 года Эрик ощутил в себе достаточно сил, чтобы начать подготовку материала для нового студийного альбома.
    Летом 1974 года он сообщил своему менеджеру Роберту Стигвуду, что готов к работе, и через несколько дней вылетел в Майами. В название диска он вынес адрес дома, в котором остановился «461 Ocean Boulevard». Пластинка состояла из десяти композиций, выдержанных в новом для Клэптона стиле кантри-энд-блюз, в дальнейшем ставшем типичным для музыканта. 17 августа альбом возглавил американскую таблицу популярности, а 14 сентября одна из его песен, «I Shot The Sheriff», заняла первое место в США и вошла в десятку лучших в Англии.
    Его собственный альбом 1977 года - «Slowhand» - обнаруживает растущую увлеченность Клэптона музыкой кантри, и особенно творчеством певца и гитариста Дона Уильямса, чьи песни составляют основу пластинки. В американский хит-парад, однако, вошли оригинальные композиции Клэптона «Wonderful Tonight» и «Lay Down Sally».
    В 1980 году он дал серию концертов в пригороде японской столицы Будокане. Исполненные там песни представлены на альбоме «Just One Night». Весной 1987 года в двадцатку лучших попал в США очередной диск Эрика «August» (1986). Включенные в него композиции музыкант чуть раньше, в январе, с большим успехом сыграл и спел на концерте в лондонском зале Альберт-холл. Не менее активно работал он и в дальнейшем. Особенно удачным оказалось его сотрудничество с ансамблями «Dire Straits», «The Robert Cray Band». В 1988 году вышел альбом-сборник «Cross Roads» - ретроспекция двадцатипятилетней творческой деятельности Эрика Клэптона.
    Еще через год появился замечательный альбом «Journeyman», не только принесший ему еще большую популярность, но и вернувший уважение критиков. В этом отношении показательными стали концерты Клэптона в знаменитом лондонском Альберт-холле. Желающих его послушать оказалось так много, что пришлось отыграть 24 вечера подряд!
    В 1992 году вышел акустический альбом «Unplugged», который прозвучал настолько свежо и интересно, что это позволило вспомнить о тех временах, когда Эрику вообще не было равных по уровню игры на гитаре. В альбом помимо старых вещей вошло несколько новых песен, включая композицию «Tears In Heaven», посвященную трагически погибшему сыну друга. Пластинка получила в 1993 году 6 наград «Грэмми», установив тем самым своеобразный рекорд, а продажи альбома превысили 14 миллионов экземпляров.
    В 1994 году Клэптон повторил успех предыдущего альбома, выпустив пластинку «From The Cradle». Программа, состоящая из шестнадцати старых классических блюзовых композиций, продемонстрировала не только невероятное мастерство Эрика как гитариста, но и тонкое понимание им стилистики блюза.
    В 1996-м он записал сингл «Change The World», сразу же попавший на вершины хит-парадов. Последние альбомы музыканта - «Pilgrim» и новый сборник всех хитов «Clapton Chronicles The Best Of Eric Clapton».
    Клэптон - живая легенда мировой поп-музыки. О значительности этой фигуры в мире современной музыки говорит и тот факт, что Эрик Клэптон стал первым артистом, чье имя занесено в Зал славы рок-н-ролла три раза.

    1. Эрик Патрик Клэптон появился на свет 30 марта 1945 года в английской деревне Рипли. Свою первую гитару он получил в 13 лет, однако подлинное удовольствие от игры и желание стать хорошим музыкантом пришло к нему лишь два года спустя.
    2. Клэптон имеет прозвище «slowhand» («медленная рука»). Существует ошибочное представление, согласно которому оно появилось из-за того, что музыкант предпочитает скоростным пассажам более медленные, но сочные и мелодичные соло. Однако это не так. На самом деле прозвище родилось благодаря каламбуру Джорджио Гомельского, менеджера группы Yardbirds, в составе которой выступал Клэптон. Когда у Эрика во время концертов рвались струны, он не бежал за кулисы за запасным инструментом, а менял струну прямо на сцене. Затянувшуюся паузу публика сопровождала тем, что в Англии принято называть show handclap – медленными хлопками. Гомельский, желая подзадорить Эрика, переделал это выражение в slowhand, и изобретённое им слово стало неотступно следовать за Клэптоном.
    3. Одну из самых знаменитых своих композиций, Layla, Эрик Клэптон посвятил Патти Бойд, которая в то время была замужем за близким другом Эрика Джорджем Харрисоном. В 1976 году Бойд ушла от экс-битла к Клэптону, но, что характерно, дружить они не перестали. Патти развелась с Эриком в 1988 году, устав от его тогдашнего далеко не здорового образа жизни.
    4. В 1991 году в жизни Клэптона произошла трагедия: его пятилетний сын погиб, выпав из окна 53-го этажа небоскрёба. Музыкант пребывал в депрессии больше года. Впоследствии Клэптон посвятил сыну пронзительную балладу Tears in Heaven, ставшую одной из самых знаменитых его песен.
    5. Акустическая версия композиции Layla в 1993 году получила «Грэмми» в номинации «лучшая рок-песня», обойдя суперхит Курта Кобейна и Co Smells Like Teen Spirit. По словам Клэптона, он изменил аранжировку песни, потому что стал слишком стар для того, чтобы играть оригинальный скоростной рифф.
    6. Песня Клэптона Badge является плодом совместного творчества самого Эрика, Харрисона и Ринго Старра. Название появилось случайно. По одной версии, Клэптон не смог разобрать написанное неразборчивым почерком Джорджа слово bridge, прочитав его как badge. По другой версии, эту ошибку совершил подвыпивший Ринго, на счету которого также авторство строчки «I told you ’bout the swans that live in the park».
    7. Эрик Клэптон является композитором всех четырёх частей знаменитого боевика «Смертельное оружие».
    8. В 1979 году Эрик подарил свой Fender лондонскому Hard Rock Cafe, положив начало знаменитой коллекции музыкальных инструментов, принадлежащей этой сети баров.
    9. Эрик Клэптон является единственным музыкантом, трижды включённым в Зал славы рок-н-ролла: в качестве участника групп Cream и Yardbirds, а также как сольный исполнитель.
    10. Эрик Клэптон является организатором благотворительного музыкального фестиваля The Crossroads Guitar Festival в пользу созданного Эриком реабилитационного центра Crossroads Centre в Антигуа (остров в Карибском море). Фестиваль проводился в 2004, 2007, 2010 и 2013 годах. В разное время участие в нём принимали такие выдающиеся исполнители, как Джефф Бек, Би Би Кинг, Джон Маклафлин, Карлос Сантана, ZZ Top и другие. И, разумеется, сам организатор.

    Можно долго вспоминать разнообразные истории из жизни и творчества Эрика Клэптона, но интересно почитать и прямую речь именинника. Переходим к цитатам!

    Эрик Клэптон: цитаты

    1. Блюз – это песня о мужчине, у которого нет женщины. Или о мужчине, которого покинула женщина. Или о человеке, у которого нет ничего похожего на женщину.
    2. Некоторые люди обладают повышенным чувством ответственности, но как ни печально, они не обладают музыкальным вкусом. У других - чудесный музыкальный вкус, однако практически нет чувства ответственности. Людей обладающих и тем и другим качеством крайне мало.
    3. Блюз - индивидуальное искусство. Один человек с гитарой против всего мира.
    4. О песне Layla:
      Мне нравится слушать эту песню. Как будто она не моя. Как будто я слушаю кого-то, кто мне очень нравится.
    5. О наркотиках:
      Я полагал, что смогу остановиться в любой момент. Более года я смешивал героин с кокаином и пил, и я был в порядке. Я начинал принимать наркотики раз в две недели, и вот случилось, что я принимаю их уже каждый день. Я помню первые 24 часа, когда стал бросать. Каждый нерв и мышца в моем теле были окаменевшими. Умирающий. Худшее, что я чувствовал - это то, что, когда я был чистым, я чувствовал себя еще хуже.
    6. Помню, что я думал о пении как о чём-то незначительном, что идёт в промежутках между игрой на гитаре, о чём-то, от чего я хотел поскорее избавиться. Пение было той рутинной работой, которая не приносила мне удовольствия.
    7. Когда есть выбор: совершенствовать что-то или оставить что-то сырым и «непричёсанным», я предпочту второе.
    8. Не знаю, верю ли я в удачу, но полагаю, что я очень удачлив.

© 2024 sauna-rubikon.ru - Рубикон - строительный портал