Арт-терапия как средство эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Кружок фототерапии с детьми овз

Арт-терапия как средство эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Кружок фототерапии с детьми овз

17.01.2024

Федяева Марина Александровна

Учитель начальных классов, КОУ ХМАО-Югры "Ханты-Мансийская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", г. Ханты-Мансийск

Федяева М.А. Использование арт-технологий в работе с детьми с ОВЗ // Совушка. 2017. N1(7)..09.2019).

«Искусство - это время и пространство, в котором живёт красота человеческой души.

Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу»

В.А. Сухомлинский

Внутренний мир ребёнка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать своё «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своём здоровье.

Необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, на мой взгляд, является арт-терапия. Арт-терапия или, буквально, «терапия искусством». Термин этот был введён в далёком 1938 г. А. Хиллом. Главная цель арт-терапии — гармонизация личности, психологического и эмоционального состояния. Поэтому значение метода особенно возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья. Через развитие возможностей самопознания и самовыражения средствами художественной деятельности можно изменить стереотипы поведения, повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности такого ребенка и в конечном итоге — успешно социализировать. Чтобы занятие по арт-терапии не превратилось в урок по изобразительной деятельности, нужно соблюдать некоторые условия. Арт-терапия — безопасная среда, способствующая самовыражению и спонтанной активности. Поэтому приемы и техники подбираются с учетом возможностей ребенка, любые усилия ребенка в ходе работы должны быть интересны и приятны ему. Ребенок имеет право отказаться от выполнения некоторых заданий и выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности. Взрослый должен избегать оценочных суждений и сравнений. Основные цели арт-терапевтического занятия — психотерапевтическая и коррекционная, а не обучающая. Поэтому ориентироваться нужно, прежде всего, на процесс, а не результат. Искусство — лишь средство, которое помогает лучше понять ребенка и его внутренний мир.

В последнее время появилось множество приемов по арт-терапии: кляксография; пластилинография; композиции из цветного песка; рисование солью по мокрому; рисование пальчиками, ладошками; «рисование» крошкой из сухих листьев; ниткография; «рисование» крупой; изотерапия; песочная терапия; фототерапия; игротерапия; музыкотерапия; вокалотерапия; сказкотерапия.

Существует две формы арт-терапии: пассивная и активная.

При пассивной форме ребенок «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

При активной форме арт-терапии ребенок сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.

Практически каждый ребёнок с особенностями развития может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей ребёнка, что позволяет использовать их как диагностику. Арт - терапия позволяет познавать себя и окружающий мир.

Одним из направлений арт-терапии является сценическое искусство. Участие ребенка в театральной постановке помогает ему погрузиться в мир собственных переживаний, учит его выражать свои чувства не только словами, но и жестами, мимикой, движениями. Ребенок, примеряя на себя различные образы, обретает индивидуальность и учится понимать переживания других людей, а педагог во время занятий мягко проводит психологическую коррекцию поведения ребенка.

Мы со своими ребятами часто участвуем в спектаклях, сценках, инсценировках.

Техника каракулей всегда была ценной методикой. Эту технику можно использовать в работе с гиперактивными детьми как инструмент развития ценных социальных качеств (терпения, внимательности и др.), а также для повышения самооценки. Изображение создаётся без красок, с помощью карандашей и мелков. Под каракулями понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми либо, наоборот, вычерченными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере. Каракули помогают расшевелить ребёнка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают мышечное напряжение.


Пластилинография. Принцип данной технологии - создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, рисовать. А первая половина - «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Во время выполнения практических заданий по пластилинографии включаются различные группы мышц, происходит и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально - волевой сферы. Тренируя пальцы рук, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение пластилинографии, ориентированной на развитие, является незаменимой в коррекционной работе.

Рисование крупой. Игры с крупой развивают у детей воображение, фантазию, тактильную чувствительность, снижают эмоциональное напряжение, расслабляют. Несколько незатейливых движений - и могут получиться замечательные художества. Это прекрасная возможность выразить свои чувства. Рисование крупой дает отличный результат релаксации. Чтобы дополнить картину, мы используем пластилин, камушки, семечки, орешки. Даже застенчивые дети проявляют себя в творчестве.


Рисование пальчиками, ладошками . Краска-терапия активно используется сейчас в различных образовательных учреждениях для того, чтобы помочь ребенку адаптироваться в окружающем мире, научить его видеть мир абсолютно разными окружающими красками, научить ребенка радоваться жизни, ну и конечно, развивать его творческие способности. Вообще работа с красками очень интересна и всегда нравится детям, потому что даже в тот момент, когда ребенок не знает, как выразить свою мысль, он может рассказать о том, о чем он сейчас думает с помощью красок.


Метод «Рассказывание и сочинение сказки». Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, Педагог и ребёнок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребёнок может сочинять сказку самостоятельно. Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребёнком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребёнка, но в то же время действуют в нем.

Ниткография. Красивые необычные работы получаются у нас с помощью ниток.

Об эффективности арт-терапии можно судить на основании положительной динамики в развитии и активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий. Многочисленные данные показывают, что дети с ограниченными возможностями нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арт-терапии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе занятий.

Ожидаемые результаты работы.

Психологический аспект: коррекция эмоционально-волевой сферы, дефицитарного развития интеллекта; повышение стрессоустойчивости, самооценки, улучшение саморегуляции поведения; оптимизация психических процессов и функций.

Социальный аспект: гармонизация личностного и интеллектуального потенциала; эмоциональная готовность - восприимчивость к социуму; гармонизация внутри-семейных отношений; снижение уровня конфликтности в социуме.

Педагогический аспект: раскрытие творческого потенциала и творческих возможностей несовершеннолетних; развитие эстетического кругозора.

Арт-терапия имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности педагога и воспитанника с особенностями развития. Использование средств арт-терапии даёт возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности. Как показывает мой опыт работы, использование арт-терапии с детьми с особенностями развития повышает мотивацию, способно значительно оптимизировать развитие ребёнка. Наблюдения показали, что совместная деятельность, включающая арт-педагогические технологии, даёт больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект.

Литература:

  1. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб, 2002.
  2. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 2006.
  3. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб., 1999.
  4. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М., 2001.
  5. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. СПб, 2002.
  6. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия М., 2000.

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы.

Арт-терапия – это воздействие средствами искусства на ребенка.

Выделяют различные ее виды в зависимости от средства воздействия:

    музыка - это музыкотерапия;

    литература, книга - это библиотерапия;

    театр, образ - это имаготерапия;

    изобразительное искусство - это изотерапия;

    танец, движение - это кинезитерапия.

Давайте теперь более подробно рассмотрим каждый вид арт-терапии более подробно.

Музыкотерапия

Это использование музыки в занятиях с ребенком любом виде. Вы можете прослушивать записи, играть на элементарных музыкальных инструментах, петь и так далее – все это принесет неоценимый вклад в развитие психики вашего ребенка.

При использовании музыкотерапии происходит:

    эмоциональная активизация ребенка – он получает заряд положительных эмоций;

    ребенок развивает навыки и способности к общению в совместной деятельности с родителями или друзьями;

    происходит регуляция эмоционального фона, настроения и самочувствия ребенка;

    формирование чувства прекрасного.

Какие формы музыкотерапии существуют?
Музыкотерапия может быть активной, когда дети активно выражают себя в музыке, и пассивной, когда малышам предлагают только прослушать музыку.

Активная музыкотерапия предполагает активное включение ребенка в музыкотерапевтический процесс посредством пения или вокалотерапии, движения или кинезитерапия - танцетерапия, а так же игры на музыкальных инструментах - инструментальная музыкотерапия.

Имаготерапия

Занимает не последнее место среди различных видов арт-терапии. Её основой является театрализация. Ребенок может исполнять роль самостоятельно или при помощи различных игрушек.

Применяя имаготерапию в воспитании своего ребенка вы сможете:


Библиотерапия

В основе библиотерапии лежит использование специально литературного материала с целью решения различных личностных проблем ребенка.
Материалом для чтения могут быть произведения, абсолютно различных литературных жанров: проза (рассказы, повести, романы, сказки и т. д.), поэзия (стихи, поэмы).

В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии - сказкотерапия, в основе ее лежат сказки с различным смыслом.

С помощью сказкотерапии можно оказать помощь детям с различными психологическими проблемами (агрессивным, пассивным, неуверенным, застенчивым, с проблемами принятия своих чувств ).

Сказка позволяет детям раздвигать рамки их обычной жизни, переживать сложные явления и чувств, в доступной форме постигать эмоциональный мир чувств и переживаний.

Изотерапия

Подробнее остановимся на одном из наиболее распространенных видов арт-терапии. В данном случае воздействие на развитие ребёнка осуществляется посредством изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Проведение рисуночной терапии с детьми может, осуществляется на занятиях, педагогом, воспитателем ГПД или самим родителем.

Выделяют несколько типов заданий, которые можно использовать в практике проведения рисуночной терапии:

    Предметно-тематический тип - основой изображения является человек и его взаимодействие с окружающим предметным миром и людьми. Темы рисования могут быть свободными или заданными - «Моя семья», «Мое любимое занятие», «Я дома», «Кем я стану» и др.

    Образно-символический тип - в основе которого рисование, связанное с нравственно-психологическим анализом абстрактных понятий «Добро», «Зло», «Счастье», в виде образов, созданных воображением ребёнка, а также изображением эмоциональных состояний и чувств - «Радость», «Гнев», «Удивление».

    Упражнения на развитие восприятия, воображения и символической функции - задания, основанные на принципе проекции, - «Волшебные пятна», а также воспроизведение в изображении целостного объекта и его осмысление - «Рисование по точкам».

    Игры-упражнения с изобразительными материалами (красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелками, сангиной и т. д.), изучение их физических свойств и экспрессивных возможностей - «Рисование пальцами», экспериментирование с цветом, пластилином, тестом (создание простейших форм).

    Задания на совместную деятельность - могут включать задания всех четырёх указанных выше видов, коллективное рисование, направленное на коррекцию проблем общения со сверстниками, улучшение детско-родительских отношений.

Рисование - это творческий акт, позволяющий ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Рисуя, ребёнок даёт выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

Арт-терапия предполагает использование различных приёмов и техник в изобразительной деятельности с детьми, поэтому рисуночные сессии с учениками начальной школы не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребёнок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык.

Условия успешного проведения изотерапии

Перечислим условия подбора техник и приёмов создания изображений, от которых зависит успешность арт-терапевтического процесса с детьми:

Условие 1. Техники и приёмы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.

Ребёнок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребёнку.

Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.

Условие 3. Изобразительные техники и приёмы должны быть нетрадиционными.

Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребёнком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации.

Приемы изотерапии

К изотерапевтическим техникам и приёмам относятся:

Марания

В буквальном понимании «марать» - значит «пачкать, грязнить».
Данный приём нетрадиционного рисования эффективен в работе по коррекции агрессивности и гиперактивности у детей.

Определение «марание» выбрано в связи с неструктурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен. Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в способе их создания: ритмичности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоёв и смешивании цветов.

Марания по внешнему виду порой выглядят как деструктивные действия с красками, мелками. Однако игровая оболочка оттягивает внимание от не принимаемых в обычной жизни поступков, позволяет ребёнку без опасений удовлетворить деструктивные влечения.

Монотипия

«Излечивает гнев и заполняет время» (О.А. Никологорская и Л.И. Маркус).

Название «монотипия» произошло от греческого слова «monos» - «один», так как отпечаток в этой технике получается только один.

Традиционная техника печатного художественного изображения в арт-работе с младшими школьниками может быть модифицирована: на одном и том же листе можно делать несколько оттисков;

«кляксография» - это тоже вариант монотипии. Лист сгибается пополам и снова раскладывается на столе. С одной стороны от сгиба наносятся пятна краски (хаотично или в виде конкретного изображения).

Рисование пальцами, ладошками.

Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытывает ребёнок, когда опускает палец в гуашь - плотную, но мягкую, размешивает краску в баночке, подцепляет некоторое количество, переносит на бумагу и оставляет первый мазок.

Ценность рисования пальцами и ладонями заключается в свободе от двигательных ограничений; от культурного влияния; от социального давления.

Рисование пальцами, ладонями - это разрешённая игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально приемлемой форме. Ребёнок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которых обычно не совершает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила.

Далеко не все дети по собственной инициативе переходят на рисование пальцами. Некоторые, заинтересовавшись и попробовав этот способ, возвращаются к кисти или губке, как к более привычным средствам изображения. Некоторым ребятам сложно приступить к рисованию пальцами. Как правило, это дети с жесткими социальными установками , ориентированные на раннее когнитивное развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для этих детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

Рисование по - мокрому листу

Данная техника способствует снятию напряжения, гармонизации эмоционального состояния, а также используется в работе с гиперактивными детьми.

Рисование сухими листьями, сыпучими материалами и продуктами

Сухие листья приносят детям много радости, они натуральны, приятно пахнут, невесомы, хрупки и шершавы на ощупь.

С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Эффектно выглядят изображения на тонированной и фактурной бумаге.

Также можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели и т.д. В частности, если в кабинете психолога есть песочница, бывают случаи инициативного использования песка.

Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

Рисование предметами окружающего пространства

Рисование мятой бумагой, кубиками, губками, зубными щетками, ватными палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками, спичечными коробками, свечой, пробками. Детская инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется, если, конечно, не является вредительством в чистом виде, не ущемляет права других детей. Привлечение окружающих предметов по инициативе ребёнка служит для педагога и психолога знаком вовлечённости в творческую деятельность, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей.

Техника каракулей

Вариант - рисунок по кругу: техника каракулей всегда была ценной методикой психотерапии. Полученные рисунки никого не оставляют равнодушными. Эту технику можно использовать в работе с гиперактивными детьми как инструмент развития ценных социальных качеств (терпения, внимательности и др.), а также для повышения самооценки.

Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги.

Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми либо, наоборот, вычерченными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере.

Каракули помогают расшевелить ребёнка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают мышечное напряжение.

Техника «Волшебный клубок»

Для работы потребуются клубки ниток разного цвета, лист ватмана или кусок обоев. Помимо того, что данная техника развивает воображение и фантазию, она хороша ещё и тем, что идеально подходит для робких, застенчивых детей, боящихся рисовать и играть. Это своеобразная альтернатива рисованию, где не бывает «хорошей» или «плохой» работы. Технику можно смело использовать для гиперактивных, импульсивных, агрессивных детей. Работать можно как индивидуально, так и в паре.

Использование детьми приёмов и техник создания изображений выступает у них как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных, а также выступает средством для снижения психоэмоционального напряжения, агрессивности, гиперактивности, тревожности у детей.

Психокоррекционные занятия с использованием арт-терапевтических техник и приёмов изображения не утомляют младших школьников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Применение нетрадиционных техник в воспитательном процессе родителям и педагогам позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес.

Итак, использование арт-терапевтических методов и приёмов в воспитательном процессе затрагивает нераскрытые дарования у детей, нормализует их эмоциональное состояние, развивает коммуникативные навыки и волевые качества, что существенно повышает социальную адаптацию и облегчает интеграцию в общество. Это является исключительно важным для всех детей.

Изотерапия

Реабилитация детей-инвалидов

Жизнь детей с инвалидностью полна трудностей и преодолений ведь им нужно постоянно заниматься, проходить курсы лечения и реабилитации. От постоянной жизни в таком режиме накапливается усталость. А вот энтузиазма наоборот, становится всё меньше. А ведь именно от настроя и участия самого ребенка зависит эффективность занятий. Поэтому, разрабатываются реабилитации при аутизме, ДЦП, синдромом дауна, которые будут не только полезны, но и увлекательны.

Таким методом является изотерапия.

Уроки способствуют развитию6 мелкой моторики рук, мышления, речи, воображения, навыков коммуникации. Согласование работы полушарий, уверенности в своих силах, умение справляться со страхами, желание творить и познавать. Техника изотерапии:

    марание,

    каракули,

    штриховка,

    акватушь,

    монотипия,

    рисунок на стекле,

    рисование пальчиками,

    рисование сухими листьями,

    рисование предметами окружения

Чтобы вызвать интерес к занятиям необходимо подобрать материал, тот, что по душе ребенку. Это вызывает желание заниматься и будет способствовать большей продуктивности изотерапии.

Материал для изотерапии: краски, кисти разной толщины, карандаши, восковые мелки или пастель, бумага разных цветов и размеров, ножницы, клей,. Нитки, листья, ракушки, камни, веточки обоев, ткань, фольга. Сюжеты рисунков зависят от способностей ребенка: сначала это могут быть разноцветные каракули, затем – солнышко, забор, елочка а по мере прогресса и более сложные объекты.

Подготовка.

Сначала надо настроить ребенка на работу. Обсудить, что вы будете рисовать, подобрать бумагу, цвет, карандаши или краски продумать куда вы повесите рисунок. Можно предложить заняться рисованием с любимой игрушкой, позвать на помощь мишку. Зайку, Лунтика, Куклу. Если ребенок не хочет рисовать, нельзя принуждать его. Можно начать рисовать самой, и попросить помочь раскрасить. Возможно, ребенок заинтересуется процессом, материалами и начнет помогать и рисовать.

Процесс творчества.

Во время рисования хвалите художника и напоминайте ему о цели занятия: что рисуем, кому покажем. В процессе творчества можно ненавязчиво изучать цвета и цифры. Можно взять руку малыша и контролировать его движение, со временем ослаблять контроль.

Если ребенок устал или потерял интерес к занятию, позвольте ему отдохнуть, договорившись обязательно завершить работу. Если что-то не получается нужно быть иногда лучше порвать работу (так можно бороться со страхом и выплеснуть негативные эмоции).

Когда рисунок завершен, необходимо обратить внимание на успехи малыша. Разместить рисунок на видном месте, подчеркнув, что здесь все будут видеть такую красоту и радоваться, что у них растет такой художник. Необходимо провести анализ рисунка, рассказать, что вы видите на рисунке и какие эмоции это вызывает.

Например: «Солнышко яркое и теплое. Мне нравится желтый цвет. Особенно хорошо получились лучики – такие ровные».

Постепенно можно привлекать ребенка «Чем ты рисовал?» Что тебе больше всего нравится?».

Изотерапией следует заниматься 1-2 раза в неделю. Регулярность зависит от загруженности ребенка, его здоровья и индивидуальных способностей. Необходимо обращать внимание на предпочтение и эмоции – они подскажут правильный выбор материалов, сюжетов, а также частоты и продолжительности занятии.

Цель изотерапии – попытать эмоционально положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребенка.

Значение:

    Возможность ощутить и понять самого себя, выразить свои чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний;

    Развивает чувственно-двигательную и зрительно-двигательную координацию; укрепляет психическое здоровье ребенка, а потому может рассматриваться как значительный психический и коррекционный фактор;

    Способствует восстановлению эмоционального равновесия детей, устранению имеющихся нарушений поведения.

Литература:

    Бережная М.С. Арттерапия как метод социокультурной адаптации личности – 2009

    Вальда Одриосоло.М.С. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: метод. пособие: М.: Владос, 2007

    Киселева м.В. арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов работающих с детьми: СПб.: Речь,2007

Ветчинкина Галина
Арт-терапевтические технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Современные тенденции, происходящие в обществе, новые подходы к реабилитации детей с ОВЗ, влекут за собой изменения и в специальной педагогике. Главной целью коррекционной работы становится создание условий для полноценного включения ребенка с психофизическими особенностями развития в социальные отношения, поддержки его индивидуального становления. Освоение социальных норм поведения, личностное развитие детей играет важнейшую роль в их социализации, поэтому в педагогический процесс наряду с традиционными методами и приемами воспитания и развития включаются и нетрадиционные : терапевтические, которые не несут обучающей нагрузки, но, тем не менее, позволяют особому ребенку нравственно развиваться и учат взаимодействовать с окружающими миром.

Возможности арт-терапевтических технологий (музыкотерапии, изотерапии, куклотерапии, танцетерапии и др.) в преодолении трудностей эмоционально-регулятивных, социально-адаптационных процессов и развития познавательных процессов у детей с ОВЗ изучались Е. А. Медведевой, О. П. Гаврилушкиной, Е. А. Екжановой, М. Ю. Рау и рядом других исследователей. Применение таких технологий позволяет постепенно адаптировать детей с проблемами в развитии к жизненным реалиям через художественно-творческую деятельность, развивает у них коммуникативные навыки и креативные способности.

На базе нашего учреждения была открыта арт-терапевтическая студия , в которой обученные педагоги проводят с особыми детьми как индивидуальные , так и подгрупповые занятия. В ней создана особая среда, где ребенок ощущает физическую и эмоциональную безопасность, а наличие нескольких пространственных зон (театральная, изостудия, музыкально-двигательная и др.) позволяет самостоятельно сделать выбор, чем он хочет заниматься и как творчески сможет себя проявить.

Процесс освоения реального мира начинается с восприятия природы, человека, предметов. Дети получают возможность ощущать, видеть и слышать многообразие мира вокруг себя, учатся общаться с взрослыми и сверстниками, даже на невербальном уровне (прикосновение, жест и др.) . Воздействие на зрительные, слуховые, тактильные органы восприятия обеспечивает погружение ребенка в мир цвета, звука, слова. Далее на этом этапе ребенок знакомится со средствами художественного самовыражения – это различные изобразительные материалы, детские музыкальные инструменты, театральные атрибуты и декорации, разнообразные куклы.

На следующем этапе арт-терапевтических занятий дети овладевают способами самовыражения эмоций, настроения, отношений через разные виды художественной деятельности (музыка, рисование, движение) . Многообразие изобразительных приемов показывают педагоги : как можно рисовать пальчиками, пластилином, крупой, на стекле, на мольберте, на ткани. Дети узнают, что музыкальным звукам можно подражать, извлекать их из разных инструментов, учатся создавать собственный ритм и комбинировать звуки, они исследуют звучание, слушают музыку. Игры с куклами помогают ребенку опосредованно выразить свое отношение к обыгрываемой ситуации, а участие в драматизации учит отражать чувства и эмоции персонажа через жесты, мимику, создаваемый образ. В танцетерапии дети проявляют свои чувства в движении, пантомиме и пластике.

Опыт позитивной коммуникации, возникающий в арт-терапевтическм процессе между детьми и взрослым , способствует развитию у ребенка эмоциональной отзывчивости, побуждает его к творчеству, самовыражению, и в то же время помогает снятию внутреннего напряжения, тревожности, неуверенности. На занятиях педагог активизирует интерес детей, предлагает сотворчество и сотрудничество в художественной деятельности, но никогда не навязывает обязательного участия в ней. Создание ситуации «успеха» укрепляет достигнутые ребенком положительные результаты, учит преодолевать трудности, воспитывая волевые качества, стимулирует активность в художественной деятельности.

Публикации по теме:

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием природного материала в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ Игры для развития мелкой моторики рук с использованием природного материала в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ. Клочьева Ольга.

Использование сенсорной комнаты и методов арт-терапии в работе с детьми ОВЗ В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество.

Использование камешков Марблс в коррекционной работе по развитию речи у детей с ОВЗ Использование камешков Марблс в коррекционной работе по развитию речи у детей с ОВЗ. Коррекционные цели в использовании камешков Марблс в.

Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста Всем известно, что дошкольный возраст – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир.

Программа коррекционной работы с детьми с ОВЗ Программа коррекционной работы с детьми ОВЗ Подготовила Терехова И. А. Пояснительная записка Цель: создание условий для оптимизации психического.

Работа воспитателя в старшей коррекционной группе с детьми ОВЗ по формированию высших психических функций. Работа воспитателя в старшей коррекционной группе с детьми ОВЗ по формированию высших психических функций. Дефект какого-нибудь анализатора.

Насибуллина Ольга Ивановна
Должность: учитель индивидуального обучения
Учебное заведение: МОУ Приволжская ОШ
Населённый пункт: г.Новоульяновск, п.Липки
Наименование материала: статья
Тема: Применение арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ
Дата публикации: 02.05.2016
Раздел: среднее профессиональное

Применение арт-терапии на уроках изобразительного искусства в работе с детьми c ограниченными возможностями здоровья «То, что является творческим, зачастую терапевтично, то, что терапевтично, часто представляет творческий процесс». В статье я хочу вас познакомить с практическим применением технологии арт-терапии в системе обучения и воспитания детей с ОВЗ, в частности детей с умственной отсталостью. Арт-терапия выступает в качестве эффективного средства помощи детям с проблемами поведения, психического здоровья. Я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья. С «особыми детьми», имеющими серьёзные проблемы здоровья. У таких детей низкая работоспособность, слабое внимание, память, недостаточно сформирована речь, низкая учебная мотивация. Компенсация недостатков ребёнка возможна при включение его в различную творческую деятельность. Сам процесс изобразительного творчества является мощным средством коррекционной работы с «особыми» детьми. На сегодняшний день специалисты (Дружинин В.Н., ШнейдерЛ.Б., ЭйдимиллерЭ,Г всё чаще называют семью и школу зонами риска. Многие болезни и дефекты связывают с семейным воспитанием и школьным обучением (Захаров А.И.Козловская Г.В, Кремнева Л.Ф., Каган В.Е.) Моя педагогическая практика в школе показывает, что в последние годы зачастую в школу приходят неспокойные, агрессивные дети с неусточивой психикой. В семьях, где ребёнок имеет социальный негативный опыт, как правило, формируются отрицательные черты характера. В таких семьях общение с детьми происходит достаточно редко, в воспитании родители часто используют наказания, причём нередко телесные. Враждебность детей по отношению к другу, не вызывает у взрослых осуждения. Родители являются эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение. Проблемы сопровождают ребенка везде, в школе, дома, на улице. В России во второй половине XX в. арттерапия разрабатывается и используется в лечебных и коррекционных целях, как в различных направлениях медицины, так и в психологии, в частности, в специальной психологии. Отечественная школа использования искусства в лечении и коррекции в последние годы достигла огромных успехов и показывает, что разные средства искусства, изобразительные, художественные, музыка, танцы оказывают лечебное и коррекционное воздействие как на физиологические процессы организма, так и на психоэмоциональное состояние человека. Термин «арттерапия» (буквально: терапия искусством) ввел в
употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья. - Катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний). -Регулятивная (снятие нервно – психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного состояния). - Коммуникативно – рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений). Формы и методы арт-терапевтической работы с детьми весьма разнообразны. Арттерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Существует две формы арт-терапии: пассивная и активная. При пассивной форме ребёнок «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения. При активной форме арт-терапии ребёнок сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т. д. Используемые в настоящее время в разных странах формы и методы арт- терапевтической работы с детьми весьма разнообразны: сказкатерапия, игротерапия, хроматерапия и т.д…. Учитывая психофизические особенности детей я создала проект по арт-терапии «Я рисую успех и здоровье». Цель проекта - гармоническое развитие ребёнка с проблемами в развитии, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства,участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде. Через использования арт-терапии я решаю следующие педагогические задачи: 1. Учу детей использовать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Через работу над рисунками, картинами, что является безопасным способом выпустить "пар" и разрядить напряжение. 2. Корригирую психоэмоциональное состояние ребёнка процессом творчества. 3. Прорабатываю мысли и чувства, которые ребёнок привык подавлять (иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений). 4.Способствую формированию качеств позитивного общения. (Участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.) 5.Развиваю чувство внутреннего контроля (работа над рисунками,
картинами или лепка предусматривает упорядочивание цвета и форм). 6. Концентрирую внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности. 7. Развиваю художественные способности. 8.Формирую положительную самооценку учащимся. Зачем арт-терапия, когда есть уроки изо? На арт-терапевтических занятиях реализуются - основные цели психотерапевтическая и коррекционная. Не применяются также оценочные суждения в плане: красиво - некрасиво, похоже – не похоже, правильно – неправильно. Искренность, открытость, спонтанность в выражении собственных чувств и переживаний, индивидуальный стиль самовыражения представляют большую ценность, нежели эстетическая сторона продукта изобразительной деятельности. На уроках содержание и порядок деятельности учащихся задается и строго контролируется учителем. Арт-терапия, напротив, предоставляет высокую степень свободы и самостоятельности. За каждым ребёнком остается право выбирать меру участия в групповом взаимодействии участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде. Последовательность работы с детьми: Это подготовительный этап к изобразительной деятельности, где основная цель: вызвать интерес к рисованию, познакомить с орудиями и средствами изобразительной деятельности: красками, мелками, фломастерами, кистью, гуашью, с самыми начальными действиями с ними. В этот период в сознание ребёнка прочно входит представление о том, для чего предназначена бумага, карандаш, мелок, краски. Второй этап рисование ……но позже.А пока стадия каракулей, черкания, точек, штрихов. И первые достижения это каракули, или просто беспорядочные мазки. Следующий этап рисования –рисование круга. И начинается эта работа с круговых линий это игровые задания: моточки ниток, которые разматывает котёнок, дым из трубы, облака и пр. Рисунок наматываем нитку на клубок. Рисовать прямые линии ребёнку скучно, поэтому придумаю интересное задание: «Солнышко лучистое», «Травка выросла», «След лыжника», «Заборчик».. «Листопад» «Снег идет». По мере овладения навыками и умениями переходим к рисованию красками. Заметила, что практически все дети, начиная работать с красками, в восторге закрашивают весь лист бумаги. Применяю технику пальцевого рисования краской. Просто рисовать пальчиком скучно, стараюсь организовать занятие в игровой увлекательной форме, придумываю задание: зайчик пробежал по дорожке, забавный одуванчик, спелая малинка, волшебная рябинка.
Очень удачно проходят занятия, где ребята рисуют отпечатками своих пальцев, на бумаге появляются чудо звери, пятнистые хищники, заморские животные, предлагаю придумать необыкновенную историю к их рисункам. Рисуя ладошкой, пальчиками, дети получают наслаждение от самого факта появления цветовых отпечатков. Через творчество помогаю ребёнку смягчить своё состояние, т.к. любое творчество высвобождает большое количество позитивной энергии, любое творчество полезно. Также я помогаю ребёнку отыскать в рисунке самых разных персонажей. Если ребёнок владеет речью, то он может самостоятельно прочитать рисунок, если не владеет, то у ребёнка через ощущения формируется внутренняя речь что способствует развитию познавательной деятельности. Для этого задаю наводящие вопросы и помогаю ребёнку дорисовать рисунок. На занятиях стараюсь создать условия для появления учащихся мотива к самоизменению. Чтобы снять психическое напряжение провожу занятие «Размываем обиду красками» учимся не накапливать обиды, отрицательные эмоции, а как можно скорее избавляться от них. Предлагаю ребятам на листе бумаге нарисовать серой краской своё «облачко обиды». Затем, не дав краске высохнуть, тут же начинать его размывать другой краской более яркой, мысленно повторяя при этом « Я размываю обиду, она теряет свою силу» и смывать с листа бумаги образовавшее пятно до тех пор, пока оно совсем не исчезнет. При коррекции неврозов, страхов, стрессов, ощущение у ребёнка глубокой печали выполняем с детьми следующее упражнение: «Выговариваю печаль чёрным цветом». Берем 3 листа белой бумаги, акварельные краски и кисть. На первом листе ставим несколько чёрных пятен, встряхивая кистью. Прошу детей посмотреть внимательно, увидеть в этих пятнах какое-то изображение, можно соединить их слегка и подправить. Возможно, это будут чёрные листья, чёрные птицы и т.п. Затем взять второй лист бумаги, серую краску и проделать тоже самое. Внимательно посмотреть, что получилось, на что похоже. На третьем листе повторить то же самое, что они делали на первом и втором листах, но только делать ярко-жёлтой, зелёной и красной красками. Здесь дети оживляются, видят удивительные цветы, волшебные узоры, диковинных животных. Совершенно по другому, смотрят на мир более радостно, уверенней, т.е. работа с яркими красками помогла улучшить настроение,изменить внутренний настрой. Ребёнок понимает что любовь, радость, печаль можно выразить цветом. Для достижения желаемого оздоровительного эффекта обязательно необходима эмоциональная окрашенность информации, идущий через мозг. Общение с природной средой через стереотипы и шаблоны сводит
эффект работы к нулю. Поэтому в своей работе использую задания на разрушение стереотипов. Задания обогащают внутренний мир ребёнка. Эти задания разработаны Д.К.ДЗЯТКОВСКИМ В 1986Г. Примеры заданий это может быть любая техника. «Дерево корнями вверх», «Разноцветная вода»,»Цветок мягкий, добрый, сладкий, Цветок зверь, машина, которая ездит без помощи колёс, полностью безопасный автомобиль, предметы обихода инопланетянина, птица летает, но без помощи крыльев,розовый снег. Задания на ассоциативную передачу состояния, настроения (любая техника) Чувство любви, чувство боли, чувство обиды, вкус сладкий, кислый, порывистый ветер, ураган, водопад. Каждый ребёнок имеет свои психофизиологические особенности., и это я учитываю в работе с детьми. Детям с гипердинамическим синдромом предлагаю задания с ограничением цвета, исключаю выбора цвета при рисовании(оранжевых, красных, фиолетовых, и черных красок из палитры) в графических работах дети используют коричневый цвет), моделируем из бумаги с использованием узких полосок. Также ребятам очень нравится техника «Оригами». Для детей с астеническим синдромом характер заданий другой. Такие дети имеют пониженный тонус, быстро утомляются от однородной деятельности, внимание детей легко переключается. Как показывают наблюдения от30% до 50% детей с ОВЗ имеют периферическую цервикальную недостаточность или другие синдромы, проявляющиеся в слабости моторики рук..Выполняем рисунки рукой на весу. Также полезны упражнения на работы с мелкими деталями (скатываем кончиками пальцев шарикики из пластилина и выкладываем их на картоне в виде мозаики. Много положительных эмоций вызывает у детей игры: Привожу примеры,используемых мной игр: 1.«Прижми и отпечатай». Отпечатывать можно всё, что захочется листья, цветы, и т.д. Краски - неизведанный мир, мир цвета. Дети замечают, что лес бывает голубым, утром - оранжевым, вечером выглядит багровым. Работа с красками по-разному влияет на настроение. Разность цвета создаёт разность восприятие действительности, может быть выражена красками. 2.«Цветовые угадайки»: ребенок должен угадать, какие краски из ограниченного набора были использованы, чтобы получить определенный смешанный тон, и воспроизвести этот результат. 3. Чтобы пробудить фантазию у детей провожу игру «Весёлые кляксы», важно,чтобы от работы с красками дети испытывали радость. 4. «Волшебные нитки» эта техника – вызывает бурный восторг детей. Ведь они, используют её в своих работах, становятся маленькими
волшебниками. Для такой работы нужно взять №10 нитки и нарезать по 20- 25 сантиметров. Развести акварель или взять цветную тушь, опустить в краску нитки, чтобы они пропитались. Держать нитки следует за кончики. Уложить нитку на лист бумаги, сверху придавить другим листом кончик ниточки должен обязательно высовываться. Далее потянуть кончик ниточки, одновременно прижимая верхним листом. На каждый новый цвет использовать чистый лист бумаги. Посмотреть на свой рисунок фломастером или красками и кистью дорисовать тот образ, который увидели на бумаге. 5. Рисуем лёгкими: техника «Мыльные пузырьки» берём гуашь, мыло, воду, гуаши взять 5столовых ложек, мыла-1столовую ложку, воды-1чайную ложку. Опустить в смесь трубочку и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги и осторожно прикасаться ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу (как переводную картинку). Получаются удивительные отпечатки. На что же они похожи? Можно дорисовать и сделать картину, открытку и т.д. 5.Техника выдувание: позволяет нарисовать красивые цветы. Для этого нужно поставить каплю красной краски на бумагу, взять трубочку, дуть резко на каплю сверху так, чтобы капля разлеталась в стороны и получилась звездочка, рядом с красной нарисовать жёлтую звездочку, получится живописный цветок, рядом нарисовать способом примакивания листики вокруг цветов: опустить одной стороной в жёлтую краску, другой стороной опустить кисть в зелёную краску, приложить кисть боком к бумаге, получится двухцветный отпечаток, нанести темно- зеленым цветом по контуру листика усики. Рисунок можно оформить в рамочку и получится замечательный подарок маме, сестрёнке, бабушке и т.д. Цель этих занятий, научить ребёнка, освобождаться от негативных мыслей, думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности. Через развитие способности самовыражения и самопознания любой рисунок художественное произведение может оказывать на человека положительное или отрицательное воздействие. На занятиях делаем выводы, что притянуть успех, осуществить наши мечты помогают нам определённые цвета. К таким цветам относятся: розовый, бирюзовый и золотистый и рисуем себя и госпожу удачу. Ребята рисуют, какими они видят себя со стороны, рядом рисуют очень красивую, госпожу Удачу. Таким образом, ребята привлекают к себе удачу. Моя задача вселить уверенность, в том, что у них действительно скоро будет удача и успех. Вера в воображение и зрительное восприятие имеют огромную силу в достижение задуманного. Всё на что мы смотрим, влияет на нас и оказывает определённое действие на самочувствие. В картине всё имеет значение: само изображение, цветовая гамма. Поэтому перед занятием несколько минут отвожу на рассматривание репродукций, заряжая положительной
энергетикой учащихся. Для детей соматически ослабленным здоровьем предлагаю пейзажи горные вершины, водопады которые обладают необыкновенной силой поднимать и укреплять энергетику и иммунитет. На нервозных, вспыльчивых хорошо действует картины с видом моря... Хочется обратить особое внимание на одну из методик изотерапии – это проективный рисунок. она обладает всеми необходимыми техниками для того, чтобы оказывать психокорреционное воздействие на ребёнка. Предлагаю используемые мной методы работы данной технологии. Успешно зарекомендовали следующие методы: проективный рисунок, коммуникативное рисование, дополнительное рисование. Проективный рисунок, может использоваться как в индивидуальной форме, так и в групповой работе. Особенно эффективно при коррекции детских страхов. в групповой работе. Он позволяет диагностировать и интерпретировать затруднения в общении, эмоциональные проблемы и т.д. Темы рисунков подбираются так, чтобы предоставить ребятам возможность выразить графически или живописью свои чувства и мысли. Метод позволяет работать с чувствами, которые ребята не осознают по тем или иным причинам.. Обычно дети с удовольствием выбирают темы: "Мой обычный день", "Три желания", "Остров счастья", «Ласковое солнышко». Арт - терапевтические методики позволяют погружаться в проблему настолько, насколько ребёнок готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит. На своих занятиях забочусь о введение музыки, поэтичного слова. Музыка, воздействует на кору головного мозга, вызывает ассоциации, она влияет на ребёнка через ритм, которому подчинены все функции организма: ритмично бьётся сердце, дышат легкие. При этом следует также учитывать характер музыки, ее мелодию и ритм. Как ритмичный раздражитель музыка стимулирует физиологические процессы организма не только в двигательной, но и в вегетативной (направляющей деятельность внутренних органов и систем) сфере. Монотонная барабанная дробь вызывает гипнотическое состояние, к которому приводит утомление слухового анализатора и последующее за этим торможение в коре головного мозга. Тихая мелодичная музыка обладает седативным (успокаивающего действия, способствующего развитию процессов торможения) действием и нормализует функции сердечно – сосудистой системы. В то время как музыкальные отрывки с резкими звуковыми переходами повышают ее функцию. Ритмичная музыка вызывает повышение тонуса скелетной мускулатуры, усиливает поток импульсов, которые оказывают благоприятное влияние на деятельность внутренних органов и систем. Мажорные мелодии придают человеку бодрость, улучшают психо - эмоциональное самочувствие могут быть использованы и звуки
природного естественного происхождения. Такие звуки как пение птиц, шум волн, раскаты грома, шум листвы, дождя и другие, способствуют расслаблению организма с последующей его активизацией. Арт-терапия вовсе не ставит перед собой задачу всех сделать художниками. Её цель в другом, необязательно быть творцом по профессии, главное стать творцом своей жизни. Я вижу результаты арттерапевтических занятий, у детей вырабатываются положительные черты характера, им становится легче общаться со сверстниками, они лучше понимают чувства, эмоции других и легче выражают свои. У детей формируется чувство сотрудничества, самоуважения, уверенности в своих силах и в себе, повышается самооценка. Таким образом, трудно недооценить роль арт-терапии в формировании эмоционально волевой сферы детей с проблемами в развитии. Практика показывает, что терапия творческим самовыражением не просто способствует оздоровлению личности, но и делает ребят нравственней, уверенней.

© 2024 sauna-rubikon.ru - Рубикон - строительный портал