Анализ стихотворения лермонтова бородино. Анализ стихотворения «Бородино» Лермонтова Особенности языка стихотворения «Бородино»

Анализ стихотворения лермонтова бородино. Анализ стихотворения «Бородино» Лермонтова Особенности языка стихотворения «Бородино»

Стихотворение «Бородино».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Бородино» было написано М.Ю. Лермонто­вым в 1837 году. Оно было опубликовано в журнале «Современ­ник». Замысел этого произведения относится к 1831 году. В ос­нову стихотворения легли рассказы участников Бородинской битвы, в том числе и родственников поэта.

Стихотворение мы можем отнести к гражданской лирике. Оно построено в виде диалога двух людей, один из которых является непосредственным участником Бородинской битвы. Диалог этот плавно переходит в правдивый, вдохновенный рассказ простого солдата-артиллериста о грандиозном сражении. В этом произ­ведении М.Ю. Лермонтов «создал совершенно новый жанр на­родной оды, ничего общего не имеющий со старой одой».

В стихотворении мы можем выделить три части. Это зачин, основная часть и концовка. Тематика начала и конца совпадает. Автор сопоставляет прошлое и настоящее. Восхищаясь муже­ством, нравственной силой, патриотизмом русских людей, он восклицает:

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы.

Истоки этого сравнения – в романтизме, в тоске Поэта-ро­мантика по героическому прошлому, в идеализации старины, в Критической позиции лирического героя по отношению к свое­му поколению. Тот же самый мотив возникает в финале, кото­рый полностью повторяет вторую строфу. В этом плане мы мо­жем говорить о кольцевой композиции.

Основная часть – это рассказ бывалого солдата о событиях Отечественной войны 1812 года. Как отмечали критики, герой этого стихотворения – не столько отдельная личность, сколько все участники Бородинской битвы. Он выступает от лица рус­ского народа. Этим обусловлена особая стилистика этого произ­ведения, сочетающая в себе живую разговорную интонацию с патетической лексикой, приподнятым синтаксисом. В речи ветерана присутствует мягкий народный юмор:

Забил наряд я в пушку туго И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Но вот заходит речь о самом сражении, и он становится серь­езным, в рассказе появляются торжественные, патетические ин­тонации:

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Образ боя является центральным образом стихотворения:

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.

Поэт подчеркивает масштабность битвы, используя гипербо­лы («Гора кровавых тел», «Смешались в кучу кони, люди»). Кар­тина эта во многом символична. ««Редут», за которым бился ге­рой, предстает центральной точкой, вокруг которой разворачи­ваются главные события не только Бородинского сражения, но и вселенского противостояния мрака и света. Нравственный смысл битвы проявляет антитеза «огня» русского «строя» («Сверкнул за строем строй», «И молвил он, сверкнув очами…», «В дыму огонь блестел…») и «ночной», темной природы «французов» («Французы двинулись, как тучи…»)». В реальности же здесь переданы события, происходящие на батарее Раевского и опи­санные Л.Н. Толстым в его романе-эпопее «Война и мир». Изве­стно, что писатель называл «Бородино» зерном своего великого романа.

Стихотворение написано с помощью чередования четырех­стопных и трехстопных ямбов. Поэт использует различные сред­ства художественной выразительности: эпитеты («могучее, лихо племя», «в земле сырой», «дым летучий»), сравнение («французы двинулись, как тучи»), риторические восклицания («Недаром помнит вся Россия Продень Бородина!»), анафору и синтакси­ческий параллелизм («Кто кивер чистил, весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито»), фразеологизм («плохая им досталась доля»), метафору («он спит в земле сырой»).

Велико значение этого произведения в творчестве М. Ю. Лер­монтова и во всей русской поэзии. Впервые в русской поэзии о великом историческом событии повествует простой солдат, че­ловек из народа. Причем он не только рассказывает нам о Боро­динском сражении, оставлении Москвы, но и дает оценку этим событиям. В этом стихотворении Лермонтов предстает перед нами уже не в качестве Поэта-романтика, а в качестве поэта-реалиста, истинно народного художника. Тема Отечественной вой­ны 1812 года также звучит у поэта в стихотворениях «Два велика­на», «Поле Бородина». Последнее стихотворение в известном смысле предваряло «Бородино», написанное в двадцатипятилет­нюю годовщину Отечественной войны 1812 года.

Стихотворение «Бородино» Лермонтова является достоянием и открытием в русской литературе. Впервые в поэтическом произведении подлинным героем войны становится обычный русский солдат, от лица которого повествуется нехитрая история Бородинской битвы. Событие, ставшее главной темой стихотворения, очень вдохновило поэта, который не застал тех времен, но проникся отвагой своих предков.

Данное произведение автор написал в честь 25-летнего юбилея Бородинского сражения. Его стихотворным прообразом является «Поле Бородино», написанное Лермонтовым ранее. В нем воспевается солдат, который является лишь условным образом. А вот в следующей работе рассказчик – полноценный герой стихотворения, представленный как обычный участник войны, артиллерист, чьи рассказы поэт подчерпнул из мемуаров своего двоюродного деда, посвященных наполеоновским войнам.

Так Михаил Юрьевич воздал должное своему бездействующему поколению, вложив осуждение в уста человека из народа, которой имеет право судить, ведь рисковал жизнью ради блага своей страны. Данная работа поэта была приурочена не только к юбилею сражения, но и к провалу декабристского восстания, после которого люди стали бояться вмешиваться в судьбу страны. Именно об этом и говорит рассказчик, сетуя на трусость и слабость нынешнего поколения по сравнению с предыдущими.

Жанр и размер

Стихотворение «Бородино» написано ямбом. Оно относится к гражданской лирике, имеет ярко выраженное эпическое начало, ведь повествует об историческом событии. Хронология повествования определяется не личными впечатлениями или эмоциями рассказика, а логической последовательность реально произошедших явлений.

Жанром «Бородина» считается стихотворение, а не поэма, хотя объем и содержание произведения не дают ответить на этот вопрос однозначно.

Композиция

Произведение имеет кольцевую композицию. Лермонтов начинает повествование с хвалы отважным защитникам родины и заканчивает тем же: «Да, были люди в наше время». Вступление представляет собой восторженную просьбу молодого человека рассказать о событиях Бородинского сражения. Он обращается к ветерану, который, говоря о войне, мимоходом бросает упреки веку нынешнему, где нет «могучего и лихого племени». Основная часть посвящена батальным сценам и описанию настроения, которое овладело солдатами. Завершается рассказ тем, что старик отдает дань памяти тем, кто «не вернулся с поля», и философски замечает, что блестящий маневр российской армии – это божий промысел.

Темы

  • Прославленный критик Белинский отметил, что основная тема стихотворения «Бородино» — это упрек новому поколению людей, которые не способны взять судьбу народа в свои руки. Поэт критикует героев своего времени, сравнивая их жалкие достижения с подвигами предков. Такое посрамление современники Лермонтова заслужили тем, что смирились с крахом декабристского движения и суровыми мерами, которые применил Николай Первый. Поэт считал, что дворянская порода мельчает на глазах, и в следующий раз такими темпами родную землю будет некому отстаивать.
  • Другая тема «Бородина» все же дает надежду читателю. Патриотизм простого русского человека, воспетый Лермонтовым, явственно показан в молчаливом озлоблении солдата, вынужденного отступать, повинуясь приказу. Но как только командир призвал людей погибнуть, защищая Москву, все воспламенились яростным пылом и пошли в бой без страха и сожаления. Пока есть такой сильный и смелый народ, России нечего бояться.
  • Идея

    В стихотворении «Бородино» Лермонтовым подчёркивается то, что героем Отечественной войны является обычный человек, который вовсе не стремится достичь высокого звания. Рассказчик и есть тот непримечательный герой, чей многогранный образ олицетворяет силу простого солдата. За его частной судьбой также кроется и судьба всего народа. Главная идея в стихотворении «Бородино» заключается в том, что каждый солдат отдавал жизнь не за славу, а за свою Отчизну, это и было превосходством русского духа, которое принесло России победу в борьбе против Наполеона.

    Однако такая позиция людей далеко в прошлом, и устами «дяди» поэт бросает слова-упреки в нынешнее, «последекабристское» поколение:

    – Да, были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя:
    Богатыри – не вы!

    Теперь царит всеобщее бездействие народа, а это Лермонтов ни в коем образе принять не может. Новое поколение вовсе не было столь же героическим и самоотверженным, как их досточтимые предки. Поэт призывает людей своего времени к разумным действиям и восстановлению боевого духа, который был у прошлого поколения. По мнению Лермонтова, именно непоколебимый, сильный дух делает русский народ непобедимым!

    Средства художественной выразительности

    Лермонтов часто использует просторечия, чтобы показать, что говорит от лица всего народа, который сыграл главную роль в победоносной баталии. Например, «ушки на макушке», «тут как тут», «мусью» и т.д. Есть и высокопарные выражения, придающие произведению героического пафоса: «ликовал», «сверкнув очами».

    Для сцены сражения автор «Бородина» не жалел сравнений: «Французы двинулись, как тучи», «Носились знамена, как тени». Оживили картину яркие олицетворения: «Картечь визжала», «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой». Также рассказчику свойственны преувеличения, которые он в изобилии раскладывает перед слушателем, будто реликвии. Этот прием называется «гипербола».

    «Рука бойцов колоть устала,
    И ядрам пролетать мешала
    Гора кровавых тел»

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Стихотворение "Бородино" М. Ю. Лермонтов посвятил событиям Отечественной войны 1812 года. Произведение было написано спустя 25 лет после знаменательного сражения. Впервые опубликовано в 1837 году в журнале "Современник".

История написания

В начале тридцатых годов Лермонтов написал стихотворение "Поле Бородина". Считается, что именно тогда у поэта возник замысел поэмы, посвященной Отечественной войне. "Бородино" Лермонтова вышло к юбилею битвы, произошедшей в сентябре 1812 года. Произведение не могло не привлечь широкого внимания. В те годы активно обсуждалось героическое сопротивление русского народа в короткий период антинаполеоновской кампании. Михаил Лермонтов, как многие в первой половине XIX века, любил размышлять о прошлом России и событиях, изменивших ход истории.

Особенности

Какова ключевая мысль в произведении «Бородино»? М. Ю. Лермонтов, по мнению Белинского, хотел подчеркнуть бездействие своих современников, их зависть к предкам, жившим во времена, отмеченные славой и великими делами. Тема героизма проходит красной нитью через многие произведения, созданные русским поэтом в первой половине тридцатых годов.

Незадолго до написания стихотворения «Бородино» Лермонтов познакомился с Афанасием Столыпиным. Этот человек был героем, ветераном Отечественной войны, артиллерийским штабс-капитаном. Словом, личностью легендарной в лермонтовские времена. И конечно, штабс-капитан участвовал в Бородинском сражении. Лермонтов и Столыпин состояли в родственных связях. Последний приходился братом бабушке поэта.

Столыпин много рассказал поэту о Бородинском сражении. Но в произведении повествование ведется от лица безымянного солдата - человека малограмотного, но мудрого и проницательного. Но главное - от лица непосредственного участника освободительной войны. Эта особенность придает произведению эпичности и наполняет его фольклорным содержанием. В рассказе солдата-артиллериста присутствуют эпохальные настроения, которые часто встречались в кругу военных в те времена. Есть в произведении еще один интересный образ - безымянный полковник. Лермонтов не объективирует этого персонажа. Но есть версия, что прототип его - знаменитый генерал, главнокомандующий Второй Западной армией.

Бородинское сражение

Это была крупнейшая битва Отечественной войны. Она продолжалась двенадцать часов. В любом учебнике истории сказано, что русская армия в этой битве одержала победу. Однако Кутузов на следующий день после победы приказал отступать. Почему? Дело в том, что Наполеон обладал большими резервами. После видимой победы могло произойти и поражение.

Французская армия вторглась на территорию Российской империи в начале лета 1812 года. Русские войска отступали. Французы быстро продвигались вглубь страны. Наполеоновская армия была сильна, и, как казалось тогда многим, непобедима. Отступление русской армии, которое явно затянулась, у общественности вызывало крайнее недовольство. Тогда Александр I назначил главнокомандующим Кутузова. Однако и тот предпочел путь отступления.

О том, сколько русских солдат погибло в битве, воспетой в стихотворении Лермонтова «Бородино», единого мнения нет. Численность потерь неоднократно пересматривалась историками. Однако известно, что погибло не менее тридцати тысяч человек.

Согласно французским энциклопедиям, в битве полегло около тридцати тысяч солдат и офицеров наполеоновской армии. Правда, от ран умерло две трети от общего числа погибших. Бородинское сражение - одно из самых кровопролитных в XIX столетии. И это самое масштабное сражение из тех, что продолжались всего один день. Но только до 1812 года (потери в последующих войнах куда большие).

Бородинскому сражению посвящено множество произведений литературы. Оно отражено в романе Толстого «Война и мир», в одном из стихотворений Пушкина и, конечно же, в «Бородино» М. Лермонтова.

Сюжет

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» - это своеобразный рассказ о событиях 1812 года. Как уже было сказано, повествование ведется от лица простого солдата. Имени своего героя автор не называет. Рассказ вызван вопросом, который задает представитель молодого поколения.

Первые строки стиха Лермонтова «Бородино» знает каждый. Собеседника рассказчика интересует, зачем сожженная Москва была отдана Наполеону. Строфу, начинающуюся со слов «Скажи-ка дядя…», наизусть знают многие. Но о чем поведал безымянный солдат? Сюжета в стихе «Бородино» Лермонтова как такового нет. Это воспоминания старого вояки, облеченные поэтом в стихотворную форму.

Солдат принимается вспоминать сражение. В его рассказе присутствуют нотки сожаления о прошедших героических временах. Нынешнее поколение («нынешнее племя»), по мнению рассказчика, уступает и в благородстве, и в отваге бравым военным.

История, рассказанная ветераном Отечественной войны, пронизана гордостью за смелость русского народа. Герой стихотворения «Бородино» Лермонтова восхищается отвагой своих однополчан. В повествовании рассказчик использует местоимения «я» и «мы». Он часть русского народа. Он неотделим от него. Рассказчик говорит от имени всех солдат. Герой произведения Лермонтова «Бородино» выражает истинный народный дух и любовь к Отечеству.

Композиция

Произведение начинается со строфы, которая являет собой вопрос представителя нового поколения. Это вступление. За ним следует основная часть. Рассказ главного героя в стихотворении «Бородино» Лермонтова имеет кольцевую композицию. Начинается повествование с того, что он выражает восхищение воинами, которые оказались в 1812 году в самом центре боевых событий. Среди них есть и выжившие, и павшие.

Далее начинается подробное описание сражения. Повествование солдат ведет не беспристрастно. Рассказчик выражает чувства, которые испытывал и он сам, и прочие солдаты. Завершается произведение словами о Москве, которую русские солдаты не отдали бы, если б не было на то божьей воли.

Художественно-выразительные средства

Лермонтовское произведение представляет собой монолог простого солдата, а потому в нем использованы элементы разговорной речи. Все стихотворение - это обращение представителей старого времени к молодым, на плечи которых отныне возлагается ответственность за Отечество. Однако рассказчик сомневается в своем собеседнике и ему подобных: «Богатыри - не вы!»

Лермонтов включил в повествование просторечные выражения и слова, например, «тут как тут», «ушки на макушке», «что толку в этакой безделке». Французов солдат называет «мусью».

Встречаются в произведении «Бородино» Лермонтова и элементы высокого стиля: «сверкнув очами», «ликовал». Таким образом автор подчеркнул величие, особую значимость сражения в истории России. В начале стихотворения есть несколько Они также выражают торжественность Бородинского сражения.

Образ полковника

Примечательно то, как говорит солдат об этом безымянном персонаже. Он называет полковника "слугой царю, отцом солдат". Благодаря нескольким словам создается образ благородного, честного, справедливого и великодушного военачальника, который, погибая на поле брани, оставляет в душе солдат только добрые воспоминания.

Кульминация

Главная часть произведения Лермонтова — та, в которой солдат рассказывает непосредственно о битве. Здесь автор не поскупился на выразительные средства. Стремительное нападение французов солдат описывает так: "двинулись, как тучи". Использует поэт и олицетворения, подчеркивая ожесточенность битвы, например "картечь визжала".

  1. Ведущая тема стихотворения
  2. Идея стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова

Ведущая тема стихотворения

Традиционным для творчества М.Ю. Лермонтов является обращение к историческим событиям своей родины, к ратным подвигам своего народа. Глубокий анализ стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова предполагает обязательное принятие во внимание этого факта. Стихотворение Лермонтова «Бородино» представляет собой отклик поэта на события 1812 года. Оно написано в год 25-летия победы русского народы в войне с французами. Произведение раскрывает тему родины в понимании человека из народа.

Сюжет стихотворения «Бородино»

Сюжет стихотворения – это повествование о Бородинском сражении от лица солдата, принимавшего участие в Отечественной войне 1812 года. Рассказ простого солдата вызван вопросом представителя молодого поколения о той битве:

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?»

Подробное описание событий Бородинского сражения участник боя начинает с сожаления о том, что прошли те героические времена, и нынешнее поколение уступает в отваге и благородстве тем, кто не щадил жизней на Бородинском поле:

«Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы! »

Весь рассказ солдата пронизан неподдельной гордостью за смелость народа, частью которого он является, восхищением его отвагой.

Примечательно, что в процессе повествования рассказчик использует как местоимение «я», так и местоимение «мы» («Забил заряд я в пушку туго», «Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою»). Это говорит о том, что восприятие солдатом себя сливается с восприятием русского народа в целом. Он говорит от лица всех солдат, выражая истинный народный дух, народное чувство любви к Отечеству.

Композиция лирического произведения

Стихотворение открывается строфой, представляющей собой вопрос представителя нового поколения о значении Бородинской битвы для России. Это своеобразное вступление, за которым следует основная часть произведения – рассказ о Бородинском сражении от лица его непосредственного участника. Повествование солдата имеет кольцевую композицию. Оно начинается с того, что рассказчик выражает искреннее восхищение воинами, выжившими и павшими, оказавшимися в центре боевых событий. Далее идет подробное описание Бородинского боя, а также чувств, которые испытывали в момент сражения солдаты. Завершается рассказ участника битвы тем же, с чего начался – восхищением подвигом солдат во имя Родины:

«Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!»

Художественно-выразительные средства стихотворения

Сюжетообразующим выразительным средством, используемым в этом стихотворении, является диалог. Все стихотворение – разговор уходящего славного поколения с новым, на которое теперь возлагается ответственность за безопасность Отечества.

При создании речевого образа рассказчика Лермонтов в изобилии включает в его монолог просторечные слова и выражения: «ушки на макушке», «тут как тут», «мусью», «что толку в этакой безделке». Употребление просторечной лексики способствует созданию истинно народного образа рассказчика и подчеркивает народный характер войны.

Наряду с низкой лексикой в стихотворении используются слова высокого стиля: «на поле грозной сечи ночная пала тень», «ликовал», «сверкнув очами». Это подчеркивает величие боя, его особую значимость в истории страны.

«Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»

Бесспорно также величие солдат, не щадивших жизней во имя Отечества, о чем также свидетельствуют риторические восклицания: «Богатыри – не вы!».

При описании полковника автор применяет сравнение, чтобы показать его отношение к долгу и к подчиненным: «Слуга царю, отец солдатам». Всего с помощью нескольких слов перед читателем вырисовывается образ справедливого, благородного и великодушного командира, который, погибнув на поле брани, оставил добрые воспоминания о себе у солдат.

В кульминационном описании сражения Лермонтов не скупится на выразительные средства. Здесь применены и сравнения: «Французы двинулись, как тучи», «Носились знамена, как тени». И олицетворения: «Картечь визжала», «И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой». Главную по значению позицию среди художественно-выразительных средств занимает гипербола, ведь она призвана показать необъятный масштаб событий Бородинского сражения:

«Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел. »

В описании характера сражения используются эпитеты, подчеркивающие отвагу русской армии: «русский бой удалый», «наш рукопашный бой».

М. Ю Лермонтов «Бородино»

Работу над стихотворением «Бородино» в классе целесообразно провести по следующему плану:

  1. Краткое вступительное слово учителя о войне 1812 года и о Лермонтове - патриоте.
  2. Чтение стихотворения учителем (наизусть).
  3. Повторное чтение учащимися по частям с объяснением непонятных слов и выражений (лафет, чужие изорвать мундиры о русские штыки…).
  4. Анализ стихотворения;

а) Характеристика старого солдата как типичного представителя народа.

б) Идея стихотворения «Бородино».

в) Художественные особенности стихотворения.

г) Значение стихотворения «Бородино» для нашей современности, в период ВОВ.

5.Задания для самостоятельной работы по усмотрению учителя.

Тема стихотворения «Бородино» - тема о народе, как о главной движущей силе исторического процесса в ответственный исторический момент, когда решалась судьба русского народа.

Лермонтов описал Бородинское сражение в полном соответствии с действительными фактами, в согласии с воспоминаниями участников событий.

Чтобы придать описанию Бородинского сражения характер правдивого, безыскусственного, естественного рассказа, Лермонтов показывает все события через восприятие простого русского человека, рядового солдата, активного участника этой битвы.

Рассказчик (старый солдат) выражает мысли и чувства всей армии. Он говорит не о себе, а обо всех сражавшихся и лишь, между прочим, о себе. В его лексике только три раза встречается местоимение «я». И это понятно: он рассказывает о героизме и величии духа русского солдата. Поэтому его личное «я» сливается с коллективным «мы» в стремлении постоять за свою родину:

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!..

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Война 1812 года, начатая Наполеоном против России, была войной захватнической и, следовательно, несправедливой. Русский народ защищал свое отечество, свое право на жизнь и свое право на национальное независимое положение среди прочих народов мира. Поэтому понятно то торжественное воодушевление, с каким русский солдат рассказывает о Бородинском сражении:

Вам не видать таких сражений…

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел.

Звучал булат, картечь визжала,

И ядрам пролететь мешала

Гора кровавых тел.

Участник Бородинской битвы, простой солдат- артиллерист воплощает в себе лучшие черты всего русского народа. У него высоко развито чувство патриотизма, он без раздумья готов положить за родину свою голову. Ему присуща отвага в бою и верность своему полковому командиру, о котором он хранит благодарную память.

В нем проявляется и богатырская удаль, и широкая русская натура, когда он говорит:

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться, где на воле!

Идея стихотворения выражена в начальных и заключительных словах рассказчика:

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри - не вы!

Особенности языка стихотворения «Бородино».

Следует обратить внимание учащихся на темп речи рассказчика. Герой рассказывает, а не декламирует. Тон же речи торжественный, величавый, приподнятый, эмоциональный, старый солдат воодушевлен чувством гордости за русский народ, проявивший чудеса храбрости в своем единоборстве с французами.

Словарь речи рассказчика обнаруживает в нем старого солдата-артиллериста Особенность его словаря - военно-артиллеристская терминология: забил снаряд, пушка, картечь, лафет, кивер, редут…

Построение речи героя соответствует патетическому высокоторжественному тону рассказа; она насыщена выразительными средствами языка: восклицаниями, риторическими вопросами и обращениями, т. е. такими оборотами речи, которые воздействуют на слушателя.

Чтобы создать впечатление грандиозности Бородинского сражения, рассказчик пользуется гиперболами («французы двинулись, как тучи», «рука бойцов колоть устала и ядрам пролететь мешала гора кровавых тел», «земля тряслась, как наши груди, и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой…»).

Значение «Бородино» огромно. Оно впервые отразило в нашей литературе историческую роль русского народа. Из него, как из зерна, выросла величественная эпопея «Война и мир» Л. Н. Толстого.

Идейное воздействие стихотворения «Бородино» на общественное сознание сказалось и в ВОВ.

Поэт Н. Рыленков писал:

Легендою и славой согрето

Старинное село Бородино.

Из школьных книг о нем мы с детства знали,

Мы в играх гнали галльскую орду,

И, повзрослев, «Войну и мир читали-

О грозной битве в памятном году.

Мы мысленно тогда врагов косили

И к родине любовь росла острей.

И навсегда в сердца свои вносили

Мы имена своих богатырей.

Романенко Ирина Леонидовна МБОУ гимназия №8 г. Новороссийска

© 2024 sauna-rubikon.ru - Рубикон - строительный портал