Как узнать прямые выплаты или зачетная система. Пилотный проект ФСС: прямые выплаты из фонда

Как узнать прямые выплаты или зачетная система. Пилотный проект ФСС: прямые выплаты из фонда

», сентябрь 2018.

В чем принципиальные отличия зачетной системы и системы прямых выплат пособий, и как правильно отражать пособия в Расчете по страховым взносам.

Механизм компенсации расходов

На протяжении шести лет в регионах РФ проходит поэтапная апробация пилотного проекта «Прямые выплаты», инициированного ФСС РФ. На данный момент к числу участников проекта ФСС относится уже 39 регионов (полный список можно уточнить в п. 2 Постановления Правительства РФ № 294 от 21.04.2011 г., а также в Постановлении Правительства РФ № 619 от 30.05.2018 г.). Проект будет действовать до 2020 г. включительно.

При зачетном механизме, который до 1 января 2012 г. действовал повсеместно во всех субъектах страны, работодатель обязан самостоятельно рассчитывать и выплачивать застрахованному лицу все предусмотренные виды социальных пособий, кроме того предприятие-страхователь обязано ежемесячно перечислять взносы на социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) на каждого сотрудника от суммы начисленной заработной платы за месяц в пользу работников (размеры страховых взносов установлены главой 34 НК РФ). В связи с этим, для исключения двойного обложения взносами, у предприятия-страхователя возникает право на компенсацию произведенных расходов по выплате соцпособий своим работникам (п. 2 ст. 431 НК РФ).

Компенсировать эти расходы можно двумя способами:

    Можно зачесть понесенные расходы по выплате пособий в счет погашения начисленных взносов по социальному страхованию за соответствующий период.

К примеру, за июнь 2018 г. было выплачено пособий в пользу застрахованных работников на общую сумму 20 653,74 руб., а всего начислено страховых взносов за июнь 2018 г. – 33 360,70 руб., следовательно, работодателю за июнь подлежит к уплате взносов на соцстрахование по ВНиМ 12 706,96 руб. (33 360,70 – 20 653,74);

    Либо же предприятие может возместить сумму пособий из ФСС РФ в тех случаях, если понесенные расходы по выплате пособий превысят размер начисленных страховых взносов за период (как правило, за квартал или календарный год).

Для того чтобы возместить свои расходы, предприятие-страхователь должен предоставить в ФСС следующие документы, формы которых прилагаются в письме ФСС № 02-09-11/04-03-27029 от 07.12.2016 г.:

    заявление о возмещении расходов;

    справка-расчет, в которой отражены суммы понесенных расходов, начисленных страховых взносов, суммы задолженностей и пр.;

    расшифровку пособий с разбивкой по видам;

    оригиналы подтверждающих документов.

Что касается составления Расчета страховых взносов при зачетной системе, то работодателю при наличии расходов необходимо в обязательном порядке заполнять приложения 3 и 4 раздела 1, где отражается расшифровка выплаченных пособий по видам, также в приложении 2 раздела 1 заполняется строка 070 с указанием суммы расходов и строка 080 в случае наличия возмещений ФСС, а в строке 090 указывается сумма страховых взносов к уплате за минусом расходов за период либо сумма к возмещению.

Механизм прямых выплат

Для организаций, участвующих в Пилотном проекте, действует уже принципиально другая система – механизм прямых выплат. В таких предприятиях застрахованным лицам социальные пособия платит не само предприятие, а напрямую ФСС (за исключением пособия за первые три дня болезни по листу нетрудоспособности по определенным причинам нетрудоспособности – выплата осуществляется за счет работодателя).

Таким образом, у организации-пилотника исключается расходы на выплату соцпособий своим сотрудникам, все расходы несет только ФСС. Все, что требуется от работодателя, – это своевременное предоставление электронных реестров в Фонд: в течение пяти календарных дней со дня предоставления сотрудником подтверждающих документов необходимо отправить реестры в ФСС, а в течение десяти рабочих дней Фондом выплачивается пособие физлицу.

Данное правило, согласно Пилотного проекта, действует для пяти видов пособий:

    по временной нетрудоспособности;

    по беременности и родам;

    женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;

    при рождении ребенка;

    по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.

Однако исключение составляют два пособия, для которых сохраняется механизм возмещения (их сначала оплачивает страхователь-пилотник, а затем возмещает у ФСС):

    социальное пособие на погребение;

    оплата четырех дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами.

Поскольку работодатель по системе прямых выплат не несет расходов (кроме оплаты перечисленных выше двух пособий), то в Расчете страховых взносов организации-пилотники не заполняют в разделе 1 приложение 3 и приложение 4 (согласно п. 2 Письма ФНС № БС-4-11/12778@ от 03.07.2017г. и дополнительного Письма ФНС № БС-4-11/16544@ от 21.08.2017г.). Но заполнению подлежит строка 030 в приложении 2 раздела 1 – по ней отражается сумма выплаченных пособий за первые три дня болезни за счет работодателя, которые не облагаются страховыми взносами, соответственно, в строке 050 облагаемая база будет уменьшена на эту сумму.

Пособия, не вошедшие в список Пилотного проекта

Но как же быть с пособием на погребение и оплатой четырех дополнительных выходных по уходу за детьми-инвалидами? Ведь данные пособия по-прежнему подлежат возмещению.

По общему правилу Пилотного проекта, несмотря на то, что эти пособия возмещаются, отражать их в приложениях 3 и 4 раздела 1 не нужно. Об этом свидетельствует письмо ФНС № БС-4-11/16544@ от 21.08.2017 г. Причем ранее ФНС выпустило Письмо от 24.07.2017 г. № БС-4-11/14441@, в котором разъяснялось, что указанные виды пособий следует отражать в качестве расходов в Расчете страховых взносов, однако это мнение было ошибочным, и письмо впоследствии было отменено.

Важно заметить, что пособие на погребение не облагается страховыми взносами (пп. 1 п. 1 ст. 422 НК РФ) и НДФЛ (п. 2 ст. 2017 НК РФ), поэтому в РСВ оно попадает в строку 030 в приложении 2 раздела 1 и облагаемая база уменьшится на его сумму.

Оплата четырех дополнительных дней для ухода за детьми-инвалидами так же не облагается НДФЛ (письмо Минфина РФ от 01.07.2018 г. № 03-04-06/37535), но, напротив, подлежит обложению взносами (ч. 17 ст. 37 Федерального закона № 213-ФЗ от 24.07.2009), следовательно, в строке 030 приложения 2 оно не должно быть отражено и попадет в сумму облагаемой страховыми взносами базы. Сумма начисленных страховых взносов на оплату четырех дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами возмещается ФСС.

Также необходимо отметить, что пособие на погребение отражается в РСВ только в том случае, если оно выплачено застрахованному лицу, у которого с организацией заключен или договор ГПХ, предметом которого является оказание услуги или выполнение работы. Если пособие выплачено физлицу, не являющемуся сотрудником организации, то и в РСВ его не стоит отражать, поскольку доходы такого физлица не выступают объектом обложения страховыми взносами у данного страхователя (согласно ст. 420 НК РФ). Кроме того, данный вид пособия возмещается из ФСС, только если выплачено оно на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти или на погребение умерших несовершеннолетних членов семей застрахованных граждан. В иных случаях сумма пособия возмещается ПФР, бюджетом субъектов РФ и пр. – об этом прописано в п. 3 ст. 9 Федерального закона № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» от 12 января 1996 г.

Порядок возмещения данных пособий установлен в п. 10-11 Постановления Правительства РФ № 294 от 21.04.2011 г. Страхователю необходимо заполнить форму заявления на возмещение расходов и предоставить подтверждающие документы: справку о смерти (по пособию на погребение) или приказ на четыре дополнительных выходных дня работника по уходу за детьми-инвалидами.

  • 19.07.19

    Предложен проект поправок в особенности заполнения формы в "пилотных" субъектах РФ. 459
  • 24.06.19

    На данный момент фонд так работает уже в 50 субъектах РФ. 2 5491
  • 28.02.19

    В 2019 – 2020 годах к пилотному проекту ФСС присоединятся новые участники – соответствующие поправки предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2018 № 1459. Какие документы и в какие сроки необходимо подать в ФСС? Должен ли ФСС выплатить пособие, если страхователь не представил оригинал больничного листа? Возможно или нет возмещение учреждению – участнику пилотного проекта ошибочно выплаченного пособия? 3043
  • 19.02.19

    Однако правды уволенная добилась не сразу – суд первой инстанции не дружил с арифметикой и не поверил в факт беременности. Апелляция восстановила истицу на работе. 856
  • 14.02.19

    ФСС по Республике Хакасия перечислило частые ошибки страхователей при заполнении реестров сведений для назначения и выплаты пособий напрямую от работодателя. Применимо к ежемесячным пособиям по уходу за ребенком ошибки следующие: Не заполнены данные справки от второго родителя о неполучении пособия. Если отсутствует запись об отце в свидетельстве о рождении ребенка, в поле делается запись "отца нет". Размер ставки получателя... 736
  • 29.01.19

    Какие дополнения внесены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2018 № 1459 в перечень регионов, участвующих в реализации пилотного проекта? Должен ли ФСС возместить пособия, выплаченные работодателем – участником пилотного проекта по решению суда? Возможны ли назначение и выплата пособий ФСС, если страхователь не представил больничный лист? 5267
  • 13.12.18

    Проект Фонда социального страхования (ФСС) о прямых выплатах пособий набирает обороты. Уже с нового года еще большее количество граждан будут получать оплаты по больничным листам и другие пособия напрямую из Фонда социального страхования. Правительством РФ расширен перечень регионов, в которых за расчетом и выплатой пособия нужно будет обращаться в территориальное отделение ФСС (постановление Правительства РФ от 01.12.2018 № 1459 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. № 294». Но это совсем не означает, что у бухгалтеров предприятий в пилотных регионах станет меньше работы, ведь именно им предстоит подавать в отделение ФСС документы для назначения пособий. В свою очередь для самих работников кардинально ничего не изменится, за исключением того что само пособие они будут получать не в кассе предприятия, а напрямую из ФСС без задержек – на банковский счет или наличными в отделении почты. Сотрудникам, как и раньше, для получения пособий нужно будет сдавать в свою бухгалтерию больничный лист, заявление и другие необходимые для расчета документы. 7325
  • 12.12.18

    Правительство дополнило свое постановление о пилотном проекте по прямым выплатам пособий гражданам из ФСС, минуя работодателей (новое постановление – от 01.12.2018 N 1459). К пилотному проекту присоединятся: с 1 января 2019 года – Республики Ингушетия, Марий Эл, Хакасия, Чеченская, Чувашская; Камчатский край, Владимирская, Псковская, Смоленская области, Ненецкий и Чукотский автономные округа; с 1 июля 2019 года – Забайкальский край,... 1538
  • 12.12.18

    О присоединении новых регионов к пилотному проекту ФСС по прямым выплатам пособий 1000
  • 14.11.18

    ФСС отказал организации в зачёте пособий, выплаченных молодой маме - за постановку на учёт на ранних сроках, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребёнком - на общую сумму без малого 150 тысяч рублей. При этом работодатель выплатил пособия не по собственной воле, а по судебному решению. После списания суммы пособий со счёта страхователь обратился за возмещением затрат в ФСС, но нарвался на отказ - и решил оспорить его в суде.... 506
  • 02.11.18

    Казенное учреждение – участник пилотного проекта обратилось в ФСС с заявлением о возмещении произведенных расходов на предупредительные меры по сокращению травматизма и профзаболеваний работников (обучение сотрудников службы охраны труда). Возмещение произведено в сумме 12 000 руб. Какими проводками следует отразить указанные операции в бюджетном учете? 3139
  • 31.10.18

    Рассмотрим, как пилотный проект ФСС реализован в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8», ред. 3.1, и последовательность оформления документов в базе. 3813
  • 30.10.18

    В одном из регионов, охваченных пилотным проектом ФСС по прямым выплатам пособий гражданам, фонд, проверив ООО, обнаружил нехватку документов по одной из получательниц пособий, связанных с беременностью и родами. В частности, среди бумаг отсутствовал "самый главный" листок нетрудоспособности, изначально оформленный в бумажном виде. Фонд вынес решение, согласно которому страхователь должен компенсировать ФСС выплаченные пособия в сумме без малого... 427
  • 19.10.18

    На общественное обсуждение вынесен проект поправок в постановление правительства о пилотном проекте по прямым выплатам пособий гражданам из ФСС, минуя работодателей. Предлагается установить, что к пилотному проекту присоединятся: с 1 января 2019 года – Республики Ингушетия, Марий Эл, Хакасия, Чеченская, Чувашская; Камчатский край, Владимирская, Псковская, Смоленская области, Ненецкий и Чукотский автономные округа; с 1 июля 2019 года – ... 1737
  • 17.09.18

    В чем принципиальные отличия зачетной системы и системы прямых выплат пособий, и как правильно отражать пособия в Расчете по страховым взносам. 9120
  • 11.07.18

    Амурское региональное отделение ФСС указало, что в регионах, которые присоединены к пилотному проекту ФСС по прямым выплатам, работодатели обязаны информировать ФСС о прекращении у работника права на ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Уведомление о прекращении такого права застрахованного лица надо направлять в трехдневный срок в территориальный орган ФСС в случае прекращения с трудовых отношений, начала (возобновления) работы на... 983
  • 06.06.18

    Постановлением от 30 мая 2018 г. N 619 правительство расширило список регионов, в которых проводится пилотный проект по прямым выплатам пособий из ФСС. С 1 июля 2018 года по 31 декабря 2020 года "пилотным" способом пособия будут выплачиваться в Кабардино-Балкарской Республике, республиках Карелия, Северная Осетия - Алания, Тыва, а также в Костромской и Курской областях. Напомним, что в конце прошлого года включение новых регионов в... 1743
  • 05.06.18

    О расширении географии пилотного проекта ФСС по прямым выплатам соцпособий 678
  • 26.03.18

    Пилотный проект ФСС действует в Ростовской области и еще 32 субъектах РФ. Расскажем, какие перспективы у этого государственного эксперимента, его плюсы и минусы и что меняется в 2018 г. 5532
  • 24.01.18

    Приказом от 24.11.2017 N 579 ФСС утвердил формы и порядок их заполнения реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности; единовременного пособия при рождении ребенка; ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Приказ начнет действовать с 29 января.... 1067
  • 24.01.18

    О формах реестров сведений, необходимых для выплаты ряда пособий, выплачиваемых при рождении детей 1334
  • 20.12.17

    Приказом от 24 ноября 2017 г. N 578 ФСС утвердил новые формы документов, применяемых для выплаты в 2012-2019 годах страхового обеспечения и иных выплат в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта по прямым выплатам пособий физлицам непосредственно органами ФСС. Теперь будут применяться новые формы: заявления о выплате (перерасчете) пособия (оплате отпуска); описи заявлений и документов, необходимых для назначения ‎и... 2471
  • 20.12.17

    О новых формах документов в рамках пилотного проекта ФСС "прямые выплаты" 5422
  • 19.12.17

    Постановлением от 11.12.2017 N 1514 правительство внесло изменения в постановление от 21 апреля 2011 г. N 294, которым был запущен пилотный проект по прямым выплатам пособий гражданам из ФСС, минуя работодателей. Действие пилотного проекта продлевается до конца 2020 года. Кроме того, удаляются два последних абзаца в перечне регионов-участников проекта, и, таким образом, отменяется запланированное на июль 2018 года и на июль 2019 года... 1428
  • 19.12.17

    О продлении действия пилотного проекта ФСС по прямым выплатам пособий 502
  • 10.10.17

    В письме от 1 сентября 2017 г. № БС-4-11/17466@ ФНС напомнила, что если работодатель понес расходы на выплату пособий, то он включает в расчет по взносам приложения № 3 (расходы по соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) и № 4 (выплаты, произведенные за счет средств, финансируемых из федерального бюджета) к разделу 1 расчета. Поэтому в регионах-участниках пилотного проекта по выплатам пособий... 524
  • 09.10.17

    О нюансах заполнения расчета по страховым взносам в рамках пилотного проекта ФСС 1495
  • 27.09.17

    ФСС распространил информацию о своем приказе от 11.09.2017 N 416, которым внесены изменения в технологию приема расчетов 4-ФСС. Изменения касаются структуры и форматно-логических соотношений расчета при его представлении в электронном виде с электронной подписью, начиная с III квартала 2017 г. ФСС сообщил, что с 15 сентября 2017 года будет введен в действие новый сертификат ключа проверки электронной подписи уполномоченного лица фонда для... 2005
  • 25.08.17

    В письме от 21 августа 2017 г. N БС-4-11/16544@ разъяснила, как заполнить расчет по взносам в случае миграции плательщика в "пилотный" регион или вступления региона в пилотный проект с середины года. Данное письмо выпущено в дополнение к письму от 03.07.2017 N БС-4-11/12778@, посвященному вопросу отражения в расчете по взносам, сдаваемом в ИФНС, пособий, возмещенных из ФСС В новом письме ФНС пишет, что приложения N 3 – о расходах по... 1244
  • 24.08.17

    О заполнении расчета по страховым взносам участниками пилотного проекта: дополнение разъяснений 1052
  • 09.08.17

    ФСС выпустил информацию о реализации на территории РФ пилотного проекта по выплатам пособий органами ФСС ("прямые выплаты"). Проект реализуется с 2011 года с целью улучшения положения застрахованных граждан и страхователей при назначении и получении пособий в рамках обязательного соцстрахования. Пособия рассчитываются и выплачиваются застрахованным лицам непосредственно территориальными органами ФСС в жестко установленные законодательством... 2742
  • 11.09.15

    С 13 февраля 2015 года работники страхователя получили возможность обращаться в Фонд социального страхования за бесплатной помощью, необходимой для получения страхового обеспечения (пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком) в случаях, когда на день наступления страхового случая хозяйственная деятельность страхователя прекращена, либо отсутствует возможность выплаты денежных средств в связи с их недостаточность на счетах организации в банках, а также в случае, когда установить местонахождение страхователя не представляется возможным. 2796
  • 14.01.15

    Постановлением правительства РФ от 25.12.2014 г. № 1484 внесены изменения в постановление о пилотном проекте по выплате пособий непосредственно из ФСС (от 21 апреля 2011 г. N 294). Продлен срок действия пилотного проекта на 1 год - до 31 декабря 2015 года. До сих пор в проекте участвовали 8 регионов: Карачаево-Черкесская Республика, Нижегородская, Астраханская, Курганская, Новгородская, Новосибирская, Тамбовская области и Хабаровский... 3411
  • 14.01.15

    Внесены изменения в постановление о пилотном проекте по выплате пособий напрямую из ФСС 3463
  • 20.10.14

    9 октября в Минюсте зарегистрирован приказ Минтруда от 6 мая 2014 г. N 291н, которым утвержден порядок действий ФСС в случаях, когда выплата пособия по беременности и родам должна производиться непосредственно физлицу. Это следующие случаи: прекращение деятельности работодателя на день обращения застрахованного лица за пособием; невозможность его выплаты работодателем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете... 2324
  • С 1 июля текущего года в Нижегородской области и Карачаево-Черкесской республике стартовал пилотный проект, изменяющий порядок выплаты пособий по временной нетрудоспособности. В этих регионах пособия выплачиваются работникам из Фонда социального страхования, минуя работодателей. С середины следующего года к эксперименту подключат и другие субъекты Российской Федерации: Астраханскую, Новгородскую, Новосибирскую, Тамбовскую области, Хабаровский... 797
  • 22.07.11

    За 9 месяцев 2011 года и за 2011 год страхователи, которые попали в область действия эксперимента, суть которого сводится к тому, что ФСС выплачивает «больничные» напрямую сотрудникам, должны учесть особенности заполнения формы 4-ФСС. Они приведены в приказе ФСС от 30 мая 2011 г. № 107, который не далее как 27 июня зарегистрировал Минюст. Документом, в частности, установлено, что в таблице 1 «Расчеты по обязательному социальному страхованию на... 1418
  • 07.06.11

    Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294 утвержден ряд Положений, устанавливающих особенности страхового обеспечения в ряде субъектов РФ на 2011 год, с целью "обкатать" нововведения по изменению зачетной системы выплаты пособий и возложить на ФСС РФ обязанность осуществлять выплаты установленных пособий, оставив за работодателем лишь обязанность своевременно платить положенные взносы. ФСС РФ будет выплачивать пособия напрямую работающим гражданам, что позволит обеспечить полный контроль ФСС РФ расходов по выплате пособий, снизить административные издержки страхователей и повысить защищенность работающих граждан при получении ими полноценных пособий. С 1 июля 2011 года новый порядок выплаты пособий вступит в силу на территории Нижегородской области и в Карачаево-Черкессии. Комментирует нововведения Л.П. Фомичева, аттестованный аудитор Минфина России. 9512
  • 26.05.11

    Реализация пилотного проекта по прямой выплате соцпособий застрахованным лицам начнётся уже с 1 июля 2011 г. Сейчас пособия выплачиваются работодателями. Минэкономразвития рассмотрело проект Постановления Правительства РФ «Об особенностях финансирования, назначения и выплаты страхового обеспечения, иных выплат и расходов, предусмотренных частью 3 статьи 7 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011... 886
  • 08.11.10

    Правда, пока только в рамках пилотного проекта и только в двух регионах: в Нижегородской области и Карачаево-Черкесской республике. Проект соответствующего постановления Правительства РФ размещен на сайте Министерства здравоохранения и социального развития. Идею отказаться от зачетного метода расходов на выплату пособий по больничным Минздравсоцразвития высказало не так давно, но ведомство уже готово предложить механизм, позволяющий ФСС... 1124
  • 16.09.10

    ФСС России возьмет на себя прямую обязанность предоставления работникам выплат по социальному страхованию. За работодателем останется только обязанность своевременно платить страховые взносы. Об этом рассказал журналистам председатель ФСС России С.А. Афанасьев, передает пресс-служба Фонда. «Зачетный принцип, на котором строится работа Фонда, не позволяет своевременно выявлять и пресекать недобросовестных работодателей, которые вместо оплаты... 1037
  • 20.07.10

    Модернизация обязательного социального страхования будет поэтапно продолжена, прежде всего, это касается «зачетного принципа», который сохранился в социальном страховании с советских времен. Об этом шла речь на Всероссийском совещании управляющих региональными отделениями ФСС России. В настоящее время назначение и выплату пособий выполняют 4,9 млн. страхователей, а ФСС России засчитывает эти выплаты в счет начисленных страховых взносов.... 3 1397

С 1 июля 2018 года в пилотном проекте «Прямые выплаты» примут участие уже 39 субъектов РФ. Такой проект позволил упростить порядок получения социальных выплат пособий, а также исключить возможность их задержки. В статье рассмотрим, что собой представляет Пилотный проект Прямые выплаты 2018 года, какие субъекты РФ будут включены в него, а также какие произошли изменения в формах документов.

Участники пилотного проекта Прямые выплаты 2018 года

Все субъекты РФ, которые являются участниками пилотного проекта ФСС указаны в Постановлении Правительства РФ №294 от 11.04.2011 года. На сегодняшний день 39 субъекта РФ перешли на прямые выплаты. Изначально планировалось, что с 1 июля в 2018 и 2019 году к проекту будут присоединены по 13 субъектов РФ. Сама реализация проекта должна была завершиться к концу 2019 года.

Но в конце 2017 года вышло Постановление №1514 от 11.12.2017, в соответствии с которым участие в проекте указанных ранее регионов было отменено и сам проект продлили до конца 2020 года.

С 1 июля 2018 года в пилотном проекте «Прямые выплаты» примут участие дополнительно 6 регионов:

  • Кабардино-Балкария;
  • Карелия;
  • Северная Осетия;
  • Курская область;
  • Костромская область;
  • Тыва.

Важно! Все работодатели регионов – новых участников проекта должны сообщить своим сотрудникам о том, что изменяется порядок выплат пособий. До конца июня 2018 года необходимо будет оплатить все больничные по уже наступившим страховым случаям. Те работники, которые в это время находятся в отпуске по уходу за ребенком должны будут подать заявление на получения пособия напрямую из ФСС.

Как оформляется больничный

Для компаний, которые теперь включены в пилотный проект, устанавливается новый порядок оформления больничных. Новый порядок будет следующим:

  1. Сотрудник в бухгалтерию своего работодателя подает больничный лист и заявление.
  2. Сотрудники бухгалтерии вносят полученные сведения в реестр через специальную программу. Если в компании трудится менее 25 человек, то реестр в ФСС подается в бумажном виде, а в противном случае в электронном. Для передачи данных составляется опись. Сделать это необходимо не позднее 5 календарных дней с момента получения от работника заявления и больничного листка.
  3. После этого работодатель должен оплатить пособие по нетрудоспособности за первые 3 дня.

Важно! Если работник приносит электронный больничный лист, то работодатель не вправе отказать в его принятии. При этом распечатывать его и хранить в бумажном виде не требуется.

Изменения в формах реестров, предоставляемых в ФСС в рамках пилотного проекта

Для всех компаний регионов, являющихся участниками пилотного проекта утверждены новые бланки реестров сведений (Приказ ФСС №579 от 24.11.2017). Эти формы необходимы для назначения и выплат пособий. Кроме того указанным приказом был установлен и порядок заполнения данных документов. Новые реестры работодатели обязаны использовать с 29 января 2018 года.

К основным изменениям касательно новых форм реестров относят:

  • В новом реестре для назначения пособий по БиР, нетрудоспособности и постановке на учет на ранних срока беременности появилась новая 16 графа. В ней указывается форма листка нетрудоспособности (то есть каким образом предоставлен больничный лис – на бумажном носителе или в виде электронного листка). Это связано с тем, что с 1 июля 2017 года были введены электронные больничные листки. В 43 графе указанной форме нужно будет указать способ, которым происходит выплата пособия, то есть перевод: на банковский счет, почтовый или через иную организацию.
  • Если пособие перечисляется на карту, привязанную к платежной системе «Мир», то в графе 47 нужно будет указать номер карты. 44, 45 и 46 столбцы обязательными к заполнению не являются.
  • В «Сведениях о неполном рабочем времени» до недавнего времени указывались ставка и должностной оклад. В настоящее время указывается только ставка в 41 графе.

Важно! В форму реестра сведений о пособиях по рождению и уходу за ребенком внесены исправления относительно неполного рабочего времени и способа выплат и применения карты «Мир».

Порядок выплаты пособий в регионах, участвующих в пилотном проекте

Пилотный проект «Прямые выплаты» подразумевает, что выплаты сотрудникам поступают не от работодателя в счет оплаты страховых взносов, а напрямую из ФСС. Для реализации такой схемы необходима выплата в ФСС взносов в полном объеме без удержания социальных выплат.

В связи с этим, вне зависимости от финансового состояния работодателя, застрахованное лицо гарантированно и своевременно получает выплаты из ФСС. Причем, даже если его работодатель находится на стадии банкротства.

Расчет сумм пособий остался таким же: размер пособия зависит от среднего заработка застрахованных лиц, а также от его стажа. При этом расчет производит ФСС, но всю необходимую информацию в Фонд предоставляет работодатель.

После того, как ФСС получил полный пакет документов от страхователя, ему отводится не более 10 дней для принятия решения о выплате. Отказать в выплате пособия могут, если будет доказано, что вред своему здоровью работником нанесен по собственному умыслу. Отрицательное решение направляется в течение 2 рабочих дней.

Важно! Если работодатель обанкротился, прекратил свою деятельность, либо просто скрывается, то работник вправе самостоятельно обратиться в ФСС с документами на выплату пособия.

Страховую выплату перечисляет Фонд застрахованному лицу. При этом указана может быть не обязательно та карта, на которую перечисляется заработная плата. Работник может указать любую другую карту или выбрать в качестве способа получения почтовый перевод.

Положительные и отрицательные стороны пилотного проекта ФСС

Для большинства работодателей, а также их сотрудников проект имеет ряд преимуществ:

  • стал проще процесс заполнения отчета 4-ФСС, не необходимости оплачивать работникам пособия;
  • четкие сроки выплат пособий, которые должны быть выплачены в течение 10 дней с момента предоставления работодателем реестра;
  • выплата пособий происходит независимо от того, в каком финансовом положении находится работодатель;
  • правильность начисления пособий контролируется ФСС.

Кроме того, сократилась возможность мошеннических схем, связанных с использованием поддельных бланков больничных.

К отрицательным моментам пилотного проекта можно отнести увеличение расходов бюджета ФСС. Помимо этого, не урегулирован вопрос о передаче сведений по страхователям из ФСС одного субъекта РФ – участника проекта в другой, где используется «зачетная система». Например, когда страхователем меняется место регистрации.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: Может ли компания отказаться от участия в пилотном проекте и перейти на прежнюю схему?

Ответ: Самостоятельно компания это сделать вправе.

Вопрос: Можно ли подавать в ФСС единый реестр сразу по нескольким больничным листкам?

Ответ: Если после того, как в бухгалтерию предоставлен больничный не прошло 5 дней и другие работники предоставили еще больничные листки, то они могут быть объединены в единый реестр.

Вопрос: Что делать, если компания своевременно предоставила в ФСС документы, но сотруднику выплата на проводится?

Ответ: В первую очередь стоит проверить свои документы, не содержатся ли в них ошибки. А после этого обратиться с вопросом в Фонд.

Вопрос: В какой срок необходимо предоставить недостающие документы по пособию в ФСС?

Ответ: Если документы в Фонд предоставлены документы не в полном объеме или в них допущены недочеты, то в течение 5 дней ФСС об этом оповестит страхователя. При этом последнему будет необходимо предоставить недостающие документы также в срок до 5 дней.

Были утверждены форма расчета по страховым взносам, порядок ее заполнения (далее — Порядок), а также формат представления расчета по страховым взносам в электронном виде. Данный приказ начнет действовать 1 января 2017 года, а расчет по страховым взносам, форма которого утверждена этим приказом, впервые будет представлен за первый расчетный (отчетный) период 2017 года. В статье рассмотрим особенности заполнения новой отчетной формы.

Расчет по страховым взносам необходимо подавать плательщикам страховых взносов либо их представителям, которые производят выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Расчеты подаются в налоговый орган:

  • по месту нахождения организации;
  • по месту нахождения обособленных подразделений организации;
  • по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Плательщикам-работодателям нужно представить расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом. Отдельные сроки сдачи расчета на бумажном носителе и в электронном виде не предусмотрены.

К сведению

Впервые новый расчет по страховым взносам за I квартал 2017 года в налоговую инспекцию надо будет сдать не позднее 2 мая 2017 года, так как 30 апреля совпадает с нерабочим (выходным) днем.

Внешне форма отчета сильно отличается от привычного расчета по форме РСВ-1 , поскольку она построена по правилам, присущим для отчетов, представляемых в налоговые органы. В отличие от форм 4-ФСС и РСВ-1 , в новом расчете не будет сведений о задолженности на начало и конец периода и уплаченных взносах.

Кроме общих сведений о начислениях, выплатах и взносах в новом расчете есть отдельные листы и приложения для расчета льгот и пониженных тарифов:

  1. титульный лист;
  2. лист «Сведения о физическом лице, не являющемся индивидуальным предпринимателем»;
  3. раздел 1 «Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов»;
  4. приложение 1 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование» к разд. 1;
  5. приложение 2 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» к разд. 1;
  6. приложение 3 «Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и расходы, осуществляемые в соответствии с законодательством РФ» к разд. 1;
  7. приложение 4 «Выплаты, произведенные за счет средств, финансируемых из федерального бюджета» к разд. 1;
  8. приложение 5 «Расчет соответствия условиям применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 3 п. 1 ст. 427 НК РФ» к разд. 1;
  9. приложение 6 «Расчет соответствия условиям применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ» к разд. 1;
  10. приложение 7 «Расчет соответствия условиям применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ» к разд. 1;
  11. приложение 8 «Сведения, необходимые для применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 9 п. 1 ст. 427 НК РФ» к разд. 1;
  12. приложение 9 «Сведения, необходимые для применения тарифа страховых взносов, установленного абз. 2 пп. 2 п. 2 ст. 425 (абз. 2 пп. 2 ст. 426) НК РФ» к разд. 1;
  13. приложение 10 «Сведения, необходимые для применения положения пп. 1 п. 3 ст. 422 НК РФ организациями, осуществляющими выплаты и иные вознаграждения в пользу обучающихся в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде (включенном в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой) по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг» к разд. 1;
  14. раздел 2 «Сводные данные об обязательствах плательщиков страховых взносов глав крестьянских (фермерских) хозяйств»;
  15. приложение 1 «Расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за главу и членов крестьянского (фермерского) хозяйства» к разд. 2;
  16. раздел 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах».
Страницы расчета имеют сквозную нумерацию начиная с титульного листа вне зависимости от наличия и количества заполняемых разделов. При этом показатель номера страницы, имеющий три знакоместа, записывается следующим образом: для первой страницы — «001», для 13-й — «013».

Обратите внимание

В обязательном порядке представляются титульный лист, разд. 1, подразд. 1.1 и 1.2 приложения 1 к разд. 1, приложение 2 к разд. 1 и разд. 3. Остальные разделы, подразделы и приложения включаются в расчет, если работодатель производил соответствующие выплаты или начислял страховые взносы по пониженным тарифам.

По общему правилу не допускаются:

  • исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства;
  • двусторонняя печать расчета на бумажном носителе;
  • скрепление листов расчета, приводящее к порче бумажного носителя.
Обратите внимание

При отсутствии какого-либо показателя количественные и суммовые показатели заполняются значением «0». В остальных случаях во всех знакоместах соответствующего поля ставится прочерк.

Расчет заполняется на основании данных учета доходов, начисленных и выплаченных физическим лицам. Все значения стоимостных показателей, отражаемых в разд. 1 — 3, приложениях 1 — 10 к разд. 1, приложении 1 к разд. 2 расчета, указываются в рублях и копейках.

Титульный лист

Титульный лист заполняется всеми работодателями без исключения.

В таблице мы привели информацию о заполнении отдельных полей титульного листа, а также дали некоторые пояснения и сравнили новый расчет с ранее действовавшими формами.

Поле Порядок заполнения Примечание
ИНН и КПП организации Учитывая, что зона для заполнения ИНН содержит 12 ячеек, а ИНН состоит из 10 знаков, в последних двух ячейках надо проставить прочерк
Номер корректировки В первичном расчете за расчетный (отчетный) период указывается значение «0-», а в уточненном расчете за соответствующий расчетный (отчетный) период — номер корректировки (например, «1-" и т. д.) Ранее в формах РСВ-1 и 4-ФСС в этом поле указывались:
-либо значение «000»;
-либо номер корректировки «001»
Расчетный (отчетный) период (код) Код, определяющий расчетный (отчетный) период, проставляется согласно приложению 3 к Порядку:
- «21» - I квартал;
- «31» - полугодие;
- «33» - девять месяцев;
- «34» - год;
- «51» - I квартал при реорганизации (ликвидации) организации;
- «52» - полугодие при реорганизации (ликвидации) организации;
- «53» - девять месяцев при реорганизации (ликвидации) организации;
- «90» - год при реорганизации (ликвидации) организации
Ранее в формах РСВ-1 и 4-ФСС в данном поле приводились значения:
- «3» - I квартал;
- «6» - полугодие;
- «9» - девять месяцев;
- «0» - год
Календарный год, за который представляется расчет по отчетному периоду
Код налогового органа, в который подается расчет
По месту нахождения (учета) (код) Код указывается согласно приложению 4 к Порядку:
- «214» - по месту нахождения российской организации;
- «217» - по месту учета правопреемника российской организации;
- «222» - по месту учета российской организации по месту нахождения обособленного подразделения
Наименование организации или обособленного подразделения При отсутствии наименования обособленного подразделения указывается наименование организации
Код вида экономической деятельности согласно ОКВЭД 2 С 11.07.2016 для целей государственной регистрации юридических лиц используется ОКВЭД 2 ОК 029–2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (Письмо ФНС РФ от 24.06.2016 № ГД-4-14/11306@)
Форма реорганизации (ликвидация) (код) Код реорганизации (ликвидации) указывается в соответствии с приложением 2 к Порядку:
- «1» - преобразование;
- «2» - слияние;
- «3» - разделение;
- «4» - выделение;
- «5» - присоединение;
- «6» - разделение с одновременным присоединением;
- «7» - выделение с одновременным присоединением;
- «0» - ликвидация
Расчет составлен на ______ страницах с приложением подтверждающих документов или их копий на ______ листах Количество страниц расчета и листов подтверждающих документов зависит, в частности, от наличия у работодателя права на применение пониженных тарифов страховых взносов. В отдельных приложениях приводятся расчеты соответствия условиям применения пониженного тарифа, а также другие необходимые сведения
К сведению

На титульном листе новой формы отсутствуют поля «Среднесписочная численность» и «Количество застрахованных», которые были на титульном листе расчета РСВ-1 . В новом расчете число работников необходимо указывать отдельно по каждому виду взносов. Кроме того, на титульном листе нет поля «Место для печати», так как его достаточно заверить подписью.

Раздел 1 «Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов»

Раздел 1 содержит информацию по начисленным и подлежащим уплате в бюджет страховым взносам на обязательное пенсионное, медицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Рассмотрим особенности заполнения отдельных строк этого раздела.

Номер строки Порядок заполнения Примечание
010 Проставляется код ОКТМО муниципального образования, межселенной территории, населенного пункта, входящего в состав муниципального образования, на территории которого находилась реорганизованная организация
030 - 033 Указываются суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащие уплате, которые зачисляются на отраженный по строке 020 код бюджетной классификации Показываются общая сумма взносов за расчетный период и суммы взносов с разбивкой за три последних месяца
050 - 053 Приводятся суммы страховых взносов на обязательное медицинское страхование, подлежащие уплате, которые зачисляются на указанный по строке 040 код бюджетной классификации Отражаются общая сумма взносов за расчетный период и суммы взносов с разбивкой за три последних месяца
070 - 073 Отражаются суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу, которые зачисляются на обозначенный по строке 060 код бюджетной классификации Указываются общая сумма взносов за расчетный период и суммы взносов с разбивкой за три последних месяца
090 - 093 Указываются суммы страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение, которые зачисляются на отраженный по строке 080 код бюджетной классификации Приводятся общая сумма взносов за расчетный период и суммы взносов с разбивкой за три последних месяца
110 Фиксируется сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в бюджет за расчетный (отчетный) период в соответствии со ст. 431 НК РФ
111 - 113 Приводятся суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, исчисленные к уплате в бюджет за последние три месяца расчетного (отчетного) периода, которые зачисляются на указанный по строке 100 код бюджетной классификации
120 Отражается сумма превышения произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения над исчисленными страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за расчетный (отчетный) период в соответствии со ст. 431 НК РФ Не допускается одновременное заполнение строк 110 и 120
121 - 123 Указываются суммы превышения произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения над исчисленными страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за последние три месяца расчетного (отчетного) периода Не допускается одновременное заполнение строк 111 и 121, 112 и 122, 113 и 123

Приложения к разделу 1
Приложение 1 состоит из нескольких подразделов.
Номер и наименование подраздела Особенности заполнения
1.1 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование» Заполняются всеми плательщиками, производящими выплаты и иные
1.2 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное медицинское страхование» вознаграждения физическим лицам, застрахованным в системе обязательного пенсионного и медицинского страхования
1.3 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, указанных в ст. 428 НК РФ» Заполняются плательщиками только при условии, что они осуществляют выплаты физическим лицам, указанным в ст. 428 и 429 НК РФ соответственно
1.4 «Расчет сумм страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также для отдельных категорий работников организаций угольной промышленности»

В каждом подразделе необходимо указать количество физических лиц, на выплаты которым начислены страховые взносы.

При заполнении строки 001 приложения 1 нужно отражать код тарифа в соответствии с кодами тарифов плательщиков страховых взносов согласно приложению 5 к Порядку.

Код Наименование
01 Плательщики страховых взносов, находящиеся на общей системе налогообложения и применяющие основной тариф страховых взносов
02 Плательщики страховых взносов, находящиеся на упрощенной системе налогообложения и применяющие основной тариф страховых взносов
03 Плательщики страховых взносов, уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и применяющие основной тариф страховых взносов
08 Плательщики страховых взносов, которые применяют упрощенную систему налогообложения и основной вид экономической деятельности которых указан в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ
09 Плательщики страховых взносов, уплачивающие ЕНВД для отдельных видов деятельности и имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, - в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам, которые имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению
14 Плательщики страховых взносов, получившие статус участника свободной экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»
15 Плательщики страховых взносов, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»
16 Плательщики страховых взносов, получившие статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток»
21 Плательщики страховых взносов, уплачивающие страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным п. 1 ст. 428 НК РФ
22 Плательщики страховых взносов, уплачивающие страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным п. 2 ст. 428 НК РФ
23 - 27 Плательщики страховых взносов, уплачивающие страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным п. 3 ст. 428 НК РФ, при установлении класса условий труда:
- опасный, подкласс 4;
- вредный, подкласс 3.4;
- вредный, подкласс 3.3;
- вредный, подкласс 3.2;
- вредный, подкласс 3.1
28 - 29 Плательщики страховых взносов, уплачивающие страховые взносы на дополнительное социальное обеспечение, указанные в п. 1 и 2 ст. 429 НК РФ
Что делать, если плательщик страховых взносов в течение расчетного (отчетного) периода применял более одного тарифа? В данной ситуации в расчет включается столько приложений 21 к разд. 1 (либо столько отдельных подразделов приложения 1 к разд. 1), сколько тарифов применялось в течение расчетного (отчетного) периода. При этом коды тарифов плательщика «21» — «29» не используются для заполнения строки 2001 приложения 21.

В приложении 2 приводится расчет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, производимых в пользу физических лиц, являющихся застрахованными лицами в системе обязательного социального страхования. При этом в качестве признака выплат указываются значения:

«1» — прямые выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством территориальным органом ФСС застрахованному лицу;

«2» — зачетная система выплат страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством территориальным органом ФСС.

Обратите внимание

По строке 090 приводятся суммы страховых взносов, подлежащие уплате в бюджет, либо суммы превышения произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством над исчисленными страховыми взносами по данному виду страхования с указанием соответствующего признака с начала расчетного периода, за последние три месяца расчетного (отчетного) периода, а также за первый, второй и третий месяцы из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода соответственно.

При заполнении строки 090 приводятся значения:

«1» — если отражаются суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащие уплате в бюджет;

«2» — если фиксируются суммы превышения произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения над исчисленными страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В приложении 3 отражаются расходы, понесенные плательщиком страховых взносов на цели обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Данное приложение содержит информацию, которая ранее представлялась в таблице 2 формы 4-ФСС.

В приложении 4 указываются расходы, понесенные плательщиком на цели обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере сверх установленного законодательством РФ об обязательном социальном страховании, финансируемом за счет средств федерального бюджета.

Приложения 5 — 10 заполняются теми работодателями, которые вправе применять пониженные тарифы страховых взносов. В этих приложениях приводятся расчеты соответствия условиям применения пониженных тарифов, а также отражаются другие необходимые сведения.

Раздел 2 «Сводные данные об обязательствах плательщиков страховых взносов — глав крестьянских (фермерских) хозяйств»

Данный раздел заполняется только крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

Раздел 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах»

Этот раздел формы заполняют плательщики страховых взносов на всех застрахованных лиц за последние три месяца расчетного (отчетного) периода, в том числе на тех, в чью пользу в отчетном периоде начислены выплаты и иные вознаграждения в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.

В частности, в разд. 3 надо указать:

  • ИНН, СНИЛС, Ф. И. О., дату рождения, числовой код страны, гражданином которой является застрахованное лицо, цифровой код пола, код вида документа, удостоверяющего личность физического лица (в соответствии с приложением 6 к Порядку);
  • признак застрахованного лица в системе обязательного пенсионного, медицинского, социального страхования;
  • код категории застрахованного лица согласно приложению 8 к Порядку (например, «НР», «ВЖНР»);
  • сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, исчисленных в пользу физического лица, а также сведения о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование. При этом необходимо подробно прописать суммы начисленных выплат и вознаграждений с отдельным указанием выплат по гражданско-правовым договорам.

Как представляется уточненный расчет по страховым взносам?

Если работодатель обнаружил в расчете, представленном в налоговую инспекцию, факт неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик обязан внести необходимые изменения в расчет и представить в налоговый орган уточненный расчет. Порядок подачи уточненных расчетов прописан в ст. 81 НК РФ.

Обратите внимание

При перерасчете сумм страховых взносов в периоде совершения ошибки (искажения) уточненные расчеты представляются в налоговый орган по форме, действовавшей в том расчетном (отчетном) периоде, за который производится перерасчет сумм страховых взносов.

Если обнаруженные ошибки не привели к занижению суммы страховых взносов, подлежащих уплате, подача уточненного расчета является правом, а не обязанностью плательщика.

В уточненный расчет подлежат включению:

  • разделы расчета и приложения к ним, которые ранее были представлены плательщиком в налоговый орган (за исключением разд. 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах»), с учетом внесенных в них поправок;
  • иные разделы расчета и приложения к ним в случае внесения в них изменений (дополнений);
  • раздел 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» по тем физическим лицам, в отношении которых производятся изменения (дополнения).

Итак, в 2017 году организации и индивидуальные предприниматели, которые производят выплаты физическим лицам, будут представлять в налоговую инспекцию расчет по страховым взносам. Данный расчет заменяет привычные формы РСВ-1 и 4-ФСС. Установлен единый срок подачи расчета — не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом. Расчет содержит как обязательные для всех разделы и приложения (титульный лист, разд. 1, подразд. 1.1 и 1.2 приложения 1 к разд. 1, приложение 2 к разд. 1, разд. 3), так и разделы, подразделы и приложения, которые заполняются только в том случае, если работодатель производил соответствующие выплаты или начислял страховые взносы по пониженным тарифам.

Правительство нашего государства планомерно проводит разнообразные реформы, в том числе, и в социальной сфере. Одна из острых проблем, актуальных для пособий по социальному страхованию - это способ их выплаты. Еще в 2011 году ряд регионов начали эксперимент с выплатой пособий, назвав проект "Прямые выплаты". В последствии, к ним присоединилось еще несколько, а с июля 2017 года, субъектов, перешедших на прямые выплаты пособий из ФСС станет 33. Прямые выплаты или зачетная система ФСС, какой способ предпочтительнее для определенных социальных групп и какие пособия можно получить напрямую, об этом расскажет наш обзор.

Что такое "прямая выплата" и виды пособий, доступные к получению в ФСС

В ходе проекта "Прямая выплата" совершенствуется система выплаты пособий по обязательному социальному страхованию. Если в прошлом система работала "зачетной схеме", то есть работодатель сам начислял пособие, выплачивал его, а в последствии, возвращал денежные средства взаимозачетом из Фонда социального страхования. Новая программа подразумевает расчет и выплату пособий из средств самого ФСС, получить деньги можно там же, не обращаясь к работодателю. Таким образом, предприятия не изымают средства из оборота, повышая свою финансовую устойчивость.

Сотрудники предприятий тоже получают выгоду, в их случае не требуется ждать даты выплаты заработной платы для получения пособия, ФСС обязана рассчитать гражданина в течение 10 дней после обращения. Да и случаев уклонения от выплаты работодателем пособий в этом варианте не может быть.

Виды пособий, выплачиваемые напрямую в ФСС:

  • пособие по родам и беременности;
  • временной нетрудоспособности;
  • единовременная выплата при постановке на учет в женскую консультацию на раннем сроке беременности;
  • пособие, выплачиваемое ежемесячно, пока мать ухаживает за отпрыском до достижения им полутора лет;
  • компенсация дополнительных четырех дней к отпуску по уходу за отпрыском-инвалидом для родителя.

При получении денег прямой выплатой, гражданин указывает способ доставки:

  • почтовый перевод;
  • зачисление на банковский счет.

Как уже упоминалось, ФСС обязана перечислить пособие в течение 10 дней с момента первого обращения, а каждая последующая ежемесячная выплата производится с 1 по 15 число текущего месяца.

Минусы "зачетной системы"

Зачетная система выплат пособий досталась нашему государству в наследство от Советского Союза. Но в те времена она была эффективна и не могла включать в себя минусы, возникающие в современных реалиях. Безответственный подход многих работодателей к выплате гарантированных государством пособий и вынудил ФСС придумать прямые выплаты. Права граждан по получению денежных выплат через работодателя могут быть нарушены в случае:

  • остановки функционирования организации в случае банкротства;
  • отсутствие достаточного количества денег на счету для выплаты (актуально для небольших предприятий при выходе в декрет сразу нескольких сотрудниц);
  • сокрытие руководителя от органов правопорядка;
  • отказ фирмы по каким-либо причинам;
  • наличие судебного решения о выплате, но наличествует недостаток средств на счетах.

Поэтому новая система прямых выплат выигрывает по сравнению со старой, так как в этом случае пособие обязательно будет выдано, а риски остаться без денег исключаются. Следует помнить, что при отказе работодателя в выплате, добиться права получения можно только через суд, а это трудоемкий и затратный по времени процесс.

Преимущества "прямых выплат"

Учитывая факт постепенного перевода всех регионов на прямые выплаты, следует рассказать об их преимуществах:

  • начисление полной причитающейся суммы, без обмана;
  • получение денежных средств вне зависимости от экономического состояния организации, в которой вы работаете;
  • выбор удобного варианта для получения;
  • отсутствие конфликтной ситуации при общении с работодателем;
  • 100% получение пособия.

Действие положительных моментов прямых выплат уже оценили жители следующих регионов:

  1. Нижегородская область.
  2. Карачаево-Черкесская Республика.
  3. Новгородская область.
  4. Астраханская область.
  5. Новосибирская область.
  6. Тамбовская область.
  7. Курганская область.
  8. Самарская область.
  9. Белгородская область.
  10. Ростовская область.
  11. Брянская область.
  12. Калининградская область.
  13. Калужская область.
  14. Липецкая область.
  15. Ульяновская область.
  16. Хабаровский край.
  17. Республика Мордовия.
  18. Республика Татарстан.
  19. Республика Крым.
  20. город Севастополь.

Судя по опыту данных субъектов федерации, прямые выплаты - это крайне действенный вариант получения социальных пособий. Именно после положительных отзывов граждан, получающих пособия напрямую от ФСС, принято решение о переходе на прямые выплаты в масштабах страны.

© 2024 sauna-rubikon.ru - Рубикон - строительный портал