Эдвард берн джонс произведения. Легенды о короле артуре в изобразительном искусстве

Эдвард берн джонс произведения. Легенды о короле артуре в изобразительном искусстве

16.03.2024

Бёрн-Джонс Эдуард Картины и биография Эдуарда Бёрн-Джонса Бёрн-Джонс (Burne-Jones) Эдуард Коли (1833-1898), английский живописец, рисовальщик, мастер декоративно-прикладного искусства. Родился в Бирмингеме 28 августа 1833 в скромной семье столяра-рамочника. Принадлежал к младшему поколению прерафаэлитов. Стремясь к возрождению духовности и наивной поэзии средневекового и раннего ренессансного искусства, Бёрн-Джонс стилизовал формы своих произведений в духе итальянской живописи XV века. Декоративно-изощренные композиции Бёрн-Джонса на религиозные и мифологические сюжеты ("История Пигмалиона", 1869-1879, Бирмингем, Художественная галерея и городской музей; "Зеркало Венеры" 1872-1877, Лиссабон, Национальный музей старого искусства; "История Персея" после 1875, Штутгарт, Городское собрание; "Золотая лестница", 1876–1880, "Король Кофетуа и нищенка", 1880–1884, "Любовь среди руин", 1893, – все картины в Галерее Тейт, Лондон) отличаются чертами романтической взволнованности и идеализацииотличаются чертами романтической взволнованности и идеализации, гибким линейным ритмом, тяготением к орнаментальности. С 1853 года Берн-Джонс учится на богословском факультете в Экситер-колледже Оксфорда, но тяга к искусству оказалась сильнее, и с 18 года посещает студию живописи Данте Габриэла Россетти.

Между 1859 и 1873 годами Берн-Джонс совершает несколько путешествий в Италию, что позволяет ему лучше узнать творчество Мантеньи, Боттичелли и Микеланджело. Совершая поездку вместе с Джоном Рёскиным, убедившим живописца заняться копированием старых мастеров венецианской школы, Эдуард Берн-Джонс обновляет свою технику. В стиле художника с этих пор заметны признаки новых влияний, что в конце концов приносит ему славу и рыцарское звание, дарованное художнику как открывателю новой эпохи в искусстве.

В 1864 году он избран в члены Старого общества акварелистов. В 1877 году художник представляет свои произведения на первую выставку в галерее Гровнор и становится постоянным участником ее салонов вплоть до 1887 г.

Известность Берн-Джонса растет, выходя далеко за пределы Англии. В период царствования королевы Виктории британцы начинают все больше думать об имперской роли своей страны.

Эдуард Берн-Джонсс Снаряжение Персея 1885 Национальная галерея, ЛондонЭдуард Берн-Джонс Любовь среди руин 1893 Галерея Тейт, Лондон Эдуард Берн-Джонс Прикованная Андромеда 1885-1888, Частное собраниеЭдуард Берн-Джонс Пан и Психея 1870-1872 Эдуард Берн-Джонс Битва Персея с драконом 1878, Музей искусств, ШтутгартЭдуард Берн-Джонс Зловещая голова Медузы Горгоны, 1885 Возрастает интерес к античной литературе и к истории Древней Греции и Рима, а также к легендарному прошлому самой Британии. Эдвард Берн-Джонс становится мастером и античных и средневековых сцен, создавая работы, подобные серии "Пигмалион" или "Король Кофетуа и нищая девушка", в которых сквозит воспитательный мотив превосходства благородства души над земными богатствами. В 1882 году на Всемирной выставке в Париже Бёрн-Джонс вместе с Фредериком Лейтоном представляет Англию. В 1885 году Эвард Берн-Джонс избирается ассоциированным членом Королевской Академии Художеств.

Охотничьи угодья Купидонаа, 1885Последний сон короля Артура, 1881-1898Зеркало Венеры 1870-1876Колесо Фортуны 1875-1883Король Кофетуа и нищая, 1880-18844 Древо прощения 1881-1882Благовещенье 1876-1879Вифлеемская звезда 1887-1890Даная и медный замок 1888Мария Зэмбэко 1870 Шиповник. Спящая принцесса 1870-1890Афродита и Галатея 1868-1878Шиповник.

Заколдованный лес 1870-1890 В 1894 году Бёрн-Джонс получает титул баронета; приходит слава, увенчивая его наградами. Последние годы его жизни посвящены большим композициям на литературные темы. История движения прерафаэлитов закончилась вместе с творчеством Бёрна-Джонса, оставив мастерам XX века большое наследство благодаря возвышенной вере в искусство и творческим достижениям, изменившим отношение общества и художников к живописи, оформлению книги и декоративно-прикладному искусству. Живопись прерафаэлитов являет собой переход от романтизма к символизму начала ХХ столетия, который, может быть, правильнее было бы именовать неоромантизмом: он вновь открыл простор фантазии, устремлённости за пределы повседневности. Выполненные Бёрн-Джонсом для мастерских У. Морриса иллюстрации, эскизы гобеленов, мозаик, витражей, предметов декоративно-прикладного искусства способствовали возрождению английских художественных ремесел. Умер Бёрн-Джонс в Лондоне 17 июня 1898 года.

Искусство Франции. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. История зарубежного искусства. От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности. Изделия из металла На заказ - значки, медали. Свое производство.


Родившись в скромной семье рамочника-золотильщика в Бирмингеме, Берн-Джонс получает начальное образование в бирмингемской Школе короля Эдварда. Одаренный рисовальщик, с 1848 года он посещает вечерние курсы в правительственной школе дизайна. В 1853 году, решив стать священником, поступает в Экситер-колледж Оксфорда, одного из старейших университетских городов Англии (основан в XII в). Знакомится там с Уильямом Моррисом - студентов связывает тесная дружба и общая страсть к искусству. Там они впитывают дух Средневековья и видят в нем источник творческого вдохновения.

Узнав о Братстве прерафаэлитов из статей критика Джона Рескина, в доме одного из друзей они увидели акварель Данте Габриэла Россетти "Данте, рисующий ангела" (1853 г.), которая произвела на молодых людей такое сильное впечатление, что прерафаэлиты становятся для них идеалом в живописи, а Данте Габриэл Россетти - кумиром.

Образование группы прерафаэлитов стремившихся в своей живописи к простоте и искренности ранних итальянских мастеров дорафаэлевского времени, стало одним из самых ярких событий викторианской эпохи. Братство художников было создано в 1848 году в Лондоне Уильямом Хантом, Джоном Эвереттом Миллесом и Данте Гейбриелом Россетти под сильным влиянием сочинений Рескина. Теория их была такова: "Искусство было чисто только до Рафаэля. Рафаэль сам был чист только в первую половину своей деятельности. Потом, когда он получил первые ватиканские заказы, он впал в манерничанье, создал стереотип, за которым устремились все остальные".

Прерафаэлиты, опираясь на художников кватроченто и готики и добиваясь абсолютной точности в своей технике, стремились сочетать воодушевлявшие их благородные чувства с правдивым изображением предмета.

До появления Братства развитие британского искусства определялось главным образом деятельностью Королевской Академии. Несмотря на появление таких художников, как Тернер и Констебл, манера, культивируемая Академией, по-прежнему тяготела к наследию старых мастеров и основывалась на использовании коричневой краски. Трое молодых прерафаэлитов сознательно бросили вызов общепринятым взглядам; они создали свой манифест и опубликовали его в собственном издании "Росток".

Чтобы воспроизвести манеру великих итальянских художников, творивших до Рафаэля, живописцы братства делали скрупулезные этюды тонов с натуры, воспроизводя их насколько возможно ярко и отчетливо, и писали картины на влажном белом грунте. Они увеличили размеры полотен, чтобы уместить человеческие фигуры и предметы в их натуральную величину. В своем желании писать исполненные истины, глубоко значительные сюжеты они обратились за вдохновением к Библии.

Царь Давид, 1872

В дальнейшем их творчество было тесно связано с литературой: с произведениями поэта эпохи Возрождения Данте, английского поэта Шекспира, давно забытыми средневековыми легендами и балладами с благородным поклонением прекрасной даме, самоотверженным мужеством рыцарей.

Вначале критики, в том числе и Чарлз Диккенс, встретили художников враждебно. Им не понравился реализм, изображающий Иосифа как ремесленника с грязными ногтями, а Мадонну как девушку из толпы. Однако (авторитетный и популярный) критик Джон Рёскин энергично выступил в их защиту, а живописцы-новаторы вскоре приобрели многочисленных поклонников, особенно в среде растущего среднего класса центральной и северной Англии.

Ангелы-менестрели, У.Моррис и ко по рисунку Берн-Джонса, 1894

Уильям Моррис и Эвард Берн-Джонс принимают решение отказаться от богословия ради живописи. В 1855 году молодые люди покидают Оксфорд, окончательно решив посвятить себя искусству, обратившись к Россетти за разрешением участвовать в их журнале. Со знакомства Россетти с этими двумя студентами Оксфордского университета начался новый этап в движении прерафаэлитов. В это время группа прерафаэлитов развивает в своем творчестве круг тем на основе Нового Завета и средневековых легенд. Берн-Джонс знакомится с Рескиным и Россетти в начале 1856 года, а в мае того же года он уже принят учеником в студию Россетти. В следующем году он участвует в выполнении принадлежащего учителю большого проекта стенной росписи холла оксфордского Зала Союзов. Помимо этой работы, его внимание почти всецело поглощает рисунок пером или акварелью, весьма тщательно прорабатываемый.


Буфет "Дамы с животными", 1860


В 1860 году Эдвард Берн-Джонс женится. В это время он начинает писать акварели с добавлением гуаши с бычьей желчью на коричневой основе. К этому периоду относятся два портрета обворожительной Сидонии фон Бок и ее кузины Клары фон Девитц, навеянные итальянским Ренессансом и отмеченные влиянием Россетти. В том же году создает несколько работ по мотивам баллады о Прекрасной Розамунде и королеве Элеоноре (вслед за Россетти и Хьюзом).

Рассказ настоятельницы

Увлечение Средневековьем заставило прерафаэлитов изменить отношение и к декоративно-прикладному искусству, противопоставив бездушным изделиям промышленного производства высокое качество вещей, сделанных ими вручную. В 1861 году Уильям Моррис открывает в Лондоне фирму "Моррис, Маршалл, Фолкнер и К". В этом магазине декоративного искусства продается все необходимое для создания домашнего интерьера: мебель, витражи, керамика, обивочные ткани, предметы искусства. К Моррису присоединяются его верные друзья Филип Уэбб, Россетти и Берн-Джонс.

"Благовещение"

Рождество

Поклонение Волхвов

витражи Богоявленской часовни собора Винчестера (Winchester) в Хемпшире, спроектированные Эдуардом Берн-Джонсом и выполненные в мастерской Уильяма Морриса.

Витраж в Церкви в Донингтоне (Donington) в Лестершире.

Витраж церкви в Мельбурне, в Дербшире

Витраж в церкви в Шрусбери, в Шропшире

Эдуард Берн-Джонс работал в декоративно-прикладном искусстве в так называемой мастерской "Красный дом" Уильяма Морриса в Кенте, спроектированном в 1859 Филиппом Спикменом Уэббом по типу английского деревенского коттеджа из красного кирпича с окнами, различными по форме (квадратными, прямоугольными, круглыми), в некоторых стояли витражи, стены жилища опутывая, столь любимые прерафаэлитами вьющиеся растения. Художники своими руками делали мебель, ковры, занавески, витражи и даже дверные ручки. Данте Габриэл Россетти написал для кабинета Морриса триптих на темы стихотворений Данте Алигьери. Они учились ткать, делать посуду, набивать рисунок на ткани. Новый образ жизни привлекал людей в мастерскую Морриса. Посетителям казалось, что они попадают в самую гущу творческого процесса. Призыв "Не имейте в своем доме ничего, что бы вам не пригодилось или не казалось красивым" нашел немало последователей. Для мастерской Морисса создавались иллюстрации, эскизы гобеленов, мозаик, витражей, предметы декоративно-прикладного искуства. Во многом именно на проектах и рисунках Берн-Джонса держалась деятельность фирмы "Уильям Моррис и К." и издательства "Келмскотт Пресс". В шпалерах и витражах он, как правило, выполнял человеческие фигуры, а Моррис орнаменты. Здесь Берн-Джонс стремился к законченности и эмоциональности в трактовке лиц, несмотря на протесты Морриса, желавшего усиления декоративного начала в такого рода вещах. Создаются книги, в едином стиле оформления страницы книги, её титульного листа и переплёта. "Кентерберийские рассказы" английского поэта Джефри Чосера украшены вьющимися растительными орнаментами Средневековья, текст оживляют заставки-миниатюры и орнаментированные заглавные буквы. Книга вышла в год смерти Уильяма Морриса, через два года со смертью Берн-Джонса.

Весна, 1870

В 1861 году художник едет в Италию с Брауном и Россетти, а по возвращении активно помогает Моррису в создании его художественно-промышленной компании, для которой выполняет множество эскизов витражей, керамической облицовки, гобеленов и других предметов прикладного назначения.

Артур на Авалоне

Благодаря Берн-Джонсу, влияние прерафаэлитов, связанное с именем Уильяма Морриса, было длительным и породило другое течение - "Высокое искусство", германское по происхождению, которое обратилось к сюжетам древней английской истории.

Зачарование Мерлина, 1874

Между 1859 и 1873 годами Берн-Джонс совершает несколько путешествий в Италию, что позволяет ему лучше узнать творчество Мантеньи, Боттичелли и Микеланджело. Совершая поездку вместе с Рескиным, убедившим живописца заняться копированием мастеров венецианской школы, Берн-Джонс обновляет свою технику. В его стиле с этих пор заметны признаки новых влияний, что в конце концов приносит ему славу и рыцарское звание, дарованное художнику как открывателю новой эпохи в искусстве.

Зеркало Венеры, 1870-76

Колесо Фортуны, 1875-83

В 1864 году он избран в члены Старого общества акварелистов; участвует в выставке Общества в 1870. В 1877 году художник представляет семь своих произведений на первую выставку в галерее Гровнор; становится постоянным участником ее салонов вплоть до 1887 г. Известность Берн-Джонса растет, выходя далеко за пределы Англии.

Бой Персея с Драконом, 1878

Ангел музыки, 1880

Король Кофетуа и нищая, 1880-84

В продолжение царствования королевы Виктории британцы начинают все больше думать об имперской роли своей страны. Возрастает интерес к античной литературе и к истории Древней Греции и Рима, а также к легендарному прошлому самой Британии. Эдвард Берн-Джонс становится мастером и античных и средневековых сцен, создавая работы, подобные серии "Пигмалион" или "Король Кофетуа и девушка-нищенка", в которых сквозит воспитательный мотив превосходства благородства души над земными богатствами.

Зловещая голова Медузы Горгоны, 1885

В 1882 году на Всемирной выставке в Париже он вместе с Фредериком Лейтоном представляет Англию. В 1885 году Эвард Берн-Джонс избирается ассоциированным членом Королевской Академии Художеств, но в 1893 г. отказывается от этого звания.

Снаряжение Пресея, 1885

Сад Гесперид, 1887

Даная и медный замок, 1888

Шиповник, заколдованный лес, 1870-1890

Шиповник, спящая принцесса, 1870-1890

Невеста Ливана, 1891

В 1894 году он получает титул баронета; приходит слава, увенчивая его наградами. Последние годы его жизни посвящены большим композициям на литературные темы.

Любовь среди руин, 1893

История движения прерафаэлитов закончилась, оставив мастерам XX века большое наследство благодаря возвышенной вере в искусство и творческим достижениям, изменившим отношение общества и художников к живописи, оформлению книги и декоративно-прикладному искусству.


Сердце розы

Живопись прерафаэлитов являет собой переход от романтизма к символизму начала ХХ столетия, который, может быть, правильнее было бы именовать неоромантизмом: он вновь открыл простор фантазии, устремлённости за пределы повседневности.

Ангел, играющий на флейте

Надежда, 1896

Основные произведения Эдварда Берна-Джонса: "История Пигмалиона" (1869-79, Бирмингем, Городской музей и художественная галерея); "Зеркало Венеры" (1872-77, Лиссабон, Национальный музей старого искусства); "История Персея" (после 1875, Штутгарт, Городское собрание); "Золотая лестница" (1876-80, Лондон, Галерея Тейт); "Любовь среди руин" (1893; там же); иллюстрации к "Сочинениям Джефри Чосера" (совместно с У. Моррисом; 1896).

Св. Иоанн Златоуст (ни датировки ни места не смог найти)

Очень люблю картины и витражи этого художника, но биографию знаю не слишком хорошо. Поэтому текст, повествующий о его жизни, с некоторыми сокращениями будет взят из сети, ну а иллюстрации - из моей коллекции. Заранее предупреждаю, что названия некоторых картин не знаю.

Сэр Эдвард Коли Бёрн-Джонс родился 28 августа 1833 года в скромной семье рамочника-золотильщика в Бирмингеме. Он получает начальное образование в бирмингемской Школе короля Эдварда. Одаренный рисовальщик, с 1848 года Эдвард посещает вечерние курсы в правительственной школе дизайна. В 1853 году, решив стать священником, поступает в Экситер-колледж Оксфорда, одного из старейших университетских городов Англии (основан в XII в). Знакомится там с Уильямом Моррисом - студентов связывает тесная дружба и общая страсть к искусству. Там они впитывают дух Средневековья и видят в нем источник творческого вдохновения.
Узнав о Братстве прерафаэлитов из статей критика Джона Рёскина, в доме одного из друзей они увидели акварель Данте Габриэля Россетти "Данте, рисующий ангела" (1853 г.), которая произвела на молодых людей такое сильное впечатление, что прерафаэлиты становятся для них идеалом в живописи, а Данте Габриэль Россетти - кумиром.
Уильям Моррис и Эдвард Бёрн-Джонс принимают решение отказаться от богословия ради живописи. В 1855 году молодые люди покидают Оксфорд, окончательно решив посвятить себя искусству, обратившись к Россетти за разрешением участвовать в их журнале. Со знакомства Россетти с этими двумя студентами Оксфордского университета начался новый этап в движении прерафаэлитов. В это время группа прерафаэлитов развивает в своем творчестве круг тем на основе Нового Завета и средневековых легенд. Берн-Джонс знакомится с Рёскиным и Россетти в начале 1856 года, а в мае того же года он уже принят учеником в студию Россетти. В следующем году он участвует в выполнении принадлежащего учителю большого проекта стенной росписи холла оксфордского Зала Союзов. Помимо этой работы, его внимание почти всецело поглощает рисунок пером или акварелью, весьма тщательно прорабатываемый.
В 1860 году Бёрн-Джонс женится. В это время он начинает писать акварели с добавлением гуаши с бычьей желчью на коричневой основе. К этому периоду относятся два портрета обворожительной Сидонии фон Бок и ее кузины Клары фон Девитц, навеянные итальянским Ренессансом и отмеченные влиянием Россетти.
Увлечение Средневековьем заставило прерафаэлитов изменить отношение и к декоративно-прикладному искусству, противопоставив бездушным изделиям промышленного производства высокое качество вещей, сделанных ими вручную. В 1861 году Уильям Моррис открывает в Лондоне фирму "Моррис, Маршалл, Фолкнер и К". В этом магазине декоративного искусства продается все необходимое для создания домашнего интерьера: мебель, витражи, керамика, обивочные ткани, предметы искусства. К Моррису присоединяются его верные друзья Филип Уэбб, Россетти и Бёрн-Джонс.
Бёрн-Джонс работал в декоративно-прикладном искусстве в так называемой мастерской "Красный дом" Уильяма Морриса в Кенте, спроектированном в 1859 Филиппом Спикменом Уэббом по типу английского деревенского коттеджа из красного кирпича с окнами, различными по форме (квадратными, прямоугольными, круглыми), в некоторых стояли витражи, стены жилища опутывая, столь любимые прерафаэлитами вьющиеся растения. Художники своими руками делали мебель, ковры, занавески, витражи и даже дверные ручки. Данте Габриэль Россетти написал для кабинета Морриса триптих на темы стихотворений Данте Алигьери. Они учились ткать, делать посуду, набивать рисунок на ткани. Новый образ жизни привлекал людей в мастерскую Морриса. Посетителям казалось, что они попадают в самую гущу творческого процесса. Призыв "Не имейте в своем доме ничего, что бы вам не пригодилось или не казалось красивым" нашел немало последователей. Для мастерской Морисса создавались иллюстрации, эскизы гобеленов, мозаик, витражей, предметы декоративно-прикладного искуства. Во многом именно на проектах и рисунках Бёрн-Джонса держалась деятельность фирмы "Уильям Моррис и К." и издательства "Келмскотт Пресс". В шпалерах и витражах он, как правило, выполнял человеческие фигуры, а Моррис орнаменты. Здесь Бёрн-Джонс стремился к законченности и эмоциональности в трактовке лиц, несмотря на протесты Морриса, желавшего усиления декоративного начала в такого рода вещах. Создаются книги, в едином стиле оформления страницы книги, её титульного листа и переплёта. "Кентерберийские рассказы" английского поэта Джефри Чосера украшены вьющимися растительными орнаментами Средневековья, текст оживляют заставки-миниатюры и орнаментированные заглавные буквы.
В 1861 году художник едет в Италию с Брауном и Россетти, а по возвращении активно помогает Моррису в создании его художественно-промышленной компании, для которой выполняет множество эскизов витражей, керамической облицовки, гобеленов и других предметов прикладного назначения.
Между 1859 и 1873 годами Бёрн-Джонс совершает несколько путешествий в Италию, что позволяет ему лучше узнать творчество Мантеньи, Боттичелли и Микеланджело. Совершая поездку вместе с Рёскиным, убедившим живописца заняться копированием мастеров венецианской школы, Бёрн-Джонс обновляет свою технику. В его стиле с этих пор заметны признаки новых влияний, что в конце концов приносит ему славу и рыцарское звание, дарованное художнику как открывателю новой эпохи в искусстве.
В 1864 году он избран в члены Старого общества акварелистов; участвует в выставке Общества в 1870. В 1877 году художник представляет семь своих произведений на первую выставку в галерее Гровнор; становится постоянным участником ее салонов вплоть до 1887 г. Известность Бёрн-Джонса растет, выходя далеко за пределы Англии.
В продолжение царствования королевы Виктории британцы начинают все больше думать об имперской роли своей страны. Возрастает интерес к античной литературе и к истории Древней Греции и Рима, а также к легендарному прошлому самой Британии. Бёрн-Джонс становится мастером и античных и средневековых сцен, создавая работы, подобные серии "Пигмалион" или "Король Кофетуа и нищенка", в которых сквозит воспитательный мотив превосходства благородства души над земными богатствами.
В 1882 году на Всемирной выставке в Париже он вместе с Фредериком Лейтоном представляет Англию. В 1885 году Бёрн-Джонс избирается ассоциированным членом Королевской Академии Художеств, но в 1893 г. отказывается от этого звания.
В 1894 году он получает титул баронета; приходит слава, увенчивая его наградами. Последние годы его жизни посвящены большим композициям на литературные темы. Умер художник 17 июня 1898 года.


Есть красивая легенда о молодом короле Кофетуа. Он никогда не знал женщин и сторонился их. Повсюду он искал идеал женской красоты. И лишь встретив юную нищенку, будучи поражен не только ее красотой, но и добродетелями, он почувствовал пробуждение любви.
В искусстве эта легенда нашла отражение и в литературе, и в живописи.
Популярность этой легенде принесло стихотворение Альфреда Теннисона.

Her arms across her breast she laid;
She was more fair than words can say:
Bare-footed came the beggar maid
Before the king Cophetua.
In robe and crown the king stept down,
To meet and greet her on her way;
"It is no wonder," said the lords,
"She is more beautiful than day".

As shines the moon in clouded skies,
She in her poor attire was seen:
One praised her ancles, one her eyes,
One her dark hair and lovesome mien.
So sweet a face, such angel grace,
In all that land had never been:
Cophetua sware a royal oath:
"This beggar maid shall be my queen!"
(1833)

В живописи этот сюжет получил не одно воплощение. Мне больше всего нравится то, как его трактует именно Бёрн-Джонс. Король сидит, сняв корону, и смотрит снизу вверх на девушку, которая написана светлыми тонами и кажется, излучает сияние. По-моему, удивительно поэтичная картина!.. Вот собственные слова художника: ""В картине я вижу красивый романтический сон, о том, что никогда не было и никогда не будет, который освещен неземным светом и происходит он в землях, в которые никто не определит и не вспомнит. Мое единственное желание - чтобы формы были красивыми".

"Король Кофетуа и нищенка" (1884)

Золотая лестница (1880)

В картинах Берн-Джонса современников привлекала грация задумчивых фигур с их идеальной красотой, вносящих ностальгическую нотку. Огромное полотно излучает таинственную и притягательную силу, завораживает бесконечным потоком спускающихся вниз по спирали ступеней девушек. Они удивительно похожи друг на друга: стройные, грациозные, в белых туниках, каждая с музыкальным инструментом в руках. Их можно было бы принять за ангелов, если бы не маленькое окошечко в крыше вверху картины, где на фоне неба видны белые голуби.

Мерлин во власти чар (1870-74)

Образ Мерлина дошел до нас из глубин веков кельтской культуры как образ воспитателя, верного советника и духовного защитника короля Артура. Всегда проникнутые мудростью советы молодому королю провидец Мерлин давал как пожелания или приказания. Мерлин - самый знаменитый персонаж мифо-поэтической традиции кельтов и средневековых повествований о короле Артуре. Наставник Артура был талантливым ученым, именно ему приписывают создание братства Круглого стола, возведение города Камелота, столицы королевства, и каменного кольца в Стоунхендже. Предвидя, что Артур - будущий могучий король, который объединит Британию и даст ей мир, Мерлин еще мальчиком взял Артура к себе на воспитание. Легенда гласит, что Мерлином был изготовлен огромный меч Эскалибур и силой своего волшебства заключен им внутрь большого камня, на котором было начертано: «Кто извлечет сей меч из камня, тот - по праву рождения король над всей Британией». Артур был единственным, кто смог это сделать и по праву стал правителем страны. История Мерлина подходит к концу необычным образом. Чародей знал свое будущее и открыл Артуру, что ему недолго осталось находиться на земле, умоляя короля пуще ока беречь волшебный меч Эскалибур. На картине Берн-Джонса Мерлин околдован своей возлюбленной. По одной из легенд он не умирает, а оказывается заточен волшебными чарами феи озера Вивианой. Красавица «безнадежно его околдовала; чтобы сохранить свою власть над ним, она выудила у него секрет волшебной гробницы, вырубленной в скале, заманила его туда и навечно там заперла, так что Мерлин был жив, но полностью отрезан от мира». На этом история о Мерлине и короле Артуре не заканчивается, ибо где-то еще живет заточенный Вивианой великий волшебник...

Зеркало Венеры (1870-76)

Maria Zambaco (1870)

Katie Lewis

Даная и медный замок (1888)

Цикл картин "Спящая красавица" (6 картин; 1871-90)


Колесо Фортуны (1875-83)

Древо прощения (1881-82)

Глубина моря

Благовещение (1879)

Свадьба Психеи (1895)

Влюбленные среди руин

Смертоносная голова Медузы

Рассказ настоятельницы (1898)

Песнь любви (1868-77)

Плач (1865-66)

Сердце розы

Сад гесперид (1887)

Последний сон короля Артура в Авалоне

Вооружение Персея

Битва Персея с драконом (1878)

Прикованная Андромеда (1885-88)


Пигмалион и статуя: рука не смеет (1878)

Пигмалион и статуя: боги благословляют (1878)

Пигмалион и статуя: постижение души (1879)

Любовь, ведущая пилигрима

Волшебник

Baronne Deslandes

Lady Francis Balfour

Geirgiana Burn-Jones

Margaret Burn-Jones

Lady Burn-Jones, her son Philip and her daughter Margaret

Обри Бердслей (1872-1898). Английский художник-график XIX в.

Одной из наиболее известных работ Бердслея (хотя по мнению ряда специалистов, не самой удачной) считают серию иллюстраций и оформление подготовленное Дж. М. Дентом «Смерти Артура» Мэлори (1893-1894). Это издание было задумано как конкурентное проекту Уильяма Морриса «Возрождение английской книги» (которое осуществляло издательство «Kelmscott Press»). Оформленное Бердслеем издание содержало 21 крупную иллюстрацию и 585 заставок, буквиц, рамок и орнаментов. Хотя в первых главах заметно влияние известного английского художника конца XIX в. прерафаэлита Эдварда Берн-Джонса, Бердслей вскоре разработал собственный стиль «арт нуво» (art nouveau), характерными чертами которого стали четкая линия, абстрактные растительные орнаменты и контрастное соотношение черных и белых форм.

Еще более оригинальной была трактовка художником содержания книги. В его гравюрах рыцари, будто погруженные в летаргию и безжизненные или изнеженные, полностью пребывают под властью своих дам или под властью чар той или иной волшебницы. Вместо того чтобы прославлять романтическую куртуазность, Бердслей создал скорее сатиру на нее. К тому же его современников, викторианцев, не могли не шокировать изнеженные герои, обнаженные андрогинны, распутные сатиры и чувственные ангелы. Созданные им декоративные рамки для страниц более разнообразны, чем произведения Уильяма Морриса. В оформлении страниц Бердслей удачно подражал сложной роскоши средневековых рукописей, а заглавные буквицы и концовки глав очаровательны сами по себе и могут быть причислены к наиболее удачным его украшениям.

«Смерти Артура», Иллюстрации Обри Бердслея:


Эдвард Берн-Джонс (1833-1898). Английский художник XIX в., на протяжении своего творчества неоднократно обращался к артуровскому материалу.

Эдварда Берн-Джонса, как правило, связывают с периодом середины и заката «артуровского возрождения». Изможденные фигуры с его полотен, которые парят на фоне пейзажей, будто проступающих из снов, оказали немалое влияние на последующих художников. Манера Берн-Джонса стала едва ли не канонической для поздних викторианцев, таких как Эдвин Остин Эбби и Джон Уильям Уотерхауз. В еще большей мере это относится к книжным графикам, в особенности - к Обри Бердслею, Уолтеру Крейну и Артуру Рэкхему.

С артуровскими легендами Берн-Джонс познакомился в годы своего обучения в Оксфорде. Первым из литературных источников стала поэзия Теннисона, с которой его познакомил в 1853 г. его друг художник и поэт Уильям Моррис. В 1855 г. друзья вместе прочли «Смерть Артура» Мэлори. Своим увлечением Мэлори друзья заразили еще одного художника из среды прерафаэлитов, Данте Габриэля Россетти, который вместе с ними принял участие в проекте создания фресок для Дискуссионного Общества Оксфордского университета (1857). В рамках этого проекта Берн-Джонс создал эскиз, а затем - настенную роспись по нему «Смерть Мерлина». Его интерес к Теннисону вновь возродился в 1859 г. после встречи с Моррисом: Берн-Джонс написал ряд картин на темы артуровских легенд. К этому периоду относится его картина «Сэр Галахад» (Fogg Art Museum, Cambridge).

В последующие два десятилетия Берн-Джонс неоднократно возвращался как к текстам Теннисона, так и к произведению Мэлори. Мир невинной мечты в «Обмане Мерлина» (1875-1877, Lady Lever Art Gallery, Port Sunlight) приобрел несколько эротический оттенок; здесь Берн-Джонс попытался совместить идеи, почерпнутые из произведений Теннисона и из французских куртуазных романов.

В последние десятилетия жизни художника его интерес к артуровскому материалу только возрос. Альбом этюдов и записные книжки за 1885 г. (British Museum, London) содержат зарисовки и пространные записи, касающиеся артуровской геральдики. Впоследствии они были использованы при создании эскизов для произведений декоративно-прикладного искусства, таких как «Роттингетские витражи» (1886) и «Гобелены Стэнмор-холла» (1791-1894). Обе эти работы иллюстрируют поиски Святого Грааля. Берн-Джонсу были заказаны иллюстрации к элитному изданию «Смерти Артура» Мэлори, которое Уильям Моррис планировал выпустить в издательстве «Kelmscott Press». Выпуск томов был прекращен из-за смерти самого Морриса, однако Берн-Джонс создал фронтиспис и титульный лист для каждого из двух томов «Высшей истории Святого Грааля» Сибастиана Эвана (1898).

Последней работой художника, не завершенной из-за его смерти, стало живописное полотно «Артур на Аваллоне» (1880-1898, Museum of Art, Ponce, Puerto Rico). Сам Берн-Джонс полагал, что оно должно «стать суммой всех его идеалов в искусстве».


Эдвард Берн-Джонс.
«Артур на Аваллоне» (1880-1898, Museum of Art, Ponce, Puerto Rico).

(Картинку можно увеличить)

Уильям Моррис (1834-1896). Английский поэт, романист, график и дизайнер.

Четыре поэмы, написанные на артуровские темы, открывают первый и удостоившийся наиболее высоких похвал современников сборник стихов Морриса «Защита Гвиневеры и другие стихотворения» («Defence of Guenevre, and Other Poems», 1858). Эти поэмы, представляющие собой стихотворную реминисценцию ряда эпизодов из «Смерти Артура» Мэлори, сгруппированы по две: «Защита Гвиневеры» («Defence of Guenevre») и «Гробница Артура» («King Arthur"s Tomb») посвящены истории любви Ланселота и Гвиневеры, а более краткие «Сэр Галахад. рождественская мистерия» («Sir Galahad: A Christmas Mystery») и «Часовня в стране Лионесса» («Chapel in Lyoness») - поискам Грааля.

Как художник-иллюстратор Уильям Моррис рассматривал книгу как единое произведение искусства, в котором гармонично сочетаются все его элементы: шрифт, иллюстрации, поля, виньетки, рамки, заставки и буквицы, вплоть до расположения текста на странице, бумаги и переплета. Основным вкладом Морриса а «артуровское искусство» стало то влияние, какое он оказал на других художников. Моррис познакомил с произведениями Теннисона на артуровские темы своего близкого друга Эдварда Берн-Джонса, когда оба они учились в Оксфорде в 1853 г. В 1855 г. они вместе прочли «Смерть Артура» Мэлори, а в 1857 г. Моррис вслух читал этот эпос Берн-Джонсу и Данте Габриэлю Россетти, когда они все вместе работали в студии последнего. В набросках, разработанных Моррисом для произведений декоративного искусства (например, тканей и вышивок), он с успехом сочетал дизайн прерафаэлитов и артуровские мотивы. Моррис неизменно отдавал предпочтение Мэлори перед Теннисоном, и это оставило неизгладимый след на интерпретации артуровских легенд прерафаэлитами.

Артуровские легенды и мотивы весьма занимали Морриса, однако его кисти принадлежат лишь незаконченные наброски, такие как «Изольда на корабле» (1856), и лишь одна законченная акварель «Королева Гвиневера» (1858, Tate Gallery, London). Художник создал также одну из настенных фресок и потолочную фреску в большом проекте прерафаэлитов в Оксфорде (1857 г.) и руководил работами по созданию витражей в Данлопе (1862), для которых он разработал пять панелей. Принадлежащие ему фирмы (Morris Company Merton и Abbey Tapestry Works) спонсировали ряд артуровских проектов. Моррису принадлежит идея издания «Смерти Артура» с иллюстрациями Э. Берн-Джонса, которое предстояло выпустить в издательстве «Kelmscott Press»; весь роман Мэлори должен был выйти серией из восьми томов. Однако со смертью Морриса издание было прекращено.

Уильям Моррис (William Morris), текстильный дизайн:


Данте Габриэль Россетти (1828-1882). Английский художник XIX в.

Рыцарскими романами Средневековья Россетти заинтересовался еще в юности. Сюжет для первой своей картины на артуровскую тему «Гробница короля Артура» (частная коллекция) он придумал сам.

Следующим этапом его увлечения этой тематикой стало создание иллюстраций к проекту «Моксон-Теннисон»: Россетти сделал две иллюстрации к этому изданию. Позднее под влиянием Уильяма Морриса, в то время когда Моррис и его друг, художник Эдвард Берн-Джонс работали в его студии, Россетти увлекся Мэлори и стал вдохновителем проекта создания фресок для здания Дискуссионного Общества Оксфордского университета. Сюжеты для этих фресок были взяты из романа Мэлори. Согласно первоначальному плану, вкладом Россетти в этот проект должны были быть «Видение Ланселота о Святом Граале», «Ланселот в опочивальне королевы» и «Как сэр Галахад, сэр Борс и сэр Персеваль узрели Святой Грааль», однако две первые фрески известны только в набросках. Россетти также принимал участие в проекте Уильяма Морриса по созданию витражей на артуровские темы в Данлопе.

Поздние работы Россетти на артуровские темы представляют собой разработку уже использованных мотивов. Среди них «Как Грааль напитал сэра Галахада, сэра Борса и сэра Персеваля; но сестра сэра Персеваля умерла в пути» (1864, Birmingham City Gallery) и «Сэр Тристан и Изолда Прекрасная выпивают любовный напиток» (1867, Cecil Higgins Art Gallery, Бредфорд).

К концу 1860-х гг. Россетти задумал написание собственной Артурианы «Божий Грааль», которая так и не была завершена; к концу следующего десятилетия артуровские мотивы совершенно исчезли с его полотен.

Россетти оказал огромное влияние на «артуровское возрождение» в целом. Он побуждал браться за артуровские темы других художников, в том числе уже завоевавших известность, таких как Эдвард Берн-Джонс и Артур Хьюз. Его манеру обычно связывают с романтической гранью артуровской живописи. В стандартный викторианский репертуар Россетти привнес эротические и мистические мотивы.

Данте Габриэль Россетти (Dante Gabriel Rossetti), графика и живопись на артуровсую тему:

Э́двард Ко́ли Бёрн-Джонс (англ. Edward Coley Burne-Jones; 28 августа 1833, Бирмингем, Великобритания - 17 июня 1898, Лондон, Великобритания) - близкий по духу к прерафаэлитам английский живописец и иллюстратор, один из наиболее видных представителей движения искусств и ремёсел. Широко известен своими витражами.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Родился в Бирмингеме 28 августа 1833 в скромной семье столяра-рамочника. В молодости хотел стать священником. Изучал теологию в Эксетер-колледже (Оксфордский университет). Здесь знакомится с Уильямом Моррисом, и оба, находясь под впечатлением картин прерафаэлитов, принимают решение отказаться от богословия ради живописи. Когда в 1856 году Данте Габриэл Россетти встречается с Уильямом Моррисом и Эдвардом Бёрн-Джонсом, это знакомство становится началом нового этапа в развитии движения прерафаэлитов.

В 1856 Бёрн-Джонс обручился с Джорджианой (Джорджи) Макдональд (1840-1920), одной из сестёр Макдональд. Она училась на художницу, и была сестрой старого школьного друга Бёрн-Джонса. В 1860 году пара поженилась. Джорджиана занялась созданием гравюр по дереву и подружилась с Джордж Элиот. (Другая сестра Макдональд вышла замуж за художника Эдварда Пойнтера, вторая - за владельца металлургических предприятий Альфреда Болдуина и стала матерью премьер-министра Стэнли Болдуина, а третья - матерью Редьярда Киплинга. Таким образом, Киплинг и Болдуин были племянниками Бёрн-Джонса).

Джорджиана родила сына Филиппа в 1861 году. Второй сын, рождённый зимой 1864 года, когда Джорджиана болела скарлатиной, умер вскоре после рождения. Затем семья переехала в дом № 41 на Кенсингтон-сквер, и их дочь Маргарет родилась там в 1866 году.

В 1864 году он избран в члены Старого общества акварелистов. В 1877 году художник представляет свои произведения на первую выставку в галерее Гровнор и становится постоянным участником ее салонов вплоть до 1887 г.

В 1867 году Бёрн-Джонс и его семья переехали в Гранж, дом 18ого века с большим садом в Фулеме. В течение 1870х Бёрн-Джонс почти не выставлял своих работ, переживая остро-враждебные нападки прессы и страстный роман (описанный как «эмоциональная кульминация его жизни») с греческой моделью Марией Замбако, закончившийся её попыткой совершить самоубийство, бросившись в канал Регента.

В эти тяжёлые годы Джорджиана стала близким другом Морриса, чья жена Джейн была влюблена в Россетти. Джорджи и Моррис могли быть влюблены друг в друга, но, если он и просил её оставить мужа, она отказала. В конце концов Бёрн-Джонсы, как и Моррисы, остались вместе, но Джорджи и Моррис были близки до конца жизни. Их сын Филипп стал известным портретистом и умер в 1926 году. Их любимая дочь Маргарет (умерла в 1953 году) вышла замуж за Джона Вильяма Мэкейла (1850-1945), друга и биографа Морриса, профессора поэзии в Оксфорде в 1911-1916 годах. Их дети Анжела Фиркель и Денис Мэкеил стали писателями.

В 1882 году на Всемирной выставке в Париже Бёрн-Джонс вместе с Фредериком Лейтоном представляет Англию. В 1885 году Эвард Берн-Джонс избирается ассоциированным членом Королевской Академии Художеств.

В 1894 году Бёрн-Джонс получает титул баронета; приходит слава, увенчивая его наградами. Последние годы его жизни посвящены большим композициям на литературные темы.

ТВОРЧЕСТВО

Принадлежал к младшему поколению прерафаэлитов. Стремясь к возрождению духовности и наивной поэзии средневекового и раннего ренессансного искусства, Бёрн-Джонс стилизовал формы своих произведений в духе итальянской живописи XV века.

Декоративно-изощренные композиции Бёрн-Джонса на религиозные и мифологические сюжеты (“История Пигмалиона”, 1869-1879, Бирмингем, Художественная галерея и городской музей; “Зеркало Венеры” 1872-1877, Лиссабон, Национальный музей старого искусства; “История Персея” после 1875, Штутгарт, Городское собрание; “Золотая лестница”, 1876–1880, “Король Кофетуа и нищенка”, 1880–1884, “Любовь среди руин”, 1893, – все картины в Галерее Тейт, Лондон) отличаются чертами романтической взволнованности и идеализацииотличаются чертами романтической взволнованности и идеализации, гибким линейным ритмом, тяготением к орнаментальности.


В двадцатидвухлетнем возрасте Бёрн-Джонс открыл для себя «Смерть Артура» Томаса Мэлори, и до конца своей жизни он создавал полотна, посвящённые этим легендам. Красота и таинственность древних преданий пленили Бёрн-Джонса ещё и потому, что это были христианские предания, построенные на тематике битвы добра и зла, греха и спасения. Как многие другие современники, которые потеряли свою веру в Бога, Бёрн-Джонс сохранил веру в христианские добродетели, романтическую любовь, благородство. За два года до смерти он писал: «Поразительно, но эта история о Святом Граале всегда была в моих мыслях… Есть ли в мире что-нибудь столь же прекрасное?»

Бёрн-Джонс много рисует обнаженное мужское тело. Его картины почти плоскостны, в них нет ярко выраженной игры светотени. Он делает упор на линию, а колорит его работ очень часто золотисто-оранжевый. Детализация и излишний реализм прерафаэлитов нехарактерны для Бёрн-Джонса. Его герои очень статичны, их лица отрешены, а позы скорее напоминают изящные позы статуй. На картинах почти нет динамики, только созерцание.

История движения прерафаэлитов закончилась вместе с творчеством Бёрна-Джонса, оставив мастерам XX века большое наследство благодаря возвышенной вере в искусство и творческим достижениям, изменившим отношение общества и художников к живописи, оформлению книги и декоративно-прикладному искусству.

Живопись прерафаэлитов являет собой переход от романтизма к символизму начала ХХ столетия, который, может быть, правильнее было бы именовать неоромантизмом: он вновь открыл простор фантазии, устремлённости за пределы повседневности. Выполненные Бёрн-Джонсом для мастерских У.Морриса иллюстрации, эскизы гобеленов, мозаик, витражей, предметов декоративно-прикладного искусства способствовали возрождению английских художественных ремесел.

© 2024 sauna-rubikon.ru - Рубикон - строительный портал